Выбор параметров трансмиссии




В процессе определения параметров трансмиссии автомобиля производится расчет передаточных чисел главной передачи i0, коробки передач iкпп, дополнительных коробок, если они предусмотрены проектным заданием. Передаточное число главной передачи i0 предварительно определяется из условия обеспечения максимальной кинематической скорости автомобиля по формуле выполнен с помощью уравнения С.Р. Лейдермана

(1.10)

где iвп – передаточное число высшей передачи коробки передач; vmax – максимальная скорость по заданию, км/ч; rk – радиус качения колеса, м.

Радиус качения колеса может быть определен по формуле

rk = (0, 5do+ λш Bш) 10−3, (1.11)

где d0 – диаметр обода колеса, мм; Bш – ширина профиля шины, мм; λш – коэффициент деформации (λш = 0,86–0,88 – для легковых автомобилей, λш = 0,89–0,91 – для грузовых автомобилей). Применение шин на автомобилях приведено в табл. 4.

Размеры шин автомобилей Таблица №4

Тип автомобиля Диаметр обода, дюйм Пример размерности шины
Легковые: особо малого класса малого класса среднего и большого класса Грузовые и автобусы   12-13 13-14 14-16 17-20   35/80R12; 165/80R13 175/70R13; 205/70R14 165/80R14; 185/80R15 175/80R16; 205/55R16 245/65R17; 245/45R18 255/55R19; 220R508 280R508; 300R508

 

На грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности с бензиновым двигателем высшая передача, как правило, является прямой (iвп = 1), на грузовых автомобилях с дизельным двигателем iвп = 0,7–0,88. На легковых автомобилях с четырехступенчатой коробкой передач высшая передача так же, как правило, прямая iвп = 1. Легковые автомобили классической компоновки с пятиступенчатой коробкой передач максимальную скорость развивают, чаще всего, на четвертой передаче, имеющей передаточное число iвп = 1. Легковые автомобили с передним приводом, имеющие пятиступенчатую коробку передач, максимальную скорость развивают также на четвертой передаче, но передаточное число, в силу конструктивных особенностей, iвп = 0,95–0,98. Передаточное число первой передачи определяется исходя из выполнения следующих условий:

1. Возможности преодоления автомобилем заданного максимального дорожного сопротивления

(1.12)

где ψmax – коэффициент максимального суммарного дорожного

сопротивления (в расчетах принимается ψmax = 0,35–0,4 – для грузовых автомобилей;); Me max – максимальный крутящий момент двигателя.

2. Возможности полной реализации сцепной массы автомобиля

(1.13)

где ϕ – коэффициент сцепления шин с дорогой (для сухой дороги с асфальтовым покрытием ϕ = 0,7–0,8); kсц – коэффициент сцепного веса автомобиля (для грузовых автомобилей 4×2 – kсц = 0,67–0,7; для грузовых автомобилей 6×6 и 6×4 – kсц = = 0,70–0,75; для легковых автомобилей с передним расположением двигателя и задним ведущим мостом kсц = 0,52–0,55; для легковых автомобилей с передним расположением двигателя и передним ведущим мостом kсц = 0,53–0,57; для полноприводных автомобилей kсц = 1. 3. Обеспечение минимальной устойчивой скорости движения vmin в заданных дорожных условиях

(1.14)

где vmin = 4–5 км/ч – для автомобилей нормальной проходимости; vmin = 3–4 км/ч – для автомобилей повышенной проходимости. При выборе передаточного числа первой передачи, если i1 по первому условию превышает значение i1, найденное по второму условию, следует, при возможности, увеличить сцепную массу (например, увеличив базу автомобиля), при невозможности i1 следует принимать по второму условию, которое затем сопоставляется с третьим условием. В случае, если i1 по третьему условию больше, чем по другим, в качестве расчетного принимается i1 по третьему условию. Передаточное число первой ступени коробки передач у грузовых автомобилей обычно составляет i1 = 6,0–8,5; у легковых автомобилей i1 = 3,4–3,8. Передаточные числа промежуточных ступеней могут быть рассчитаны по геометрической прогрессии или гармоническому ряду. Определение передаточных чисел промежуточных ступеней коробки передач по геометрической прогрессии производится по формуле:

(1.15)

где m – номер ступени коробки передач; n – число ступеней коробки передач за исключением передачи заднего хода и повышающей передачи пятиступенчатой коробки. Найденные значения передаточных чисел промежуточных ступеней корректируют, увеличивая на 5–15 % интервал между передаточными числами низших ступеней (например, уменьшив передаточное число второй ступени на 5–15 %) и уменьшая на 5–15 % интервал между передаточными числами высших ступеней (увеличив на 5–15 % передаточное число предпоследней ступени). При этом шаг между передаточными числами (отношение передаточного числа предшествующей ступени к последующей) не должен превышать 1,7–1,8 – у автомобилей с дизельным двигателем и 2 – у автомобилей с бензиновым двигателем. При корректировке передаточных чисел промежуточных ступеней коробки передач следует помнить, что их значения оказывают влияние на параметры тяговой динамики автомобиля, его приемистости (ускорение, время и путь разгона) и топливную экономичность автомобиля. Поэтому окончательное решение по выбору передаточных чисел следует принимать после выполнения тягового расчета автомобиля на основе анализа его тягово-скоростных и топливно-экономических показателей с учетом условий эксплуатации проектируемого автомобиля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: