Лекция 3 Методы психологии (продолжение)




Б.Г. Ананьевым разработана классификация методов, соответствующая этапам научного исследования.

Первую группу составляют организационные методы (сравнительный, лонгитюдинальный и комплексный), которые действуют на протяжении всего исследования, определяя его организацию.

Вторая, самая многочисленная, группа включает в себя эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, тесты; анкеты, социометрия, интервью и беседы, приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание), оценка изделий и выполненных работ (праксиметрические методы), моделирование (математическое, кибернетическое и т. д.), биографические методы (анализ дат, фактов и событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т. д.).

Третью группу методов составляют приемы обработки данных: количественный (математико-статистический) и качественный анализ.

В четвертую группу – интерпретационных методов — входят различные варианты генетического (фило– и онтогенетический) и структурного методов (классификация, типологизация и др.).Направлены на теоретическое объяснение, псих. трактовку изучаемого явления.

 

 

 

методы наблюдения и экс­перимента устанавливают закономерности или исследуют проявления психических процессов или форм поведения человека. Однако наряду с этим психологов интересует степень выраженности тех или иных психических процессов (памяти, внимания, умений, навыков, обучаемости, уровня при­тязаний и т.п.), а также возможность сравнивать людей между собой, т.е. оценивать их индивидуальные различия. Для решения этих задач в психологии уже в конце XIX - начале XX вв. стали применяться качественные и количественные методы оценки психических процессов (знаний, умений, навыков). Это направление в современной психологии получило название психодиагностика.

Тестирование.

Количество и разнообразие различного рода тестов, опросни­ков и шкал в настоящее время огромно. Известно, что уже в глубокой древности существовали процедуры выявления индивидуальных отличий между людьми. Так, в Китае более 4000 лет назад высшие чиновники обязаны были выдержать в присутсвии императора строгий экзамен по знанию ритуалов и церемоний, стрельбе из лука, верховой езде, умению писать, считать, музицировать. В античной Греции и Риме разрабатывались подробные описания характерови закономерности их определения по поведенческим признакам.

Но все это только предшествовало тестированию Возникновение научных тестов следует отнести лишь к концу 19 века. Сам термин был впервые введен создателем первых антропометрических тестов Френсисом Галътоном ( 1822-1911). Он занимался измерения остроты зрения и слуха, мускульной силы и т.п.. Еще одной его заслугой была разработка методов математической статистики для анализа данных по индивидуальным различиям.

Однако наибольшую популярность этот термин приобрел после выхода в свет в 1890 г. статьи «Умственные тесты и измерения», написанной американским психологом, родоначальником современного тестирования Джеймсом Кеттелом (1860—1944). Его «ум­ственными тесты», которые содержали измерение мышечной силы, скорости движения, чувствительности к боли, остроты зре­ния и слуха, времени реакции, памяти и т.д.В этой статье Кеттел писал о том, что применение серии статистически обрабатываемых заданий к большому количеству людей как ничто другое способствует преобразованию психологии в точную науку. Им же впервые была высказана мысль о стандартизации ситуации обследования.

Кеттелл разработал несколько десятков тестов, направленных на оценку элементарных сенсомоторных процессов (чувствительности, времени реакции др)

Довольно быстро возникла необходимость тестов на высшие психич. функции. Качественный рывок в этом направлении связан с именем Альфреда Бине (1857-1911). По поручению министерства образования Франции он составил в 1905 году серию тестов интеллекта.

Измерением памяти у школьников занимался Г. Эббингауз (1897). Во Франции в 1908 г. свою первую шкалу умственного развития для детей создали А. Вине и Т. Симон. Когда США вступили в Первую мировую вой­ну, под руководством P.M. Йеркса (1876-1956) были разработаны армейские так называемые «альфа и бета-тесты», позволяющие отобрать годных к военной службе лиц. Впоследствии эти тесты неоднократно перерабатывались и стали образцом для большин­ства групповых тестов интеллекта. Тестирование полу­чило мощнейший стимул для своего развития, и вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для всех возрастов и уровней образованности (от дошкольников до аспирантов). Их начали широко использовать в школах, колледжах. Коэффициент интеллекта IQ учитывался при приеме в учебные заведения и на работу. Однако вскоре стало ясно, что применяемые тесты являются очень грубым инструментом и об­ласть их применения весьма ограничена. Тем не менее они широ­ко распространены, продолжают совершенствоваться и применяться для разных целей.

Наряду с тестами интеллекта в ответ на запросы практики возникли также тесты достижений. Их еще называют тестами объективного контроля успешности: школьной, профес­сиональной, спортивной и т.п. От разных типов контроля знаний и умений (устных и письменных) эти тесты отличаются своей формой. Учащимся предлагается вопрос, ответ на который в не­скольких вариантах представлен на этом же бланке. Один из ответов верный, остальные — нет. Нужно отметить верный ответ..

 

Шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF) Кеттела был впервые опубликован в 1950 г. Далее постоянно совершенст­вовался и сейчас существует в двух эквивалентных формах (А и В). Опросник содержит 187 утверждений и предназначен для людей от 16 лет и старше. Имеются также варианты опросников для детей и подростков. Особенность подхода Р. Кеттела к раз­работке опросника в том, что он собрал все имеющиеся в языке описания личностных черт человека и далее с помощью специ­ального статистического метода (факторного анализа) свел их к серии из 16 факторов, каждый из которых построен на бипо­лярной основе и измеряется с помощью шкалы порядка в интер­вале от 1 до 10 (баллов). Четыре фактора второго порядка являют­ся генеральными и вычисляются на основе шестнадцати факторов первого порядка.

 

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) — один из самых известных и употребляемых личностных опрос­ников. Был разработан С. Хатуэем нДж. Маккинли (1940) и со­стоит из 550 утверждений, отвечая на которые испытуемый реша­ет, «верно» или «не верно» каждое утверждение опросника по отношению к нему. Основанием для классификации исследуемых личностных свойств послужила классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелиным. Для определения нормативных показателей опросник предъявлялся большой группе здоровых людей. Затем эти показатели сопоставлялись с показа­телями, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно различали здоровых и каждую из изученных групп больных людей. Эти утверждения объединили в 10 шкал, назвав их в со­ответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована. К примеру: шкала ипохондрии отражает отношение обследуемого к своему здоровью, шкала депрессии определяет степень субъективной депрессии и душевного диском­форта, шкала истерии определяет симптомы, присущие лицам с истерическими расстройствами, когда, например, используются симптомы физического заболевания в качестве средства разреше­ния сложных ситуаций (я часто ощущаю «комок» в горле; считаю, что большинство людей способно солгать, если это в их интере­сах; я никогда не падал(а) в обморок и т.п.). Шкала психопатии определяет симптомы поведения, нарушающего социально прием­лемые нормы и т.д.

Спецификой MMPI является наличие трех шкал контроля, представляющих собой способ проверки небрежности, непонима­ния, фальсификации ответов, а также отношения к опроснику. Такова, например, шкала «лжи», которая выявляет установку испытуемого представить себя в более благоприятном свете, т.е. оценивает искренность субъекта. Если данные, полученные по этой шкале, превышают определенную величину, то обследование считается недостоверным.

Кроме десяти основных клинических шкал, на основе MMPI создано около 400 дополнительных шкал, например академиче­ских способностей, лидерства, социальной ответственности, впечатлительности, способности к достижению цели и т.д.

 

Тестирование

· стандартизированное испытание, предназначенное для установление количественных и качественных индивидуально-психологических отличий.

 

Ключевое понятие – стандартизированность. Что это такое?

  1. единообразие требований ко всем условиям тестирования, инструкциям, обработке результатов.

К разным людям тесты применяются по одному и тому же стандарту. Тем самым обеспечивается гарантия уравнивания ситуативных факторов. Н-р, инструкция дается или в письменном виде или (реже) зачитывается, но никак не формулируется по памяти. После этого никому не дается персональных разъяснений.

 

2. перевод первичных («сырых») тестовых баллов, отражающих количество выполненных заданий, в более обобщенную шкалу, характеризующую степень индивид. выраженности данного психич св-ва.

Н-р, при выполнении теста интеллекта испытуемый успешно решил 20 зад. Зная только это, мы не можем ничего сказать о его уровне интеллекта. Для этого нужна единая для всех испытуемых сис-ма отсчета, эталона. Его высчитывают по итогам тестирования многочисленной группы людей (выборке). Например, в педагоги­ческой психологии — на детях одного возраста, или людях одного уровня образования и т.д. Сравнивая одного испытуемого с др. мы осуществляем стандартизацию по статистической норме.

 

На последних страницах журналов часто публикуют «поп. тесты». В строгом смысле слова их нельзя отнести к тестам. Т.к. показатели их надежности и валидности никто не устанавливал.

 

· Надежность теста – помехоустойчивость теста, независимость его результатов от случайных факторов.

Исследуемый признак стабилен, значит результаты повторных тестирований одних и тех же лиц должны быть сходными. Надежность – характеристика точности измерения.

 

Ретестовая надежность определяется при повторном обследовании тестом одних и тех же лиц. Еще есть надежность частей теста, недежность параллельных форм.

.

погрешности, которые снижают надежность:

  • неблагоприятные условия тестирования,
  • недостаточное внимание к состоянию испытуемых в момент испытания,
  • невер­ное поведение экспериментатора,
  • субъективность в истол­ковании результатов теста.

 

Наряду с надежностью к тесту предъявляется требование валидности, или адекватности.

  • Валидностъ (от англ. пригодный, действительный) — это степень, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен.

Существует много типов В.

Н-р, содержательная В. характеризует меру представленности в тестовых заданиях всего объема измеряемой обл-ти. Ее вычисляют путем экспертного оценивания. Такая В особое значение имеет в тестах достижений.

Критериальная В. показывает, как рез-ты тестирования соотносятся с нетестовыми оценками измеряемого качества. (н-р, мнениями спец-в, анализом продуктов Д)

Н-р, итоги тестирования учеб. достижений м ср-ть с фактами поступления в вузы.

 

При работе с тестами следует отметить также и этический аспект: использование, проведение и интерпретация психологи­ческих тестов должны обязательно идти под контролем квалифицированного психолога. В руках недобросовестного или некомпе­тентного экспериментатора тесты могут принести серьезный вред.

 

Виды тестов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: