Методы и приемы при обучении информатике




Метод (греч. metodos) – путь, способ достижения цели. Метод обучения – это способ совместной деятельности педагога и учащихся, при которой учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развиваются их личностные качества и способности, формируется научное мировоззрение.

На уроках информатики работа за компьютером предполагает самостоятельность учащегося. Задача учителя – создать учебную ситуацию и управлять познавательной деятельностью учащегося в этой ситуации. Поэтому под методами обучения понимают также способы организации познавательной деятельности учащихся.

Методы включают разнообразные приемы, которые являются их составными частями. Прием усиливает метод, повышает его эффективность. Различают приемы преподавания и приемы учения. Например, рассказ – метод обучения; сообщение плана рассказа – прием, активизирующий внимание учащихся, стимулирующий их интерес; конспектирование плана и содержания рассказа – прием учения.

В рамках одного метода могут использоваться несколько приемов. Например, метод – поисковая лабораторная работа; приемы преподавания – демонстрация, постановка проблемных вопросов; соответствующие им приемы учения – наблюдение, анализ.

Одни и те же приемы могут входить в состав различных методов. Например, такие приемы активизации внимания, как выделение главного, подведение итогов изложенного могут использоваться в методах: объяснение, беседа, учебная дискуссия.

Единого перечня и классификации приемов нет. Но можно в качестве отдельной группы указать логические приемы.

В традиционном преподавании большое место занимают информационно-развивающие методы, такие как объяснение, рассказ, беседа. Для закрепления знаний и совершенствования умений используют репродуктивные методы, например, пересказ, выполнение упражнений по образцу, лабораторные работы по инструкции. Однако эти методы более ориентированы на запоминание и воспроизведение учебного материала и менее – на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому в процессе обучения выполняют постепенный переход от традиционных методов обучения к активным. К таким методам относят проблемно-поисковые и творчески воспроизводящие, т.е. методы ориентированные на самостоятельное добывание знаний учащимися, активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления. Применение этих методов на уроках требует не только хорошей предметно-методической подготовки учителя, но определенных умений учащихся. Поэтому поначалу традиционные методы сочетают с такими приемами как: 1) использование наглядных и технических средств обучения; 2) побуждение к осмыслению, создание опорных конспектов; 3) при изложении материала постановка вопросов, в том числе и проблемного характера; 4) включение в изложение ситуационных задач, например, типа «если бы…, то как…» и другими.

Обращение к активным методам обучения связано с целями общего образования: не просто сообщать готовые знания, а формировать у учащихся познавательную активность и самостоятельность, необходимые для дальнейшего образования.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление к учению, интерес к деятельности.

Познавательная самостоятельность – стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задач, усваивать способы приобретения знаний, критически подходить к суждениям.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, при закреплении и совершенствовании знаний, при формировании умений и навыков.

Характеристика методов

Одна из классификаций методов – по степени активности и самостоятельности учащихся. В соответствии с ней выделяют: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы. Группы методов названы в порядке возрастания активности и самостоятельности учащихся.

Объяснительно-иллюстративные методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем. К этим методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, изложение, демонстрация, иллюстрация, работа с учебником под руководством учителя. Используются при необходимости сообщить некоторые факты, при изучении нового теоретического материала, при ознакомлении с приемами работы за компьютером, при обзоре возможностей программного средства и др. Например, при первоначальном знакомстве с прикладной программой учитель демонстрирует элементы окна и делает необходимые пояснения о командах управления работой программы.

Так, учитель может прибегнуть к рассказу, когда необходимо в готовом виде сообщить учащимся определенные факты. Например, при работе с текстовой или графической информацией целесообразно рассказать учащимся о возникновении письменности и графических изображений, об эволюции передачи графической информации. При первоначальном знакомстве с любым программным обеспечением учитель сообщает необходимые команды, объясняет назначение клавиш, демонстрирует клавиши, нажатие которых приводит к результату, дает образец упражнения для последующей работы, выполняемой учащимися самостоятельно.

Например, можно выделить следующие приемы работы с текстом учебного пособия:

1) аннотирование;

2) выделение главной мысли;

3) выделение причинно-следственных связей;

4) выделение логических блоков;

5) деление текста на основной, дополнительный и пояснительный;

6) иллюстрирование текста рисунками, моделями, схемами;

7) классификация;

8) комментированное чтение;

9) конспектирование;

10) нахождение непонятных слов;

11) пересказ текста по плану;

12) постановка вопросов к тексту;

13) рецензирование;

14) систематизация;

15) создание динамических компьютерных средств: видеоклипов, презентаций, флэш-роликов и т.д.

16) создание статических компьютерных средств: диаграмм, рисунков, схем, таблиц и т.д.;

17) составление логико-структурных схем;

18) составление задач по тексту;

19) составление опорных листов (конспектов);

20) составление плана текста;

21) тезирование;

22) цитирование;

23) чтение и пересказ.

Подобные методы эффективны в случаях, когда учебный материал носит информационный характер или представляет собой описание способов практической деятельности. Учитывая то, что перечисленные методы не активизируют познавательную деятельность школьников, их необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Так, при объяснении принципов работы с конкретным программным средством учитель проектирует излагаемый материал на экран, предъявляет требования к учащимся, которыми они руководствуются при выполнении тренировочных упражнений по выработке определенных умений в среде этого средства.

Одновременно демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым часто прибегают на практических занятиях. Учитель на уроке может демонстрировать презентацию или учебное видео с последующим обсуждением его содержания. Однако наиболее распространенным видом работ с использованием этих методов является работа с программным средством. Для концентрации внимания желательно отключать ученический компьютер, демонстрацию проводить на головном компьютере или на демонстрационном экране. Можно использовать сетевые программы для демонстрации. В этом случае используют компьютеры учащихся. Необходимо четко дозировать время, так как длительная демонстрация ослабляет внимание школьников.

Такие методы, как демонстрация и иллюстрация, желательно сочетать со словесными и практическими методами обучения.

Репродуктивные методы используются для выработки умений и навыков деятельности по образцу, в стандартной, знакомой ситуации. Эту группу методов составляют: пересказ, работа под руководством учителя с обучающими программами, программами-тренажерами, выполнение по образцу упражнений разных видов: вводных, тренировочных, с комментированием.

Вводные упражнения выполняются при первоначальном знакомстве с действиями, их выполнение демонстрирует и объясняет учитель. Например, после объяснения и демонстрации работы графического редактора, учащиеся выполняют вводные упражнения на построение отрезка, ломаной, прямоугольника, окружности и т.п., используя соответствующие пиктограммы.

Упражнения с комментированием позволяют вырабатывать более сложные умения. Комментирование побуждает ученика к осмыслению каждого действия, позволяет отслеживать и корректировать процесс формирования умения.

Тренировочные упражнения нацелены на формирование и закрепление умений путем повторения действий и операций, аналогичных рассмотренным. Такие упражнения предполагают постепенное наращивание сложности заданий и самостоятельности учащегося при их выполнении. Например: а) учитель демонстрирует определенное действие на головном компьютере или демонстрационном экране; б) учащиеся выполняют упражнение по образцу или по схеме алгоритма, предложенным учителем; в) учащиеся выполняют тренировочные упражнения только по заданию.

Проблемные методы предполагают активное участие учащихся в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи. В этом случае говорят, что учитель создает на уроке проблемную ситуацию и организует работу с учащимися по ее решению. Обязательное условие в этом случае: у учащихся должно быть достаточно знаний и умений, чтобы найти решение проблемы. К этой группе можно отнести вариативные упражнения.

Приведем пример создания проблемной ситуации при работе обу­чаемых с электронной таблицей. Учащимся предлагается представить, что они участвуют в подготовке школьной ярмарки для продажи самодельных товаров. От продажи планируется получить Х рублей. Требуется рассчитать, как получить запланированную сумму. Для этого необходимо определить:

а) какую цену установить на каждый товар;.

б) сколько изделий каждого типа нужно продать.

Сначала учащиеся заполняют электронную таблицу: оформляют заголовки, формируют необходимые колонки, вводят предполагаемые данные (количество продаваемых товаров и их цену). Затем приступают к решению проблемы. Для достижения требуемого результата неоднократно изменяют введенные данные, анализируют промежуточные суммы и конечный результат до тех пор, пока не будет достигнут желаемый или приемлемый результат.

При использовании частично-поисковых методов школьники привлекаются к выдвижению гипотез для объяснения ситуации, решения проблемы, к постановке эксперимента, разработке учебного проекта. Наиболее известным методом из этой группы является эвристическая беседа. Она заключается в следующем: учитель выстраивает вопросы таким образом, чтобы учащиеся сами находили ответы, открывая для себя новые сведения; учитель лишь подводит школьников к открытиям, а выводы делают сами учащиеся. Практическую часть представляют задания, выполнение которых происходит в частично измененной ситуации.

Исследовательские методы включают наблюдение, эксперимент, связанные с работой на компьютере. Учитель здесь выступает как организатор самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Методы этой группы связаны с творческой деятельностью.

Выбор методов обучения при подготовке к урокам зависит от многих причин. Среди них:

1) общие цели изучения предмета. Все учебные дисциплины можно условно разделить на три группы: формирующие преимущественно знания, умения, эмоционально-ценностные отношения. В соответствии с этим большее значение имеют методы формирования знаний, умений, качеств личности и мировоззрения соответственно;

2) цели урока и содержание учебного материала. Например, для развития творческого потенциала – проблемные методы обучения, для развития познавательных интересов и способностей – самостоятельная работа с литературой, анализ ситуаций, решение задач;

3) наличие определенного количества учебного времени. Например, беседа требует больше времени, чем рассказ, но беседа больше побуждает к размышлению, припоминанию сведений, осознанию, позволяет выявить ошибочные представления учащихся. При дефиците времени можно использовать репродуктивные методы закрепления знаний: пересказ, упражнения по образцу. Реальное овладение учебным материалом происходит в том случае, когда учащийся способен проанализировать те или иную ситуацию, наметить правильный путь решения задачи. Но это требует большего времени;

4) состав учащихся, их возраст, уровень подготовленности к обучению. Например, учащиеся не понимают материал из-за большого количества пробелов, не успевают записывать, не умеют выделять главное. Проблемное обучение побуждает к активной мыслительной деятельности, развитию творческого мышления, но требует интеллектуальных умений, усилий мысли, а учащиеся таких умений могут не иметь;

5) средства обучения. При наличии достаточного количества техники можно реализовать индивидуализированное обучение или индивидуальную работу.

В процессе обучения педагог как минимум трижды обращается к одному и тому же учебному материалу: при первичном изучении, при закреплении, при проверке знаний. Универсальных методов и приемов нет. Каждый – имеет свои достоинства и недостатки. Учителю предоставляется право выбора методов и приемов обучения, в этом проявляется его творчество, стиль работы. Использование различных методов на разных этапах обучения повышает его эффективность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: