Основные законы:
ü ФЗ РФ от 29.12 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Ст.42 Психолого-педагогическая,медицинская и социальная помощь обучающимся,испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,развитии и социальной адаптации
1. Помощь оказывается детям,испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.
2. Психолого-педагогическая помощь включает в себя:
- психолого-педагогическое консультирование воспитанников, родителей, педагогических работников.
- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с воспитанниками
ü Конвенция о правах ребенка. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.
ü Инструктивное письмо 24.12.2001 г. № 29/1886. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения
ü Приказ Министерства образования РФ № 636 от 22.10.99 г. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ
ü Письмо «О введении должности психолога в учреждениях народного образования». Госкомитет СССР по народному образовании. № 16 от 27.04.89 г.
ü Этические стандарты психолога.
ü Письмо "Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии". Министерство образования РФ от 03.08.2000 г. N 22-06-862
ü Министерство образования РФ. Инструктивное письмо от 22.01.98 г. N 20-58-07ИН20-4. «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
ü Должностная инструкция психолога
В настоящее время деятельность педагога-психолога регламентируется Инструктивным письмом Министерства образования России от 24.12.01 №29/1886-6, согласно которому руководителям муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
ü на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную,коррекционную, развивающую работу с воспитанниками, на зкспертно-консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями)по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;
ü остальное время в пределах установленнойпедагогу-психологу продолжительности рабочего времени (18 часов) приходится на подготовку к индивидуальной и групповойработе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях практических психологов, супервизорствои др.); заполнение аналитической и отчетной документации.
Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога
(по видам деятельности)
Виды работ | Время на 1 прием | Общее время в месяц | Время на подготовку или анализ | Общее время в месяц |
Индивидуальное психологическое обследование | 1-1,5 часа | 15 часов | 0,5-1 час | 10 часов |
Групповое психологическое (скрининговое) обследование | 1-1,5 часа | 3 часа | 3-3,5 часа | 7 часов |
Индивидуальная консультация | 1-1,5 часа | 15 часов | 0,3 часа | 3 часа |
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие | 0,5-1,5 часа | 15 часов | 0,3 часа | 3 часа |
Групповое развивающее и коррекционное занятие | 1-1,5 часа | 20 часов | 1 час | 20 часов |
Просветительская работа | 0,5-1,5 часа | 4 часа | 0,5 часа | 2 часа |
Экспертная работа | 2,5-3 часа | 3 часа | 2 часа | |
Организационно- методическая работа | 7 часов в неделю | 28 часов в неделю | ||
ВСЕГО | 75 часов | 75 часов |
Таким образом, в течение одного учебного года объемные ориентировочные показатели деятельности педагога-психолога по видам деятельности, составляют:
индивидуальное обследование: 100-150 человек;
групповое обследование: 10-28 классов (групп);
индивидуальная консультация: 100-150 консультаций;
индивидуальное занятие: 100 -150 занятий;
групповое занятие: 200 занятий;
просветительская работа со взрослыми: 40 занятий;
участие в консилиумах, комиссиях, административныхсовещаниях: 10 заседаний.
Примерная расчасовка режима работы (на 1 ставку психолога)
Дни недели | Присутственное время | Методическое время | Общее день/неделя |
Понедельник | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Вторник | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Среда | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Четверг | 4 часа | 4 часа | |
Пятница | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
всего | 18часов | 18 часов | 36 часов |
Направления деятельности:
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников образовательного процесса.
Обязательно:
ü Изучение психо-эмоционального состояния детей младших групп во время адаптационного периода.
ü Диагностика психического развития ребенка плохо усваивающих программу
ü Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
ü Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
ü По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников образовательного процесса.
Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологами стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
ü Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
ü анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
ü групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
ü информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников образовательного процесса.
ü Выявление случаев психологического неблагополучия (эмоционального выгорания) педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
ü Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
ü Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
ü Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.