Америк.мыслители к.19-нач.20 вв.




Щербатов М.М. (2я пол. 18 в), князь

модель огранич.монархии, ест.-прав.учение, договор.концепция происх.гос-ва

Происх.собств-ти зависит от личных кач-в ч-ка (как у Локка). Дог-р об обр.гос-ва люди закл. для собств.безопасности и при его закл. уступают часть св-д, поэтому за сохр. за народом сув-та

4 варианта организации гос-ва: монархия, аристократия, демократия, деспотия – однако в чист.виде не сущ-т

ФП и з-ны зависят от климата, территории, плодородия, народонаселения страны. Наиб.привлекат.ФП считает англ.конст.мон-ю (разделение вл., опр-е их компетенции законами)

Критика деспотич.правления (сосредоточение абсолют.полномочий у главы гос-ва, своеволие и беззаконие, продаж. и корыст.апп-т упр-я). Сущ-т 2 варианта монархии – абсолютная (Иван 4, Петр1) и мон-я англ.образца. Для Р. характерна огранич.монархия, т.к. рус.князья никогда не б. «самовластниками», а опирались на совет, в кот. вх. дружинники, бояре, дух-во.

Созд-е представит.органа (Высшее Прав-во) – зак. и суд.власть, форм-ся на выбор.началах. Монарх –глава исп.вл. За нарушение монархов законов – отв-ть, вплоть до тюрем.закл. Монарх – высший чиновник гос-ва, его д. украшать только добродетели. Учреждения, принужд. к исп-ю законов

Законы соотв-т ФП, при абсолют.монархии законов нет, самовластье. России нужна «Книга законов», кот. д. пройти всенарод. (не сослов.) обсуждение, чтобы кажд. мог внести свои замечания. З-ны д.б. известны народу, их необх. изучать во всех учеб. заведениях. Соблюдать з-ны д. не только подданные, но и монарх

Классиф-я законов дана в духу ест.-прав.школы – божеств., естеств., положит. Положит. д. соотв. ест. и бож. Не отрицал роль прецедента в суд.практике, низшие суды д. рук-ся решения высшего суда.

В традиц.?е о милости к виновным поддерживает Зиновия Отенского: милосердие для виноватых – зло для невинных

Прогресс.идеи в обл. судопроизв-ва, обсужд. на Западе: открытость, гласность, участие защитников, обжалование суд.реш-й

В сосл.строе видел прочность гос-ва, при этом кажд.сословию необх. определить его прав. и соц.статус, круг занятий. Отрицат.отн-е к крепост.праву, однако прямо не сод-т требования отмены

Все перемены необх. достичь эволюц.путем, путем введения «хороших з-в» и просвещения народа

Десницкий Семен Ефимович(2я пол.19 в.)

«праотец русской юридической профессуры», проф. МУ, из мещан., дух. сословия или из казаков

радикал.программы политико-прав. преобразований. Не поддерж. договор.теории – гос-во произошло ест. эволюц.путем, путем ист-ки последоват.состояний – 1.охота 2.скотоводство 3.хлебопаш.состояние 4.коммерч.состояние (совр.капиталист.об-во). 1 и 2 – коллектив.соб-ть; 3 – появ. жилища, возн. желание получить землю в соб-ть. Как у Локка, соб-ть – рез-т труд.затрат и зависит от физ. и душ.кач-в людей, а т. хитрости, коварства, предвидения – возн. соц.нерав-ва. 4 – возн.гос-во, вл. сосредоточилась в руках тех, кто обладал богатством.

Цель гос-ва – достиж.блага для наиб.кол-ва людей (как у Аристотеля). Стабильность гос-ва зависит от всеобщ.процветания, а не от насилия.

Лучшая ФП – конст.монархия с разделением вл. Три вл.: зак., судительная и наказательная. Зак.вл. принадлежит монарху и пред.органу, сост. из депутатов от сословий с умеренным цензом (есть все, кроме крестьян) (Сенату), Сенату принадл. и суд.вл. Исп.вл. – монарх.

Суд.вл.: необх.отделение суд.вл. от администрации, суд присяжных, гласность, равность для сословий, право на защиту. Цель наказат.вл. – наблюдение за «спокойствием и тишиной», т.е. борьба с преступностью, исполнение приговоров, содержание тюрем, но «строгость за пределы чтоб не вых.»

Зак.вл. – главная, но необх., чтобы з-ны исп-сь; лучше не иметь законов, чем их не исполн.

Отриц.отн-е к крепост.праву – препятствие в развитии промышленности и земледелия, но не предлагал его отменить

Классификация права: государственное (лицо и гос-во); гражд. (родители, дети, супруги); уголовное (преступления); судебное

Судопр-во: за введение демокр.принципов (рав-во перед зак-м, соотв. нак-я прест-ю), присяж.заседатели, гласность, состязательность. За смягчение санкций, на 1м месте д. стоять прест-я против личность и ч.с., а не против гос-ва и ц. См.к. возм. только за уб-во или измену родину, за отмену квалиф. см.к.

Радищев (2я пол.18 в.)

2я пол.18 в. – усиление крепост.гнета, пугач.восстание – поиск варианта выхода из кризиса. Др.актуал.проблема – ФП, ее совершенствование по пути – превращ. в просвещ.монархию, конст.ограничение либо респ.строй

Радищев предложил радикал.ответ на?ы – проект демократич.республики в Р. Вложил в термин «самодержавие» соврем.смысл – сосредоточение неогранич.власти в руках монарха (до этого – суверенность, незав-ть верх.вл.). Самодержавие – сост-е, наипротивнейшее чел.естеству. В отличие от Монтескье, не различает просвещ. и деспотич.монархию – «просвещ.монархов нет и не будет». Критика бюрократич.аппарата – необразованность, развращенность и продажность чиновников. Особенность рос.гос.устр-ва – самост.бюрократия, независ. от монарха, и не связ. с народом

Свою концепцию конструирует на основе положений теории ест.прав ч-ка и дог.происх.гос-ва. Причина обр-я гос-ва – природ.социальность людей. В ест.состоянии все люди равны, но с появл. ч.с. это рав-во нарушилось. Обр-е гос-ва связ. с появл. ч.с. Гос-во возникло как рез-т молчаливого договора в целях обеспеч. благой жизни, защиты слабых и угнетенных

При закл.дог-ра народ оставляет суверенитет за собой, народ не м. соглас. на рабство, оно противоестественно. Зак-во гос-ва д.б. основано на ест.праве, если з-н не соотв. справедливости, это не право, в основе д.б. справ-ть, а не сила. Крепост.право – не есть право; теоретич. и практич.несостоятельность креп.права, подневольный труд непроизводителен, нравств.падение народа – как крепостников (жестокость, бесчеловечье), так и крестьян (унижение, порабощение)

Противопоставление существ.права и ест.права привело Радищева к революц.выводам – признает за народом право на восстание, если его природ.права наруш-ся

«Путешествие из Петербурга в Москву» - грозное предупреждение прав-ву и дворянам: Р. терпелива и терпит до крайности, но когда наступает конец терпению, никто не м. удержать рус. народ.

Соц.идеал – об-во свободных и равноправных собственников. Соц.привилегии отмен-ся, дв-во уравн-ся в правах с остальными

Наилуч.ФП – демокр.республика по образцу северорус.респ-к Псков и Новгород – считает, что Р. исстари присуща респ.ФП; свобод. и добровол.федерация городов с вечевыми собраниями. Концепцию разделения властей не признает, т.к. один народ м.б. государем; народ избирает магистратов, однако вся полнота вл. у народа. Такое гос.устр-во м. обеспечить народу его свящ. ест.права

Америк.мыслители к.19-нач.20 вв.

По Конституции 1787 г. сформировалось 2 лагеря круп.политиков:

1. Федералисты, централисты (Гамильтон, Джеймс Мэдисон, Адамс) – создатели теории разделения властей в США, идея президент.вл., сторонники федерализма с сильной гос.вл.

2. Демократические республиканцы (Бенджамин Франклин – идея home rule – домашнего упр-я Америкой в рамках Брит.империи; Томас Пейн – сторонник ест.права, считается, что ему принадлежит термин «США», сторонник полного невмешательства в жизнь об-ва, Томас Джефферсон – идеолог Билля о правах – неоф.название 10ти первых поправок к К США: св.слова, религ., прессы, собраний, подачи петиций; хр. и нос. оружие; неприкос. жилища; запрет произвол. обысков и арестов; принципы УПП; пр. обвин-го, суд присяжных; запрет чрезмер.нак-й; наличие и др.прав, не закреп. в К; автономия штатов и гр-н)

47.США: Калхун, Вильсон Джон Калхун – выдающийся политик, был сенатором от южных штатов (им восхищались рабовладельцы, их полит.деятель), министром обороны Труды: «Исследование о правительств.вл.» (идеи прав.статуса гр-на), «Рассуждения о К и Прав-ве США» (идеи федерализма) 1.Калхун выступал против всеобщей свободы, протии равенства людей. Гл.аргумент – америк.лоб-во не явл. цивилизованным, люди не воспитаны на идеях полит.свободы и предоставление им этой свободы приведет и приводит только к хаосу, безответственности и неразребрихе. Люди рабской души – основное население США. Калхун против отмены рабства, так как огром.кол-во рабов нарушат эконом. и полит.баланс. Отмена рабства приведет к непрогнозируемым проблемам (жилье, обр-е). Люди, кот. никогда не б. свободными и не знают что это, будут решать судьбу гос-ва. Прав-во США не д. заним-ся проблемами реализации прав граждан – это дело штатов, отмена рабства -?, кот. д.б. решен каждым штатом самостоятельно 2. 2я книга – критика гос.суверенитета США, гос.суверенитет принадлежит не США, а штатам,кот. самостоятельно решают? о вхождении в США и, сохраняя гос.суверенитет, м. в любой момент выйти и даже начать войну, если США ограничит их суверенитет. Правительство США – всего-навсего агент штатов, реализует полномочия, делегированные штатами Уильям Вильсон, представитель юр.позитивизма Труд: «Гос-во» Гос-во – агент об-ва, поэтому гос-во несет отв-ть за политику. Гос-во д.б. организовано так, чтобы отв-ть б. персонифицирована, чтобы всегда было ясно, кто от имени гос-ва что-либо сделал. Парламент д.б. ограничен в привилегиях, так как депутаты не несут ответ-ти за свои решения: перед выборами принимают популистские законы, лоббируют частные интересы, а отв-ти за состояние об-ва не несут. Поэтому необх-мо перераспределить полномочия в пользу Президента и в целом исп.власти,т.к. его решения всегда ответственны и персонифицированы. Предлагал различные механизмы приостановления решений Конгресса и самостоятельного упр-я Президентом.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: