История создания и виды аналойной конструкции.




Введение

Памятники станковой масляной живописи составляют важную часть православной культуры России. Как известно, с XVIII века традиционную в искусстве темперную технику постепенно вытесняет масляная живопись. Она начинает применяться не только в светском искусстве, но и церковном, в том числе и для росписи церковных атрибутов, таких как аналой. Постоянное использование памятника при богослужениях не могло не отразиться на сохранности. Отсюда возникает необходимость сохранить произведения искусства посредством консервации и реставрации памятников.

 

Цели и задачи работы.

Главной целью работы является изучение особенностей иконографического изображения Евангелиста Луки и видов аналойной конструкции на примере расписного аналоя «Четыре Евангелиста» из г. Городец на Волге Нижегородской области (Предположительная датировка – первая треть XIX века), а также проведение консервационных и реставрационных мероприятий над его частью - произведением станковой масляной живописи «Евангелист Лука».

Уникальностью данной работы является необычная четырехгранная конструкция произведения - аналой. Аналой - (от греч. analogeion - подставка для книг) это высокий столик с наклонной верхней плоскостью, использующийся как подставка для книг, икон и т.п. во время богослужения в православном храме. Также особенностью этой работы является то, что аналой расписной, обтянут холстом с изображением 4 евангелистов на каждой стороне.

 

Задачами данной работы является:

1) изучить историю и виды аналоев;

2)изучить иконографию и особенности изображения типа «Евангелист Лука»;

3)установить степень сохранности произведения, имеющиеся повреждения;

4) разработать перечень мероприятий по реставрации и консервации, подходящих для данного памятника;

5) провести необходимые исследования на произведении;

6) провести необходимые реставрационные и консервационные мероприятия над произведением и конструкцией аналоя;

7)подвести итоги проведенных мероприятий.

Особенностями работы является необычная конструкция произведения и техника его исполнения, т.к. все четыре стороны сшиты между собой в единое полотно. Еще одной особенностью работы является жесткий кракелюр с приподнятыми краями и хрупкая основа произведения.

Также необходимо учесть в работе дальнейшее использование аналоя в церковных целях и для этого продумать изменение конструкции с целью предотвращения повреждения и разрушения произведения.
Объектом исследования является аналойная конструкция, история происхождения и ее виды; иконографический образ Евангелиста Луки, а также виды разрушения грунта и красочного слоя в станковой масляной живописи.

Предмет исследования – практическое применение реставрационных методик на примере реставрации произведения неизвестного художника «Евангелист Лука», являющийся частью общей композиции аналоя.

При подготовке данной работы использовались материалы и методические рекомендации по реставрации и консервации произведений масляной живописи …

 

 

Содержание:

Введение.
Глава 1.
История и видыаналойной конструкции. Иконография Евангелистов

1.1 История создания и виды аналойной конструкции.

1.2 История и особенности иконографического типа «Евангелисты»

1.3 Иконография изображения и житие Евангелиста Луки

 

Глава 2. Виды повреждений и разрушений грунта и красочного слоя в станковой масляной живописи.

1.1 Факторы и виды разрушений грунта и красочного слоя масляной живописи.

1.2 Методики консервации и реставрации по устранению повреждений грунта и красочного слоя.

1.3 Методы реставрации жесткого кракелюра.

 

Глава 3. Паспорт реставрации памятника истории и культуры. Произведение «Евангелист Лука».

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

Глава 1. История и виды конструкции. Иконография Евангелистов.

История создания и виды аналойной конструкции.

Аналóй (в переводе с др.-греч. — подставка для книг) — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом.

Аналой имеет несколько назначений. Во-первых, аналой стоит напротив каждого алтаря перед иконостасом; на него кладётся праздничная икона, соответствующая тому или иному дню, либо икона, соответствующая посвящению придела. Такой аналой называется проскинитарием. При совершении таинства миропомазания во время богослужения на аналое лежит либо праздничная икона, либо Евангелие. Во-вторых, ещё один аналой расположен на клиросе для чтения чтецом псалмов. Третье назначение аналоя — совершение таинства исповеди, в этом случае аналой покрывается ризой, и на него кладутся крест и Евангелие. Иногда аналой также используется для чтения диаконом Евангелия.

Аналой также может иметь форму многостороннего столба, увенчанного многогранной вращающейся пирамидой.[1]

Впервые термин «аналой» зафиксирован в Евангелии от Фомы, часто встречается в Типиконах и др. литургических книгах. В обиходе православной Церкви наиболее распространены аналои 3 видов:

- раскладной аналой

- проскинитарий или аналой,

- клиросный анолой

Деревянный раскладной 4-ножный аналой с прикрепленной сверху материей для возложения книг в церковном обиходе наиболее употребителен и часто называется - «раскладушка». Во время службы сверху на него кладется покров того цвета, какой имеют в данный праздник облачения духовенства. Используется он при чтении Евангелия, паримий, и д.р., а также и во время келейной молитвы. Такой аналой не имеет постоянного места в храме и устанавливается в разных его частях по мере надобности.

 

Массивный деревянный аналой в виде тумбы с наклонным верхом для возложения аналойной иконы называют проскинитарием, сверху он также может накрываться покровом. Проскинитарии обычно богато украшены, над ними устроены кивории. В большинстве российских церквей такой аналой с иконой, устанавливается в центре храма. В храмах афонских монастырей проскинитарий с аналойной иконой также постоянно находится в храме, но помещается не в центре, а у юго-восточной колонны. В некоторых храмах проскинитарий устанавливается не в центре храма, а в стороне от его главной оси, ближе к солее.

В церковной практике существуют легкие переносные аналои указанного типа, используемые для чтения Евангелия, для возложения креста и Евангелия при совершении исповеди и т. п.

 

Аналой в виде деревянного многостороннего столба часто венчает вращающаяся многогранная пирамида. Используется он в клиросной певчей практике. В русских храмах на клиросах обычно стоят аналоя первых 2 видов или пюпитры.

 

При совершении службы священником у святого престола часто устанавливают раскладной аналой или аналой в форме пюпитра (на одной тонкой высокой ножке), на который возлагают Служебник.

Аналой поступивший на реставрацию относится к типу проскинитарий, на что указывает нам его четырехгранная конструкция с покатым верхом для возложения евангелия или других богослужебных книг. Он состоит из деревянной конструкции, и обтянут расписным сшитым холстом с изображением на каждой из граней одного из четырех евангелистов в полный рост и символизирующих их существ.

Изображение четырех евангелистов на аналое связано с его практическим предназначением – возложением на него Евангелия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: