Сокращенные обозначения книг Писания 49 глава




В понятии о Церкви Христовой необходимым признаком ее составляет святость. Церковь свята, потому что освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез таинства. В молитве к Богу Отцу о верующих, Иисус Христос сказал между прочим: "освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. За них я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною" (Ин 17:17-19). И действительно, "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Ефес. 5:25-27). В Церкви Христовой могут быть и есть согрешающие. Но сии, если очищают себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою; а грешники нераскаянные, или видимым действием Церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и с сей стороны сохраняется святою. Ап. Павел дает наставление Коринфянам, чтобы они сами "извергли развращенного из своей среды" (1Кор 5:13). В послании к Тимофею Апостол говорит: "твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь своих, и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа" (2Тим 2:19).

Когда мы называем Церковь Соборною, или, что то же. Кафолическою, или Вселенскою, то это значит, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Ап. Павел говорит, что в Церкви Христовой "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного: но все и во всем Христос" (Кол 3:15). Церкви Вселенской принадлежат собственно высокие обетования, что "врата ада не одолеют ее," что Господь "пребудет с нею до скончания века"; что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение. В послании Восточных патриархов о Православной вере сказано: "несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины; ибо Дух Снятый, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения" (Чл. 12). Если Кафолическая Церковь, долженствующая обнять собою все народы во все времена, непогрешима, и ей собственно принадлежат высокие обетования главы Церкви, который есть и Спаситель тела (Ефес. 5:23), то для участия в Его спасении необходимо быть членом Его тела, необходимо принадлежать к Кафолической Церкви. Апостол Петр говорит, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега (2Пет 2:5). Как все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом, так и все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической Церкви.

Церковь Христова называется также Апостольскою. Сие наименование показывает, что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Св. Духа, чрез священное рукоположение. "Вы (Христиане) не чужие, не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (Ефес. 2:19-20). Принадлежность к Церкви Апостольской налагает на нас обязанность твердо держаться учения и предания апостолов, и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении апостолов. Ап. Павел убеждает Солунян твердо стоять и держать предания, которым они научены словом, или посланием его (2Сол 2:15). "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" (Тит 3:10), заповедует тот же апостол своему ученику. Ибо "есть много непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти" (Тит 1:10,11).

Власть апостольского служения в Церкви дана в ней особому учреждению - церковной иерархии, самим Иисусом Христом еще во время Его земной жизни Своим ученикам и апостолам, и особенно после сошествия на апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается чрез преемственное рукоположение в таинстве Священства. "Он (И. Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения для созидания тела Христова" (Ефес. 4:11,12). Высшие иерархические лица, которым подчинены отдельные части единой Вселенской Церкви, суть православные патриархи. Святейший Синод, митрополиты, архиепископы, епископы. Выше этой власти стоит Вселенский Собор, который простирает свои действия не на отдельные только части, но на всю Вселенскую Церковь. Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов, на которых раскрыто и утверждено как учение веры, так и правила, касающиеся порядка и управления Церковью.

Из всего сказанного о Церкви нужно видеть, что истинною Христовою Церковью должно признать только Грековосточную Православную Церковь и единомысленные с нею, какова, по благодати Божией, Всероссийская Церковь. Глава Церкви есть един Господь наш Иисус Христос, учение ее есть учение апостолов, дух ее есть дух Церкви первенствующей. Только в ней неуклонно и без малейшего изменения соблюдаются те уставы и узаконения, которые утверждены семью Вселенскими Соборами.

Все другие Церкви, именующие себя Христианскими, более или менее удалены от истинной Церкви Христовой. Так: а) Римская или Западная Церковь, отделившаяся окончательно от истинной Православной Церкви в девятом столетии, учит и верует: 1) что Дух Святый происходит не только от Бога Отца, но вместе и от Бога Сына; 2) в таинстве Причащения, вопреки всей древней Церкви, употребляются опресноки, и что причащение под обоими видами - тела и крови Господа - принадлежит только духовным лицам, миряне же должны причащаться только тела Господня; 3) что чрез так называемые индульгенции, или разрешительные грамоты, можно покупать прощение во грехах не только содеянных, но и будущих; 4) что души умерших поступают в некое, внутри земли находящееся, огненное чистилище; 5) что Священное Писание написано исключительно для учителей Церкви, и читать оное простому народу не позволительно; 6) что Папа есть наместник Христа на земле, вселенский первосвященник, верховный законоучитель, глава Церкви, от которого все иерархи заимствуют право и священие; 7) что его власть выше Вселенских Соборов; 8) что он может низлагать светских владетелей и епископов, разрешать подданных от клятвы венценосцам, судить всех, а сам не подлежит никакому суду; 9) что он есть лицо непогрешающее. б) Лютеранская или протестантская Церковь, отделившаяся от Западной в шестнадцатом столетии, признает только два таинства: Крещение и Причащение. Высшее управление Церкви поручено консисториям, зависящим от гражданского правительства. Единственным источником вероучения признает Священное Писание, отрицая священное предание; учит, что оправдание приобретается только верою, без добрых дел; отрицает устное исповедание грехов; уничтожила посты; иконы позволяет держать в церкви, но не для молитвы, а для украшения; также не принимает призывания в молитвах Святых и поминовения по усопших.

В одно время с Церковью Лютеранскою возникла Реформатская Церковь, основанная в Швейцарии Цвинглием и преобразованная Кальвином. Последователи этого учения признают: 1) что в таинстве Причащения совершается не таинство тела и крови Христовой, но только обряд, в котором воспоминается сие священнодействие, так что хлеб и вино суть только символы тела и крови Господа; 2) что Церковь не должна иметь никакой внешности, почему уничтожаются иконы, священные одежды и проч.; 3) что исповедь пред духовником не нужна; 4) что воля Божия, без всякого отношения к человеку, предопределяет вечное блаженство, или вечное мучение, и проч.

ЦЕРОН (связь, пучок; 1Цар 9:1) - сын Бехорафа, отец Авиила, из предков царя Саула.

ЦЕРУА (прокаженная; 3Цар 11:26) - мать Иеровоама, сына Наватова, Ефремлянина, из Цареды, раба Соломонова, поднявшего руку на царя, и бывшего потом царем Израильским.

ЦЕФАНИЯ (покровительствуемый Богом): 1Пар 6:36 - отец одного из певцов пред Скиниею собрания, пока Соломон не построил дома Господня в Иерусалиме. 4Цар 25:18 - второй священник при Храме, т.е. следующий за первосвященником. Навузардан, начальник телохранителей Навуходоносора, царя Вавилонского, по осаде Иерусалима, взял город; царя Седекию и его сыновей отправил к Навуходоносору в Риалу, где перед глазами отца были заколоты сыновья его, сам же Седекия был ослеплен и в оковах отведен в Вавилон. Та же печальная участь постигла Сераию первосвященника, Цефанию, второго священника, и трех стоявших на страже у порога и многих других: они также все были умерщвлены в Ривле, в земле Емаф.

ЦЕФАТА (2Пар 14:10) - долина у Мареши. На этой долине царь Аса, воцарившийся над Израилем по смерти отца своего, Авии, одержал победу над Зараем, Ефиоплянином, у которого войска было тысяча тысяч и триста колесниц, между тем как у Асы военная сила состояла: из колена Иудина, триста тысяч вооруженных щитом и копьем, и двести восемьдесят тысяч людей храбрых из колена Вениаминова, вооруженных щитом и стрелявших из лука.

ЦЕФАФ (возвышенное место; Суд 1:17) - город Хананейский. По смерти Иисуса Навина Иуда и брат его, Симеон, во время войны с Хананеями и Ферезеями, между прочими "поразили, Хананеев в Цефахе, и предали его заклятию, и от того называется город сей Хорма."

ЦЕФО (стража, караул; Быт 36:11,15, 1Пар 1:36) - сын Элифаза, внук Исава.

ЦЕФОН (темная страна, север; Чис 26:15) - сын Гада, сына патриарха Иакова. В книге Бытия (46:16) читается: Цифион.

ЦИВЕОН и ЦЕВЕОН (разноцветный, пестрый): Быт 36:2,14 - Евеянин, отец Аны, дочь которого, Оливему, взял себе в жены Исав. Быт 36:20-29, 1Пар 1:38 - из сынов Сеира, старейшина Хорреев, в земле Эдома.

ЦИВИЯ и ЦИВЬЯ (коза, серна): 1Пар 8:9 - из сынов Шегараима, в земле Моавитской, от Ходеши. 4Цар 12:1, 2Пар 24:1 - мать царя Иоаса, который царствовал в Иерусалиме сорок лет. Цивья происхождением из Вирсавии.

ЦИГОР (Нав 15:54) - из нагорных городов колена Иудина, поименованный у Навина рядом с Хевроном.

ЦИДДИМ (Нав 19:35) - из укрепленных городов по шестому жребию в уделе колена Неффалимова.

ЦИКЛАГ (Нав 15:31, 19:5, 1Пар 4:30) - город в уделе Симеоновом среди удела сынов Иудиных. см. Секелаг.

ЦИЛЛЬФАИ (1Пар 12:20) - из тысяченачальников у Манассиян, перешедший к Давиду в Секелаге.

ЦИЛФАЙ (тенистый; 1Пар 8:20) - из сынов Шимея поколения Вениаминова, живших в Иерусалим.

ЦИН (низкое, плоское место; Нав 15:3) - пустыня на юге Палестины, близ Кадеса, в колене Иудином. Имя Цин дано пустыне этой только в указанной цитате. В других же местах Свящ. Писания эта пустыня называется: Син (Чис 13:22, 27:14, 33:36, 34:3,4, Вт 32:51). Но этим именем называется другая пустыня, близь Синая (Исх 16:1, 17:1, 33:11), которая отделяется от первой целою Каменистою Аравиею. Пустыня Цин составляет южную оконечность земли Обетованной, на границе Идумеи. Отсюда было сделано начало обозрения земли Обетованной (Чис 13:22). Здесь после продолжительного странствования, после Рафаимского возмущения, Израильтяне снова явились в пустыне Фаран и Цин при Кадесе (Чис 33:36). Здесь при водах Меривы была распря общества (Чис 20:2-13, 27:14), и здесь Моисей осужден не войти в землю Обетованную (Вт 32:50-51). Здесь при разделе земли Обетованной указывается граница удела, назначенного колену Иудину (Нав 15:1-3).

ЦИФИОН (наблюдающий, стерегущий; Быт 46:16) - из сынов Гада, переселившихся с Иаковом в Египет.

ЦИФРОН (благоухать; Чис 34:9) - из городов на северной границе земли Ханаанской. ЦИХА (жаркий, сухой): 1Езд 2:43 - из Нефинеев, отец сыновей, возвратившихся в Иерусалим после плена Вавилонского. Неем 11:21 - начальник вместе с Гишфой над Нефинеями, жившими в Офеле.

ЦИЦ (2Пар 20:16) - возвышенность пред пустынею Иеруилом, вероятно, по западной стороне Мертвого моря, между Енгедди и Фекоей, на границе Иудеи и Идумеи. Здесь Иосафат одержал без сражения победу над Моавитянами и Аммонитянами (2Пар 20:1-29).

ЦОАН (Чис 13:23, Пс 77:12,43) - город в нижнем Египте. В кн. Чис замечено, что Цоан построен семь лет спустя после Хеврона (Чис 13:23). Он был несколько лет столицею нижнего Египта и имел важное политическое значение (Исх 19:1 1,13, 30:4, Иез 30:14); был великим и известным городом Египта, но теперь здесь одни развалины. Местность эта ныне известна под именем Сан или Джани. В Иуд 1:10 читается: Тапис.

ЦОБ (2Цар 23:36). см. Сува.

ЦОВЕВ (говорливый; 1Пар 4:8) - сын Коца, из колена Иудина.

ЦОРА (Нав 15:33) - город в равнине Сефела, в уделе Иуды (2Пар 11:10), принадлежавший колену Данову (Нав 19:41, Суд 13:25). Он лежал недалеко от Ештаола, и потому в Св. Писании упоминается часто вместе с Ештаолом (Суд 16:31, 18:2-11). Он вместе с другими городами укреплен был Ровоамом (2Пар 11:10) и после плена снова был занят Иудеями (Неем 11:29). В этом городе родился Самсон (Суд 13:2, 16:31).

ЦОРЯНЕ (1Пар 2:53,54, 4:2) - жители вышеупомянутого города Цоры, соседи которых в Св. Писании имеют название: Ештаоляне.

ЦОФАЙ (сотовый мед; 1Пар 6:26) - сын Елканы, из потомства Каафа, сына Левия. В ст. 35 читается: Цуф.

ЦОФАХ (1Пар 7:35,36) - сын Гелема, отец одиннадцати сыновей. Как сам Цофах, так и поколение его стоят в списке "сыновей Асира, глав поколений, людей отборных, воинственных, главных начальников."

ЦОХАР (белый, светлый): Быт 23:8, 25:9 - отец Ефрона, у которого Авраам купил поле и пещеру при Махпеле, против Мамре, для погребения Сарры. Быт 46:10, Исх 6:15 - из сынов Симеона, родоначальник поколения Зарина, в колене Симеоновом. В Чис 26:13 читается: Зара. 1Пар 4:7 - из сынов Хелы, жены Ашхура, потомства Иуды, сына патриарха Иакова.

ЦУР (скала, утес, Чис 25:15) - начальник Оммофа, племени Мадиамского, отец той Мадианитянки, которую привел к себе в стан Израилев Зимри, сын Салу. Зимри и Мадианитянка, как известно, были убиты в спальне Финеесом, сыном Елеазара, сына Аарона, и тем прекратилась смерть Израильтян от поражения за преступную связь их с дочерями Моава в Ситтиме. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи. Нав 13:21 - из вождей Мадиамских, князей Сигона, царя Аморрейского, жившего в Есевоне, которые были убиты при Моисее, по завоевании земли той. 1Пар 8:30, 9:36 - второй сын Иеила, отца Гаваонитян, от жены его Маахи.

ЦУРИИЛ (Бог есть скала; Чис 3:35) - сын Авихаила, начальник поколения родов Мерари, которых при Моисее исчислено было мужеского пола от одного месяца и выше шесть тысяч двести. На обязанности сынов Мерари лежало хранение брусьев Скинии, шестов, столбов, подножий и всех вещей ее со всем устройством их, хранение столбов двора со всех сторон, подножий, кольев и веревок их (Чис 3:36-37).

ЦУР-ОРИВ (Суд 7:25) - скала близ Иордана. Здесь вождь Мадиамский Орив побежден был и убит во время знаменитого поражения Гедеоном Мадианитян. От сего и местность эта получила свое название. В кн. Исаии местность сия названа: скала Орива (Исх 10:26).

ЦУФ 1Цар 1:1 - из предков Елканы Ефрафянина. 1Пар 6:35 - из певцов пред Скиниею собрания, из сыновей Каафовых. 1Цар 9:5 - область в колене Вениаминовом, близ города Рамы и горы Ефремовой, отечество пр. Самуила. Когда пропали ослицы у Киса, отца Саулова, отец послал Саула отыскивать их. И вот Саул пришел в Цуф и по совету слуги обратился к Самуилу, как человеку Божию, человеку уважаемому который что ни скажет, сбывается. Здесь Саул по повелению Божию был помазан от Самуила на царство.

Ч

ЧАЙКА (Лев 11:16) - морская небольшая птица, по закону Моисееву нечистая. Чайки преимущественно принадлежат северу. Они оживляют все моря и в особенности держатся на приморских берегах. Любимый корм их составляет рыба, но они питаются и насекомыми, и за недостатком живой рыбы не гнушаются и падалью. Кроме того иногда похищают яйца и птенцов у других птиц. Чайки искусно плавают, но не ныряют, а только ловко окунаются, быстро с полета в отвесном направлении погружаясь в воду, и потому при нападении неприятеля ищут убежища не в глубине, а мгновенно улетают с поверхности воды в высь. Летают они легко и до того неутомимы, что по целым суткам могут держаться на воздухе. Из всех водных птиц чайки лучше и свободнее всех ходят и бегают по земле. Для вывода детей выбирают пустынные острова. Самка кладет обыкновенно три или четыре светло-зеленых с крапинами яйца и через три или четыре недели высиживает птенцов, которые, как только оперятся и познакомятся с водою, улетают в открытое море. Чайки почти все принадлежат к перелетным птицам и в обществе себе подобных разлетаются по разным странам. На Соловецких островах они появляются раннею весною, выводят детей на монастырском дворе и делаются почти ручными, но осенью снова улетают в море. Они слишком жадны и прожорливы, и потому где можно грабят и обкрадывают и своих сожителей, нагло вырывая пищу из глотки их. Чаек много видов и разных цветов и величины. В Норвегии, Ирландии и Исландии их ловят и употребляют в пищу; для бедных северных жителей пух их заменяет гагачий и гусиный. Крик чаек неприятный, выражающийся в разных хриплых звуках.

ЧАРЫ, ЧАРОДЕЙ см. Волхвы.

ЧАС (Дан 3:15, 4:16, Мк 15:25-34, Деян 2:15, 23:23, Ин 11:9). Измерение времени по солнечным часам, именно по солнечной тени на часах, издавна употреблялось в Вавилоне (Дан 4:16) и отсюда вероятно были заимствованы Ахазом солнечные часы (4Цар 20:9-12). О подразделении дня на часы в первый раз упоминается у Дан 3:15, 4:16-30, 5:5. Ко времени Иисуса Христа день у Евреев уже делился на 12 часов, которые считались от восхода солнечного до заката. "Не двенадцать ли часов во дне?" сказал Господь, шествуя в Иудею для воскрешения Лазаря. Части дня делились на четыре трехчасовые части и назывались первым, третьим, шестым и девятым часом. Ночь также делилась на четыре ночные стражи (Деян 2:15, 3:2, 10:9, Мф 14:15, Мк 13:35).

ЧАШИ см. Блюда.

ЧЕЛОВЕК (Быт 1:26-27, 2:7-23, Пс 8:5-9, Сир 17:1-12, Деян 17:25-28 и др.). Св. Писание дает полные и подробные сведения о человеке: о его происхождении и духовной его природе, о теле его и высоком совершенстве его органов. В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершеннейшего в составе видимого мира, так что оно по истине есть малый мир в великом мире Божием. Но тело с его органами составляет только внешнюю видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа, существо совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всею видимою природою своими особенными совершенствами и преимуществами. 1) Она создана по образу и подобию Божию, есть дыхание Божие и отражает в себе совершенства Божественные (Быт 1:27, 2:7, Прем.Солом 2:23, Иак 3:9). Сюда относятся в особенности совершенства и преимущества первобытного ее состояния: правота ума, чистота сердца, непорочность и святость воли и блаженное бессмертие (Ек 7:29, Прем.Солом 2:23). 2) Созданная по образу Божию, душа есть существо невещественное, духовное, и потому называется духом в противоположность телу и всему вещественному. 3) Будучи духовна, она одарена различными силами и способностями, в которых проявляет свою духовную деятельность: она имеет способность познавательную, имеет чувство, рассудок и ум, посредством коих может не только непосредственно ощущать и воспринимать предметы видимого мира, представлять, памятовать и воспроизводить представления, но и сознавать, понимать, исследовать, умозаключать и наконец возноситься к высшим созерцаниям, к познанию мира сверхчувственного, к познанию самого Творца и Промыслителя мира и человеков (Сир 17:5-6, Прем. Солом. 7:17-21, Рим 1:19-20). Душа имеет совесть, которая внушает нам что должно делать и чего избегать, производит над делами нашими свой суд и определение, или одобряет нас, исполняя радостью сердце наше, или осуждает, поражая нас стыдом, раскаянием и страхом (Рим 2:15, 1Кор 4:4, 2Кор 1:12, Евр 13:18, Деян 23:1). Она имеет чувство или сердце - способность ощущать приятность или неприятность разных впечатлений, перемен и состояний в ней происходящих, ощущать истинное, прекрасное и доброе в творении Божием, в нравственной жизни и деятельности человеческой и сочувствовать всему доброму и прекрасному, наконец возноситься благоговейными чувствованиями к источнику всякого истинного блага - Богу, и в Нем и в соединении с Ним находить высочайшее свое благо и блаженство (Ин 16:20-22, Лк 6:45). Она имеет желательную способность - волю и свободу воли, может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству (Сир 15:14-17, Быт 2:16,17, 3:2-6, Мф 19:17, 23:37, Вт 30:19, Ис Нав. 24:15-24, Ис 1:19-20). Одаренная такими силами, душа наша имеет самое высокое призвание и назначение. Созданная по образу Божию она должна уподобляться в своих совершенствах своему Первообразу (Лев 19:2, 1Пет 1:15, Мф 5:48, Ефес. 4:13), главною целью своего совершенствования и всей своей деятельности поставлять славу Божию (Сир 17:7,8, Мф 5:16, 1Пет 4:11) и наконец в соединении с Богом должна полагать верх своего счастья, своей славы и блаженства, о чем сам Господь молился небесному Отцу Своему пред Своими страданиями (Ин 17:21-26, Мф 13:43).

С падением в Раю человек лишился первобытного своего совершенства и блаженного своего жилища; силы души его утратили первобытную чистоту и получили превратное направление. Но следы образа Божия в них остались: душа удержала твою духовность и часть своего свободного произволения (Быт 9:6, Рим 7:18); остался ум и закон его - стремление к истине и желание добра (Рим 1:20, 2:14-15), и осталась совесть, одобряющая закон (Рим 7:16) и осуждающая за преступление его (Рим 2:15). Но при всем этом падение человека было так глубоко, что оставленный сам себе, он никогда бы не мог выйти из сего состояния, оставаясь чадом гнева и проклятия, если бы Господь по беспредельной Своей благости и милосердию не даровал нам высшего средства для нашего спасения в единородном Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе. Взысканные таким образом благостью Создателя, мы не оставлены в нашем падении, снова призваны к жизни, искуплены от греха, обновлены, возрождены, освящены (Иез 33:11, 1Ин 2:2, Рим 5:17-19, Еф. 1:4,2:4-7, 1Тим 2:4-6 и др.).

ЧЕЛОВЕКОНАДЕЯНИЕ - грех против первой заповеди, состоящий в том, что люди более надеются на свои способности и силы, или на других людей, а не на милость и помощь Божию. Таким образом, человек, на которого надеемся до забвения Бога, становится для нас иным богом вместо бога истинного. Пр. Иеремия говорит о сем грехе в следующих словах: "проклят человек, который надеется на человека, и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа" (Иер 17:5).

ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ -грех против первой заповеди закона Божия, состоящий в том, что угождают людям в такой степени, что для того не радят об угождении Богу. "Если бы я и поныне угождал людям, говорит апостол, то не был бы рабом Христовым" (Гал 1:10).

ЧЕРВИ (Исх 16:20-24, Ин 4:7, Иов 7:5, 17:14, 21:26 и др.). Червей, как известно, много видов. Св. Писание говорит о червях в общем смысле. В первый раз о червях упоминается при сказании о манне, которою питались Израильтяне в пустыне сорок лет, пока не пришли к пределам земли Ханаанской. Каждое утро нисходила с неба манна, и всякий должен был до восхода солнца взять ее сколько ему съесть в один день (по гомору на человека), но до утра не должны оставлять ничего, кроме кануна субботы - на этот день требовалось делать запас манны, так как ее в субботу не было. Но Израильтяне Моисея не послушали, сбор манны оставляли до следующего утра: "и завелись черви, и оно воссмердело"; по субботам же оно не смердело и червей не было в нем. На гниющих трупах обыкновенно появляются черви. "Когда человек умрет, то наследием становятся пресмыкающиеся, звери и черви," говорит премудрый Иисус сын Сирахов (Сир 10:13). Пророк Исаия, изображая картину имеющего быть разрушения Вавилона, между прочим говорит: "В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви покров твой" (14:11). Как тот кто наслаждался в жизни счастьем, так и тот кто страдал в жизни от невзгод, "вместе будут лежать в прахе, и червь покроет их" (21:26), отвечал Иов на речь друга своего Софара. Тот же Иов в изнеможении от болезни и несчастий его постигших, говорит Елифазу: "Гробу скажу - ты отец мой, червю - ты мать моя и сестра моя" (17:14). Черви появляются и на живом организме, если он покрыт ранами. "Кожа моя лопает и гноится; тело мое одето червями и пыльными струнами," сказал многострадальный Иов (7:5). Много страданий человеку и животным, не редко и смерть, причиняют черви, так называемые внутренние, живущие паразитами внутри кишечного канала и в мясе, как например солитер и трихина.

Мучительной и страшной болезни и смерти от червей в Библии представляются два случая. Такой болезнью наказан был Богом гонитель Израильтян, Антиох Епифан (2Мак 9:5); подобною болезнью и смертью поражен был Ирод Агриппа (Деян 12:23). Червь служит выражением презрения и отвращения: "Не убойтесь слов мужа грешного ибо слово его обратится в навоз и червей," говорится в 1Мак 2:62. Человек по своему ничтожеству сравнивается с червем (Иов 25:6, Пс 21:7). Червь не умирающий и огнь не угасающий служат образом вечной смерти и вечного мучения (Ис 66:24, Мк 9:44-48).

ЧЕРЕПАХА (Лев 11:29; по Еврейски Тцаб). В Русской и Славянской Библии ящерица (быть может Dabb) с ее породою. Причисляется по закону Моисееву к разряду нечистых. Впрочем полагают, что здесь разумеется один из видов большой ящерицы, а не собственно пресмыкающееся животное, известное нам из зоологии под названием черепахи.

ЧЕРМН О Е МОРЕ, или КРАСНОЕ МОРЕ (Исх 10:19, 13:18, 23:31, Чис 14:25, 33:10-11, Вт 1:40, 2:1, 11:4, Нав 2:10, 4:23, 24:6, Суд 11:16, 3Цар 9:26, Неем 9:9, Иудиф. 5:13, Пс 105:7,9, 135:13-15, Прем. Солом. 10:18-19, Деян 7:36, Евр 11:29) - длинный узкий залив Индейского моря, отделяющий Аравию от Египта и Азию от Африки, идущий от Аравийского Адена чрез пролив Бабельмандебский на северо-запад до Синайского полуострова и здесь на южной конечности полуострова разделяющийся на два рукава: один простирающийся на северо-восток до Акабы, другой на северо-запад до Суэца. Название этого моря Красным объясняют различно. Одни производят сие название от морской травы, сообщающей будто бы воде красный цвет, хотя вода этого залива на самом деле светлая, но не красная. Иные производят от имени Идумеев, живших подле этого моря, так как Идумеи происходят от Эдома, как назывался Исав, родоначальник их, а Эдом значит в переводе красный. Другие наконец производят название Красного моря от красных кораллов, которых в этом море издавна было много, и они были очень ценны (Иов 28:18), и были предметом торговли Финикиян (Иез 27:16). На восточном рукаве Чермного моря и на северной его оконечности, примыкающей к Елафу, был приморский порт, не раз упоминаемый и Библии - Ецион Гавер. см. Ецион-Гавер.

Особенное значение в Св. Писании представляет Чермное море по чудесному переходу Израильтян по выходе их из Египта. Событие это в Библии передается в следующем виде: "Когда Фараон отпустил народ (Израильский), Бог не повел его по дороге земли Филистимской, а обвел дорогою пустынною к Чермному морю. Царю Египетскому возвестили, что народ бежал. Фараон взял шесть сот колесниц отборных и все колесницы Египетские, всадников и войско и начальников над всеми ими, и погнался за Израильтянами и уже настиг их у моря, при Пигахирофе пред Ваал-Цефоном. Погоня была уже в виду Израильтян, - и гибель их неизбежна. Но Господь особенным чудом спас их. Он сказал Моисею: подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. Простер Моисей руку свою на море, и расступились воды; воды были стеною по правую и по левую стороны, и сделалось море сушею. Когда Израильтяне достигли уже противоположного берега, за ними по дну морскому погнались Египтяне. Моисей по повелению Божию снова простер руку свою на море, и вода к утру возвратилась на свое место и покрыла колесницы и всадников всего войска Фараонова, так что не осталось ни одного из них. Это чудесное событие, так подробно описанное св. бытописателем, многократно помянутое во всей ветхозаветной истории и в Новом Завете (что видно из приведенных выше цитат), некоторые желают объяснить естественным путем, а именно - обыкновенным морским отливом и песчаною мелью, чрез которую Израильтяне могли перейти в брод. Но известно, что прилив воды в море продолжается 6 часов и отлив тоже, переход же возможен только во время самого сильного понижения воды и следовательно не более как два или три часа. Возможно ли допустить, чтоб в столь короткое время такое множество людей, 600,000 мужей, кроме жен и детей, а всего от 2 до 3 миллионов, с множеством навьюченных животных и другого крупного и мелкого скота, перешли море не по гладкой дороге, а по дну морскому, в брод? С другой стороны. Египтяне знали без сомнения время и продолжительность приливов и отливов: как же они решились вступить в море, зная, что после отлива вода должна идти на прибыль? Трудно объяснить естественным путем и то, что из всей многочисленной погони Египетской с царем Фараоном во главе, вступившей в море за Израильтянами никто не спасся, а все погибли под водой, хотя по длине занятой линии одни должны были уже переправиться на противоположный берег, а другие, задние, имели еще только вступить на дно морское. При том, переход через море был в конце залива, и для Израильтян, незнакомых с местом, был вынужден натиском погони, но Египтяне, знакомые с местом, удобно и без всякого риска обходом могли догнать их на другой стороне. Ясно, что спасение Израильтян от Египтян в переходе через Чермное море совершилось по особенному действию Промысла Божия, как сказали и Египтяне, когда вступили на дно морское: "побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян." Естественным же путем переход этот необъясним.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: