Речевое развитие ребенка можно разделить на четыре периода.




Первый период. Словарь очень невелик, его составляют так называемые лепетные слова, т. е. слова-звукоподражания (ам-ам, му и т. п.), и слова, состоящие из одного слога.

Второй период. Словарь быстро растет количественно. Второй период характеризуется быстрым ростом разных типов как простого, так и сложного предложения.

Третий период. Период усвоения морфологической системы. Формы становятся устойчивыми.

Четвертый период. Уровень овладения языком очень высок: вся сложная система грамматики (синтаксического и морфологического порядка) освоена.

Из всего вышеизложенного необходимо сделать следующие выводы.

На первом этапе формирования речи ребенку важно усвоить слова-глаголы (слова-действия). Именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. Сначала дети учатся правильно реагировать на эти слова, а затем – начинают их говорить самостоятельно. Если не акцентировать внимание на появлении этих простых слов в активном словаре ребенка, то малыш еще долго будет использовать в общении ограниченное количество слов, обозначающих некоторые обиходные предметы из его окружения, и обращения к близким людям.
Чтобы дети узнали и усвоили первые слова-действия, недостаточно формального показа этих действий и их называния. Необходимо неоднократно обыгрывать перед ребенком одну и ту же повторяющуюся ситуацию.

Большое значение на этапе развития речи имеют жесты. Умение воспроизвести жест предшествует воспроизведению слова. Жест используется, когда действие уже хорошо знакомо ребенку. Неоднократно повторяйте проговаривание слова-действия, сочетая его с имитацией звукоподражания самим ребенком.

 

17. Предпосылки развития речи: понятие речевого и фонематического слуха

1. Понятия «фонематическое восприятие», «фонематический слух». Особенности развития фонематического восприятия и речевого слуха у детей дошкольного возраста

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Фонема (греч. “звук”) - минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.

Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух - способность ориентироваться в неречевых звуках, т.е. в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух - способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов. В русском языке фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о), их ударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными. Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь, мэка-мукб) и смена согласных по их глухоте- звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом (по отношению к русскому языку).

В психологии есть понятие сензитивного возраста -- это период оптимальных сроков развития определённых сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям. В возрасте 4--5 лет дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха.

Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. На третьей-четвертой неделе жизни у ребёнка слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. Совершенно очевидно, что простое наличие сенсорной способности восприятия звука недостаточно для восприятия речи. Речь окружающих представляет собой чрезвычайно сложное образование, что затрудняет её восприятие.

Проследив закономерности формирования фонематического слуха, установили, что ребёнок при переходе к овладению фонематической системой языка должен научиться употреблять слово как название определённой вещи. Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, фонематический слух ребёнка оказывается сформированным. (3)

По мере фонематического развития ребёнка появляются более сложные формы фонематического восприятия, основанные не только на восприятии слова со всеми его признаками, состоящем в последовательном подборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, но и симультанном, одномоментном их сопоставлении. Поскольку процесс восприятия является процессом осознанным, первые простейшие операции звукового анализа появляются у ребёнка вслед за формированием фонематического слуха, фактически опираясь на него.

Зная особенности формирования слухового восприятия и речевого слуха у дошкольников, а так же проблемы, которые могут возникнуть в результате формирования фонематического восприятия, педагог должен грамотно организовать работу по формированию у детей фонематического восприятия и речевого слуха.

2. Формирование фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и Т. д, что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени-звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы(фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности - устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недоразвитию всей речевой системы (глухонемоте). Таков нормальный ход формирования родного языка. Овладение иностранным языком подчиняется иным законам. Однако и в этом случае слуховая афферентация является базальной для овладения разговорной речью. По мере овладения иностранным языком человек учится его слышать, так как у него формируется фонематический слух по отношению к данному языку.

 

18. Характеристика периода младенчества (от рождения до 1 года) с точки зрения становления речевой функции.

Крик, плач - возникают с рождения. Новорожденный не умеет произносить звуки, но может сообщить о своих потребностях плачем. Это один из первых эффективных способов общения малыша с окружающими его людьми. Исследователи детской речи различают три типа плача: малыш проголодался; малышу больно; малышу скучно, он хочет общаться.

Через 2 недели – реагирование на голос взрослого.

К концу 1-го месяца ребёнка можно успокоить с помощью колыбельной.

Примерно с двух месяцев кроха начинает издавать звуки (вокализировать), когда с ним беседует взрослый, он улыбается и радуется появлению родителей.

Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 1,5-2 до 5-7 месяцев. На фоне «певучего» гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. Малыш гулит, много раз повторяет одни и те же звуки, визжит, смеется, внимательно смотрит в лицо взрослого и пытается копировать движения его губ.

Лепет(усложняется сочетание звуков) – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 6-7 месяцев; перенимаются все звуки.

Появление реакции на слова – 9-10 месяцев.

В 9-12 месяцев малыш произносит, точнее, имитирует, цепочки слогов (ма-ма, да-да), подражает покашливанию, цоканью.

Слова - переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев; 10-15 активно используемых слов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: