Выступление Ивана Болотникова




Смута

Причины и суть Смутного времени

Смута, Смутное время, лихолетье — так называют начало XVII века в России. Никогда еще на Руси не было подобных событий. Если ранее споры за престол могли вести разные ветви князей Рюриковичей, то в эти годы на древний стол Ивана Калиты претендовали и беглый монах, и бывших холоп, и нищий школьный учитель. А наследственная московская монархия вдруг разом превратилась в выборную. И вот уже вместо одного государственного центра появились несколько, и в каждом сидел свой представитель власти. Народ приносил присягу то одному правителю, то другому, принимал самое активное участие в утверждении на престоле то одного, то другого претендента. Бояре и дворяне метались между разными царями, думая не о государственной пользе, а о собственной выгоде. Поддерживая то одного, то другого самозванца, русские люди подняли оружие друг против друга. И за всем этим зорко следили давние недруги России, довольные ее ослаблением, готовые каждую минуту отхватить себе лакомый кусочек земли Русской.

Одной из причин Смуты стало пресечение законной московской династии. Это совпало с разрухой, голодом, запустением центральной части русских земель, которые стали следствием неразумной политики Ивана Грозного. Стремясь преодолеть хозяйственную разруху, власти ужесточали политику закрепощения крестьян, увеличивали налоговый гнет. Это вызывало протест народа. Верхушка же общества была разобщена, между боярами и дворянами существовали многочисленные противоречия. Все это привело к ослаблению центральной власти.

Особую роль в событиях Смутного времени сыграло казачество. Ведь именно на окраины Русской земли, в вольные казацкие общины бежали, спасаясь от наступления крепостного права, крестьяне. К тому же казаки были вооружены и имели боевой опыт, приобретенный в столкновениях с кочевыми ордами.

Царствование Лжедмитрия I

В июне 1605 года разношерстное войско самозванца беспрепятственно вступило в Москву. Но горожане пожелали убедиться в том, что перед ними настоящий царевич Дмитрий, и потребовали встречи Марии Нагой с «чудом спасшимся» сыном. Лжедмитрий, обладавший незаурядными актерскими способностями, ловко разыграл перед многотысячной толпой сцену встречи «любящего сына» с матерью. Запуганная вдова Ивана Грозного растерялась и не смогла вымолвить ни слова — этого было достаточно, чтобы присутствующие поверили в истинность «царевича». Вскоре под ликующие крики толпы Лжедмитрий был провозглашен царем.

Самозванец возвратил из ссылки бояр, пострадавших при Борисе Годунове. Филарет Романов был возведен в сан митрополита ростовского. На первых порах новый царь пытался заигрывать с народом, лично выслушивал все жалобы и просьбы, отменил казни, начал борьбу с поборами и взятками. Но он забыл свое главное обещание — дать полную свободу крестьянам.

Москвичи с неприязнью наблюдали за поведением молодого царя, не считавшегося с русскими обычаями и традициями: он носил польское платье, ходил по улицам Москвы без свиты, перед обедом не молился, а после обеда не умывал рук и не спал. Чашу терпения переполнила свадьба Лжедмитрия с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек, на которую съехалось около двух тысяч поляков. Бракосочетание проходило с нарушениями принятых на Руси православных обычаев. Приглашенные на свадьбу поляки вели себя вызывающе: входили в церковь, не снимая шапок, громко смеялись и разговаривали; избивали и грабили жителей.

Боярский заговор

Поведением Лжедмитрия было недовольно знатное боярство, которое многое сделало для утверждения самозванца на престоле, получив обещание, что он будет править совместно с Боярской думой. Но, заняв престол, самозванец отстранил бояр от всякого вмешательства в государственные дела.

Боярам, и в первую очередь князьям Шуйским, были доподлинно известны обстоятельства гибели настоящего царевича Дмитрия. Ведь Василий Шуйский по указанию царя Федора Ивановича расследовал причины смерти царевича. Пока власть была в руках Годунова, Шуйский на площади публично клялся, что царевич Дмитрий действительно умер. Но это не помешало ему потом признать в Лжедмитрии истинного царевича.

Умело используя недовольство простого люда новым царем, боярская верхушка организовала восстание. В ночь на 17 мая 1606 года, подняв набатным звоном московский народ, бояре- заговорщики ворвались в Кремль, схватили Лжедмитрия и убили его. Труп самозванца был выставлен на Красной площади на поругание. Через трое суток его сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши — страны, откуда он пришел. Много поляков было перебито возбужденным народом. «Царица» Марина и ее отец были арестованы.

Царский престол пустовал недолго. В 1606 году на Земском соборе, наспех собранном из жителей Москвы, царем был «выкликнут» князь Василий Иванович Шуйский. Потомок суздальско-нижегородских князей при воцарении поклялся не допускать безграничного самовластия: «всякого человека, не осудя истинным судом с бояры своими, смерти не предати». Он обещал также не слушать ложных доносов и не отнимать имущество у наследников и родственников осужденных.

Патриархом Русской православной церкви был избран сторонник Василия Шуйского — казанский митрополит Гермоген, который обеспечил новому царю поддержку духовенства. Большинство же дворян было недовольно приходом к власти «боярского» царя. Не было единодушия и среди самих бояр.

Выступление Ивана Болотникова

Не успели убрать с Красной площади труп самозванца, как по Москве поползли слухи, что во дворце убили не Дмитрия, а кого-то другого. Эти слухи сразу же сделали положение Василия Шуйского очень шатким. Недовольных боярским царем было много, и они ухватились за имя Дмитрия. Одни — потому, что искренне верили в его спасение; другие — потому, что только это имя могло придать борьбе с Шуйским «законный» характер. Благодатную почву эти слухи нашли на юго-западе и юге страны, где продолжали бушевать крестьянские волнения и где год назад активно поддержали Лжедмитрия I.

Вскоре движение возглавил Иван Болотников. Он был в молодости военным холопом князя Телятевского. Во время похода попал в плен к крымским татарам. Затем был продан в рабство в Турцию, где стал гребцом-невольником на галере. Во время морского сражения Болотникову удалось освободиться. Он бежал в Венецию. По пути из Италии на родину Болотников побывал в Речи Посполитой. Здесь из рук ближайшего сподвижника Лжедмитрия I, который выдал себя за спасшегося царя, он получил грамоту о назначении его главным воеводой в «царском» войске. Это войско собиралось в городе Путивле на границе России и Речи Посполитой.

Поверив в «истинного царя». Болотников двинулся из Пу- тивля на Москву. Осенью 1606 года, разбив несколько царских отрядов, повстанцы подступили к Москве и расположились в селе Коломенском. В лагерь Болотникова толпами стекались люди, недовольные царем Василием Шуйским. Здесь были не только крестьяне и холопы, но и казаки, стрельцы, дворяне. Среди воевод Болотникова был и князь Телятевский — бывший его хозяин.

Осада Москвы продолжалась пять недель. Неудачные попытки взять город закончились тем, что несколько дворянских отрядов, в том числе крупный отряд Прокопия Ляпунова, перешли на сторону Василия Шуйского. Оттолкнули москвичей и настойчивые утверждения сторонников Болотникова о втором «чудесном спасении царя Дмитрия». Многие горожане сами видели мертвого самозванца и не верили рассказам о его воскрешении.

В решающей битве у Коломенского в декабре 1606 года ослабленные войска Болотникова были разбиты и отошли в Калугу и Тулу.

 

В Калуге Болотников быстро привел в порядок городские укрепления. Подошедшее войско во главе с воеводами Василия Шуйского не только не смогло взять город, но и потерпело жестокое поражение. Другим центром сопротивления стала Тула. На помощь Болотникову прибыл отряд из Поволжья, возглавляемый еще одним самозванцем — «царевичем Петром», якобы сыном царя Федора Ивановича.

Василию Шуйскому удалось собрать большое войско. Он смог сделать это благодаря серьезным уступкам дворянству. Царь занял свыше 18 тысяч рублей в Троице-Сергиевом монастыре, чтобы выплатить жалованье ратным людям. Скопившимся в Москве разорившимся дворянам и членам их семей правительство стало ежедневно выдавать «кормовые» деньги. Для того чтобы заручиться поддержкой дворян, в марте 1607 года Шуйский увеличил срок возвращения беглых крестьян к своим прежним владельцам до 15 лет.

В сражении под Каширой в мае 1607 года отряды Болотникова потерпели поражение. Их остатки укрылись за крепостными стенами Тулы. Осада города длилась около четырех месяцев. Убедившись, что Тулу невозможно взять при помощи оружия, Василий Шуйский, лично возглавлявший ее осаду, приказал соорудить плотину на реке Упе. Поднявшаяся вода затопила часть города. В Туле начался голод. 10 октября 1607 года Иван Болотников сложил оружие, поверив обещанию царя сохранить ему жизнь. Но Василий Шуйский жестоко расправился с руководителями движения. Болотникова сослали в монастырь, где вскоре он был ослеплен и утоплен. «Царевич Петр» был повешен. Однако большинство повстанцев было отпущено.

Но Шуйский рано праздновал победу.

Лжедмитрий II

Еще летом 1607 года на юго-западе страны объявился новый самозванец. Его по просьбе Болотникова отыскал в Могилеве казачий атаман Иван Заруцкий. Низкорослый бродячий учитель напоминал фигурой убитого в Москве самозванца. С большим трудом удалось убедить бродягу принять имя «царя Дмитрия». Затем он был переправлен на территорию России, где болотниковцы признали его своим государем.

В конце лета 1607 года отряды Лжедмитрия II двинулись на помощь Болотникову, осажденному в Туле. Жители юго-западных городов России встречали самозванца и его воинов хлебом и солью.

Капитуляция повстанческой армии в Туле вызвала разброд в войсках самозванца. Однако в ноябре 1607 года, когда к «воскресшему» царю Дмитрию присоединились остатки отрядов Болотникова, боеспособность его армии была восстановлена. К тому же в лагерь самозванца хлынули привлеченные его щедрыми посулами отряды польских дворян. Вскоре они стали его основной опорой. Лжедмитрий II решил отправиться по стопам своего предшественника на Москву.

Беспрепятственно проследовав к столице, войско самозванца летом 1608 года обосновалось у подмосковного села Тушино. Вскоре туда прибыли новые польские отряды. Вместе с ними была Марина Мнишек, отпущенная из плена Василием Шуйским по настоянию польского короля. И опять была разыграна сцена «признания» Мариной нового самозванца своим мужем и «истинным царем Дмитрием». Возродились планы папы римского о введении католичества на Руси. А польский король был намерен присоединить западные русские земли к Польско-Литовскому государству.

Вскоре Тушино стало как бы второй столицей — со своим царем, прозванным народом «тушинским вором», Боярской думой и своим патриархом (им стал захваченный поляками ростовский митрополит Филарет). В Тушино начали стекаться дворяне и бояре, обделенные царем Василием. Некоторые московские бояре присягали самозванцу и, получив в награду земли с крестьянами, возвращались к Шуйскому за более высокими чинами и наградами. Такое поведение бояр получило презрительное название «тушинских перелетов».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: