В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАГНАЦИИ




Пророков Андрей Николаевич

Профессор кафедры экономики и предпринимательства

ИЭУиП ГОУ ВО МО МГОУ

 

РОССИЙСКОЕ МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАГНАЦИИ

 

Аннотация. Уровень развития малого предпринимательства определяется состоянием национальной экономики. Снижение активности малого предпринимательства негативно сказывается на уровне жизни населения. В условиях экономической рецессии важным фактором развития малого предпринимательства являются различные формы и методы государственной поддержки данного сектора экономики.

 

Ключевые слова. Стагнация, малое предпринимательство, занятость населения, покупательная способность, индивидуальное предпринимательство, государственная поддержка.

 

Важность создания благоприятных условий и поддержки малого предпринимательства для обеспечения социально-экономической стабильности государства осознается на всех уровнях управления и всеми хозяйствующими субъектами.

Предполагается, что малое предпринимательство должно сформировать социальный слой, именуемый «средним классом». В развитых странах именно эта часть населения обеспечивает социально-экономическую устойчивость всего общества.

Считается также, что малые предприятия могут выполнить роль передового отряда в инновационной сфере. Мировой опыт свидетельствует об эффективном участии мелких фирм в развитии научно-технического прогресса за счет гибкости и более высокой степени адаптации к изменениям, происходящим на рынке. К этим конкретным целям можно добавить и целый ряд социальных задач.

Определяя роль и значение малого предпринимательства как самостоятельного сектора экономики, можно выделить следующие его функции:

- обеспечение занятости населения;

- обеспечение стабильности общества;

- увеличение потенциала внутреннего рынка и налогооблагаемой базы;

- развитие инфраструктуры товарного рынка;

- инновационная деятельность; развитие кооперационных связей со средними и крупными предприятиями и др.

В 2007 г. принят новый Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.07 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 209). Указывается его инновационность, декларируется, что наконец-то определили конкретно, что такое не только малое, но и среднее предприятие, дополнительно выделено отдельно – микропредприятие.

В новом законе определены и систематизированы формы поддержки: имущественная, финансовая, информационная, правовая, консультационная, кадровая, разработаны и приняты десятки нормативных актов по обеспечению базового закона на федеральном и региональном уровнях, были предусмотрены административные и экономические (косвенные) методы управления, направленные на развитие данного сектора.

Региональным органам власти вменено в обязанность вести реестр субъектов малого предпринимательства, разработать программу поддержки малого предпринимательства, создать инфраструктуру его поддержки в регионах.

Предпринимаемые на уровне Правительства РФ действия были призваны решить ряд актуальных проблем и устранить препятствия, затрудняющие деятельность субъектов малого предпринимательства. Введено ограничение числа плановых проверок, закреплен преимущественно уведомительный порядок регистрации, сокращено количество разрешительных документов, принят закон о приватизации представителями малого предпринимательства арендуемых площадей, введена патентная система налогообложения, узаконены налоговые каникулы и др.

Малое предпринимательство в определенной степени является индикатором состояния экономики в целом. В свою очередь, состояние национальной экономики обуславливает возможности для активного развития малого и среднего предпринимательства, проявления гражданами инициативы и предприимчивости в различных сферах хозяйственной деятельности.

Положение отечественной экономики оценивается по международным показателям следующим образом.

В 2014 г. экономика РФ стала шестой крупнейшей экономикой по паритету покупательной способности и десятой по объему валового внутреннего продукта (ВВП) в текущих ценах (по прогнозу МВФ, к концу 2015 г. она может стать девятнадцатой из-за девальвации рубля). По ВВП (номинал) на душу населения за 2014 г. Россия занимала 57 место в мире.

Характеризуя современное состояние российской экономики, в рамках перспектив отечественного малого предпринимательства следует откровенно признать состояние экономического спада, что подтверждается большинством макроэкономических показателей по данным Межгосударственного статистического комитета Содружества независимых государств (СНГ) (табл. 1).

Снижение покупательной способности и, соответственно, потребительского спроса населения обуславливает сокращения доходной части бюджета и государственных расходов, инвестиционной активности предприятий.

Рассмотрим, что представляет собой отечественный сектор малого предпринимательства в настоящее время.

Следует отметить, что в стране в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) существуют достаточно жесткие ограничения по определению субъекта хозяйственной деятельности, имеющего право получить статус субъекта малого предпринимательства. Критериями являются, в частности, цели деятельности, государственная регистрация, организационно-правовая форма и ряд других.

В российском законодательстве к малому предпринимательству относятся коммерческие организации (за исключением хозяйственных товариществ и государственных и муниципальных унитарных предприятий) и кооперативы (производственные и потребительские) по установленным критериям (численность работающих, доход за предыдущий календарный год, ограничения для отдельных лиц по участию в уставном капитале малых предприятий), крестьянские (фермерские) хозяйства (как юридические лица, так и без образования юридического лица), индивидуальные предприниматели.

По данным Росстата, к началу 2015 г. численность экономически активного населения России составляла 67,8 млн чел. (включая 4 млн безработных), из которых в частном секторе было занято 41 млн чел.

В малом предпринимательстве было задействовано немногим менее 17 млн чел., включая крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей. От общего числа рабочей силы в стране эта категория занятых составляет порядка 25% (табл. 1).

Для сравнения, в США, Франции и Италии численность занятых в малом бизнесе составляет 70%, 54% и 73% трудоспособного населения соответственно.

Для представления положения дел в данном секторе экономики приведем обобщенные показатели, характеризующие малый бизнес в ряде зарубежных стран. В странах, входящих в Европейский Союз (ЕС), выработаны обобщенные критерии отнесения фирм к категории малых: по численности занятых – до 250 человек и по годовому обороту – до 40 млн. евро.

При этом в рамках ЕС каждая страна определяет понятие малого предприятия по-своему, устанавливая предел занятых и оборота в достаточно значительных интервалах. В ряде стран критерии определения малого предприятия отличаются в зависимости от сферы деятельности. Как правило, для торговли предельная численность занятых ниже, чем для промышленных предприятий.

В соответствии с данными экономических исследований, более 80% действующих предприятий в западноевропейских странах классифицируются как малые.По мнению специалистов, высокие темпы экономического роста таких стран как Китай, Южная Корея, Бразилия, Индия обеспечены, в первую очередь, за счет развития малого предпринимательства.

 

Таблица 1 - Показатели занятости населения РФ(рассчитано по [1, 3])

Показатель Млн человек В процентах
Численность населения, всего: 146,3  
в том числе    
- пенсионеров 41,5 28,4
Экономически активное население, всего: 67,8   46,3 (от населения)
в том числе:    
- безработные 3,9 5,8 (от активного)
Численность занятых в малом предпринимательстве 17,1 (МП и ИП) 25,2 (от активного)
Численность занятых в неформальном секторе 14,0 20,6 (от активного)

 

Следует иметь в виду, что и в странах ЕС, и в США и вышеупомянутых странах в общем количестве малых предприятий более 90% составляют фирмы, на которых работают до пяти человек, и представляют они в соответствии с организационно-правовыми формами, существующими в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), статус индивидуального предпринимателя (ИП). В США, например, треть семей вовлечена в сферу частного предпринимательства, т.е. ведет семейный бизнес и учитывается как малые предприятия.

Таким образом, понятие «малый бизнес» за рубежом имеет, в определенной степени, отличный характер от отечественного законодательно закрепленного статуса и в значительной мере представляет собой домохозяйства как элемент рыночной инфраструктуры.

По разным оценкам вклад российского малого предпринимательства в настоящее время составляет 20-25% объема валового внутреннего продукта.

Структура занятых в малом предпринимательстве в последнее время практически не меняется. Подавляющее число занято в торговле и предоставлении услуг (табл. 2).

Как отмечалось выше, общее состояние национальной экономки является главным фактором, определяющим условия развития малого предпринимательства, которое ориентировано на внутренний спрос и прямо зависит от уровня доходов и, соответственно, платежеспособности населения.

Малые предприятия имеют небольшой запас прочности, и кризисные явления в экономике в 2014-2015 гг. привели к уходу с рынка значительной части малых предприятий.

Снижение деловой активности наблюдалось в торговле, сфере услуг и производстве. Снижение продаж усиливает потребность предприятий в финансировании, но получение ссуд становится все более затруднительным.

Характерным примером чувствительности малого предпринимательства к малейшим изменениям экономической политики государства является закрытие более полумиллиона индивидуальных предприятий за весь 2013 г. из-за увеличения социальных отчислений в результате реформы пенсионной системы.

Таблица 2 - Структура численности занятых в сфере малого и индивидуального предпринимательства по видам экономической деятельности(рассчитано по [1])

Вид экономической деятельности Численность занятых МП (в процентах) Численность занятых ИП (в процентах)
Всего (11,7 млн чел.) (5,4 млн чел.)
Сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство 4,8 6,8
Добыча полезных ископаемых 0,4 -
Обрабатывающая промышленность 14,2 7,9
Строительство 13,5 2,9
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий 29,3 56,5
Транспортные услуги и связь 5,7 9,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1,3 0,1
Гостиницы и рестораны 3,9 -
Операции с недвижимостью, аренда, предоставление услуг 21,4 (включая 0,8% – научные исследования и разработки) 7,9
Здравоохранение и другие социальные услуги 1,9 0,4
Образование 0,2 0,4
Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги 3,4 7,9

 

Сокращение продаж и рост себестоимости (издержек) предприниматели пытаются компенсировать повышением цен на продукцию, а некоторая их часть – продажей бизнеса. В Москве, например, в 2014 г. было подано в 14,5 раза больше объявлений о продаже бизнеса, чем в 2013 г., в Московской области – в 11,7 раза, в Санкт-Петербурге – в 15,8 раза.

Важным фактором, определяющим состояние малого предпринимательства, является политика органов власти и управления, законодательное и нормативное регулирование, государственная поддержка малых предприятий.

Предпринимаемые на уровне Правительства РФ действия призваны решить ряд насущных проблем. Ограничено число плановых проверок, введен преимущественно уведомительный порядок регистрации, сокращено количество разрешительных документов, принят закон о приватизации представителями малого предпринимательства арендуемых площадей, введена патентная система налогообложения, узаконены налоговые каникулы, в субъектах федерации созданы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и т.д.

В целом определены и систематизированы формы поддержки: имущественная, финансовая, информационная, правовая, консультационная, кадровая, разработаны и приняты десятки нормативных актов по обеспечению базового закона на федеральном и региональном уровнях, но в условиях отечественной действительности часто нормативные акты и реальные действия серьезно меняют сущность буквы и духа закона.

На государственном уровне регулярно появляются новые виды сборов, которые направлены именно на субъекты малого предпринимательства: сбор за проезд по федеральным дорогам (для грузового автотранспорта), сбор на утилизацию колесной техники, торговый сбор (введен в трех городах федерального значения), сбор на капитальный ремонт и десятки других.

Налоговые каникулы касаются только вновь создаваемых предприятий, из-за чего возникают трудности с перерегистрацией действующих, в крупных городах началась кампания по сносу торговых точек и т.д. и т.п.

С одной стороны, государство декларирует необходимость поддержки малых предприятий, с другой стороны, отдельные нормативные акты и действия органов власти производят обратный эффект.

Недооцененным фактором, сдерживающим развитие малого предпринимательства в России, является такой субъективный фактор, как отношение большинства населения к возможности лично заняться предпринимательством.

В начале 2013 г. был опубликован национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012» в рамках одноименного международного проекта, проводимого в 2012 г. в 69 странах. В России исследование проводилось специалистами Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета [2]. В ходе исследования в России было опрошено 3,5 тыс. респондентов. Итоги обследования поучительны.

Из общего числа участвовавших в опросе 4,3% уже имеют собственный бизнес. В странах Восточной Европы создавших свое дело 9%, в странах БРИКС (без России) – 12,5%. Из числа имеющих бизнес примерно треть (1,6%) намерены его расширять. Планирующих начать предпринимательскую деятельность всего 2,2% (в странах БРИКС и Восточной Европы таких более 20%). Отмечается, что интерес к предпринимательской деятельности проявляют мигранты, и всего 1% студентов в настоящий момент готовы заняться собственным делом.

Подавляющее число не занимающихся предпринимательством граждан – 87% – не наблюдают в своем регионе благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.

Доля фирм, действующих на рынке более 3,5 года, составляет в России 33%, в развитых странах – более 50%. К причинам низкой выживаемости малых и растущих предприятий относятся финансовые трудности в половине случаев, издержки освоения новых рынков, низкая рентабельность, неэффективность антимонопольного законодательства и в 10% к банкротству приводили факторы «случайности». В других исследуемых странах такие случайности происходят значительно реже.

Среди основных проблем для предпринимателей по-прежнему остаются сложность привлечения финансирования и административные трудности, непрозрачность и непоследовательность в процессе взаимодействия предпринимательских структур и государственных органов.

К основным факторам, ограничивающим деловую активность организаций розничной торговли и сферы услуг, относятся: высокий уровень налогообложения – 53% и 36% от числа обследованных организаций соответствующих видов деятельности, недостаточный платежеспособный спрос – 48% и 42% соответственно, недостаток финансовых средств – 30% и 42% соответственно и др.

С учетом рассмотрения основных факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства в России (состояние экономики, нормативное регулирование и общественное мнение), нет оснований предполагать в ближайшее время рост активности в этом секторе экономики, но есть надежда на осознание органов власти и управления на необходимость сбалансировать интересы малого предпринимательства и государственных органов управления в общих целях национальной экономики.

На государственном уровне определены цели, намечены задачи по развитию и поддержке малого предпринимательства. Необходимы конкретные долгосрочные практические меры по реализации поставленных целей, направленных на увеличения числа занятых в малом предпринимательстве, доли этого сектора экономики во внутреннем валовом продукте, стимулирование его инновационных возможностей. Попытка латать дефициты бюджетов всех уровней за счет увеличения фискальной нагрузки на малое предпринимательство приведет к дальнейшему сокращению потребительского спроса и увеличению теневого сектора экономики.

 

Список использованной литературы

1. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: Стат. сб./Росстат. – М., 2014.

2. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013»: https://www.gsom.spbu.ru/ nam_20_let/ sobytiya/vshm_

3. Россия в цфрах.2015: Крат. стат. сб./Росстат. – М., 2015.

 

Статистика МСП

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.08.2016

Источник данных: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – Федеральная налоговая служба.

  Всего из них
Юридических лиц Индивидуальных предпринимателей
всего из них всего из них
Микро предприятие Малое предприятие Среднее предприятие Микро предприятие Малое предприятие Среднее предприятие
Российская Федерация 5,523,765 2,594,355 2,335,579 238,796 19,980 2,929,410 2,900,085 28,953  
Центральный ФО 1,636,987 899,171 803,309 87,431 8,431 737,816 731,213 6,511  
Северо-Западный ФО 629,902 357,442 323,180 31,875 2,387 272,460 269,894 2,536  
Южный ФО 569,388 172,704 155,424 15,926 1,354 396,684 393,304 3,341  
Северо-Кавказский ФО 188,631 43,956 39,478 4,116   144,675 143,808    
Приволжский ФО 1,016,076 458,048 410,518 44,171 3,359 558,028 551,158 6,781  
Уральский ФО 482,238 233,439 212,380 19,493 1,566 248,799 245,914 2,847  
Сибирский ФО 653,465 299,308 272,275 25,246 1,787 354,157 350,085 4,018  
Дальневосточный ФО 245,699 104,242 94,742 8,875   141,457 139,652 1,787  
Крымский ФО 101,379 26,045 24,273 1,663   75,334 75,057    

Данные в формате Excel (включая регионы РФ)

 

Критерии МСП, 2016г.

Категория субъектов МСП Занятость на предприятии Доход предприятия Критерий независимости происхождения
Микро- предприятие < 15 человек < 120 млн. руб. - Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не более 25%, за исключением суммарной доли участия, входящей в состав:
  • активов акционерных инвестиционных фондов;
  • имущества закрытых паевых инвестиционных фондов;
  • общего имущества инвестиционных товариществ.
- Суммарная доля участия иностранных организаций, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами МСП, не превышает 49 % каждая.
Малое предприятие 16-100 человек < 800 млн. руб.
Среднее предприятие 101-250 человек < 2 млрд. руб.

 

Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства публикуются Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) ежегодно, по результатам обследований субъектов МСП.

В 2016 году Росстат провел сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В обследовании приняли участие все виды субъектов малого и среднего предпринимательства России, включая предприятия – юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Итоги сплошного наблюдения позволят уточнить данные по сектору, которые в основном, собираются на выборочной основе.

Первые результаты будут опубликованы в конце 2017 года на сайте Росстата www.gks.ru

 

Сектор МСП: 2010-2014 гг.

На текущий момент состояние и динамику развития сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) за последние 5 лет позволяют оценить материалы сборника Росстата "Малое и среднее предпринимательство в России", по итогам 2014г., опубликованного в декабре 2015 года.

Данные сборника, приведенные ниже, используют критерии оборота, установленные Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"[1] (были изменены в сторону увеличения в 2015 году). Остальные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В сборнике представлены агрегированные сведения о секторе МСП за 2010-2014 гг. Включена информация по основным экономическим показателям деятельности МСП и показателям бухгалтерской отчетности, по результатам сплошного обследования субъектов МСП 2010 года и выборочных обследований деловой активности малых предприятий отдельных отраслей экономики. Приведены основные показатели деятельности средних, малых и микропредприятий, индивидуальных предпринимателей (ИП) и крестьянских (фермерских) хозяйств: количество, занятость, оборот, инвестиции, а также структура сектора МСП, сведения о господдержке, международная статистика и другие сведения.

Информация в разрезе субъектов Российской Федерации дана в формате Excel.

Полный текст сборника и приложение – данные о состоянии сектора МСП в субъектах Российской Федерации – доступны по ссылке

https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359

 

1. Состояние сектора МСП на начало 2015 года

По состоянию на 1 января 2015 года, по данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано и действует 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн. человек, что составляет 25% от общего числа занятых в экономике (Таблица 1).

Основу сектора МСП по количеству хозяйствующих субъектов составляют ИП – 2,4 млн. или 53,3% всех МСП и микропредприятия – 1,9 млн. или 41% всех МСП. Малые предприятия составляют 5,2%, а средние – 0,3% от общего количества субъектов МСП. При этом на микропредприятиях и в сегменте ИП трудится более половины всех занятых в секторе МСП - 55%.

Таблица 1. Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.01.2015г. (по итогам 2014 года).

  Микро-предприятия Малые предприятия Средние предприятия Индивидуальные предприниматели Все категории МСП
Количество субъектов МСП, тыс. ед. 1 868,2 235,6 13,7 2 413,8 4 531,3
Доля в секторе МСП, % 41,2 5,2 0,3 53,3 100%
Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 4 431,1 6 358,4 1 585,8 5 645,7 18 021*
Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей 9 699,3 16 692,9 5 027,8 10 447,5 41 867,5
             

* Количество занятых в секторе МСП составляет 25% от общей занятости в экономике. Справочно: численность занятых в экономике по состоянию на конец 2014 г. составляла 71539 тыс. чел. Источник: Труд и занятость в России. 2015. Стат.сб./Росстат, M., 2015. 274 c.

Источник: Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Росстат. - M., 2015. – 96 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: