Методологические основания реализации инклюзивного образования на современном этапе




Общие положения

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Красноярского края в области образования, реабилитации, социальной защиты государство должно обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей, желаний и интересов каждого ребенка, в том числе посредством развития инклюзивного образования.

Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017 – 2025 годы (далее – Концепция) определяет стратегию действий в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), раскрывает цели, задачи, основные принципы инклюзивного образования, а также приоритетные направления и механизмы реализации региональной образовательной политики в области инклюзивного образования.

Концепция направлена на обеспечение координации действий органов исполнительной власти Красноярского края, образовательных организаций, научного и педагогического сообщества, общественных и иных организаций, объединений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ОВЗ (далее – родительские организации) в реализации системных изменений в краевом образовании, гарантирующих и обеспечивающих доступность образовательной среды для детей с ОВЗ и их полноправное включение в жизнь общества.

Положения Концепции являются основанием для дальнейшего определения ориентиров ведомственных действий и межведомственного сотрудничества в реализации приоритетных направлений развития инклюзивного образования в Красноярском крае.

Концепция задает общую методологическую рамку для дальнейшей разработки документов нормативно-правового, программно-организационного
и методического характера, является содержательной основой подготовки комплексов мер, локальных образовательных проектов и программ, направленных на развитие инклюзивного образования в крае.

 

Методологические основания реализации инклюзивного образования на современном этапе

 

Одним из вызовов XXI века является требование предоставления равных возможностей для реализации своих способностей каждому члену человеческого сообщества. Мировоззренческим основанием для данного вызова является признание того, что только самореализация личности является основной целью любого социального развития. Эти изменения в общественном сознании вызвали появление новой парадигмы образования, предполагающей подход, направленный на развитие, в том числе, процесса инклюзии
в образовании (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю), и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

В практике российского образования термин «инклюзивное образование» используется для описания процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями (детей с ОВЗ и детей-инвалидов) в общеобразовательных (массовых) школах.

В настоящей Концепции понятие «инклюзивное образование» применяется в формулировке, предусмотренной статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ):

инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Кроме того, в Концепции используются следующие понятия Федерального закона № 273-ФЗ:

адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

 

Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в обществе в связи с тем, что на смену модели, определяющей инвалидность как нарушение здоровья и ограничивающей поддержку людей с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает:

причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;

причина инвалидности – это существующие в обществе физические («архитектурные») и организационные («отношенческие») барьеры, стереотипы, предрассудки.

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, – в таких учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим обучающимся необходимую специальную поддержку.

Инклюзивнаое образование – эта «иная» парадигма образования детей с ОВЗ, основанная на принципе равного отношения ко всем людям. В основе инклюзивного образования заложена идея, согласно которой не дети созданы для школы, а школа создана для детей. Это та ситуация, когда не ребенок с ОВЗ, инвалидностью приспосабливается к школе, а учебное заведение приспосабливается к нуждам каждого ребенка, к его потребностям.

В условиях инклюзивного образования наиболее эффективными дидактическими подходами признаются личностно-ориентированный, системно-деятельностный, компетентностный; наиболее адекватными формами и методами обучения – интерактивные (учебные проекты, учебные дискуссии, обучающие игры, тренинги, обучение в группах, взаимообучение и др.); наиболее адекватной моделью образовательной среды – творчески развивающая.

Инклюзивное образование должно развиватьсяна основе широкой социальной поддержки, что требует обеспечения целенаправленного просвещения, консультирования, информирования родительской общественности, населения, специалистов системы здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и других заинтересованных ведомств по всем вопросам образовательной инклюзии.

Инклюзивное образование в России, в том числе в Красноярском крае, находится в стадии становления. В Концепции за основу рассмотрения опыта Красноярского края в движении к инклюзивному образованию рассматривается подход, предусматривающий, что периоду становления инклюзивного образования («модель включения») предшествуют периоды развития образования по сегрегационной модели и интеграционной модели, характерные для развития систем образования большинства развитых стран мира.

В основе сегрегационной модели забота о ребенке, которому для успешного обучения необходимы особые условия, в том числе: специальные материально-технические средства; наличие специальных педагогов (сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи); специальные программы, учитывающие возможности ребенка; медицинское сопровождение; система предпрофессиональной и профессиональной подготовки.

Перечисленные условия, несущие безусловный положительный эффект для ребенка с особыми образовательными потребностями, создавались в специальном (коррекционном) учреждении. Между тем, основным отрицательным эффектом сегрегационной модели является изоляция ребенка от нормально развивающихся сверстников и от семьи, снижение возможностей для социализации ребенка в общество.

На смену вышеописанной модели приходит интеграционная модель, предпосылками которой стало стремление общества к гуманизации, нарастающее движение за гражданские права любого человека, независимо от его национальности, пола, возраста и состояния здоровья, распространение этих мировоззренческих оснований через деятельность международных движений за права человека.

Концепция нормализации (интеграции) делает упор на воспитание ребенка с ОВЗ в духе культурных норм, принятых в том обществе, в котором он живет. При этом развивается процесс интеграции детей с особенностями развития в среду обычных сверстников. Для модели интеграции основополагающими являются следующие принципы:

ребенок с особенностями развития – человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности;

общество должно обеспечивать ребенку условия жизни, максимально приближенные к нормальным.

Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и/или физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. В отличие
от интеграции инклюзия предполагает реформирование образовательных учреждений и перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения.

Предпосылками перехода к инклюзивной модели образования становится принятие с конца 1980-х годов ряда международных документов (Конвенция
о правах ребенка, 1989 г., Конвенция ООН «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», 1993 г., Саламанкская декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, 1994 г., Концепция о правах инвалидов, 2006 г.). Так, статья 24 Конвенции о правах инвалидов напрямую соотносит право лиц с инвалидностью на образование с обеспечением этого права через инклюзивное образование на всех уровнях.

В России интегрированные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в начале 1990-х годов. Реформы политической системы и демократические преобразования в российском обществе способствовали распространению идей, связанных с интеграцией детей с ОВЗ в образовательное пространство массовых детских садов и школ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: