Базовые компетенции педагогической деятельности




Раздел: Абрис проблемы

Шадриков В. Д.

 

доктор психологических наук, профессор, директор Института содержания образования Института развития образования, руководитель группы разработчиков профессионального стандарта педагогической деятельности

В журнале «Вестник образования» (2007, № 7) был опубликован проект профессионального стандарта педагогической деятельности. Стандарт разработан с позиций компетентностного подхода и представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности). Одна из базовых компетентностей педагога -- компетентность в педагогическом оценивании. В качестве показателей оценки этой компетентности предложены следующие:

•знание функций педагогической оценки,

•знание видов педагогической оценки,

•знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности,

•владение методами педагогического оценивания,

•умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах,

•умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.

В настоящее время проект стандарта дорабатывается.

Педагогическая деятельность включает в себя два основных раздела -- обучение и воспитание. Несомненно, что эти процессы взаимопересекаются и взаимодополняют друг друга. Но в целях данной работы их целесообразно разделить, так как различные виды педагогической деятельности в различных образовательных учреждениях, при реализации образовательных программ разного уровня акцентированы на обучении или воспитании. Так, например, в дошкольных учреждениях образовательный процесс больше направлен на воспитание, а в старших классах больше внимания уделяют обучению, освоению программного материала, подготовке к обучению в профессиональной школе.

 

Остановимся на основных определениях.

 

1.Деятельность -- человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности.

2.Педагогическая деятельность -- один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладении им основами культуры, во всестороннем развитии его способностей.

3.Педагогическая деятельность как совместная предполагает «субъект-субъектные отношения» в процессе деятельности. Педагог и обучающийся выступают как равнозначные субъекты педагогического процесса.

4.Профессиональный стандарт -- система требований к работнику, определяющая возможность занять определённую должность, быть допущенным к определённой деятельности.

5.Компетентность -- новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

6. Под профессиональным стандартом педагогической деятельности будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.

Можно утверждать, что эти качества сводятся к знаниям, умениям, способностям и личностным характеристикам работника, которые в своих интегральных проявлениях лежат в основе профессиональной компетентности.

 

Таким образом, мы можем сказать, что профессиональный стандарт педагогической деятельности представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющим успех в этой деятельности.

 

Требования к компетентности педагога будут определяться функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности.

К определению профессиональной компетентности педагога мы подойдём с позиций деятельностного подхода. Для этого мы должны провести психологический анализ педагогической деятельности в аспектах -- обучения и воспитания. И в том и другом случае педагогическая деятельность будет описываться психологической функциональной системой деятельности. Но в одном случае в центре внимания будет учебная деятельность ученика, а в другом -- поступок ученика.

Модель профессионального стандарта педагогической деятельности, преимущественно как процесса обучения, представлена на схеме.

 

 

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:

•компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,

•компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,

•компетентность в целеполагании учебной деятельности,

•компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,

•компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),

•компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,

•компетентность в разработке программ деятельности и поведения,

•компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

 

компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,

компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),

компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

 

БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА по В.Д.Шадрикову

(требования профессионального стандарта)

№ п/п Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентности
1. Личностные качества
1.1 Вера в силы и возможности обучающихся Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По-иному можно сказать, что любить ребенка – значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности. – Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся. – Осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность. – Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития. – Уметь разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты.    
1.2 Интерес к внутреннему миру обучающихся Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности. – Умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира. – Умения выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается. – Умение построить индивидуализированную образовательную программу. – Умение показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира.
1.3 Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога) Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции. – Убеждённость, что истина может быть не одна. – Интерес к мнениям и позициям других. – Учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся.
1.4 Общая культура Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся. – Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни. – Знание материальных и духовных интересов молодежи. – Возможность продемонстрировать свои достижения. – Руководство кружками и секциями.  
1.5 Эмоциональная устойчивость Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом. – В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие. – Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки. – Не стремится избежать эмоционально напряженных ситуаций.
1.6 Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.     – Осознание целей и ценностей педагогической деятельности. – Позитивное настроение. – Желание работать. – Высокая профессиональная самооценка.  
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности
2.1 Умение перевести тему урока в педагогическую задачу Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию «субъект-субъектного» подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности. – Знание образовательных стандартов и реализующих их программ. – Осознание нетождественности темы урока и цели урока. – Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу.
2.2 Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью. – Знание возрастных особенностей обучающегося. – Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте.
3. Мотивация учебной деятельности
3.1 Умение обеспечить успех в деятельности Компетентность, позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения. – Знания возможностей конкретных учеников. – Постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика. – Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам.  
3.2 Компетентность в педагогическом оценивании Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании.   – Знание многообразия педагогических оценок. – Знакомство с литературой по данному вопросу. – Владение (применение) различными методами оценивания.
3.3 Умение превращать учебную задачу в личностно значимую Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности. – Знание интересов учащихся, их внутреннего мира. – Ориентация в культуре. – Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.    
4. Информационная компетентность
4.1 Компетентность в предмете преподавания Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения. – Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось). – Возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений. – Владение методами решения различных задач. – Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных.
4.2 Компетентность в методах преподавания Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности. – Знание нормативных методов и методик. – Демонстрация личностно-ориентированных методов образования. – Наличие своих «находок» и методов, авторской школы. – Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий. – Использование в учебном процессе современных методов обучения.
4.3 Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности. – Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся. – Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно со школьным психологом). – Использование знаний по психологии в организации учебного процесса. – Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся. – Владение методами социометрии. – Учет особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе. – Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учет в своей деятельности.  
4.4 Умение вести самостоятельный поиск информации Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск. – Профессиональная любознательность. – Умение пользоваться различными информационно– поисковыми технологиями. – Использование различных баз данных в образовательном процессе.
5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений
5.1 Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся. – Знание образовательных стандартов и примерных программ. – Наличие персонально разработанных образовательных программ. а) характеристика этих программ по содержанию, по источникам информации, б) по материальной базе, на которой должны реализовываться программы, в) по учету индивидуальных характеристик обучающихся. – Обоснованность используемых образовательных программ. – Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута. – Участие работодателей в разработке образовательной программы. – Знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием. – Обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом.
5.2 Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях Педагогу приходится постоянно принимать решения: – как установить дисциплину, – как мотивировать академическую активность, – как вызвать интерес у конкретного ученика, – как обеспечить понимание и т. д. Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные. – Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения. – Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций. – Владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила. – Знание критериев достижения цели. – Знание нетипичных конфликтных ситуаций. – Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций. – Развитость педагогического мышления.
6. Компетенции в организации учебной деятельности
6.1 Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога. – Знание обучающихся. – Компетентность в целеполагании. – Предметная компетентность. – Методическая компетентность. – Готовность к сотрудничеству.
6.2 Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала. – Знание того, что знают и понимают ученики. – Свободное владение изучаемым материалом. – Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся. – Демонстрация практического применения изучаемого материала. – Опора на чувственное восприятие.
6.3 Компетентность в педагогическом оценивании Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога. – Знание функций педагогической оценки. – Знание видов педагогической оценки. – Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности. – Владение методами педагогического оценивания. – Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах. – Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.
6.4 Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или организовать поиск необходимой для ученика информации. – Свободное владение учебным материалом. – Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем. – Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи. – Умение выявить уровень развития обучающихся. – Владение методами объективного контроля и оценивания. – Умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи).
6.5 Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитатель- ного процесса Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса – Знание современных средств и методов построения образовательного процесса. – Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам. – Умение обосновать выбранные методы и средства обучения.
6.6 Компетентность в способах умственной деятельности Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций – Знание системы интеллектуальных операций. – Владение интеллектуальными операциями. – Умение сформировать интеллектуальные операции у учеников. – Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче.

 

 

Можно заметить, что в предложенной модели стандарта отдельные параметры входят в различные компетентности, например: компетентность педагогического оценивания входит как составной компонент в компетенцию мотивации академической активности и т. д. Этот факт является следствием неаддитивного характера профессиональных компетентностей.

 

При разработке профессионального стандарта одна из наиболее сложных проблем заключалась в том, чтобы от больших перечней функциональных задач и компетентностей перейти к малопараметрической модели. (Достаточно отметить, что в эмпирическом исследовании нами были выделены по различным категориям респондентов перечни функциональных задач и компетенций, насчитывающие до 63 качеств.)

 

В качестве теоретической основы перехода к малопараметрической модели мы выбрали модель психологической функциональной системы деятельности. В результате выделенные в эмпирическом исследовании функциональные задачи, которые разрешаются в педагогической деятельности и соответствуют компетентности педагога, были сведены в шесть групп, соответствующих компонентам функциональной системы деятельности. Каждая группа включает в себя от 2 до 6 компетентностей. Для каждой компетентности выделены оценочные параметры, число которых составило 96.

Перейдём теперь к определению базовых компетенций педагогической деятельности как процессу воспитания.

 

Остановимся на основных определениях.

Воспитание (социальное) -- целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

 

Как мы уже отметили, единицей анализа процесса воспитания является поступок ребёнка. Воспользуемся определением поступка, данным в психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского: «Поступок -- социальное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность, в своём отношении к другому человеку, себе самому, к группе или обществу, к природе в целом».

 

Основной задачей педагога является воспитание «совести». Совесть выступает в структуре внутренней жизни человека и как мотив и как внутренний цензор. Часто мы говорим, оценивая поступок человека: «Поступил по совести», т. е. поступил, не исходя из своих корыстных интересов, а справедливо, с учётом интересов других, часто вопреки своим интересам.

 

Совершая поступок, осознавая свои отношения с другими людьми, человек осознает, что он может стать источником добра или зла для других, он осознает, что и он сам может извлечь пользу для себя за счет других. Мораль гармонизирует эти отношения. Через поступок во внутренний мир входит мораль, а вместе с моралью -- осознание героизма, эгоизма, жертвенности. Соблюдение моральных норм связано с глубокими эмоциональными переживаниями. Через поступок формируется духовность человека. Отдельный человек духовен, когда он в состоянии раскаяться, если использовал другого человека в качестве средства для достижения своей цели. Духовность характеризует новый этап в развитии внутреннего мира человека. Высшим проявлением духовности является совесть человека.

 

Особое место в структуре внутреннего мира занимает совесть. В процессе воспитания ребенок усваивает нормы морали. При этом нравственные нормы, мораль определяют поведение человека, выступая или как стимул, или, если они стали личностно значимыми, как мотив. В первом случае человек «сверяет», сопоставляет свое поведение с моральными нормами и старается их выполнять из страха наказания. Во втором случае нравственные нормы служат мотивом поведения. Нам важно отметить, что и в том и в другом случае присутствует акт соотнесения поведения и моральных норм и что моральная норма побуждает и направляет поведение в первом случае опосредованно, во втором случае прямо. Но мы знаем, что деятельность и поведение не только мотивируются, но и корректируются на основе самоконтроля. Личность производит самооценку совершаемых поступков. Этот нравственный самоконтроль происходит путем соотнесения нравственных параметров поведения с моральными нормами. В том случае, когда моральные нормы стали личностно значимыми, человек самостоятельно формирует для себя нравственные обязанности и требует от себя их выполнения.

 

Заметим, что моральные нормы становятся личностно значимыми у незначительной части общества, для большинства это внешний стимул, определяющий характер поведения. В этих условиях природа должна была позаботиться о дополнительных гарантиях морального поведения. Таковым гарантом стала совесть.

 

Моральный самоконтроль часто констатирует расхождение реального поведения с моральными нормами, но не приводит или в большинстве случаев не может привести к изменению уже совершенного акта поведения. Тогда наше сознание констатирует факт расхождения поведения и нравственной нормы, и, таким образом, формируется негативный градиент оценки собственного поведения. Причем это характерно для обеих ипостасей моральной нормы -- стимула и мотива. Негативный градиент оценки начинает проявляться как некоторая оценочная мотивация в отношении самого себя. Любая мотивация порождает соответствующее мотивационное состояние, которое субъективно проявляется в особом чувстве неудовлетворенности или удовлетворенности собой -- в совести. Учитывая это, можно предположить, что физиологическая основа совести близка к физиологической основе биологической мотивации. Нейропсихологические и нейрофизиологические данные о воздействии сознания на подкорковые процессы позволяют высказать эту гипотезу.

 

Совесть характеризует способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков. Совесть выступает в форме внутреннего императива, определяющего поведение человека при достижении самых различных целей. И если в моральных нормах отражаются потребности человека и общества на основе исторического опыта многих поколений, то совесть всегда индивидуальна; она лежит в основе не только рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, но и эмоциональной (чувственной) оценки этих действий. Именно чувственная составляющая совести выступает в роли мотивации. В совести морально должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью.

 

Поступок «по совести» позволяет человеку пережить изумительное и таинственное душевное состояние, раскрывает перед ним истинную духовную свободу. В этот момент человек начинает постигать духовную свободу не с чужих слов, не отвлеченным рассудком, но собственным опытом. «Человек, верно переживший совестный акт, завоевывает себе доступ в сферу, где долг не тягостен, где дисциплина слагается сама собой, где инстинкт примеряется с духом, где живут любовь и религиозность»

 

Совесть живет в каждом человеке, даже в самом мрачном и ожесточенном, и она приводит человека к покаянию, но для этого надо отдаться совести, подчиниться ее действию в совестном акте.

 

«Беда современного человека в том, что он «научился относиться критически» к освященной, иррациональной глубине совести, ограждая себя от ее голоса. В среде современной интеллигенции царит не высказываемое, но молчаливо подразумевающееся и все более укореняющееся воззрение, будто «умному» человеку, собственно говоря, решительно нечего делать с совестью, у него много дел поважнее: ему надо приспособиться к сложным законам общественности, хозяйственности и политики для того, чтобы научиться комбинировать эти законы в свою собственную пользу и на этом построить свое благополучие. Такому дельцу невдомек, что совесть нужна каждому человеку, и не только в важные, поворотные минуты его жизни, но и в ежедневных делах и в обыденных отношениях; и то, что не тронуто ее лучом, -- оказывается не только недоброкачественным в смысле духовной ценности, но и жизненно непрочным, некрепким, в высшей степени подверженным распаду и в личной, и в общественной жизни... Там, где совесть вытравливается из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряется продажность, взяточничество, измена и дезертирство; все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной».

 

Нельзя рассматривать совесть только с позиции «укора совести». Доведенная до крайности, такая позиция может привести к подавлению совести, а вместе с ней и самой идеи добра, доброты и добродетели. Душа в этом случае становится циничной, черствой, холодной. Человек, которому не удастся поднять себя до совести, начинает опускать ее до себя.

 

Таким образом, переживание совести как укора может привести или к вытеснению совестного акта, или к снижению совестного акта до себя. Весьма опасен путь интеллектуализации совестного акта, заключающийся в попытках его логического обоснования. Ум может заслонить совесть, закрыть ее моральной казуистикой, увести от совершения совестного акта.

 

Как мы уже отмечали, совестный акт должен осуществляться свободно. И если человек обращается к своей совести, то он должен это делать не в качестве исследователя, а в качестве деятеля. Человек должен жить совестно, он должен предстать перед своей совестью, увидеть в ней себя и для себя, для совершения дела. Человек должен обращаться к совести с вопросами о своей личной жизни и деятельности, совесть подсказывает нравственно лучшее в данном жизненном положении. Совершения совестных поступков могут постепенно привести к тому, что утратится грань между совестью и самим человеком, человек перестанет противопоставлять совесть своему «Я», а «Я» -- своей совести, зовы совести станут желаниями человека.

 

Совестный акт возникает бессловесно, из иррациональной глубины души. «Совесть есть состояние нравственной очевидности»[7]. Это очень точное определение А. И. Ильина: именно нравственная очевидность, а не рассудочное решение. Совестный акт выступает как сильнейшая мотивация конкретного нравственного поступка и переживается как сильнейшее чувство, эмоция. В то же время совестный акт есть проявление свободной воли, волевое действие.

Таким образом, воспитание есть прежде всего воспитание совестливого человека.

 

Совестливый человек является нравственно надежным человеком. Воспитание же совести представляет собой системогенетический процесс, формирующий совесть из разнообразных поступков человека, в которых формируются его нравственные качества.

Какими же компетенциями и личностными качествами должен обладать педагог-воспитатель. Прежде всего, он должен быть личностью и совестливым человеком. И если, говоря о преподавателе, мы часто говорим, он должен знать, то, говоря о воспитателе, мы говорим, что он должен быть. Должен знать и должен быть -- вот два принципиальных положения, разделяющие преподавателя и воспитателя. Конечно, между этими подходами есть и общее, но здесь мы хотим подчеркнуть различия.

 

Воспитатель должен обладать компетенциями, позволяющими ему:

• включить ребенка в систему межличностных отношений;

• дать нравственную оценку поступку;

• обладать «образом», к которому он ведет ученика (цель воспитания);

• включить учеников в ситуацию, насыщенную переживаниями;

• обеспечивать мотивацию желательного поведения (поступка);

• понимать ученика, разбираться и находить ответы, которые волнуют ученика на данном этапе его жизненного пути;

• осуществлять целеполагание в отношении конкретных поступков, конкретного ученика;

• достигать понимания интересов и устремлений ученика, его внутреннего мира;

• устанавливать социальный статус ученика, его отношения с другими людьми и изменять их в желательном направлении;

• педагогически грамотно осуществлять оценивание поведения и поступков ученика;

• принимать решения, связанные с разрешением воспитательных проблем (конфликтов);

• разрабатывать программы поведения;

• разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок;

• обеспечивать рефлексию учеником нравственной стороны поведения.

Результатом работы воспитателя должно стать воспитание совестливого человека

 

БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ (по В.Д.Шадрикову)

№ п/п Базовые компетентности педагога-воспитателя Характеристики компетентности Показатели оценки компетентности
1. Личностные качества  
1.1 Вера в силы и возможности обучающихся Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученик<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: