Подготовка учителя к уроку




Лекция 4-5. Урок информатики

Особенности школьной информатики

1. Преподавание информатики в школе введено не так давно по сравнению с другими школьными дисциплинами. Поэтому опыт преподавания продолжает накапливаться, методика обучения информатике формируется и развивается.

2. За время преподавания информатики в школе изменялся социальный заказ общества на подготовку в области информатики. Поэтому изменялись учебные программы и требования к знаниям и умениям школьников.

3. Сферы применения компьютеров и информационных технологий постоянно расширяются, что приводит к введению в школьный курс новых тем и направлений. Поэтому у школьной информатики нет четких границ с высшим образованием.

4. Требования подготовки школьников по информатике предполагают рассадку учащихся по одному за компьютером. Поэтому класс для уроков информатики делится на подгруппы.

5. Уроки информатики проводятся один раз в неделю. Этого не всегда достаточно для формирования прочных умений работы за компьютером. В то время как основой практического освоения школьной информатики является систематическая работа ученика за компьютером. Поэтому особое значение приобретает самостоятельная индивидуальная работа школьников за компьютерами.

6. Использование компьютера на уроках требует соблюдения санитарно-гигиенических норм. Особенно это касается времени непрерывной работы за компьютером на уроке. Поэтому учитель должен выстраивать урок в соответствии с требованиями охраны труда.

7. Персональный компьютер на уроках информатики одновременно выполняет три роли: является 1) объектом изучения (его устройство, принципы работы, программное обеспечение), 2) инструментом для решения задач (обработка информации), 3) техническим средством обучения (с его помощью проводятся демонстрация, работа с обучающими программами, тестирование). Поэтому использование компьютера имеет свои особенности, требует сочетания методов обучения с компьютером и без него.

8. Знания и умения по информатике учащиеся приобретают не только на уроках. Школьники к моменту изучения информатики и позже имеют разный уровень владения компьютером. А также они имеют разные возможности в использовании компьютера для выполнения домашних заданий, удовлетворения своих интересов. Поэтому учителю необходимо это учитывать при организации учебного процесса.

9. Задания, выполняемые учащимися, относятся к разным предметным областям. Поэтому изучение информатики имеет межпредметный характер.

10. Высокие темпы развития информатики требуют от учителя регулярного пополнения знаний. Поэтому учителю для подготовки часто приходится использовать материалы периодических изданий и другую дополнительную литературу.

11. Молодость открыта к восприятию нового. В юном возрасте новое знание воспринимается легче, быстрее и прочнее. И для изучения информатики характерны ситуации, когда младший школьник консультирует старшего, ученик – учителя. Поэтому важную роль приобретает свобода межвозрастного общения большая в сравнении с другими дисциплинами.

12. Чаще всего на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием и не задают вопрос «Зачем нам учить вашу информатику?». Потому что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета.

Типы уроков

Из курса педагогики известно, что разные уроки отличаются друг от друга своим построением, структурой, типом. Можно выделить нексколько типов урока.

Урок сообщения новых знаний. На таком уроке формируются основные понятия, работа с которыми будет продолжаться при изучении темы. Содействуют развитию у учащихся культуры работы с компьютером и программным обеспечением, поскольку чаще всего сообщаются ключевые, важные понятия.

Урок формирования и совершенствования практических умений. Планируется работа с техническими и программными средствами в рамках временных норм работы за компьютером. Проводится после урока сообщения новых знаний, если объем практического задания достаточно велик.

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков. Такие уроки обеспечивают единство теории и практики. Основное содержание урока – выполнение разнообразных тренировочных упражнений, способствующих закреплению знаний и формированию умений, а также заданий творческого характера. Основная форма работы – индивидуальная. Можно использовать для изучения небольшого количества нового материала, который на этом же уроке можно закрепить, повторяя и обобщая изученный ранее материал.

Урок контроля усвоения знаний и сформированности умений. Проводится контрольная работа с использованием методов: диктант, устный фронтальный опрос, письменный опрос, тестирование. Могут использоваться контролирующие программы.

Комбинированный (смешанный) урок. Содержит элементы уроков сообщения новых знаний и формирования умений. Обычно, в начале урока сообщается новый материал или закрепляют изученные понятия и осуществляют контроль усвоенного. Затем учащиеся выполняют практические задания фронтально или индивидуально. Этот тип урока чаще всего используют для проведения уроков информатики.

Тип урока определяют в зависимости от ведущей дидактической цели урока.

Целеполагание

См. учебные материалы для СУРС

Цель – осознанное представление, эталон конечного результата деятельности. Выдвижение и формулирование цели называют целеполаганием.

Учитель к уроку формулирует три группы целей: дидактические, воспитательные, развивающие. Они взаимосвязаны канвой урока, поэтому их часто объединяют понятием триединая цель урока (ТЦУ).

Дидактические или образовательные цели ориентированы на усвоение тех знаний, умений и навыков, которые соответствуют содержанию обучения по данному предмету. Например, одна и та же цель – «сформировать представление о понятии «алгоритм» – будет являться для урока информатики – дидактической, а для урока математики – развивающей, поскольку в математике главное для учащихся научиться использовать некий алгоритм, а не усвоить содержание данного понятия.

Воспитательные цели закладывают формирование конкретных черт личности: аккуратности, взаимопомощи, собранности, целеустремленности и других. Развивающие – способствуют формированию психологических качеств, таких как внимание, память, мышление, а также общеучебных умений и навыков, полезных для обучения любой дисциплине: умения конспектировать, работать с литературой, аргументировать, анализировать и другие. Ошибочно считать, что формулировка воспитательной цели начинается со слова «воспитывать», а развивающей – «развивать». Направленность цели определяется ее содержанием.

Цели могут задавать изменения не только в системе понятий, умений и навыков, но и в системе мотивов. Например, «мотивировать изучение средств обработки текстовой информации путем демонстрации документов, оформленных с помощью текстового редактора» – дидактическая цель.

Кроме трех указанных существуют особый вид целей – методические. Эти цели учитель формулирует не для учащихся, как предыдущие, а для себя. Они касаются методики его работы, позволяют проверить эффективность для данного класса той или иной формы работы, метода, приема и т.д. Например, «сравнить результаты усвоения темы при использовании для текущего контроля устного и письменного опросов».

Структура урока

Каждый урок состоит из отдельных этапов в соответствии с целями урока и его типом. Основные этапы урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний и умений

4. Введение нового материала

5. Закрепление нового материала

6. Контроль результатов учебной деятельности

7. Задание на дом

8. Подведение итогов, рефлексия

Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к урокам включает: календарно-годовое, тематическое и поурочное планирование. Главная цель всех трех видов подготовки – планирование процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков при минимальной затрате времени и усилий учителя и учащихся.

см. компьютерную презентацию «Урок информатики».

На основе тематического плана учитель разрабатывает планы каждого урока. От продуманного заранее плана зависят результаты работы на уроке и учителя, и учащихся. Конспект урока можно оформлять по-разному, это зависит от особенностей учителя, его общей, специальной, педагогической и методической подготовки, опыта работы. Конспект обязательно должен иметь:

– точные формулировки темы, целей урока;

– описание основного содержания и структуры урока;

– указание форм, методов и приемов, средств организации познавательной деятельности учащихся.

В конспекте урока можно также указать:

– опорные, базовые знания и умения учащихся, необходимые для усвоения нового материала;

– требования к знаниям и умениям учащихся по новой теме – результаты;

– перечень используемых наглядных средств, пособий, программного обеспечения и оборудования;

– содержание работы учащихся;

– список литературы, используемой учителем для подготовки урока.

Одним из важных этапов подготовки учителя к уроку является анализ содержания учебного материала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: