Как разрабатывается эталон полного усвоения?




Вопросы к экзамену по дисциплине

«Конструирование авторских технологий обучения»

1. Предмет, цели и задачи дисциплины.

Дисциплина «Конструирование авторских технологий обучения» относится к профессионально-направленным вариативным дисциплинам и входит в состав изучаемых студентами специальных дисциплин, продолжает подготовку студентов к профессиональной деятельности. Изучение дисциплины тесно связано с педагогикой, профессиональной педагогикой, методикой профессионального обучения, педагогическим проектированием, психологией и другими дисциплинами профессионального цикла, опирается на знания, полученные студентами по этим предметам при овладении ими квалификационного уровня «бакалавр» и «специалист».
Дисциплина входит в цикл дисциплин профессионально-практической подготовки. Программа изучения учебной дисциплины составлена в соответствии с образовательной программой подготовки магистра.
Содержание дисциплины «Конструирование авторских технологий обучения» базируется на современных достижениях в области общей и профессиональной педагогики, методики и психологии. Данная дисциплина включает в себя лекции, практические занятия, контрольной и самостоятельной работы, выполнение курсовой работы, сдачу экзамена.
Предмет изучения дисциплины «Конструирование авторских технологий обучения» рассматривается как самостоятельная ветвь педагогического знания о конструировании, моделировании и проектировании модельных конструкций педагогической реальности во время обучения в вузе. Изучение предмета основывается на принципе изучения современных образовательных технологий. Основные положения данного предмета носят как научно-теоретический, научно-методический, так и практический характер. Не претендуя на полноту и окончательность теоретических и практических положений выстроенной системно-моделирующих знаний, оно способствует четкому и содержательному представлению проектировочной деятельности педагога-исследователя.
Для усвоения данной дисциплины, необходимы знания и умения, полученные в вузе в процессе обучения на бакалавриате при освоении
следующих дисциплин: «Введение в специальность», «Теория и история педагогики», «Профессиональная педагогика», «Методика профессионального обучения», «Учебно-педагогическая практика», «Инновационные технологии обучения».

Цель дисциплины является формирование научной компетентности у будущих педагогов-исследователей профессионального образования в области современных образовательных стратегий и технологий обучения.


Задачи:
– обучение будущих педагогов профессионального обучения проектированию модельных конструкций педагогической реальности;
– подготовка к созданию собственных технологий обучения;
– развитие конструкторско-проектировочной функции в деятельности будущего педагога профессионального обучения;
– развитие профессиональной ориентации, методологической компетентности и рефлексивной способности будущего педагога;
– выработать умения методологически и теоретически грамотно осуществлять отбор содержания образования на уровне учебной дисциплины;
– осмысление будущим педагогом противоречий и проблем собственной практики в контексте глобальных проблем образования;
– умения моделировать процесс обучения в условиях образовательного выбора.

 

2. Многообразие образовательных практик в системе теоретической педагогики.

3. Проблема конструирования образовательных технологий в теории обучения.

4. Проблема конструирования образовательных технологий в практической деятельности педагога.

5. Сравнительный анализ образовательных стратегий как теоретико-концептуальная основа дидактического проектирования.

6. Сравнительный анализ моделей обучения как предпосылка для осознанного выбора и самостоятельного конструирования педагогом эффективной технологии обучения.

7. Семантико-генетический анализ понятий «образовательная технология», «педагогическая технология» и «технология обучения».

8. Характеристика признаков образовательной технологии.

9. Характеристика признаков педагогической технологии.

10. Характеристика признаков технологии обучения.

11. Предметно-ориентированные технологии обучения.

Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика.

Учитель, работающий в рамках одной из предметно-ориентированных технологий, например технологии уровневой дифференциации, или концентрированного обучения, или вузовской технологии обучения в школе, руководствуется системным подходом в своей деятельности. Это относится как к содержанию образования, так и к развитию личности учащегося, что включает в себя среди прочих средств изменение содержания предмета.

А содержание образования, как нам известно, на теоретическом уровне состоит из знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений.

Учитель всегда должен осознавать, какую функцию выполняет тот или иной элемент знания, насколько он обязателен в данном курсе, разделе, теме. При этом учитываются специфика предмета и возрастные особенности учащихся.

· Технология постановки цели

· Технология полного усвоения (по материалам М. С. Кларина)

· Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

· Технология концентрированного обучения

 

12. Характеристика технологии полного усвоения.

Среди технологий, обеспечивающих повышение эффективности и

гарантирован­ное достижение учащимися запланированных результатов

обучения, особое место занимает технология полного усвоения.

Немного истории. Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские педагоги Дж. Кэрролл, Б. Блум. В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал таксономию целей обучения.

В 1963 году в книге Дж. Кэрролла «Модель усвоения знаний в школе» были изложен главный принцип усвоенияпринцип достижения фиксированных образовательных результатов (ФОР), а 1968 года стал вводиться метод обучения – метод полного усвоения. С 1980 года в США образуется Сеть школ, работающих в режиме ФОР. Принцип ФОР базируется на 3 посылках: 1.все ученики могут успешно обучаться, хотя и разными методами и с неодинаковыми темпами; 2.успех ученика порождает новый успех; 3.создание условий для полного усвоения определяется школой, учителем. Принцип ФОР реализуется в следующей логике организации обучения: Желаемый (ожидаемый) результат обучения (ЗУНЫ+ценности +компетенции и др.) ----------- Организация учебного процесса в обучающих циклах ----------Отводимое время, темпы усвоения учащимися ЗУНов, ценностей, компетенций и др.

Б.Блум установил, что при правильной организации обучения, (особенно при снятии жёстких временных рамок), около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса.

Итак, ожидаемый результат обучения определяет условия обучения и потому является неким постоянным параметром обучения, а условия обучения – переменными, так как они «подстраивются» и работают на заданный результат.

В нашей стране теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М. В. Кларина.

Цель технологии - обеспечить достижение достаточно высоких резуль­татов в обучении каждым учеником.

Гуманистическая на­правленность данных идей обусловлена стремлением максимально оптими­зировать условия обучения, адаптировать их к индивидуальным особеннос­тям учащихся (прежде всего к темпу учения), создать условия для успеш­ного обучения каждого школьника.

Характеристика процесса усвоения.

Этапы усвоения. 1.Восприятие учебного материала (результат - формирование представлений учащихся об изучаемом предмете или явлении).

2. Осмысление, проникновение в сущность познаваемого (посредством сравнения, сопоставления, анализа, абстрагирования и других мыслитель­ных действий).

3.Обобщение и систематизация.

4.Запоминание.

5.Применение знаний, оперирование ими, освоение способов практи­ческой деятельности.

Уровни усвоения.

1.Опознание, различение (ученик фиксирует наличие представлений о дан­ном явлении или предмете, умеет выделять его из ряда других).

2.Запоминание, неосмысленное воспроизведение изученного (свиде­тельствует о том, что этап осмысления пропущен).

3.Понимание, осмысленное воспроизведение изученного (проявляет­ся в способности интерпретировать: объяснять, прообразовывать материал, излагать его сущность).

4.Применение знаний и умений в стандартных ситуациях (действия по образ­цу, решение типовых задач).

5.Перенос знаний и способов деятельности в новую ситуацию, для ре­шения новых задач (ученик совершает поисковые действия: варьирование, видоизменение, модификация, оценивание, комбинирование, перегруппировка, прогнозиро­вание и т.д.).

Первые 4 уровня являются репродуктивными, так как требуют лишь осмысления и воспроизведения информации и способов деятельности, 5 - творческий, продуктивный.

Учитель устанавливает, какой материал и на каком уровне должен быть усвоен учеником. С этой целью точно определяется эталон полного усвоения по обучающему циклу.

Как разрабатывается эталон полного усвоения?

Эталон полного усвоения – это перечень самых важных и необходимых параметров усвоения, представленный в совокупном виде для внимания учащегося в качестве целевых ориентиров и критериев полного усвоения в обучении. Он разрабатывается учителем для изучения учебного курса в целом и по обучающим циклам, в рамках которых организуется его изучение.

 

13. Характеристика уровневой дифференциации.

 

При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании). Таким образом, практика работы показывает необходимость использования уровневой дифференциации на всех ступенях обучения с 5 по 11 класс.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различном уровне. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований в усвоении содержания. Именно на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Цель уровневой дифференциации: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Аргументы в пользу необходимости использования технологии уровневой дифференциации:

· структура коллектива требует применение дифференциации в процессе обучения;

· при использовании технологии уровневой дифференциации ученик получает право выбора доступного для него пути обучения;

· дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету у школьников;

· дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность личности;

· использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;

· уровневая дифференциация дает возможность успевающим учащимся развивать свои способности к математике;

· уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.

Дифференциация бывает внешняя (профильная) и внутренняя (уровневая).

Рассмотрим уровневую дифференциацию.

Уровневая дифференциация - это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.

Чаще всего дифференциация реализуется через деление класса на микрогруппы, которые различаются по двум критериям: обученности и обучаемости.

Обученность - это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики развития ученика, которые сложились к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений; качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность); способы и приемы их приобретения.

Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития, это ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого также зависит успешность обучения.

Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.

Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, но в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не всегда можем провести комплексную научную диагностику, поэтому используем результаты диагностических работ в начале учебного года и результаты годовых контрольных работ.

Доказано, что большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают. Поэтому в процессе обучения обычно выделяют три уровня учащихся, для которых дифференцируются как цели, так и формы обучения (Таблица 1).

Таблица 1. Уровневая дифференциация

  Группы учащихся Цели обучения Вид заданий
  Низкий уровень (20%) · Пробудить интерес; · Ликвидировать пробелы; · Сформировать умение работать по образцу. Репродуктивные(воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)
  Средний уровень (65%) · Развить устойчивый интерес к предмету; · Закрепить и повторить имеющиеся знания; · Сформировать умение работать самостоятельно. Продуктивные(применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)
  Высокий уровень (15%) · Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания; · Развить умение самостоятельной организации обучения. Творческие

 

14. Сущность технологии концентрированного обучения.

 

Концентрированное обучение – особая технология организации учебного процесса при которой внимание педагогов и обучающихся сосредотачивается на более глубоком изучении одного предмета за счет объединения уроков в блоки (модули) по 12 часов или 24 часа в неделю и 4 – 6 часов в день.

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания обучающихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса.

Сущность концентрированного обучения:

- непрерывность процесса познания и его целостность;

- единовременная продолжительность изучения темы или раздела, обеспечивающая их прочность усвоения;

- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности обучающихся;

- вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, учитывающих особенности работоспособности обучающихся;

- сотрудничество педагога и обучающихся, и обучающихся между собой.

Состав учебного модуля: лекция или рассказ (и др.), самостоятельная работа обучающихся, практическое занятие, зачет. Материал включает в себя содержание нескольких обычных уроков, готовится заранее и оформляется в виде опорного конспекта. После ориентировки обучающихся в предстоящей деятельности преподаватель проводит первое изложение учебного материала, затем сжатое второе, а в конце – третье, еще более концентрированное изложение основных вопросов. Таким образом, на уроке происходит восприятие обучающимися целостного блока знаний и его первичное осмысление.

Самостоятельная работа предусматривает проработку темы так, чтобы ответить на контрольные вопросы (работа в парах, группах и индивидуальная). Ее цель: углубленное усвоение материала, его дальнейшее осмысление, формирование общих и профессиональных компетенций.

Практическая работа: формирование умений применять новые знания при решении задач, закрепление знаний.

Зачет: контроль и оценка степени усвоения основных понятий и методов решений задач; сформированность навыков работы и общеучебных умений. Активное применение самоанализа, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.

Описание данной технологии представляет собой интерпретацию довольно известных в педагогической практике методов «погружения в предмет». Начиная с П.Блонского, методы эти с той или иной последовательностью и глубиной разрабатывались и использовались в работах В. Шаталова, А. Тубельского и др. Г.И.Ибрагимов успешно систематизировал методы, используемые в такой работе, и дал им точное психологическое обоснование. Предпосылками для создания данной технологии является:

- отсутствие у большинства обучающихся системы знаний и умений по данному предмету;

- отсутствие сильных влечений и привязанностей к математике;

- быстрое забывание учебного материала, особенно в том случае, когда исчезает прямая надобность в нем.

В нашем учебном заведении концентрированное обучение определено методом недельного погружения в предмет с одним разбавителем в день. Форма организации процесса погружения – групповая фасилитация и учёт особенностей обучающихся предусматривающие реализацию системы мер по поддержанию на высоком уровне работоспособности обучающихся и способствующих более эффективному запоминанию учебного материала.

Работа по данной технологии имеет положительную динамику качества обученности и сформированности общих компетенций.

 

15. Технология «Учебные портфолио».

 

Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен».

Портфолио – это рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения студентов. Портфолио относится к разряду истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

Оценка методом портфолио является педагогической стратегией сбора и систематической организации подобного рода данных. Создание студентами собственной папки работ может способствовать достижению таких целей, как:

  • формирование самооценки и внешней оценки;
  • развитие профессиональных навыков;
  • углубленный подход к обучению.

Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и представить отчет по процессу обучения студента, увидеть картинку значимых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в его профессиональной деятельности, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности. Технология портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать такие педагогические задачи, как:

  • поддерживание и стимулирование учебной мотивации студентов;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;
  • формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность студентов;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

С тем, чтобы наиболее эффективно способствовать развитию профессиональных навыков студентов, мастер производственного обучения должен тщательно подбирать критерии оценки портфолио, и представить эти критерии студентам еще до начала их работы над своим портфолио. Технология портфолио предпочтительна потому, что она обеспечивает высокий уровень документированности процесса обучения и развития. Портфолио позволяет проводить оценку всего учебного процесса от самого начала, поскольку оно пополняется периодически в течении всего обучения.

Материал портфолио собирается в течении всего периода обучения. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику роста студента.

Преимущества технологии портфолио:

  • Позволяет мастеру производственного обучения индивидуально подходить к каждому студенту; каждый студент обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами.
  • Предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Учитывая особенности отдельного студента, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху.
  • Позволяет симим студентам стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении.
  • Расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.

Недостатки метода «портфолио»:

  • Формирование собственных критериев оценки может показаться сложным и непривычным.
  • Если критерии оценок не определены достаточно четко, портфолио может стать всего лишь беспорядочным собранием работ ученика, не отражающим динамики его развития и всей полноты его учебных достижений.
  • Как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции профессионального роста студента.

 

16. Технология проблемно-модульного обучения.

 

Проблемно- модульное обучение предоставляет большие возможности для развития учащихся, его самообразования, предполагает поэтапное формирование профессиональных навыков и компетенций, активизацию самостоятельной учебной деятельности, подкрепленную самоконтролем.

Приступая к изучению нового предмета, курса, темы, раздела, необходимо представить обучаемым весь его объем, показать, из каких элементов он состоит, как они взаимосвязаны, обозначить межпредметные связи, указать глубину проработки каждого учебного элемента, познакомить с порядком изучения модуля, четко сформулировать, что должен знать и уметь учащийся.

Модульная технология позволяет интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем группировки учебных модулей, обеспечивающих разработку курса в полном, сокращенном и углубленном вариантах, самим учащимся выбирать тот или иной вариант в зависимости от уровня обученности; сократить курс обучения без особого ущерба полноте и глубине овладения им. Каждый модуль имеет собственную структуру, отражающую цель, входной уровень, планируемые результаты обучения, включая в себя: четко сформулированную задачу; учебный материал (в виде краткого или конкретного текста), сопровождаемый подробными иллюстрациями, наглядными пособиями; практические занятия для отработки необходимых навыков; контрольную работу (зачет), соответствующую поставленным целям.

Немаловажное значение в модульной технологии имеет проблемное обучение.

Постановка проблемы способствует развитию творческого мышления и интереса к предмету. Проблемные вопросы должны ставиться на каждом занятии, что побуждает учащихся к их самостоятельному решению на основе анализа, обобщений, систематизации и конкретизации знаний.

Использование технологии проблемно-модульного обучения позволяет строить образовательный процесс как личностно-ориентированный, на взаимодействии преподавателя и учащегося, повысить активность обучаемых, эффективность учебного процесса, коэффициент усвоения учебного материала, развить такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность.

Дидактическая система проблемно-модульного обучения, основанная на интеграции принципов модульности, самоорганизации и контекстности, может обеспечить гарантированность формирования определенного уровня профессиональной компетентности будущих специалистов.

Проблемно-модульный подход решает задачу формирования у обучающихся

необходимой профессиональной компетентности, дает возможность управлять качеством подготовки квалифицированных рабочих.

 

17. Возможности и ограничения модульного обучения.

 

· При модульном же обучении – учащиеся сами выбирают, когда и сколько они смогут усвоить. Это принципиально важно: модульная технология позволяет каждому ученику выбрать индивидуальный темп обучения, объем содержания учебного материала, формы организации своей познавательной деятельности, соответствующие его возможностям. Кроме того, в модульной технологии предполагается режим самообучения и имеется возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся: одному надо несколько раз вдумчиво перечитать материал, другому достаточно бегло пробежаться по тексту, третьему хватает объяснения учителя. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

  • Модульное формирование курса дает возможность осуществлять перераспределение
  • времени, отводимого учебным планом на его изу­чение, по отдельным видам
  • учебного процесса расширяет долю прак­тических и лабораторных занятий, а
  • также самостоятельной работы студентов. Возникает необходимость в новых
  • формах лекции, при которых наряду с фундаментальной подготовкой студент
  • получал бы необходимые навыки и знания в области общей методологии
  • проек­тирования и эксплуатации оборудования, разработки современных
  • прогрессивных технологий.
  • При комплексном рассмотрении содержания обучающих моду­лей исключается
  • дублирование в изучении предмета, появляется возможность обоснованного
  • введения в учебный процесс элемен­тов научных исследований и проведения
  • научно-исследовательских лабораторных работ.

 

Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.

Достоинства модульного обучения

1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.

2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

4. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

5. Достигается определенная "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.

6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.

7. Первоочередное формирование навыков самообразования. Дидактические условия, при которых достигается высокая

эффективность модульного обучения:

1. Качественная разработка модулей, отбор и конструирование содержания учебного материала, учитывающие интересы, возрастные особенности и другие личностные качества обучающихся.

2. Последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах.

3. Разработка и предъявление модулей позволяют сочетать изучение теории и формировать практические умения и навыки.

4. Варьирование проблемных задач и заданий с типовыми, требующими репродуктивной воспроизводящей деятельности обучающихся.

5. Применение наряду с основными дидактическими материалами вспомогательной справочной литературы.

6. Сочетание контроля с самоконтролем обучающихся, который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.

Недостатки и ограничения модульного обучения

1. Большая трудоемкость при конструировании модулей.

2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.

3. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных.

4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.

5. Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.

 

18. Личностно-ориентированные технологии обучения.

 

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. В её рамках не ребенок подстраивается под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно — ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия " педагог — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?

1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог — учитель — ученик.

2. Деятельность педагога. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик. Педагог же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения «педагогученик». Субъектно — субъектные. Работая со всей группой, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию.

 

19. Технология педагогических мастерских.

 

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс - творческий продукт - осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры - коррекция своей деятельности - новый продукт и т.д.

В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод «проб и ошибок », но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, - и ученым, художником, явлением культуры в целом - с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого - с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только диалогически общаться.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: