Учебную деятельность в сочетании с производительным трудом




Наша авторская коррекционная программа

включает 3 направления:

1. «Априорити » - помогаем детям с нарушениями в поведении и пространственном восприятии

· логопедия и дефектология с элементами арт-терапии, Монтессори-педагогики, сенсорной интеграции, игровой логотерапии, устранение заикания

2. "Логонейрон "- помогаем детям с нарушением внимания, памяти и других неречевых психических функций

v логопедия и дефектология с нейропсихологическими методами коррекции по Бернштейну, игровая логокоррекция, элементы классической логопедии, устранение заикания

3. "Логоdialogue "-помогаем детям с незначительными нарушениями речи

· логопедия и дефектология в сочетании с подготовкой к школе и изучением английского языка(элементы классической логопедии, обучение чтению, письму, РЭМП, профилактика и коррекция дисграфии и дислексии, устранение заикания)

Решаемые проблемы:


-вызывание речи при моторной алалии за 2-3 месяца(возможно посещение 1 р. в неделю)
-постановка звуков в процессе деятельности, выбранной ребенком
-устранение заикания -подготовка к школе -антистрессовая(чтение, письмо, математика)
-коррекция нарушений письменной речи(дисграфии, дислексии)
-обучение связной выразительной диалогической и монологической речи

Логопедическая коррекции производится не сразу.

Вначале мы вводим ребенка в комфортное для него эмоциональное поле -для этого предлагаем самому ребенку выбрать тот или иной вид деятельности.

Как известно, любая речевая активность как у детей, так и у взрослых возникает по причине той или иной мотивации. Исходя из потребности в такой речевой мотивации вначале появляется диалогическая форма речи.

При общении с детьми крайне важно использовать общедидактический принцип наглядности. Нередко можно наблюдать, что ребенок показывает свой уровень, возможный речевой и интеллектуальный потенциал только при наличии ярких красочных пособий в виде игрушек, в первую очередь, а не стандартных тестовых картин.

Мы учитываем на наших занятиях ведущие виды деятельности ребенка в каждом возрастном периоде.

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский выделил такие виды ведущей деятельности:

Непосредственное эмоциональное общение со ребенка со взрослым

(до 1 г.)

Предметно-манипулятивную деятельность (1-3г.)

Игровую деятельность(3-6 л.)

Учебную деятельность по усвоению теоретических форм мышления

(6-11л.)

Общение подростков в разных видах деятельности (10-15 л.)

Учебную деятельность в сочетании с производительным трудом

Исходя из вышесказанного, мы постоянно обновляем и расширяем свой инструментарий для создания так называемых лексических диалоговых окон. Такие окна помогают нам сочетать авторские подходы и классическую логопедию для успешной антистрессовой подготовки детей к школе. При этом на основе Монтессори- подхода ребенок иннициирует выбор той или иной деятельности, которая и является базой для коррекции тех или иных речевых нарушений.

 

 

В рамках "Логоdialogue" мы используем виды деятельности в соответствии с государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО), при этом для их реализации используем как классические, так и авторские подходы:

1.Игровая деятельность по классификации С.Л.Новоселовой учитывает:

· направление игры

· форму организации и регламентацию взрослых

· арактер требуемых умений

· предметы вокруг игры

Игры:

· самостоятельные

(сюжетно -отобразительные, сюжетно -ролевые, режиссерские)

· по инициативе взрослых

(обучающие-подвижные, дидактические,сюжетно-дидактические)

· досуговые-развлекательные, карнавальные, театрализованные

· интеллектуальные (как правило, у более взрослых детей)

· народные (традиционные)

2. Изобразительная деятельность ( аппликация, рисование, лепка, творческие проекты)

3. Двигательная деятельность ( подвижные игры,народные подвижные игры,двигательные паузы, игровые упражнения, поэтапные двигательные алгоритмы по Бернштейну)

4. Познавательно-исследовательская ( экспериментирование с материалами и веществами-вода,песок,тесто-коллекционирование,моделирование,наблюдения с использованием методики М. Монтессори )

5. Восприятие художественной литературы и фольклора ( рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра-теневой, пальчиковый, бибабо и др.)

6. Конструирование (изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование)

7. Музыкальная деятельность ( слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах. ритмика, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением,инсценировки, драматизации)

8. Коммуникативная деятельность (беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок,творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы)

9. Элементарный бытовой труд в помещении. Самообслуживание (поручения, совместные действия, задания, реализация проекта)

 

Конечно, в нашей системе коррекционных занятий мы обязательно учитываем возраст применительно к тому или иному виду деятельности:

(1-3г.)

· предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками

· экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто)

· общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

· самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями

· восприятие смысла музыки, сказок, стихов.

· рассматривание картинок

· двигательная активность

(3г-8л.)

· сюжетно-ролевая игра

· игра с правилами

· общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками

· исследования объектов окружающего мира, восприятие художественной литературы и фольклора

· самообслуживание и элементарный бытовой

· конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули

· природный и иной материал

· рисование, лепка, аппликация

· восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,

· музыкально - ритмические движения и игры

· «Априорити»

«Априорити» - данное направление мы разработали для детей с ДЦП,РАС, ММД, СДВГ- такие дети в принципе не выходят на классические методы коррекции речевых нарушений, т.к. не чувствуют пространственных границ, расторможены, чрезмерно активны или пассивны,не могут или не хотят выполнять никаких инструкций даже в игровой форме, не отвечают на поставленные вопросы или отвечают невпопад(или не сразу). Они также часто меняют свою деятельность или, наоборот, сосредоточены на чем-то одном чрезмерно долго и не переключаются на что-то иное, в игру не вступают или ведут себя слишком пассивно, не в соответствии с возрастом.

Все наши занятия начинаются с посещения "Полянки" или сказки, где ребенок - главное действующее лицо, сам выбирает свою деятельность (Монтессори-подход)- все пространство специально организовано под запрос и мотивацию ребенка.

Этапы по программе "Априорити" (главное - ребенок изначально уже владеет определенными навыками, которые мы совершенствуем и на основании которых осуществляем речевую коррекцию -отсюда и название данной программы)

1. В начале мы знакомим ребенка с пространством и пособиями - это так называемая "Полянка" или "Сказка", где ребенок-главное действующее лицо. Здесь мы ставим главную цель-создание мотивации для посещения нашей "Полянки. На данном этапе мы активно используем Монтессори-материалы, игровую логокоррекцию и сенсорные стимулы.

2. Формирование или развитие диалогической формы речи (параллельно с п.1 или поэтапно, в зависимости от тяжести нарушения речевой функции ребенка)- на базе изучения лексических тем с активизацией предметного, глагольного словаря и словаря- признаков-возможно в импрессивном варианте.

3. Развитие понимания речи через выполнение 1-3 ступенчатых игровых инструкций в процессе выбранной ребенком деятельности (можно параллельно)

4. Уточнение произнесения гласных звуко в а о у и ы э - при возможности, параллельно с предыдущими этапами

5. Уточнение (иногда постановка звуков К Г Х) произнесения простых согласных звуков(м п б т д н в ф к г х)- параллельно

6. Постановка основных звуков - с з ц ш ж ч щ л р- поэтапно или параллельно

7. Совместная деятельность родителя, ребенка, специалиста - в конце каждого занятия показываются освоенные ребенком новые приемы для той или иной коррекции и даются особые рекомендации для их закрепления в домашних условиях. Авторский подход также заключается и в том, что приемы наращиваются от занятия к занятию и предварительно выбираются (и одобряются) самим ребенком. Для избежания возникновения невротических реакций со стороны родителей и детей в процессе выполнения заданий приемы для закрепления из-за их большого количества выбираются родителями тоже по желанию, выполняются в процессе режимных моментов, носят характер игры и осуществляются исключительно по обоюдному желанию. Все записывается в специальный альбом, создаваемый специалистом, ребенком и родителями совместно и содержащий не только рекомендации специалиста, но и элементы совместной изо-деятельности. Такой подход приучает наших детей выполнять начатое дело до конца не по принуждению, а с большой мотивацией, что является нужным элементом в антистрессовой эмоционально-волевой подготовке к школе. Создание непринужденности в выполнении домашних рекомендаций позволяет ежедневно автоматизировать закрепленные навыки и посещать логопеда-дефектолога, по желанию, даже 1 р в неделю.

Таким образом, особенности нашей методики заключаются в том, что, с учетом выбора ребенком любимой деятельности, создается высокая мотивация на посещения таких" полянок", где ребенок - главное действующее лицо. Логопедическая коррекция происходит в процессе такой деятельности, органично в нее вплетается,что ведет к более быстрому исправлению тех или иных речевых нарушений. При этом сложные звуки могут вызываться и автоматизироваться сразу же, начиная с 1-го занятия, если они вплетены в созданный ребенком сюжет (зачастую, без применения артикуляционных упражнений, что нередко бывает возможным за счет использования компенсаторных функций лицевой мускулатуры, а также мышц языка и шеи)

Данная авторская методика функционирует уже около 10 лет (апробирована временем) - положительная динамика видна уже через 2-3 месяца, а иногда и раньше.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: