Целевые ориентиры, принципы развития инклюзивного образования в крае, этапы и механизмы реализации Концепции




Региональная образовательная политика в части развития инклюзивного образования ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению качественного образования и создание необходимых условий для достижения успешности в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, психических и физических возможностей, места проживания. Данный приоритет закреплен в проекте Стратегии развития Красноярского края до 2030 года.

Система образования края должна соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:

потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);

потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

потребности в развитии у личности трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

Создание в образовательных организациях возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей – основа построения краевой системы обучения и воспитания.

Принципы развития инклюзивного образования в крае:

признание ценности человека независимо от его возможностей и достижений;

признание права обучающихся на получение образования в учреждениях, расположенных по месту жительства;

признание роли образовательных организаций не только в повышении академических показателей обучающихся, но и в развитии общественных ценностей;

развитие отношений поддержки и сотрудничества между образовательными организациями и местными сообществами, признание, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе;

реструктуризация культуры образовательной организации, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять многообразие обучающихся, с их личными особенностями и потребностями;

различия между обучающимися – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

устранение барьеров на пути получения образования и полноценного участия в жизни организации для всех обучающихся, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;

индивидуализация целей и программ образования на основе учета индивидуальных образовательных способностей и личностных потребностей обучающихся, создания условий для их успешной социализации;

межведомственная интеграция при организации инклюзивного образования посредством координации действий различных ведомств, социальных институтов, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Развитие инклюзивного образования, принятие его идеологии всеми субъектами образовательных отношений, обществом в целом требуют постепенных, поэтапных шагов.

Концепция рассчитана на период, охватывающий 2017 – 2025 годы. В указанный период, безусловно, невозможно полностью реализовать инклюзивную модель образования в крае, поскольку данного исторического периода недостаточно с одной стороны, для восприятия и принятия всем российским обществом мировоззренческих оснований инклюзии, с другой стороны, для обеспечения доступной образовательной среды для каждого ребенка с ОВЗ по месту его проживания.

 

С учетом заделов, предпосылок и условий, существующих в краевой системе образования, временных и социально-экономических возможностей периода 2017 – 2025 годов реализация Концепции предусматривает три этапа реализации:

I этап – 2017 – 2019 годы;

II этап – 2020 – 2022 годы;

II этап – 2023 – 2025 годы.

Основанием для выделения этапов является степень готовности образовательных организаций и всей краевой системы образования к внедрению и развитию инклюзивной модели образования.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе существующие в крае практики инклюзивного образования, развивающиеся в ходе инновационной деятельности пилотных территорий и базовых площадок, оформляются в модели реализации инклюзии как на муниципальном уровне, так и на уровне образовательных организаций. Описанные муниципальные модели и школьные модели инклюзивного образования после прохождения общественной и профессиональной экспертизы рекомендуются для использования в практике. На данном этапе происходит самоопределение муниципалитетов и образовательных организаций в выборе моделей развития инклюзивного образования, определяются базовые образовательные организации, в которых обеспечивается создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ. Этому способствуют создание и организация деятельности центра по информационно-методическому сопровождению образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование, а также реализация мероприятий ГП «Доступная среда», муниципальных «дорожных карт» и паспортов доступности образовательных организаций.

Второй этап – основной. На этом этапе внедряются и реализуются модели инклюзивного образования исходя из специфических и уникальных для каждого муниципалитета и каждой образовательной организации условий развития. В деятельность по внедрению и реализации моделей инклюзивного образования включены различные субъекты, заинтересованные в реализации прав лиц с ОВЗ на доступное и качественное образование, включая ведомственные, межведомственные структуры, а также общественные организации и объединения. На данном этапе в муниципалитетах завершается формирование базовых образовательных организаций, в которых создана безбарьерная универсальная среда, что позволяет получать качественное общее образование большинству детей с ОВЗ по месту проживания.

Третий этап – рефлексивно-корректирующий. На данном этапе происходит оценка результатов и эффектов реализации муниципальных моделей инклюзивного образования, осуществляется корректировка и уточнение задач развития инклюзивной модели образования в крае, формируется краевая модель инклюзивного образования.

Каждый этап реализации Концепции сопровождается реализацией комплекса мер, включающего мероприятия, направленные на решение актуальных задач, характерных для конкретного этапа.

 

Достижение основных целей региональной образовательной политики в части развития инклюзивного образования обеспечивается через решение следующих «сквозных» задач, характерных для всех этапов реализации Концепции:

формирование инклюзивной культуры общества посредством создания благоприятной образовательной среды для развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со своими сверстниками, реализации социальных проектов, расширения взаимодействия с родительскими организациями, со средствами массовой информации;

совершенствование нормативно-правового обеспечения развития инклюзивного образования с учетом региональных особенностей;

создание доступной (безбарьерной) среды посредством повышения архитектурной доступности, обеспечения специальным оборудованием образовательных организаций края;

обеспечение вариативности предоставления образования детям с ОВЗ, разнообразия структуры и содержания образовательной деятельности с применением адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных учебных планов;

обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях инклюзивного образования;

развитие краевой системы ранней помощи как компонента образовательной и социальной интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, который обеспечивает длительную семейно-ориентированную медико-социальную и психолого-педагогическую помощь детям младенческого и младшего возраста с нарушениями развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте, и их семьям;

совершенствование системы профориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ, их социализации через реализацию комплексного подхода к организации трудового обучения, приобретению навыков самообслуживания, интеграцию общего и дополнительного образования, расширение спектра возможностей организаций среднего профессионального образования для образования лиц с ОВЗ;

совершенствование профессиональной компетентности руководителей и педагогических работников образовательных организаций края, специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в части создания условий обучения и воспитания, адекватных особенностям, возможностям, способностям обучающихся, обеспечение их технологиями коррекционно-развивающей деятельности, индивидуализации и дифференциации обучения;

формирование системы методического сопровождения инклюзивного образования в крае;

совершенствование межведомственного взаимодействия по организации сетевых форм сопровождения инклюзивного образования;

обеспечение поддержки гражданским инициативам, направленным на развитие инклюзивного образования, реализация совместных проектов и программ.

 

Вышеуказанные задачи достижимы при условии реализации следующих механизмов совершенствования краевой системы образования по пути развития инклюзивного образования:

 

№ п/п Задачи Механизмы реализации
  Формирование инклюзивной культуры общества – Организация мероприятий по разъяснению для общественности, в том числе родительской, действующих в крае нормативно-правовых оснований, регулирующих вопросы образования детей с ОВЗ, и просвещению в области инклюзивного образования; – реализация социальных проектов, акций (в том числе межведомственного характера), направленных на включение детей с ОВЗ и их семей в культурно-образовательной пространство края; – развитие волонтерского движения, включающего сверстников детей с ОВЗ, не имеющих таковых ограничений, при организации праздников, творческих мастерских, спортивных состязаний, конкурсов талантов, фестивалей и т.п.; – развитие сотрудничества школы и семьи с целью оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержки родителям, повышения социальной ответственности семьи, воспитывающей ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ; – расширение взаимодействия с общественными организациями, родительскими объединениями; – межведомственная координация деятельности по комплексной психолого-педагогической и медико-социальной поддержке образования детей с ОВЗ; – распространение опыта совместной деятельности участников образовательных отношений, включая лиц с ОВЗ; – поддержка и тиражирование лучших практик инклюзивного образования; – освещение в средствах массовой информации мероприятий инклюзивной направленности; информирование населения об образовательных услугах, предоставляемых детям с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования и имеющихся ресурсах его реализации
  Совершенствование нормативно-правового обеспечения развития инклюзивной модели образования – Осуществление мониторинга правоприменения федеральных и краевых нормативно-правовых актов в сфере образования детей с ОВЗ; – формирование нормативно-правовых основ развития инклюзивного образования в крае через разработку и принятие нормативных актов регионального уровня (порядков, регламентов, приказов, инструктивных писем) в целях определения следующих условий: полномочий и ответственности органов и организаций системы образования всех уровней: регионального, муниципального и уровня образовательных организаций; условий и вариативности сетевого взаимодействия, а также формирования общего информационного пространства; критериев признания образовательной организации инклюзивной,показателей ее готовности к реализации эффективной и безопасной для всех субъектов образовательного процесса инклюзивной образовательной практики; механизма и порядка финансового обеспечения инклюзивных образовательных организаций, в том числе через муниципальные задания; согласования процедур контроля, мониторинга и экспертной оценки деятельности инклюзивных школ; обеспечения преемственности инклюзивного образования, в том числе в системе профессионального обучения детей с ОВЗ
  Создание доступной (безбарьерной) среды – Создание и реализация муниципальных «дорожных карт» по созданию доступности зданий и услуг образовательных организаций для маломобильных групп населения; – паспортизация доступности объектов и услуг образования для детей-инвалидов и лиц с инвалидностью; – формирование краевого реестра универсальных специальных условий и оборудования, характеризующего достаточность показателя «доступная безбарьерная среда» применительно к определенному этапу развития Концепции; – осуществление мониторинга доступности объектов и услуг образования для детей-инвалидов и лиц с инвалидностью; – создание ресурсного обменного фонда оборудования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на краевом и муниципальном уровнях; – создание в муниципалитетах базовых образовательных организаций, в которых создана безбарьерная универсальная среда, с постепенным расширением их сети (количества)
  Обеспечение вариативности предоставления образования детям с ОВЗ, детям-инвалидам Распространение вариативных моделей инклюзивного образования в зависимости от условий обеспечения доступности образовательной среды для детей с ОВЗ (временная, частичная, комбинированная, полная интеграция; модель «гибкого класса» и др.); – разработка муниципальных моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов; – разработка и реализация вариативных моделей инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях (группы кратковременного пребывания, комбинированные группы); – дальнейшее развитие дистанционных форм организации образования детей-инвалидов, в том числе дополнительного образования; – совершенствование образовательного процесса детей с ОВЗ и детей-инвалидов, находящихся в учреждениях социальной защиты и здравоохранения; – включение детей с ОВЗ в программы дополнительного образования
  Обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов – Обеспечение деятельности территориальных ПМПК на постоянной основе при максимально эффективном составе специалистов; – определение межведомственного механизма обеспечения территориальных ПМПК необходимыми специалистами; – создание комплексной автоматической информационной системы, включающей данные о детях с ОВЗ, организация информационного обмена между центральной и территориальными ПМПК; – расширение сети центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, психолого-медико-педагогического сопровождения через их открытие в муниципалитетах края; – разработка и реализация межведомственного соглашения о комплексном психолого-медико-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, детей-инвалидов на региональном и муниципальном уровнях; – обеспечение эффективности межведомственного взаимодействия по реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов
  Развитие краевой системы ранней помощи – Разработка комплекса мер по реализации в Красноярском крае концепции развития ранней помощи в РФ; – разработка муниципальных моделей оказания ранней помощи и их реализация; – создание консультативных пунктов, лекотек, служб ранней помощи, психолого-медико-педагогических консилиумов на базе образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, органов управления образованием; – распространение в крае технологий ранней помощи и обеспечения современной коррекционной помощью детей в возрасте от 0 до 3 лет, в том числе технологии организации домашнего визитирования детей с тяжелыми нарушениями здоровья; – организация постоянно действующего семинара по вопросам диагностики, коррекции и реабилитации детей с особенностями развития в возрасте от 0 до 3-х лет; – выпуск методических материалов для специалистов, осуществляющих раннюю помощь, и родителей детей с ОВЗ; – создание банка методических материалов по вопросам раннего вмешательства.
  Совершенствование системы профориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ, их успешной социализации – Расширение в рамках развития в крае движения «Абилимпикс» спектра профессиональных компетенций с целью личностной реализации обучающихся с инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства; – реализация комплексного подхода к организации трудового обучения обучающихся с ОВЗ, приобретения ими навыков самообслуживания; – расширение спектра возможностей организаций среднего профессионального образования для образования лиц с ОВЗ; – интеграция общего и дополнительного образования, общего и профессионального образования; – реализация сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов при организации предпрофессиональной подготовки, профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью
  Совершенствование профессиональной компетентности руководителей и педагогических работников образовательных организаций, специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов – Увеличение количества бюджетных мест при планировании набора абитуриентов по направлению «Педагогическое образование» в рамках подготовки бакалавров и магистров специального образования; – разработка моделей подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, специалистов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения по формированию их готовности к работе в условиях инклюзивного образования; – включение в программы профессиональной подготовки педагогических кадров образовательных учреждений среднего и высшего профессионального педагогического образования курсов и дисциплин по вопросам инклюзивного образования (для обучающихся всех направлений и специальностей); – формирование профессионального сообщества, способствующего росту профессиональной компетентности педагогических работников и поддержке социальных проектов, направленных на развитие инклюзивных образовательных практик в крае; – повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и руководящих работников по проблеме инклюзивного образования; – создание площадок стажерских практик на базе инклюзивных образовательных; – повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, обеспечение профессионального развития педагогических работников в системе внутришкольной методической работы, а также посредством организации профессиональной среды (конференции, форумы, конкурсы и иные региональные, окружные, муниципальные мероприятия)
  Формирование системы методического сопровождения инклюзивного образования – Создание ресурсного центра по сопровождению инклюзивного образования в крае; – формирование банка данных об образовательных организациях, расположенных на территории края, имеющих условия и реализующих инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ; – организация информационно-разъяснительной работы по вопросам инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ, в том числе в дистанционном формате (вебинары, видеоконференции и др.); – организация мониторинга условий в образовательных организациях, расположенных на территории края, реализующих инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ; – подготовка и распространение методических рекомендаций: об организации образования детей с различной нозологией в условиях инклюзивного образования; по созданию и реализации специальных образовательных условий, включая практику проектирования адаптированных образовательных программ, организации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения социализации детей; об организации урочной и внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования; об организации трудового обучения и профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ; о системе оценивания образовательных достижений детей в условиях инклюзивных классов и групп; об организации взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и социальной ответственности семьи
  Обеспечение поддержки гражданским инициативам, направленным на развитие инклюзивного образования – Создание в образовательных организациях условий для развития государственно- общественного управления, демократизации школьного уклада; – привлечение общественных организаций родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, к решению вопросов инклюзивного образования, в том числе к участию в общественной экспертизе специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ; – привлечение общественности к участию в реализуемых в крае проектах и программах, направленных на повышение доступности и качества образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: