Сокращенные обозначения книг Писания 9 глава




МОЛАДА (Нав 15:26 и др.) - название города на ю. колена Иудина. Д-р Робинсон отождествляет оный с развалинами Элъ-Милх. Молада находится в расстоянии 20 англ. миль к ю. от Хеврона и сохранил в себе следы замечательных строений. Хотя город сначала и был отдан колену Иудину, но затем перешел к колену Симеонову (Нав 15:26, 1Пар 5:28). По возвращении из плена, был снова заселен Евреями (Неем 11:26). По Флавию, этот город иначе назывался Малафа. Название города соответствует названию Вавилонского языческого божества, Милитты и, по мнению Фюрста, он был посвящен именно этой богине.

МОЛЕХЕВ (1Пар 7:18) - сестра Махира, сына Манассиина.

МОЛИД (начало; 1Пар 2:29) - сын Авишура и Авихаили, из рода Иерахмеила, упоминаемый в родословии 1 кн. Паралипоменон.

МОЛИТВА вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею Христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т.д. (Мф 6:9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. Она разделяется: на призывание, семь прошений и славословие.

МОЛНИЯ - хорошо известное каждому физическое явление, особенно на Востоке, и нередко упоминаемое в Св. Писании то как символ суда и гнева Божия на нечестивых (Пс 10:6), то как образ необыкновенного озаряющего света (Мф 28:3), то как подобие необыкновенной проникающей быстроты. "Яко как молния исходит от востока, говорит Спаситель о втором Своем пришествии, и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына человеческого" (Мф 24:27).

МОЛОКО (1Кор 3:2) - жидкая и очень, питательная пища, получаемая главным образом от доения коров; впрочем на Востоке, как известно из Свящ. Писания, молоко получалось от овец, коз и верблюдиц и ценилось выше и употреблялось охотнее, чем коровье. Самая простая и первая духовная пища, которою питается и поддерживается вначале всякий возрожденный Духом Святым в Свящ. Писании сравнивается с естественным молоком (Евр 5:12). Выражение: земля текущая молоком и медом (Нав 5:6) означает страну необыкновенно плодородную, доставляющую все необходимое для содержания и благосостояния людей. Фраза: вино и молоко (Ис 55:1) означает все духовные блага и преимущества. Запрещение, варить козленка в молоке матери его (Исх 23:19), вероятно, относится к какому либо языческому обычаю, имевшему связь с принесением в жертву первых плодов. Это воспрещение повторяется еще два раза (34:26, Вт 14:21). Сыр обыкновенно приготовлялся из молока (2Цар 17:29). Когда он твердел, то его ломали в куски для употребления в пищу (см. Сыр).

МОЛОХ (царь; Лев 18:21, 3Цар 11:7, Иер 32:35, Деян 7:43) - название языческого божества у Сиро-Финикиян и Аммонитян. По описанию раввинов, идол Молоха представлял медную статую с бычьею головою, прочими человеческими членами, с пустою внутренностью и с простертыми к низу руками, на которых полагали обреченных ему в жертву детей и на которых они от пылающего снизу пламени сгорали. Свящ. Писание рано упоминает об идолослужении Молоху. Может быть, начало этому положено еще в Египте, или даже ранее. Предостережения от этого идолослужения мы находим еще во времена Моисея. Во времена Ахаза, Манассии, Иосии, служение Молоху происходило в долине сынов Еннома, где приносили ему в жертву детей или проводили для него детей через огонь. Царь Иосия разрушил Тофет в долине Еннома, где совершался этот гнусный языческий обряд. Пророки особенно сильно обличали Иудеев за служение Молоху и предсказывали за сие страшные наказания.

МОЛЬ (Лк 12:33) - хорошо известное насекомое, которое поедает меха и вообще шерстяные одежды и шерстяные изделия. В Свящ. Писании находятся нередкие указания на это, по-видимому ничтожное, но разрушительно действующее насекомое. В Иов 13:28 склоняющаяся к западу и ослабевающая жизнь человеческая сравнивается с одеждою изъеденною молью. В Ис 51:8 говорится, что противников правды Божией и закона, "как одежду съест моль и как волну съест их червь, а правда Моя пребудет во век." В Пс 38:12 говорится: "если ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его." На вред этого насекомого особенно указывается в Ис 50:9 в следующих словах о нечестивых: "вот все они, как одежда обветшают, моль съест их." Так как большая часть драгоценностей у древних состояла из дорогих одежд, то мы можем легко понять, почему моль считалась таким вредным насекомым, и это придает особенную важность следующим словам Господа (Мф 6:19-20): "Не собирайте себе, сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут."

МОМДИЙ см. 2Езд 9:34. В 1Езд (10:34), вероятно, надо разуметь Маадая.

МОНЕТА Монеты, упоминаемые в Свящ. Писании и употреблявшиеся у Евреев, были золотые, серебряные и медные. Те и другие были двоякого рода: священные и народные. В Свящ. Писании употребляются следующие названия монет: а) талант = 3,000 священных сиклей (52,8 кг), а народный = 1,290, на наши деньги приблизительно 2,580 руб. Мина - сто серебряных драхм, на наши деньги 21 руб. 50 коп. (440 гр.). Статир, или четыре драхмы, серебряная монета, на наши деньги 86 коп. (17,6 гр.). Дидрахма - на наши деньги 43 коп. (8,8 гр.). Динарий или драхма - 21 1/2 коп. (4,4 гр.). Дюпонд или 2 ассария - медная монета в 4 3/10 коп. (0,88 гр.). Ассарий - медная монета в 2 3/20 коп. (0,44 гр.). Кодрант - четверть ассария (0,1 гр.). Лепта - в 1/4 коп. (половина кодранта 0,05 гр.).

Впрочем более обыкновенная денежная монета, употреблявшаяся у Евреев с древних времен, была: сикл серебряный и иногда золотой (ценность золота была примерно в 13 раз выше серебра). Кроме простого сикля, в Пятикнижии Моисеевом ясно приводится еще сикель святилищный или священный (равный статиру, тетрадрахме, серебрянику - 17,6 гр), половина которого называлась: бека. Свящ. сикель был тяжелее и вдвое больше обыкновенного. Бека, или половина священного сикля равнялась одному обыкновенному сикелю, или 10 герам. Гера составляла двадцатую часть сикля. В плену Вавилонском Евреи следовали денежной системе, господствовавшей в Вавилоне. После плена, во времена Персидского владычества употреблялись персидские монеты, как например персидская золотая монета дарике и другие. О каждой из означенных монет см. в соответствующем месте.

МООЛИ см. 2Езд, 8:46. В 1Езд (8:18) читается: Махлий.

МООСИЯ см. 2Езд 9:31.

МООФ см. 2Езд 8:62. В 1Езд (8:33) читается: Ноадия сын Виннуя.

МОРАСФИТЯНИН. см. Михей.

МОРЕ (пращник, стрелок) - название двух местностей: Быт 12:6 - так называлась дубрава близ Сихема. Дубраву эту не следует смешивать с дубравою Мам-ре: та в Хевроне, а эта близ Сихема. До дубравы Море проходил Авраам по земле Ханаанской, пришедши сюда из Харрана (Быт 12:1-7). Вероятно, около этого места Авраам впоследствии закопал под дубом идолов, захваченных домашними его из дома Лавана (Быт 35:2,4). Близ этой дубравы находились горы: Гаризим и Гевал (Вт 11:29-30). Суд 7:1; холм Море, на котором расположен был многочисленный стан Мадианитян, чудесным образом побежденный Гедеоном с 300 человек.

МОРЕ (Быт 1:10) - это слово прилагается свящ. писателями к озерам, рекам и вообще ко всякому большому собранию вод, равно как и к собственно так называемым морям (Ис 21:1, Иер 51:36). В первом месте у пр. Исаии оно употребляется для означения р. Нила в том именно месте ее, которое называется Дельтой. Море и запад у Евреев означали одно и то же по причине западного положения первых относительно Средиземного моря. Моря, упоминаемые в Свящ. Писании, суть следующие: Средиземное море, называемое великим, западным и просто морем (Чис 34:6, Зах 14:8. Пс 138:9) и находящееся между материками Европы, Азии и Африки. Адриатическое море (Деян 27:27) собственно составляет один из заливов Средиземного моря. Красное, или Чермное море, составляющее часть Индейского океана и разделяющееся на севере на два залива - восточный и западный, чрез который Евреи чудесно перешли по суху (Чис 11:31, Суд 11:16, Исх 10:19, 1Кор 10:1 и др.). Мертвое море, иначе Асфальтовое или Соленое или море равнины в долине Сиддим, образовавшееся на месте разрушенных городов: Содома, Гоморры и др. (Быт 14:3, Чис 34:3, Нав 12:3). Тивериадское море (Ин 6:1) называется иначе: Киннереф (Чис 34:11), Галилейским и Геннисаретским морем. Египетское море (Ис 11:15) обозначает или р. Нил, или, что вероятнее, с.-з. рукав Чермного моря. Здесь не мешает заметить, что в Еврейском тексте реки Нил и Евфрат называются морями.

МОРЕ МЕДНОЕ (2Пар 4:2-6, 3Цар 7:23,24) - это был огромный медный сосуд, походивший видом на шестилиственную лилию и устроенный для храма Соломонова. Оно было назначено для священников, чтобы они омывали в нем свои руки и ноги перед, входом в святилище и восхождением к алтарю. Сосуд этот, как замечено выше, был громадных размеров. Он имел от одного края до другого 10 локтей (т.е. 6 арш. и 9 верш.), в вышину 5 локтей (3 арш. 4 1/2 верш.), в окружности 30 локтей (19 арш. 11 верш.) и вмещал в себе 2,000 батов воды (209 1/2 наших бочек). Со всех сторон поддерживали его 12 медных волов.

МОРЕШЕФ-ГЕФ (владение или наследие Гефа; Мих 1:14) - Филистимский город близ Гефа.

МОРИА (видение; Быт 22:2) - под сим названием разумелась гора, расположенная на с.-в. от Иерусалима и первоначально отделенная от Акры долиною, которая, по Иудейским историкам была переполнена тогда жителями Асмонианами. Во времена Давида г. Мориа не входила в состав города, но составляла часть возделанной почвы Орны Иевуссеянина, у которого Давид и купил оную (2Цар 24:16,25). На этом месте Соломон впоследствии выстроил храм (2Пар 3:1). Эта гора была поднята искусственным образом более чем на 700 футов и окружена квадратною каменною стеною. На этой горе, как известно, Авраам совершил свое жертвоприношение (Быт 22:2). На оной же царь Давид во время язвы видел явление Ангела и принес Богу умилостивительную жертву (2Цар 24:16-25). В центре означенной горы в настоящее время стоит мечеть, выстроенная Омаром в седьмом столетии по Р.Х. и считающаяся второю после Меккской, по размерам и великолепию. Прежде ни одному Христианину не дозволялось входить не только в мечеть, но даже и в ограду оной, но в последнее время это воспрещение потеряло свою обязательную силу, и нынешним путешественникам дозволяется иногда осматривать ее.

МОРОВАЯ ЯЗВА и другие БОЛЕЗНИ ЕВРЕЕВ В Свящ. книгах Ветх. и Нов. Завета упоминаются следующие болезни: чахлость или чахотка (Лев 26:16, Вт 28:22), горячка, лихорадка, воспаление, проказа, почечуй, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, оцепенение сердца (Лев 26:16-25, Вт 28:22-28, 32:24). Кроме сих упоминаются: боль в животе (Деян 28:8), бешенство или безумие (Зах 12:4), язва, жгучий ветер (Авв 3:5), наросты (1Цар 5:6-9), течение семени (3Цар 3:29), сухорукость (Мф 12:10), проказа (Чис 12:10), моровая язва (3Цар 8:37), паралич или расслабление членов (3Цар 13:37, Ин 5:3-5), солнечный удар (4Цар 4:18-20), водянка (Лк 14:2), кровотечение (Мф 9:20), рак (Тим. 2:17), язвы или гноящиеся раны (Ис 1:6), косноязычие (Мк 7:32), хромота (2Цар 4:4), глухота (Мк 7:32), слепота (Лев 19:4) и некоторые другие. Были, еще болезни чрезвычайные и неизлечимые, против которых всякое врачевство было безуспешно, как например проказа Иова (Иов 2:7), долговременное расслабление (Ин 5:5), природная слепота от рождения (Ин 9:1). болезнь Иорама с выпадением из его утробы внутренностей (2Пар 21:12-15), душевная болезнь Саула (1Цар 16:4-16), безумие Навуходоносора (Дан 4:13, 5:18), изъядение червями внутренностей у Антиоха (2Мак 9:9) и Ирода Агриппы (Деян 22:23). Особенного рода больные были бесноватые (см. Бесноватый). Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни исцелял людей, одержимых неизлечимыми болезнями, во мгновение ока, одним Своим Божественным словом, или прикосновением руки, или даже чрез прикосновение к Его одежде и воскрешал мертвых. Исцеляя сам. Он даровал туже самую силу и власть и апостолам: врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф 11:1). О свойствах большей части болезней, к сожалению, можно сказать очень немного вследствие краткости, с каковою они обозначаются в Свящ. Писании. Тем не менее не безосновательно думать, что преобладающими эпидемическими болезнями в Палестине с древнейших времен остаются те же самые, которым еще доселе подвержена эта страна. Их можно разделить на следующие четыре класса:

Чума-моровое поветрие, так называемая Европейцами восточная чума. Эта ужасная смертельная болезнь во все века была страшным бичом Палестины, равно как и всего Востока. Кроме оной, Палестине свойственны и другие менее злокачественные эпидемии, легко зарождающиеся частью вследствие скученности и нечистоты в Еврейских домах, а частью вследствие бедности и скудости их содержания.

Дизентерия (кровавый понос или болезнь внутренностей). Означенная болезнь хотя и не часто указывается в Свящ. Писании, но по-видимому была очень распространена в Палестине, - Иорам был подвержен ей в самой острой форме (2Пар 21:15). и доселе жители Палестины часто страдают от мучительных припадков дизентерии, частью вследствие влияния климата, а частью от неумеренного употребления плодов и невареных зеленых овощей.

Офталмия или глазная болезнь. Распространенность этой болезни в Египте, где большая часть населения страдает от нее, или и совсем слепнет, известна каждому путешественнику по Египту. В Палестине также значительное число народонаселения подвержено глазным болезням и, на основании библейских указаний, мы можем думать, что она была также распространена и в древности. Слепые часто упоминаются в свящ. книгах В. и Н. Завета, и гуманные меры, предписанные законом Моисеевым относительно обращения с этим классом несчастных, дают основание думать, что численность их в среде

Еврейского народа была значительна (Лев 19:14, Вт 27:18).

Накожные или наружные болезни. Означенные болезни в различных своих видах хотя и не совсем часто упоминаются в Свящ. Писании, но всегда были довольно распространены в Палестине даже и до настоящего времени. Самою ужасною из числа их была и есть проказа, относительно которой в Моисеевом законодательстве содержатся строжайшие предписания и указаны подробнейшие меры (см. Проказа). Есть некоторые местности на Востоке, как например Алеппо и Аинтаб, страдающие от особенных накожных болезней, быть может вследствие недоброкачественности воды, но в Палестине встречаются только те из них, которые вообще распространены на Востоке.

Специальный трактат "De morbis Biblicis" (О библейских болезнях) был написан Ф. Бартоломеем в 1672 году.

МОРСКОЙ ОРЕЛ (Лев 11:13, Вт 14:12) - одна из хищных птиц, отнесенных к нечистым в законе Моисеевом. Эта птица (Faleo haliatus - Линнея) собственно может быть названа рыбоядною, и потому встречается только вблизи морей, озер, рек и вообще всех вод, изобилующих рыбою. Разные виды морского орла нередко встречаются почти во всех частях света.

МОСЕРОФ (Чис 33:30; оковы, узы) - один из станов Евреев в пустыне Аравийской, имевший место между Хашмоной и Бене-Яаканом.

МОСОЛЛАМ см. 2Езд 8:43. В 1Езд 8:16 стоит: Мешуллам.

МОХМУР (Иудв 7:18) - поток, протекавший близ Екревиля, а по Евсевию и Иерониму, близ Акрава, на пути к Иордану. Полагают, что это настоящий Вади-Макфурийех.

МОФААФ (возвышение, по другим, красота; Ис Нав. 13:18, Иер 48:21) - название города колена Рувимова, отданного левитам. Он находился на востоке от Иордана и в прежней области Аморреев. После того как Феглефелассар взял в плен Рувимлян, город заняли Моавитяне.

МОЦА (исход): 1Пар 2:46 - сын Халева от его наложницы Эфы. 1Пар 8:36-37 - сын Замврия из потомков Саула. Нав 18:26 - город колена Вениаминова, находившийся как полагают, недалеко от Иерусалима, но положение оного в настоящее время неизвестно.

МОШКИ (по слав. скнпны; Исх 8:16,19). см. Комары.

МРАМОР (От 18:12) - минерал принадлежащий к твердым известнякам, замечательный по своей твердости и способности к отличной полировке. Несомненно, что мрамор уже с самых древних времен, употреблялся, как строительный материал для постройки зданий (От 18:12, 1Пар 29:2) и для устройства различных сосудов. Цвет мрамора бывает различный и очень красивый: куски различных цветов и размеров могут быть соединяемы вместе, так что образуют прекрасную мозаику. Таковы по всей вероятности были помост и колонны Персидского дворца в Сузах, описанного в Есф 1:6. Кроме сего, в кн. Песн говорится о таинственном женихе, что голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях (5:15). Куски красного и белого мрамора в развалинах Геразы или Гадары и Роввав Аммона показывают, что во времена Римлян мрамор часто был употребляем для постройки великолепных зданий знатнейших городов по восточной и западной стороне Иордана. В настоящее время мрамор добывается в Европе (особенно в Греции, Италии, России) и в Азии на Ливане.

МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫУ ЕВРЕЕВ Означенные названия нередко встречаются в Свящ. Писании, но наши сведения относительно музыкального искусства у Евреев к сожалению очень ограничены. Известно, что у них были в употреблении духовые и струнные музыкальные инструменты, равно как барабаны, тамбурины и кимвалы. О них говорится в отдельных статьях под соответствующими словами. В кн. Бытия говорится, что Иувал был первым изобретателем духовых и струнных инструментов, как-то: гуслей и свирели (4:21). Музыка приспособлялась к выражению чувств радости (Исх 15:20), печали (2Пар 35:25, Мф 9:23) и употреблялась в религиозных церемониях (Пс 150:3-5). Трубы особенно употреблялись в военных действиях, и когда делался призыв к войне (Суд 7:16, 4Цар 11:14). У Евреев, как и вообще у Египтян, Ассириян, Греков, Римлян и у других древних народов, музыка как вокальная, так и инструментальная была очень распространена, но на какой степени стояло у них музыкальное искусство, мы ничего не можем сказать положительного; впрочем, судя по тому в каком виде мы встречаем оную теперь в сторонах современного Востока, не думаем, чтобы она была особенно нежна и гармонична. Древняя музыка естественно очень тесно связывалась с поэзиею и пением, и мы видим уже в один из древнейших периодов тесную связь между музыкою и песнью. "Зачем ты убежал тайно и укрылся от меня, и не сказал мне? - говорил Лаван Иакову. Я отпустил бы тебя с весельем и песнями, с тимпаном и гуслями" (Быт 31:27).

Еврейские музыкальные инструменты можно разделить на три класса: струнные, духовые и наконец ударные или сотрясательные инструменты. Из струнных инструментов замечательны: арфа, цитра (киннор-гусли, инструмент десятиструнный) и псалтирь. Десятиструнный инструмент походил на новейшую гитару и на нем играли пальцами. Духовые инструменты были следующие: орган или свирель, род камышовой трубки, флейта, на которой играли обыкновенно во времена радости, - серебряные трубы, которые велел сделать Моисей, по повелению Божию для употребления священниками в известных случаях; и наконец рог для сигналов и для возвещения об юбилее или о приближении опасности к городу. Духовых инструментов в Свящ. Писании упоминается десять видов. Ударные инструменты были следующие: тамбурин или тимпан, - это было ничто иное, как кусок кожи, туго натянутый на металлический или на деревянный круг, и кимвалы, или кастаньеты, состоящие из двух небольших металлических тарелочек, которыми женщины во время танцев ударяли одна о другую. Упоминается еще инструмент, называемый по Еврейски шагишим, употребляемый женщинами (1Цар 18:6), как думают, имевший форму треугольника, как видно из самого наименования оного. Все эти музыкальные инструменты описаны в различных статьях под соответствующими названиями.

МУЛ ИЛИ ЛОШАК (2Цар 13:29, 4Цар 5:17) название животного, составлявшего помесь лошади и ослицы. Он гораздо меньше первой и замечателен по своему упрямству, терпению и выносливости. Обыкновенно живет вдвое более чем лошадь. Мулы в большом употреблении в Испании и Южной Америке при перевозке тяжестей чрез горы; в Альпах на них ездят путешественники по горам, среди пропастей, по таким тропинкам, по которым едва ли безопасно может пройти лошадь, Соломон и Авессалом не пренебрегали ездою на мулах (2Цар 18:9, 3Цар 1:33). Торговля в древности исключительно производилась на мулах и верблюдах, и письмоносцы или курьеры развозили письма не иначе, как на том же самом животном. Читая в Быт 36:24, что Ана пас ослов в пустыне, не без основания можем предполагать, что под ослом здесь разумеется hemionus - животное, замеченное еще Ксенофонтом в пустыне. Замечательно, что новейший город Ана расположен на том же самом пути, о котором упоминает означенный писатель. Англичанин Лайярд вывез из равнин Месопотамских несколько экземпляров так называемого дикого осла или онагра, который, по словам М-ра Грея, имеет светлый цвет шерсти во время лета и серовато-белый во время зимы. На Ассирийских скульптурах мы встречаем изображения царей и полководцев, сидящих на мулах; равно как они же изображаются в числе предметов военной добычи и дани.

МУППИМ (забота, беспокойство; Быт 46:21, Чис 26:39) - один из сынов Вениаминовых. Муппим в кн. Чисел читается: Шефуфам.

МУХА, МУХИ (Исх 8:21, Ис 7:18, Ек 10:1) - название вида хорошо известных каждому насекомых по своей, докучливости и причиняемому ими беспокойству. Мух множество в Египте и Иудее, и один из видов оных. находимый новейшими путешественниками вблизи реки Нила и называемый Абиссинскою мухою (зебуб), также крупен как пчела и так вреден для рогатого скота и других животных, что пастухи часто бывают вынуждены оставлять свои пастбища и бежать из тех мест, где появляется означенная муха или спасаться от ужаления оной, бросаясь в песок или морской ил. Скот поражается ужасом при виде этих насекомых; даже слон и носорог, хотя кожа их покрыта обильным слоем грязи, не в состоянии защищать себя от их ужаления. Докука и беспокойство, причиняемые этим насекомым, были так сильны, что Хананеяне имели даже особое божество, которого особенное назначение было защищать их от мух (Вельзевул - бог мух). Посему мы можем судить об ужасном свойстве четвертой казни Египетской, упоминаемой в Исх 8:24. "И будет в тот день, говорит пр. Исаия, даст знак Господ мухе, которая при устье реки Египетской и пчеле, которая в земле Ассирийской, и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым, и по расселинами скал и по всем колючим кустарникам и по всем деревам" (Ис 7:18), именно, что этот бич появится даже в тех самых местах, в которых обыкновенно скрывается скот для своей защиты от этого мучительного насекомого. Некоторые виды мух в жарких странах залезают в нос, уши и в глаза, другие кладут яйца свои под кожу и производят мучительную и опасную болезнь - накожное воспаление. Екклезиаст сравнивает небольшую глупость уважаемого лица с порчею и вредом благовонной масти мироварника, если в нее попадет несколько мертвых мух (Ек 10:1).

МУШИ (отступающий, удаляющийся; Исх 6:19, Чис 3:20) - сын Мерари, сына Левиина, родоначальник поколения Мушиева, из которого происходил Эмон, известный певец времен Давида.

МЩЕНИЕ Еще в Ветхом Завете чрез Моисея дано было Израильтянам следующее нравственное учение; "не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего: но люби ближнего своего как самого себя" (Лев 19:18). Учение это книжники и фарисеи позднейшего времени, как видно, не только предали забвению, но внушали ненависть к своим врагам. Вследствие сего Господь Иисус Христос в Нагорной беседе (Мф 5:43-48), равно как в прекрасной притче о благодетельном Самарянине (Лк 10:25-37) с особенною силою изъяснил пред народом важность и святость любви к врагам, этот возвышенный первоначальный закон любви. "Не мстите за себя, возлюбленные говорит ап. Павел, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам говорит Господь," - "Итак, если враг твой голоден, накорми его, если жаждет, напои его: ибо, делая cue, ты соберешь на голову его горящие уголья" (Прит 25:22,23, Рим 12:19,20).

МЫЛО (Иер 2:22). Если Евреи в действительности и не были знакомы с приготовлением собственно так называемого у нас мыла, т.е. смеси минеральной щелочной соли с различными маслянистыми веществами, то они были вполне знакомы с свойством оного очищать и смывать различные пятна и нечистоты с тела и одежды. "Хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, говорится в кн. Иеремии, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог" (2:22), т.е. преступная наклонность Израильтян к идолам так глубоко укоренилась в самом существе их, что им ничем нельзя смыть с себя сего пятна.

МЫТАРЬ (Лк 18:10) - сборщик Римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко Иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Для сбора пошлин устроялись и содержимы были Римлянами особенные дома, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням. Главные сборщики, снявши права сбора податей на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия. У Евреев понятия - грешник, язычник и мытарь значили почти одно и то же. Во времена Спасителя в Иудее было много мытарей. Закхей был одним из главных сборщиков, и потому он называется начальником мытарей. Ап. Матфей, иначе Левий, принадлежал также к разряду мытарей. Иудеи укоряли Господа Иисуса за то, что "Он друг мытарей и грешников, ест и пьет с ними" (Лк 7:34).

МЫШИ ЗОЛОТЫЕ (1Цар 6:4-5). Когда Филистимляне были наказаны Господом мышами и болезнями за то, что держали у себя в плену Ковчег Завета, то их жрецы и прорицатели посоветовали между прочим сделать пять мышей золотых и принести их как жертву повинности пред Богом Израилевым (1Цар 6:4-5). По исполнении сего, болезни и полевые опустошения мышами у Филистимлян прекратились. Некоторые видят в этом указание на обоготворение язычниками сего животного. По свидетельству Фюрста, - полевая мышь была посвящена и приносима в жертву какому-то темному языческому божеству, а ее мясо употреблялось как идоложертвенное. У волхвов мышь, считалась демонским животным.

МЫШЬ, МЫШИ (Притч, 30:26, Ис 66:17, 1Цар 6:5) - хорошо известное домашнее небольшое животное, из разряда грызунов. По закону Моисееву мыши причисляются к нечистым животным и тем Израильтянам, которые оскверняют себя употреблением в пищу таких мерзостей, пророк возвещает страшную погибель от Господа (Ис 66:17). В кн. Притчей поставляется на вид мудрость горных мышей: "горные мыши - народ слабый, но ставят дома свои на скале" (30:26). Бог употребляет и мышей орудием Своего наказания для людей. Когда Филистимляне, победив Израильтян, взяли в числе добычи и Ковчег Завета, тогда Бог поразил их болезнями, а земля их наполнилась мышами, опустошавшими поля их, и Филистимляне, видя наказание Божие, должны были возвратить Израильтянам их святыню.

МЫШЬ ЛЕТУЧАЯ, НЕТОПЫРЬ (Лев 11:19, Вт 14:18, Ис 2:20) млекопитающее животное из отряда рукокрылых, нечистое по закону Моисееву. Летучие мыши скрываются во время дня в пещерах, старых развалинах, башнях и др. пустых и уединенных местах, а вечером обыкновенно вылетают на добычу. Прозвище "летучею мышью" на Востоке считается одним из самых оскорбительных. Выражение: бросать летучим мышам (Ис 2:20) значит обрекать на жертву ненависти и опустошения. Численность летучих мышей в некоторых городах западной Азии по истине чудовищна, они влетают там даже в комнаты, оказывая впрочем пользу в том отношении, что уничтожают москитов, мух и др. насекомых. В Палестине, особенно при Мертвом море, в долине Иорданской и близ Геннисаретского озера, летучих мышей водится великое множество.

МЯСО ЖИВОТНЫХ (Быт 1:29, 2:16) в первое время по сотворении мира не было дозволено человеку для употребления в пищу, но после потопа, кроме зелени и плодов, ему дозволено употреблять в пищу и животных, впрочем с некоторым ограничением, как например запрещено употреблять в пищу мясо с кровью, потому что в крови заключается душа животного (Быт 9:2,4). В обыкновенной жизни народа, в домашнем обиходе более употреблялись сыр и молоко, но люди богатые и достаточные обыкновенно употребляли мясо и при том в изобилии (Ис 22:13). По свидетельству 3Цар 4:22-23, "продовольствие Соломона на каждый день, между прочим, составляли: 10 волов откормленных и 20 волов с пастбища, да 100 овец, кроме оленей, серн, сайгаков и откормленных птиц." На стол местоблюстителя Неемии ежедневно приготовлялось: 1 бык, 6 отборных овец и nmицы (Неем 5:17-18). Пророку Илии во время голода вороны приносили мясо (3Цар 17:6). Впрочем растительная пища всегда составляла одно из главных средств пропитания Евреев. Мясо в жарких странах вообще и в Иудее в особенности реже употреблялось чем у нас. Мясо употребляли большею частью при жертвоприношениях и в особенных случаях (Лк 15:23). Касательно употребления мясной пищи и вообще пищи в Христианской церкви даны Апостолами самые мудрые наставления (Рим 14:1 и далее, 1Кор 10:25-33, Кол 2:16-23).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: