М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»




История создания 1928-1929 гг. были тяжелыми годами для М. А. Булгакова. Именно в это время он приступает к созданию трех произведений: романа о дьяволе, пьесы под названием "Кабала святош" и комедии, уничтоженной вскоре вместе с начатым романом. Работа над романом возобновляется в 1930-1931 гг. В 1937 г. структура романа окончательно сложилась. Тогда же появилось и бессмертное название "Мастер и Маргарита". К 22-23 мая 1938 г. Булгаков полностью переписывает роман с утвержденной последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, внося по ходу стилистическую правку. Впервые роман "Мастер и Маргарита" был опубликован в 1966-1967 гг. в журнале "Москва" с громадными купюрами (более 150 изъятий текста). В том же году он полностью вышел в Париже и вскоре был переведен на основные европейские языки. В России полный текст романа появился лишь в 1973 г. «Мастер и Маргарита» стал венцом творческого пути Булгакова и принес ему посмертную мировую славу.
Композиция «Мастер и Маргарита» - это роман в романе, «двойной роман»: роман Мастера и Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера и его романа. С одной стороны эти два романа противопоставлены друг другу, тогда как с другой стороны образуют некое органическое единство. Действие романа о Понтии Пилате разворачивается почти две тысячи лет назад, в древнем городе Ершалаиме. А события, описанные в романе о судьбе Мастера – в Москве 1930-х годов, где появляется, чтобы устроить традиционный весенний был, сатана. На сравнении этих эпох, установлении прямых и косвенных связей выстраивается художественное пространство романа, обогащается его идейное содержание. В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи. Они облечены в свободную, яркую, иногда причудливую форму повествования и тесно взаимосвязаны между собой инфернальным образом Воланда.
   
   
   

 

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Краткая характеристика творчества.

"В наше время уже не может быть сомнений в том, что Щедрину принадлежит одно из первых мест в истории русской литературы", писал М. С. Ольминский. Салтыков-Щедрин прекрасно работает и в крупных, и в малых сатирических жанрах: список доступных ему жанров широк - роман с интересным сюжетом и глубоко прочувствованными образами, фельетон, сказка, драматическое произведение, рассказ, пародия. Салтыков-Щедрин является первооткрывателем жанра сатирической хроники, но так же он вдохнул новую жизнь в жанр романа

«История одного города»

Произведение написано в форме повествования летописца-архивариуса о прошлом города Глупова, но исторические рамки ограничены - с 1731 по 1826 год. "Для будущего историка русского общества, когда он подойдет к переживаемой нами эпохе, не будет более драгоценного клада, как сочинения г. Салтыкова, в которых он найдет живую и верную картину современного общественного строя... Салтыков во всей истории русской литературы не знает себе равного, когда дело идет о том, чтобы схватить типические черты переживаемого обществом времени, чтобы живо подметить тот или другой новый народившийся тип и осветить его со всею яркостью своего мощного таланта".

 

"Меня ужасает эпоха, ужасает историческое положение...", - признавался Салтыков-Щедрин, начиная работать над романом. Салтыков-Щедрин сумел соединить сюжеты и мотивы легенд, сказок, других фольклорных произведений и просто, доступно донести до читателя антимонархические идеи в картинах народного быта и повседневных заботах простых людей.

 

В финале Образ романа явится самый страшный из градоначальников - Угрюм-Бурчеев, символ угнетения и произвола. В мечтах ему являются теории превращения мира в казарму и разделения людей на роты и батальоны воплощена мечта всех его предшественников, желающих власти во что бы то ни стало. Но даже и его правление едва приподнимает глуповцев с колен, и уже сама природа не выдерживает такой дикости - приходит страшное "оно", чтобы положить конец всему.

 

Глуповцы живут в избах, ночуют в овинах, занимаются полевыми работами, решают свои дела, собираясь миром; имеют предводителя дворянства и городского голову, шествуют в процессиях, устраивают пикники и банкеты. В Глупове настолько точно узнается Россия во вех ее самых страшных, косных, пассивных, запуганных от рождения проявлениях: "Это люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов, за которою почти ничего не видно. Поэтому о действительных "свойствах" и речи нет, а есть речь только о наносных атомах", - пишет писатель во введении к главе "Поклонение мамоне и покаяние". Тем не менее, Салтыков-Щедрин, истинный патриот, ни в коем случае не стремится очернить русский народ или русскую жизнь: только огромный любовью к Родине и болью за нее объясняется весь замысел произведения: автор критикует и осмеивает не конкретную социальную группу и не русский народ, а только "завещанные историей" социально отрицательные черты общественной психологии и поведения.

Главной причиной такой жизни глуповцев автор показывает общественно-политическую пассивность, терпение, послушливость, раболепное отношение к силе и власти. Это главный исторический грех русской жизни.

Многовековая вера в доброго царя продолжала существовать: бунтуя против отдельных представителей власти на местах, народ посылал ходоков к правителям. Евсеич, "самый древний в целом городе", не добился правды для мужиков, хотя трижды ходил к градоначальнику Фердыщенко, а лишь обрек себя на ссылку: "С этой минуты исчез старый Евсеич, как будто его на свете не было, исчез без остатка, как умеют исчезать только "старатели" русской земли".

Автора "Истории одного города" обвиняли в принижении роли народа в общественной жизни, в сознательном осмеянии русского народа, в непатриотизме. Но в письме Пыпину Салтыков-Щедрин объяснял: "...что касается до моего отношения к народу, то мне кажется, в слове "народ" надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собою идею демократизма. Первому, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т. п., я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны сочувствием".

Все, чего хочет Салтыков-Щедрин - просветить народ, разбудить его гражданское самосознание для борьбы за свои права, помочь ему освободиться от рабской психологии, от векового гнета и бесправия - а для этого ему нужно показать это, настолько реально, насколько фантастическим и фантасмагорическим кажется Глупов.

Финал истории города Глупова не менее важен, чем все предыдущее повествование.

К власти приходит Угрюм-Бурчеев, который "был прохвост в полном смысле слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами", как концентрированный образ всех предыдущих правителей, символ произвола и жестокости, наглого попрания прав людей - и впервые за историю города Глупова его жители начинают чувствовать негодование: "Раздражение росло тем сильнее, что глуповцы все-таки обязывались выполнять все запутанные формальности, которые были заведены Угрюм-Бурчеевым".

"Когда цикл явлений истощается, - писал Салтыков-Щедрин в 1863 году в статье "Современные призраки", - когда содержание жизни беднеет, история гневно протестует против всех увещаний. Подобно горячей лаве проходит она по рядам измельчавшего, изверившегося и исстрадавшегося человечества, захлестывая на пути своем и правого, и виноватого. И люди, и призраки поглощаются мгновенно, оставляя вместо себя голое поле. Это голое поле представляет истории прекрасный случай проложить для себя новое и притом более удобное ложе".

Символическая гибель Глупова означает гибель российского самодержавия, любого другого деспотического режима.

Грозное "оно", это "неслыханное зрелище", приходит извне: "Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки"; "Оно близилось, и, по мере того как близилось, время останавливало бег свой".

Некоторые критики склонны рассматривать развязку романа как намек на стихийное народное восстание, народную революцию, хотя глуповцы очевидно не способны к борьбе: увидев надвигающееся на них "оно", "глуповцы пали ниц", и "неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца".

Другие же считают, что исчезновение Угрюм-Бурчеева, уничтожение его силами самой взбунтовавшейся природы показывает надежду Салтыкова-Щедрина на то, что придет время коренных изменений в крепостнической и бюрократической России.

 

"История одного города" и одновременно с ней созданные сказки показывают, как изменился творческий метод писателя.

Салтыков создает новый тип гротескной политической сатиры, новые формы сатирического повествования.

Цель Салтыкова - "напомнить человеку, что он человек", и он преподносит читателям гиперболическую картину, не совместимой с понятиями человеческого общежития, античеловеческий мир, живущий по своим фантастически гротескным законам - но в то же время потрясающе узнаваемый: это реальная политическая действительность России.

Наряду с художественными сатирическими типами Салтыков-Щедрин дает четкие авторские комментарии к ним: "Литературному исследованию подлежат не только те поступки, которые человек беспрепятственно совершает, но и те, которые он, несомненно, совершил бы, если б умел или смел... Но это будет не преувеличение и не искажение действительности, которая любит прятаться за обыденным фактом и доступна лишь очень пристальному наблюдению. Без этого невозможно воспроизвести всего человека, невозможен правдивый суд на ним..."

Гротесковый тип - это обнажение характера, его осмысление как общественного явления. Писатель-сатирик "пользуется всяким темным намеком, всяким минутным явлением и с помощью ряда усилий вступает твердой ногой в храмину той, другой, не обыденной, а скрытой действительности, которая одна и представляет верное мерило для всесторонней оценки человека", - утверждал Салтыков-Щедрин.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: