Движение «от востока» было фактом духовной истории.




Каин может жить вполне оседло. Господь не присуждал Каина к изгнанию и скитанию.

Однако Каин сам избирает долю изгнанника и скитальца и возлагает вину за свое странничество на Господа:

+Вот+ Ты изгоняешь меня днесь от лица земли (адамá), и от лица Твоего я скроюсь…

Быт. 4:14

Каин готов сделать то, чего от него точно никто не требовал: он готов скрыться от лица Божия. Но разве может человек скрыться от Бога? Если Каин хочет скрыться от лица Божьего, как это сделать?

И исшел Каин от лица Бога и поселился в земле Нод +на восток+ от Едема.

Быт. 4:16:

Писание сообщает нам имя земли Нод (которое нигде больше не встречается), чтобы мы догадались, что от Каина пошел обычай (плохой обычай, Писание его не одобряет) называть земли по имени человека. Имя земли Нод dwn происходит от глагола нуд dwn (сетовать, качаться, убегать). Страну проживания первый эмигрант, «сетующий» Каин назвал по имени своему – земля «Сетование» (или земля «Бегство»).

Земля Нод располагалась «на восток от Едема». «Восток» – имя Божие (Лук. 1:78). «Восток – имя Ему» (Зах. 6:12 LXX) [2].

Когда Каин захотел скрыться от лица Божия, он не пошел от Бога, не пошел на запад... Каин пошел на Бога, на Восток, против Бога.

Каждый шаг на этом пути свидетельствовал волю Каина, чтобы Бог от него отвернулся… Каин покинул отца Адама, оставил отца «позади» себя (на западе), повернулся спиной к отцу и к тому месту на земле, которое соответствовало Едему, и пошел дальше и дальше на Восток...

Каин не пошел на запад от Бога, потому что знал, что милостив Господь. И действительно, когда Господь воплотился, Он «пришел к темному западу естества нашего» и спас человека. В удаленности от Бога – на «западе» возможна милость, возможно богообщение и спасение [3]. Все это Каин последовательно и сознательно отвергает. Каин пошел на Восток, он будет строить свою историю, свою цивилизацию…

 

Б

егство Каина есть образец невынужденной эмиграции, источник ее исключительно внутренний, импульс – духовный. Писание разрабатывает тему подобной эмиграции.

Нечестивый бежит, хотя никто не гонится за ним.

Притч. 28:1

Так может бежать человек, так может бежать целый народ, знавший Бога и отступивший от Бога. После исхода из Египта Господь сказал народу:

Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих… будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами.

Лев. 26:14, 17

Второй, после Каина, образ невынужденной эмиграции дан во Второзаконии. Это особый образ – эмиграция как рассеяние. Такова может быть судьба еврейского народа. Как последний показатель духовного беспокойства приходит состояние, когда человек или народ «не находят покоя стопе ноги своей». Об этом говорил Господь народу, предупреждая во Второзаконии:

Рассеет тебя Яхве по всем народам...

и между племенами теми ты не отдохнешь,

и не будет покоя стопе ноги твоей,

и даст Яхве тебе там сердце трепещущее,

обман (букв.: истребление) глаз и тоску души.

Втор. 28: 64, 65

 

В

авилон и Вавилонскую башню начал строить народ эмигрантов «от востока». Каин эмигрировал «на восток». Народ эмигрантов пришел «от востока». И то, и другое событие имеет символический, и даже мистический смысл.

И было, когда +странствовали+ они от востока, нашли долину в земле Сеннаар и поселились там.

Быт. 11:2

Народ эмигрантов строителей Вавилона не был этносом в понятиях библейской истории, ибо народы в собственном смысле возникли только после Вавилонского столпотворения. Народ эмигрантов был, как видно из дальнейшего, сплоченной общиной, способной воспринять идею и сразу ее осуществлять – строить.

«Вавилон» Книги Бытия, как впоследствии «Вавилон» Апокалипсиса, обозначает крупный катастрофический сдвиг в истории человечества – переворот, революцию.

Все потрясения в истории имеют основание в духовной жизни. Так и древнейшему «Вавилону» предшествовала некоторая духовная эволюция, которая была одновременно эволюцией (перемещением) в пространстве – «от востока».

Эта эмиграция «от востока» никак не было первым движением после Потопа. Ковчег пристал к «горам Араратским» (Быт. 8:4). Арарат находится на северо-западе от Сеннаара. Горная цепь Арарат и долина Сеннаар (Шумер) – слишком известные в древности географические объекты, чтобы могла возникнуть мысль о возможности двигаться от Арарата на запад («от востока») и прийти в южную Месопотамию.

Итак, от Потопа до описываемого «странствия с востока» – прошло историческое время. Чем-то оно было заполнено, что, придя в долину Сеннаар, люди единодушно принялись за греховное дело…

Движение «от востока» было фактом духовной истории.

Чтобы двигаться «от востока» и попасть в Сеннаар, нужно было оказаться далеко от Арарата и далеко уйти на восток. А что такое Восток?

Еврейское кéдем ~dq имеет пять основных значений: 1) восток как сторона света. 2) Восток – то, что впереди, передняя сторона. 3) Восток – древность, прошлое, прошедшее, прежнее. Заметим, что в библейском мировосприятии прошедшее время, поскольку оно значительно, это не то, что у нас за спиной, это то, что перед глазами – впереди, на востоке. 4) Восток – такая древность, которая растет из вечности и сама есть вечность (синоним ~lw[ олам). 5) Восток – это такая вечность, которая есть начало (синоним tyvar решит).

Рай в Едеме был обращен на Восток (Быт. 2:8). Когда Адам был изгнан из рая, чтобы жить в истории, он был поселен относительно Восточной стороны райского сада (Быт. 3:24). И Боговоплощение, и Второе пришествие имеют произойти от Востока.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: