Сокращенные обозначения книг Писания 18 глава




ПАТРОВ (отцу последующий; Рим 16:14) - один из ревностнейших спутников и сотрудников ап. Павла, из 70 апостолов, бывший, по преданию, епископом в Неаполе и Путеолах и пострадавший за имя Христово. Память его совершается Церковью 5 ноября и 4 января.

ПАТРОКЛ (слава отца; 2Мак 8:9) - отец Никанора, одного из начальников царя Епифана.

ПАТРОС и ПАФРОС (земля полуденная или южная, т.е. Египетская; Ис 11:11, Иер 44:1,15, Иез 30:14) - южная или верхняя часть Египта, Фиваида древних Греков, ныне Саис. Некоторые из Иудеев удалились в эту страну и здесь предались идолопоклонству; но пр. Иеремия предсказал им за это грозный суд Божий. Патрусимы, обитатели и ранние поселенцы Патроса, были потомки Мицраима, сына Хамова (Быт 10:14).

ПАУ (зияющая глубина; Быт 36:39, 1Пар 1:50) - город в земле Едома. Здесь имел свое местопребывание Гадар, сын Варадов, последний из царей упоминаемых в летописи в списке царей Идумейских.

ПАУК (Иов 8:14) - известное насекомое, из класса беспозвоночных, отличающееся от всех прочих насекомых особенным строением своего тела. Паук с замечательным искусством раскидывает свою паутинную сеть, тонкость и непрочность которой, по слову Св. Писания, служит наглядным выражением тщетной надежды и предприятий нечестивых людей (Ис 59:5). Замечательное устройство их ног, действующих некоторым образом на подобие человеческой руки, часто описывались натуралистами. Выражение в Прит 30:28, "паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах, по мнению некоторых, означает какое-либо другое, большое животное, из породы ящериц, но удивительное соответствие между устройством лапок паука и терминами употребленными для выражения его способа ткать паутину, недостаточно говорят в пользу означенного предположения.

ПАФ (Деян 13:6) - известный город к з. от Кипра, называемый в настоящее время Баффа. В этом городе волхв Вариисус, или Елима, был поражен слепотою; здесь же Сергий Павел был обращен ап. Павлом в Христианство. Паф особенно славился обоготворением богини Венеры, и близ Пафа находился в честь ее знаменитый храм. Церковь, основанная в Пафе, продолжала процветать в течение довольно долгого времени. В нем находится несколько остатков древних церквей и других зданий.

ПАФАХИЯ (Бог открывает; 1Езд 10:23) - из левитов, имевших жен иноплеменных при Ездре и Неемии. Во 2Езд 9:22 читается: Пафей.

ПАХАФ-МОАВ (правитель Моава) - лицо, нередко упоминаемое в книгах Ездры и Неемии. Его потомки возвратились из Вавилона и участвовали в возобновлении стены Иерусалимской (Езд 2:6, 8:4, 10:13, Неем 3:11, 7:11, 10:14).

ПАХОН (3 Мак 6:35) - название девятого Египетско-Александрийского месяца, соответствующего апрелю Юлианского календаря. С конца этого месяца в течение сорока дней производилась перепись Иудеев, чудесно спасенных от погибели во дни Птоломея Филопатора.

ПЕВГ (Ис 60:13). В Шестодневе Василия Великого, переведенном с греческого на славянский язык, вместо певга значится сосна, и таким образом здесь разумеется один из видов сосны, т.е. известное иглистое и смолистое дерево. Впрочем, по мнению одних, здесь разумеется особый род кедра, а по мнению других, особый род кипариса. Певг, конечно, есть стройное и величественное дерево, и потому-то в приведенной цитате это слово употребляется для образного представления цветущего состояния Церкви. "Слава Ливана, говорит пр. Исаия, придет к тебе (т.е. Иерусалиму), кипарис и певг и вместе кедр."

ПЕДИЯ (см. 2Езд 9:34. В 1Езд 10:35) читается: Бидья.

ПЕЛАТИЯ, иначе ФАЛТИЙ (Бог избавляет. Бог избавитель; Иез 11:1-13) - сын Бенаии, князь народа, виденного Иезекиилем в видении с 24-мя другими лицами стоящим в восточных воротах храма. Они дали нечестивый совет народу не веровать словам Божиим, исходящим из уст пророка. Пелатия умер в то время, когда Иезекииль произносил свое грозное пророчество на нечестивых возмутителей народа против Господа.

ПЕЛЕТ (избавление; 1Пар 2:47) - из сынов Иегдая, потомка Иуды, сына патриарха Иакова.

ПЕЛЕФ (поспешность, бегство; 1Пар 2:33) - один из сынов Ионафана, из колена Иудина.

ПЕЛИКАН (Вт 14:17, Лев 11:18, Ис 34:11, Пс 51:7). Эта замечательная птица встречается во множестве озер и широких рек западной Азии, особенно же на Мертвом море, Галилейском и Антиохийском озерах. Она живет большею частью в прибрежных кустарниках и тростниках: но иногда после целодневной рыбной ловли, эти птицы к вечеру собираются стадами и улетают на какой либо остров, или обыкновенно на открытую равнину, где трава растет не высоко, и собираются в круги, выставив свои головы наружу, так чтобы быть настороже против шакалов или другого хищного животного. Пеликан имеет снизу клюва большой эластический мешок, или зоб, из которого он питает себя и своих детенышей, отчего образовалось народное поверье, что он разрывает грудь и питает своих птенцов своею кровью. Вообще же пеликан принадлежит к разряду больших плавающих птиц и бывает иногда ростом больше лебедя. По закону Моисееву эта прожорливая птица считалась нечистою (Мф 11:18). У пророков пеликаны изображаются как обитатели пустынь. "И завладеют ею (т.е. землею Идумейскою) пеликан и еж," говорит пр. Исаия (34:11). "Я уподобился пеликану в пустыне," говорит о себе царь пророк Давид. По пророчеству Софонии, "пеликан и еж будут ночевать в разных украшениях ее" (Ниневии; Соф. 2:14). Крик или карканье этой птицы неприятно и меланхолично и походит на карканье ворона. Изображение означенной птицы очень часто можно встретить на древних Египетских скульптурных памятниках.

ПЕЛОНИТЯНИН см. Палтитянин.

ПЕНУЭЛ (лицо Божие) - название одного города и имя двух лиц: Быт 32:30-31 - так назвал патр. Иаков место, на котором боролся он с Богом: "ибо, говорил он, Я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя." Должно полагать, что Пенуэл находился на восточном берегу Иордана и к с. от потока Явок, но местность его в настоящее время положительно не определена. Как кажется, на ней впоследствии стоял город (Пенуэл; Суд 8:8), укрепленный Иеровоамом (Пенуил; 3Цар 12:25), но теперь нельзя найти никаких следов оного. Пар 4:4 - имя одного из потомков Иуды, отец Гедора. 1Пар 8:25 - Фенуил, один из сынов Шашака, упоминаемый в родословии колена Вениаминова.

ПЕПЕЛ (Быт 18:27). Выражение в Священном Писании: покрывать свою голову пеплом означает глубокое смирение, сильную печаль и раскаяние (2Цар 13:19, Есф 4:3, Иов 2:18); гоняться за пылью и пеплом - означает исповедание такой религии, которая не может доставить человеку необходимой духовной пищи. В молитве Псалмопевца, "молитве страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою," между прочим, избыток скорби выражен в следующей фразе: "Я ем пепел, как хлеб, и питие мое растворяю слезами" (Пс 101:1,10). Евреи по своем рассеянии соблюдали и доселе соблюдают печальный обряд накануне дня годовщины разрушения Иерусалима (9 июля): едят хлеб и круто сваренные яйца, осыпанные пеплом, при чем сидят на полу и в самом темном углу дома и соблюдают строгий пост до звезды и читают книгу "Плач Иеремии." У английских евреев этот пост называется: черный пост.

ПЕРВОРОДСТВО (Быт 25:31) - первородный сын между Евреями пользовался особенным правами и преимуществами пред своими братьями. "Ты крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества (Быт 49:3), говорил Иаков своему первородному сыну, Рувиму. Между этими преимуществами были следующие: посвящение Господу (Исх 22:29), особенное достоинство (Быт 49:3) двойная часть из имущества отца (Вт 21:17) и (в царском семействе) наследие престола по смерти отца (2Пар 21:3). Старший сын во время отсутствия отца считался в доме его представителем. Благословение отчее считалось в частном смысле также правом первородного, хотя право это и благословения оного могли быть перенесены на прочих братьев, как то видно из истории Исава и Иакова, Рувима и Иосифа. Исав сам отказался от первородства или продал его Иакову за хлеб и кушанье из чечевицы (Быт 25:33). An. Павел внушает верующим осторожность, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы между верующими не было нечестивца, который бы как Исав за одну снедь отказался, от своего первородства (Евр 12:16). Первородство же Рувима перешло к Иосифу вследствие его гнусного преступления (1Пар 5:1). Впрочем подобное перенесение прав первородства на других было отменено законом Моисеевым. Всякое лицо, пользовавшееся правами первородства, считалось облеченным особенно великим достоинством и преимуществами, как сказано выше. Потому-то Сын Божий называется первородным между многими братьями (Рим 8:29) и наследником всего (Евр 1:2). Ему принадлежит всемирное владычество и Небесная церковь называется церковью первенцев (Евр 12:23). Посвящение Богу первенцев состояло в том, что первородного младенца мужеского пола приносили в храм и здесь приносилась очистительная жертва матери, младенец же был представляем пред Господа (Исх 13:2,15). По сему закону и Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалим, "чтобы представить Его пред Господа и принести в жертву две горлицы или двух птенцов голубиных" (Лк 2:22-24).

ПЕРВОСВЯЩЕННИК (2Пар 19:11) - глава и начальник священников в Иудейской церкви, старший великий и первый священник, каков был Аарон и его преемники из старейших семейств его потомства. Посвящение в сан первосвященника совершалось по особому обряду и отличалось обильным излиянием мира на главу посвящаемого. Одежда первосвященника была более величественная и ценная, чем одежды простых священников. Описание сего обряда и первосвященнических одежд содержится в 28 и 29 гл. книга Исход и в Лев 8. Одежда первосвященника в день умилостивления была проще, чем в обычные дни, и состояла только из гладкого льняного ефода с поясом вокруг, посему-то она и называлась Евреями белою одеждою, тогда как первая называлась золотою. Первосвященники обыкновенно назначались на эту должность пожизненно, но в последние годы Иудейского царства это высокое место занималось единовременно многими первосвященниками, людьми дурной нравственности и порочными, каков был например первосвященник Каиафа. Особенно торжественная и исключительная обязанность первосвященников состояла в том, чтобы входить во Святая Святых и приносить в оном жертвы за грехи народа в день умилостивления. В Левит 16 мы находим описание этого торжественнейшего священнослужения. По истине, звание первосвященника было самым высоким званием на земле и ничто не могло сравниться с ним по важности и значению. Первосвященник был главою всех прочих священников и один только мог входить во Святая Святых. Он стоял пред Лицом Божиим ближе всех к Нему и молился за всех Израильтян. Он был так сказать посредником между землею и небом и прообразом Господа Иисуса Христа, Первосвященника великого, прошедшего небеса... куда предтечею за нас вошел Он, сделавшись Первосвященником почину Мельхиседека (Евр 5:5, 4:14, 6:20).

ПЕРГАМ (От 1:11) город, упоминаемый в Откровении ап. Иоанна Богослова (в настоящее время Бергама) был некогда столицею Мизии в Малой Азии. Здесь была одна из семи Асийских Церквей, к которым св. Иоанн обращается в своем Откровении (От 2:12). Апостол говорит, что в Пергаме находится престол сатаны, и сими словами указывает быть может на находящийся там знаменитый языческий храм Эскулапа. Из епископов Пергама в Постановлениях апостольских первым упоминается Гаий, рукоположенный Иоанном. В Пергаме при гонении Домициана пострадал верный свидетель Христов Антипа, по преданию, брошенный в раскаленного медного быка. Члены Пергамской Церкви, как видно, придерживались учения Валаама и Николаитов. В настоящем городе. В Пергаме уцелело еще несколько архитектурных остатков Римского и Христианского периодов. Город считался некогда столицею Мизии и впоследствии времени главным городом одной Римской провинции. Он стоял на р. Калке, в 120 стадиях от моря. Один из Пергамских царей был известен своею громадною библиотекою, состоявшею из 200,000 томов, и своими общественными работами. Библиотека впоследствии времени была перевезена в Египет. По преданию, Пергамский царь Евмен первый изобрел пергамент, названный так по имени города. Настоящее народонаселение Пергама простирается не свыше 14,000 человек, в числе которых находится немного Христиан. Городские жители показывают ту самую церковь, в которую собирались Пергамские Христиане для выслушания пророчества Иоанна Богослова о судьбах Пергамской Церкви, равно как и гробницу священномученика Антипы (От 2:13) верного свидетеля Господа, по слову таинственно-пророческой книги.

ПЕРГИЯ (Деян 13:13-14) - главный город Памфилии в Малой Азии, посещенный ап. Павлом после того, как он оставил Пафос, и затем во второй раз в сообществе с ап. Варнавою, где они и проповедовали слово Божие. Г. Пергия был расположен на берегах р. Кестроса и был не только важным городом в коммерческом отношении, но и славился своим храмом Артемиды или Дианы, стоявшим на холме близ города, и бывший местом гнусных идолопоклоннических празднеств. Развалины Пергии доселе еще довольно значительны и находятся в 5 часах от Атталии (приморского города той же Памфилии). Турки называют Пергию в настоящее время Эски-Калеси.

ПЕРЕПЕЛКА (жир, тучность; Исх 16:13) - птица из породы тетеревов и куропаток. Она составляла часть пищи, чудесно ниспосланной Израильтянам во время их странствования по пустыне (Пс 127:27-29). Перепелов доселе еще видят во множестве в пустынях Аравии и их доселе привозят на Иерусалимские рынки тысячами. Перепела посылались Богом Израильтянам в пищу в двух местах: сначала в пустыне Син, а потом в Киброт-Гаттааве (Исх 16:13, Чис 11:34). То обстоятельство, что они падали в стане Израильском в таком громадном количестве, которое было достаточно для насыщения более миллиона лиц и более чем в продолжение целого месяца - явление вполне чудесное. Их вероятно сушили на солнце и сушили, как то обыкновенно делается на Востоке и в настоящее время с съестными припасами, что подтверждается словами Чис 11:32 "к разложили их (т.е. перепелов) для себя вокруг стана." Арабское название означенной птицы совершенно соответствует Еврейскому, и нет никакого основания в приведенных цитатах Пятикнижия разуметь под перепелами каких либо других птиц или животных.

ПЕРЛ см. Коралл.

ПЕРО - Места Библии, в которых встречается это слово, не означают тех перьев, которые в настоящее время употребляются для письма в европейских странах (Суд 5:14), и скорее относятся к какому-либо знаку власти, чем к письменному прибору. Железный резец, о котором говорится в Иов 19:24 и у Иер 17:1 был так называемый stylus, орудие для начертания записей на каком-нибудь твердом теле: на камне, на металле, а равно на дощечках, покрытых воском и т.д. Вообще же древние перья походили на те, которые употребляются на Востоке и доселе, и состояли из тростниковой палочки (Пс 44:2), обрезанной подобно гусиному перу и приспособленной для более изящного и отчетливого письма. Подобные перья обыкновенно обмакивались в чернила. Писцовый ножичек, о котором говорится у Иер 36:23 был, вероятно, из тех, которые употребляли писцы для того, чтобы чинить и исправлять перья.

ПЕРСЕЙ (1Мак 8:5) - царь Киттийский сын Филиппа II царя Македонского, последний царь Македонии.

ПЕРСЕПОЛЬ (2Мак 9:2) - древний знаменитый город царства Персидского, некогда столица Персии, принимаемой в собственном смысле, т.е. той части, которую населяло племя Персов. Сделан столицею при Дарие около 515 г. до Р.Х. и назван Парса. Дарий построил здесь великолепный дворец, вскоре после того сгоревший и возобновленный Артарксерксом II. Доселе еще видны отлично сохранившиеся развалины его, как то: колонны дворца с окнами и дверями, барельефы с клинообразными надписями и т.п. Под дворцом идет подземный ход с царскими гробницами. Означенные развалины Персияне называют Чиль-Минар, т.е. сорок колонн, или Тукл-алъ-Джемшид (трон Джемшида). К остаткам древности относятся также развалины нескольких больших надгробных памятников, из коих один считается в народе гробницею Дария Истаспа.

ПЕРСИДА (Рим 16:12) - Римская благочестивая Христианка, которую приветствует ап. Павел в своем послании к Римлянам, называя ее возлюбленною и много потрудившеюся о Господе. Судя по имени, можно думать, что она была родом из Персии. Впрочем в наших месяцесловах и святцах имени ее не встречается.

ПЕРСИЯ ( Иез 27:10) - древне-Азиатское царство, пределы и границы которого значительно изменялись в различное время. В том виде, в котором она существует доселе, Персидская империя была основана Киром и ее обитатели в древнее время назывались Еламитами, от своего предка Елама, сына Симова, а в более поздние времена они назывались Парфянами. Мидийский и Персидский престолы были соединены при Кире в 536 г. до Р.Х. (ср. Дан 6:8-12), и в действительности вся страна от Египта до р. Гангеса совместилась в том, что называлось тогда Персидскою империею. Персидское царство было ниспровергнуто нашествием Александра Великого, а в VII столетии до Р.Х., оно подпало под власть Сарацин, и было подчинено Калифам Багдадским до половины XIII столетия, когда оно было покорено Чингис-Ханом, а в XIV - Тимуром, или Тамерланом. Первые начала Христианства в Персии положены были, вероятно, еще во времена Апостолов. Ап. Фома, по преданию, проповедовал Евангелие в Парфии и Индии, а следовательно и в Персии, которая в то время принадлежала к Парфии. В настоящее время Персия к с. граничит Грузиею, Каспийским морем, на в. Афганистаном и Белуджистаном, к ю. Персидским заливом и р. Ермусом и к з. Турциею. Но страна, известная Евреям под названием Персии, была ничто иное, как настоящий Фарсистан, граничащий на с. Ирак-Аджемом, на в. Керманом, на ю. Саристаном и Персидским заливом, а на з. Кусистаном; своим пространством равняется пространству Франции. В течение некоторого времени Персы управлялись своими собственными царями, и ни в одном государстве в мире не происходило столько возмущений и жестокостей, сколько в Персии, несмотря однако же на все это, она, как государство, доселе удержала свое название и до некоторой степени свою целость. Новейшие путешественники имеют такое мнение, что нравы и обычаи, описанные в Библии, ни где не сохранились так хорошо, как в Персии. Библейские указания на Персию не очень многочисленны, но они имеют особенный интерес как для изучающих Библейскую историю, так в частности и книги пророческие. см. например 2Пар 36:20-23, 1Езд 1:1-3, кн. Есфирь, Иез 27:10, 38:5. Пророческие указания на Персию содержатся в Дан 8:20, 10:13, 11:2. Слово Перес в Дан 5:28 означает: разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. Персы, Персия, никогда не упоминаются под этим названием в древнейших Библейских книгах, предшествовавших пророческим, ни в Новом Завете, так как Персидский народ не существовал еще как нация до времен Иудейского плена и в Апостольский век господствовали Парфяне.

ПЕРСТНИ см. Кольца.

ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ - книга состоящая из 8-ми глав и приписываемая Соломону. По свойству Еврейского языка подобное название означает превосходную степень песни; в значении превосходной степени употребляются также следующие выражения: раб рабов, Святая Святых, суета сует. Таким образом Песнь Песней - значит: превосходнейшая песнь, возвышеннейшая песнь. Она содержит в себе таинственный смысл. Под символом чистой любви, какую выражают друг к другу жених и невеста, книга Песнь Песней выражает ту высокую любовь, которою Господь Иисус Христос возлюбил Свою Церковь и то пламенное стремление к соединению с Господом, какое питает всякая душа истинно верующая и любящая Его. Преосв. Митр. Филарет в своей Церковно-Библейской Истории по поводу означенного замечает следующее: "Сие описание жениха-брата и невесты-сестры, царя, пасущего стада, и царицы, стригущей виноград, опаленной солнцем, ограбленной и израненной стражами города, страшной в самой красоте своей, поелику не может быть брачною песнью Соломона, то, без сомнения, есть изображение таинственного союза Мессии-Христа с Церковью, неоднократно представленного в Свящ. Писании под таковым символом." Такой взгляд действительно имеет твердое для себя основание и в самой книге Песнь Песней и в разных других подобных местах Свящ. Писания, изображающих таинственный союз Христа с Церковью, и в свидетельстве церковного предания.

ПЕСОК (Быт 22:17, Исх 2:12 и др.) - из разряда минеральных тел, состоит из мелких кварцевых и других минеральных частиц, образовавшихся от разрушения кремнистых или кварцевых пород. В Священ. Писании песок служит символом иногда бесчисленного множества, как например потомства Авраама (Быт 22:17), зернового хлеба, собранного Иосифом во дни урожая в Египте (Быт 41:49), многочисленности Ханаанского войска и др. (Нав 11:4), птиц (Пс 77:27); то - иносказанием тяжкого и подавляющего бремени, как например страданий Иова (Иов 6:3), обширности мудрости и ума царя Соломона (3Цар 4:29). "Легче понести песок и соль и глыбу железа, говорит премудрый сын Сирахов, нежели человека бессмысленного" (Сир 22:1,6); то наконец служит для изображения ненадежности и непрочности. Спаситель уподобляет человека только слушающего Слово Божие, но не исполняющего его, мужу безрассудному, построившему дом свой на песке (Мф 7:26). Премудрый сын Сирахов уподобляет крупинке песка лета человеческие в сравнении с вечностью (Сир 18:8). "Число лет человека, говорит он, - много если сто лет. Как капля воды из моря или крупинка песка, так малы лета его во дне вечности."

ПЕСЬИ МУХИ см. Муха.

ПЕТАХИЯ (Бог открывает, разрешает) - имя следующих лиц: 1Пар 24:16 - глава девятнадцатой священнической чреды, состоящей из 24-х. Неем 9:5 - один из левитов во дни Ездры и Неемии, возбуждавших народ к молитве и прославлению Бога во время священного собрания в 24-й день седьмого месяца. Неем 11:24 - сын Мешезавела, поставленный доверенным от царя (вероятно Артаксеркса) по всяким делам касающимся до народа (т.е. Иудеев).

ПЕТР АПОСТОЛ (скала, камень; Ин 1:40) - сын Ионин и брат Андрея. Он был уроженцем города Вифсаиды; первоначально назывался Симоном. Название Кифы (Сирийское слово, означающее скалу) было дано ему в то время, когда он был призван к апостольскому служению (Ин 1:42, Мф 16:18). Семейство его жило в Капернауме (Мф 8:14, Мк 1:24, Лк 4:38); по роду своих занятий он был рыбарь (Лк 5:1-3). Религиозная жизнь этого апостола с самого начала и до конца преисполнена трогательнейшими событиями. Теща его была исцелена от горячки Господом Иисусом. В присутствии Господа происходила чудесная ловля Петром рыб (Лк 5:6-9), в таком количестве, что даже "сеть прорывалась. Ужас объял Петра и всех бывших с ним от этого лова рыб, ими пойманных. Выйди от меня, Господи! Воскликнул Петр при сем событии, потому что я человек грешный." О многих чудесных событиях в жизни Петра упоминается в Евангельских сказаниях. Однажды во время бури на Галилейском озере Господь шел по волнам к утопавшим ученикам. Петр с дозволения Господа присоединился к Нему и шел некоторое время по воде (Мф 14:29). Он первый засвидетельствовал свою веру в Божественное посланничество Господа (Мф 16:16). Впрочем его понятия о лице Мессии еще не достигали надлежащей высоты и величия, так как он имел смелость прекословить Господу Иисусу Христу, когда Он говорил о Своих страданиях и смерти. На это прекословие Господь сказал Петру: "отойди от меня, сатана; ты Мне соблазн. Потому что думаешь не о том что Божие, но что человеческое" (Мф 16:22-23). Он был особенно сильно привязан к своему великому Божественному Учителю. Когда многие отстали от Иисуса и Он спросил Своих учеников: "не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого" (Ин 6:67-69). И Господь удостоил Его особенной близости к Себе. Так. ап. Петр с Иаковом и Иоанном были свидетелями воскрешения дочери Иаира (Лк 8:51). Вместе с Иаковом и Иоанном он также был свидетелем славы Господа па Фаворе, в время Его Преображения; равно как через несколько времени вместе с теми же учениками был свидетелем уничижения и душевных страданий Господа в саду Гефсиманском (Мф 26:36-56). Там же, движимый горячею любовью и преданностью Господу, Петр извлек меч и ударив первосвященнического раба, Малха, отсек ему правое ухо, когда Иуда с отрядом воинов и первосвященнических служителей, готовились взять Иисуса в саду Гефсиманском (Ин 18:10). Господь Иисус умывал ноги Своим ученикам, Петр воспротивился этому: "Тебе ли, Господи, умывать мои ноги? Не умоешь ног моих во век." Когда же Господь сказал ему: "если не умою тебя, не имеешь части со Мною," он впал в другую крайность и воскликнул: "Господи! не только ноги мои, но и руки и голову" (Ин 13:8-9). При предсказании Господом Иисусом о малодушном рассеянии Его учеников, Петр сказал Ему: "Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя." На это сказал ему Господь: "душу свою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от меня трижды" (Ин 13:37,38). Слово Божие неукоснительно вскоре исполнилось, так как он три раза отрекся с клятвою от того, что знает Господа Иисуса. Свой тяжкий грех апостол искупил искренним слезным раскаянием. "И, вышел вон, замечает Евангелист, он плакал горько (Мф 26:75). Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он дал им следующее повеление: "идите, скажите ученикам и Петру" (Мк 16:7). После он снова был утвержден в звании апостольском троекратным повторением следующих слов: паси овец Моих (Ин 21:16). В день Пятидесятницы он обратил своею проповедью к вере во Христа сначала 5000, а потом 3000 душ. Вместе с Иоанном он исцелил хромого при вратах храма, при чем обратился к собравшейся толпе с проповедью и бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками Иудейскими (Деян 4:19-20), был заточен в темницу и смело защищался пред синедрионом. Из дальнейшей деятельности ап. Петра видно, что в Самарии он победоносно обличил Симона волхва, в Лидде исцелил расслабленного Энея, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу. Заточенный вторично в темницу и обреченный уже на смерть, он был чудесно освобожден ангелом из темницы. В Иерусалиме он присутствовал на соборе апостольском (540 г.), потом пробывши несколько времени в Антиохии проповедовал Евангелие в разных других странах на Востоке и Западе и наконец скончался мученически в Риме. Существует предание, что Римские Христиане просили пред мученической его кончиной спасаться бегством, но Господь в чудесном видении остановил его в сем намерении. Он был осужден на распятие и погребен близ триумфального пути в Риме. В Риме доселе находится древняя темница под названием Мамертинской, которую считают одним из древнейших зданий в городе. По преданию, апостолы Петр и Павел оба были заключены в эту темницу по приказанию Римского императора Нерона, одновременно приняли мученическую кончину здесь около 57 года по Р.Х. В Мамертинской темнице доселе показывают тот самый столб, к которому был прикреплен ап. Петр в то время, когда он запечатлел свою апостольскую верность Господу своею мученическою кровью. Жена ап. Петра, по преданию, сопровождала апостола в его путешествиях и потерпела также здесь мученичество. Св. Церковь вместе с ап. Павлом наименовала ап. Петра первоверховным, и празднует память его вместе с ап. Павлом 29 июня; кроме того особо, 16 января - поклонение честных вериг св. и всехвального ап. Петра.

Ап. Петр оставил нам два соборных послания к уверовавшим Иудеям, рассеянным вне Палестины.

Первое соборное послание ап. Петра состоит из 5-ти глав и написано в Вавилоне в 65 году по Р.Х. по поводу злоупотреблений, какие возникли из учения о вере, оправдывающей независимо от дел. Апостол прежде вообще убеждает Христиан, не взирая на гонения, радоваться о вере своей, не смущаясь злословием язычников, в подражание Святому Богу проводить жизнь святую, покоряться земным властям и не прикрывать пороков Христианскою свободою, потом в частности излагает правила Христианского поведения для слуг, жен, мужей, различных членов Церкви, пастырей и пасомых.

Второе послание состоит из трех глав, писано ап. Петром незадолго до его кончины в Риме. Оно есть как бы последнее завещание его верующим. Голосом умирающего мученика апостол умоляет верующих быть твердыми и неуклонными в вере, остерегаться лжеучителей и не почитать обетовании Божиих несбыточными из-за того, что еще не наступает последний день мира, а лучше пользоваться долготерпением Божиим для своего спасения. "Ибо, если избегши скверн.мира, говорит он в одном месте, чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого." И в другом месте он говорит: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медленном, но долготерпит нас, не желая чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать, ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Пет 2:20, 3:9-10).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: