Микрохимические испытания




Методы качественного распознания волокнистого состава текстильных полотен

1) Органолептическое изучение (рассматривают, ощупывают, проводя оценку предварительную: формы, извитости, равномерности в массе, блеска и туше и делают предварительные выводы, используют лупу).

2) Испытание на горение. Обращают внимание на:

- поведение при внесение и вынесении из огня (загорание обугливание плавление),

- скорость горения

- цвет и фора пламени

- запах горения

-вид и цвет остатка

-способность остатка к растиранию

Нужна спиртовая горелка, пинцет и подложка термостойкая, проба-жгут длиной до 50мм. Процесс наблюдать вне пламени.

3) Микроскопическое исследование структуры С помощью светового микроскопа.Рассмотреть: особенность строения, измерить зарисовать или сфоографировать их продольный вид и поперечный срез. Готовят препараты продольного вида и поперечных срезов волокон. Препараты могут быть временного или для постоянного использования (нужно предусмотреть что бы не возьникли микроорганизмы – исп для среды глицерин с желатином).При изготовлении препаратов используют предметные (куда класть) и покрывные стёкла. Чаще всего используют световые биологические микроскопы «Биолам».

КТО ХОЧЕТ ПОЧИТАТЬ ЕЩЁ ЭТО СТР 30-34 В ПРАКТИКУМЕ

Микрохимические испытания

Испытания на растворимость и цветные реакции. Позволяет различить волокна, которые похожи при первых 3ёх испытаниях. Применяются как контрольные. Иногда с помощью микроскопа – наблюдать за процессом. На предметное стекло – каплю хим реактива (слева) справа - фильтровальная бумага. С помощью неё регент засасывается под стекло. Далее рассматривают действие реагента на волокно.. Или при другом способе наносят сразу на волокно. Если нужно нагревают потом рассматривают под микроскопом. Или помещать волокона в пробирки но тогда можно увидеть только конечный результат.

 

То что было в наших лабах:

  Свойства в микроскоп Как горело Запах При вынесении из пламени
Хлопок Матовый, серовато-жёлтый, неупругий, прочный Воспламеняется горит жёлтым пламенем Остаток-пепел Жжёной бумаги Продолжало гореть
Лён Матовый, серо-корич, жёсткое, ломкое Так же как хлопок но медленнее жёлтым плменем с искрами Остаток-белый пепел Жжёной бумаги Продолжало гореть
Шерсть Мягкое упругое матовое белое с желтоватым оттенком Скручивается, жёлтым пламенем, остаток – жёстки шарик Жжёного рога Затухает
Шёлк Блеск, абсолютно белый цвет, прочный Не оплавляется, жёлтое пламя, остаток можно раздавить Зубов) Сразу затухает
Вискозное волокно Мягкое неупругое Резко воспламеняется жёлтым пламенем без остатка   Продолжало гореть
Ацитатное волокно Неупругое непрочное Горит с плавлением жёлтым пламенем. Остаток чёрный шарик, можно раздавить Уксусной кислоты Продолжало гореть
Капрон Прочное упругое Плавится горит синим слабым пламенем белый дымок остаток – жёлтый спёк твёрный Пластмассы Продолжало гореть, но затухал
Нитрон Объёмность рыхость толщина Оплавление, воспл резко быстро жёлтым пламенем спёк черного цвета чёрная копоть сургуча Продолжало гореть

 

20. Методы определения структурных хар-к и поверхностной плотности тканей Структурные характеристики ПРО КАЖДУЮ ЕСТЬ ФОРМУЛА ЕСЛИ НУЖНО ПРАКТИКУМ СТР 52-54 НИКАКИХ БОЛЬШЕ МЕТОДОВ ТАМ НЕ ОПИСАНО: -переплетениевзаимное расп нитей основы и утка)бывает основное перекрытие уточное перекрытие. Рассматривают, определяют с помощью оптических увеличиельных свойств.(лупа, микроскоп…) Рапорт переплетения(см предидущ вопросы) поле связи-участок на котором нить переходит с лицевой стороны на изнаночнуюили наоборот.Сдвиг-показ число нитей смещается в перплетении по вертикали перекрытия одной нитки относительно перекрытий другой. -перекос ткани-измеряют с помощью линейки и прямоугольного треуголника. -толщина нитей (характериз линейной плотностью T текс, отношение массы к длине. -плотность расположения нитей (число нитей основы и утка но 100мм-стандартное, нормируется дя каждого вида. Оценивают числом нитей основы и утка на 100 мм -линейное заполнении(какую часть линейного участка ткани занимают поперечники параллельно лежащих нитей основы или утка. -линейное наполнение(какую часть линейного участка ткани занимают поперечники нитей обеих системс учётом их переплетения, но без учёта сплющивания и накл расп. -поверхностно заполнение (какую часть площади ткани закрывает площадь проекций нитей основы и утка -Объёмное заполнение(какую часть объёма ткани составляет суммарный объём нитей основы и утка) - Заполнение по массе(какую часть массы нитей ткани сост от максимальной массы ткани при условии полного заполнения её объёма веществом волокна) -Поверхностная пористость (какую часть от площади ткани занимает площадь сквозных пор) - Общая пористость (какую часть от объёма ткани сост суммарный объём всех видов пор внутри волокон и нитей и между нитями) -Коэфиц связанности (связь элементов ткани между собой и опред отношением линейного наполнения к линейному заполнению)   Поверхностная плотность ткани-показатель, характеризующий массу единицы площади г/м2. Этот показатель зависит от толщины основных и уточных нитей, плотности ткани и характера отделки. Поверхностную плотности текстильных материалов определяют путем взвешивания материалов или расчетным методом. Ps, г/м2 Ps =104m/(l3b), Где l3 – средняя длина образца, см; b – средняя ширина образца, см Поверхностная плотность определяет назначение материала.
21. Фазы строения ткани их опорная поверхность. методы определения и приборы 1. Фазы строения тканиПри переплетении основные и уточные нити взаимно изгибают друг друга, в результате чего располагаются волнообразно. Степень изгиба основных и уточных нитей зависит от их толщины и жесткости, вида переплетения, плотности по основе и по утку. Степенью изгиба основных и уточных нитей определяется фаза строения ткани. Различают девять фаз строения ткани. Первой фазой принято называть такое взаиморасположение нитей, когда основные нити совсем не изгибаются, а уток огибает неизогнутые нити основы. Девятой называют фазу, в которой, наоборот, неизогнутыми остаются нити утка, а огибают их основные нити. В средней, пятой, фазе нити основы и утка огибают друг друга одинаково. Остальные фазы строения являются промежуточными. Принадлежность ткани к той или иной фазе строения определяется рядом факторов, в частности видом нитей основы и утка, их толщиной, уровнем натяжения нитей основы и утка в процессе ткачества и др. Фазы строения тканей влияют на поведение тканей на этапах швейного производства и в процессе эксплуатации изделий, сказываясь на растяжимости ткани в направлениях нитей основы и утка. Фаза строения данной ткани не является величиной постоянной, она изменяется в процессах текстильного и швейного производства. Вносят изменения в фазы строения тканей и процессы эксплуатации, вызывающие растяжение материала в разных направлениях и изменения глубины волн нитей При переплетении в местах контакта поперечные сечения нитей в большей или меньшей стпени деформируются- фактическое строение может отлич от геометрич построенных фаз строения.Нити в местах контакта – сплющиваются. На фазы строения существ влияние оказывает соотнош числа нитей основы и утка на длине 100мм. Фаза строения ткани оказывает влияние на растяжимость ткани в долевом и поперечном направлениях, на характер поверхности, износостойкость.Фаза строения- меняется в процессе ткачества отделки при изготовлении швейных изделий в процессе эксплуатации. МАТЕРИАЛЫПЕРЕПЕЧАТЫВАЛА ИЗ УЧЕБНИКА (СТР 84-85), можете проверить. НО НИ СЛОВА ПРО ПРИБОРЫТУТ НЕТ. И ИХ ИСКАТЬ НЕТ СМЫСЛА!
22. Получение трикотажных полотенДля производства трикотажа исп различные виды текстильных нитей: пряжа однородная и смешанная из натуральных (хлопок, шерсть) и химических (вискоза, лавсан, нитрон, капрон и т. д.) волокон, искусственные и синтетические комплексные нити,высокообъемная пряжа и текстурированные нити (эластик, мэрон, мэлан, гофрон и т. п.).Они должны быть равномерными по крутке и толщине, прочности и удлинению при разрыве, не иметь таких дефектов, как узлы, соринки, утолщения и т. п., иначе полом игл, обрыв нитей и распускание петель в готовых трикотажных изделиях. Подготовка:перематывание, парафинирование или эмульсирование их и проводится на мотальных машинах. -Перематывание:увеличить объем паковки нитей и одновременно проверить качество нитей. - Парафинирование (хб и шерстяной пряжи):придать ей гладкость, ровноту, прочность, снизить коэффициент тангенциального сопротивления. - Эмульсированию (смешанную пряжу и комплексные нити) чтобы предотвратить накопление на их поверхности электростатического электричества, придать нитям гладкость и эластичность.   Трикотажные полотна вырабатываются на поперечновязальных (кулирных) и основовязальных машинах. Основными рабочими органами трикотажных машин являются: иглы, платины, нитеводители н прессы. Наиболее распространены крючковые и язычковые трикотажные иглы.При повороте язычка мысик крючка входит в чашу и закрывает вход под крючок. Пятка у игл служит либо для закрепления, либо для перемещения их в игольнице машины.Платины предназначены для выполнения различных операций в процессе петлеобразования: изгибания нитей, перемещения их вдоль стержня игл, сбрасывания петель с игл и т. д. Они представляют собой стальные тонкие пластины разнообразной формы в зависимости от их назначения.Нитеводитель служит для прокладывания нитей на иглы трикотажных машин. Пресс устанавливается на машинах с крючковыми иглами и предназначен для погружения мысика крючка в чашу иглы. Выполняется пресс в виде диска или пластины различной формы. Независимо от способа образования трикотажа процесс петлеобразования включает в себя следующие операции: заключение, прокладывание нити, изгибание (кулирование), вынесение, прессование, нанесение, соединение, сбрасывание, формирование и оттягивание. РАСПИСАНО ТО ЧТО НАРИСОВАН НО СЛОВАМИ ДАЛЬШЕ: Рассмотрим процесс петлеобразования поперечновязаного трикотажа на машинах с язычковыми иглами и основовязаного трикотажа на машинах с крючковыми иглами: -Заключение состоит в перемещении ранее образованных петель из-под крючков на стержни игл, которое осуществляется путем перемещения игл в верхнее положение. -Прокладывание нити на иглы необходимо для образования новых петель. Оно осуществляется в первом примере с помощью нитеводителя в момент, когда после окончания операции заключения иглы начинают перемещаться вниз. При образовании основовязаного трикотажа нить прокладывается на крючки игл путем сложного перемещения нитеводителей (ушковых игл). Сначала нитеводители перемещаются между иглами в направлении к крючкам, затем вдоль игольницы на один игольный шаг и далее между иглами в направлении от крючков игл. После прокладывания нитей на иглы нитеводители передвигаются по тыльной стороне игольницы на один или несколько игольных шагов в зависимости от вида переплетения, чтобы стать в исходное положение для нового прокладывания нитей При дальнейшем перемещении игл вверх проложенные на крючки игл нити соскальзывают на стержни - Вынесение заключается в перемещении проложенных на стержни нитей под крючки игл. В рассматриваемых примерах это осуществляется при движении игл вниз. -Прессование состоит в закрытии входа под крючки игл. На язычковых иглах прессование осуществляется старыми петлями, которые, перемещаясь по стержню игл вверх, надавливают на язычок, поворачивают его и тем самым закрывают вход под крючок. На крючковых иглах вход под крючок закрывается с помощью пресса, который надавливает на крючок, в результате чего мысик крючка утапливается в чашу -Нанесение — операция перемещения старых петель на закрытые крючки игл. В обоих примерах эта операция происходит при передвижении игл вниз -Соединение — соприкосновение старых петель с нитями, расположенными под крючками,— осуществляется при дальнейшем перемещении игл вниз. Изгибание нитей, находящихся под крючками игл, происходит под действием старых петель, сбрасываемых с крючков. -Сбрасывание состоит в соскальзывании старых петель с крючков игл - Формирование новых петель из нитей, расположенных под крючками игл, осуществляется путем протягивания их через старые петли. - Оттягивание заключается в повороте новых петель относительно игл; оно необходимо для того, чтобы петли не мешали дальнейшему процессу петлеобразования При образовании поперечновязаного трикотажа на машинах с крючковыми иглами петли и нити перемещаются относительно неподвижных игл с помощью различных платин, операция изгибания нитей осуществляется сразу после операции прокладывания.   По конструкции игольниц различают трикотажные машины круглые и плоские. - На круглых машинах иглы крепятся в игольнице, расположенной по окружности. На таких машинах вырабатывается поперечновязаный трикотаж в виде трубки - На плоских машинах иглы расположены в виде горизонтального ряда; на этих машинах вяжется поперечновязаный и основовязаный трикотаж в виде полотна. Можно вязать отдельные детали изделия -включения и выключения части игл в соответствии с заданным контуром детали. По числу игольниц различают машины - с одной игольницей, на которых вырабатывается одинарный трикотаж, - с двумя игольницами, расположенными под углом друг к другу, на которых вырабатывается двойной трикотаж. Некоторые трикотажные машины имеют специальные механизмы для образования рисунчатых переплетений. Для производства одинарного поперечновязаного трикотажа наиболее широко применяются машины с крючковыми иглами (МТ и КТ) и с язычковыми иглами (многозамочная машина МС). Двойной поперечновязаный трикотаж производится на ластичных и интерлочных машинах с язычковыми иглами (КЛК-3, ДЛ-3, КЛ-5). Основовязаный трикотаж вырабатывается на быстроходных вертелках, рашель-вертелках. Класс трикотажных машин устанавливается в зависимости от числа игл, приходящихся на единицу длины игольницы. Чем тоньше иглы и чаще их расположение, тем выше класс машины и тем более тонкое и плотное трикотажное полотно можно вырабатывать на ней.
23. Классификация трикотажных перпелетений и их св-ва Вид трикотажного переплетения определяется формой, размерами, порядком расположения петель, их взаимосвязью. Делятся на: и В зависимости от способа образования трикотажа переплетения каждого класса подразделяются на поперечновязаные и основовязаные, а они в свою очередь — на одинарные и двойные. - главные,относятся простейшие переплетения, состоящие из одинаковых петель, которые можно получить без изменения процесса петлеобразования и без дополнительных приспособлений. 1. Гладь - петли расположены таким образом, что лицевая сторона образована петельными палочками, которые перекрывают игольные дуги и протяжки петель.Она гладкая, ровная, с четко выраженными петельными столбиками, идущими вдоль полотна. Изнаночную сторону глади образуют игольные дуги и протяжки, что создает на ее поверхности поперечные полосы. Распускается в направлении вязания и в направлении, обратном вязанию. закручивается по краям,связано с неуравновешенностью внутренних напряжений в петлях, расположенных вблизи краев полотна.для изготовления спортивных, бельевых и верхних изделий. 2. Ластик - образованное чередованием лицевых петельных столбиков с изнаночными.с большой упругостью переплетения изнаночные столбики заходят за лицевые, в результате лицевая и изнаночная стороны кажутся образованными лицевыми столбиками. Чередование может быть различным. Распускается только в направлении, обратном вязанию. По краям ластик не закручивается. Используется для изготовления бельевых, спортивных и верхних изделий. 3. Изнаночное образованное чередованием ряда лицевых петель с рядом изнаночных, в результате чего ряды игольных дуг и протяжек выходят попеременно на лицевую и изнаночную стороны. Обе стороны переплетения имеют одинаковый внешний вид, похожий на изнанку глади. Трикотаж изнаночного переплетения не закручивается по краям и легко распускается в направлении вязания и в обратном направлении. Используется он для изготовления верхних изделий и головных платков. 4. Цепочка —каждый столбик образован одной нитью Для образования трикотажного полотна цепочка используется только в комбинации с другими видами переплетений. 5. Трико —имеющее петли с односторонними протяжками Получают путем прокладывания каждой нити поочередно на две соседние иглы. Из-за наличия односторонних протяжек петли в переплетении трико располагаются зигзагообразно. Трико легко деформируется и легко распускается при обрыве нитей вдоль петельного столбика. Используется в сочетании с другими видами переплетений для образования комбинированных переплетений. 6. А т л а с —состоящее из петель е односторонними и двусторонними протяжками образуется путем прокладывания каждой нити последовательно на ряд игл (не менее трех) сначала в одну сторону, затем в обратную со сдвигом на одну иглу. В местах поворота нити располагаются петли с односторонними протяжками; промежуточные петли имеют двусторонние протяжки. Если поворот производится через одинаковое число петельных столбиков, то получаемый атлас называется простым, если через разное число петельных столбиков, то — сложным.распускается вдоль петельных столбиков при обрыве нити, обладает способностью закручиваться по краям срезов. Используется для изготовления бельевых изделий, блузок, детских и женских платьев 7. ластичная цепочка, ластичное трико и ластичный атлас — образуются путем чередования лицевых и изнаночных столбиков. Используются для верхних изделий, перчаток и варежек. -производныекоторые образуются из главных переплетений путем сочетания в трикотаже двух или более переплетений одного и того же вида. Петельные столбики располагаются с большей плотностью, чем в главных, без заметных промежутков между ними-производные переплетения обладают большей прочностью, меньшей растяжимостью в поперечном направлении, повышенной сопротивляемостью распусканию петель при обрыве нитей, чем главные. 1. Двугладь (производная гладь)—образуется сочетанием двух переплетений гладь, петельные столбики которых чередуются друг с другом. Петли располагаются в шахматном порядке, а протяжки находятся сзади соседних петель, поэтому петельные столбики этого переплетения вплотную, без промежутков, прилегают один к другому. Плотным, малорастяжимым переплетением, используется для верхних изделий. 2. Интерлок (двуластик)— сочетание двух сложенных друг с другом ластиков Петельные столбики одного из этих ластиков располагаются против петельных столбиков другого ластика, изнаночной стороной внутрь, в результате лицевая и изнаночная стороны полотна одинаковы и состоят из лицевых столбиков. Обладает повышенной упругостью, хорошими теплозащитными свойствами, малой растяжимостью и распускаемостыо по сравнению с ластиком, исп для изготовления бельевых и верхних изделий. 3. Сукно и шарме — производные переплетения от трико, комбинация двух (сукно) или трех (шарме) переплетений трико. Каждая нить образует петли не в соседнем петельном столбике, а через один или два петельных столбика. сукно и шарме имеют более длинные протяжки, чем трико, что создает на изнаночной стороне больший блеск, который увеличивается с увеличением длины протяжек. Имеют большую массу,меньшую растяжимость по ширине, чем трико. 4. Атлас-сукно и атлас-шарме являются производными атласного переплетения и образуются по тому же принципу, что и переплетения сукно и шарме -рисунчатые сочетанием в одном виде трикотажного переплетения главных и производных, часто видоизмененных переплетений, ввязыванием дополнительных нитей, пропуском петель и т. д. Количество рисунчатых переплетений неограниченно велико. 1. Платированные переплетения на базе поперечно- и основовязаных, главных и производных переплетений путем прокладывания на иглы одновременно двух или трех нитей, различающихся по цвету или волокнистому составу. При образовании петель одна из нитей располагается на лицевой стороне, другая на изнаночной, поэтому лицевая и изнаночная стороны трикотажа платированного переплетения различаются не только по внешнему виду, но и по некоторым физико-механическим свойствам. Используют при изготовлении бельевых изделий. 2. Футерованные получают путем ввязывания в грунт с изнаночной стороны прокладочной (футерной) нити. В качестве грунта используются поперечно-и основовязаные переплетения. Прокладочные нити не образуют петель, а прикрепляются к грунту петельными протяжками. В качестве прокладочных нитей применяется пряжа высокой линейной плотности для образования на изнаночной стороне трикотажа плотного начеса. Используется для изготовления бельевых, спортивных и детских изделий. 3. Плюшевые переплетения ввязывания в грунт дополнительных нитей, образующих длинные протяжки. Из этих протяжек на полотне создается ворс. Трикотаж плюшевого переплетения (плюш) может быть поперечно- и основовязаным. Рисунчатый плюш имеет петли различного цвета.Ворс разрезным и неразрезным, располагаться на одной или обеих сторонах полотна. Плюшевые переплетения обладают повышенными теплозащитными свойствами 4. Уточные переплетения на базе поперечно- и основовязаных переплетений, между остовами и протяжками петель которых прокладываются дополнительные уточные нити, не образующие собственных петель. Прокладывание и закрепление уточных нитей в грунтовом: свободным, с обвивкой протяжек грунтовых петель, с обвивкой остова петель.Уточная нить может служить в качестве связующей для соединения петельных столбиков в основовязаном трикотаже, как прокладочная для образования ворсового трикотажа, как отделочная для образования рисунков на поверхности,применяться для снижения растяжимости, повышения эластичности трикотажного полотна и т. д. Изготовления женских костюмов, платьев, мужских сорочек, халатов и т. д. 5. Ажурные переплетения получают путем переноса отдельных петель на соседние петельные столбики, в результате чего на полотне в определенном (заданном) порядке образуются отверстия, создающие разнообразные ажурные рисунки. Вырабатываются на базе поперечновязаного (кулирного) трикотажа. 6. Жаккардовые переплетения на базе главных и производных переплетений всех видов. При вязании жаккардового переплетения иглы включаются в работу выборочно, согласно заданному рисунку. Нить прокладывается только на те иглы, с которых сбрасывается старая петля. В местах пропущенных петель сзади старых петель располагаются протяжки. Жаккардовые переплетения вырабатываются как гладкими, так и пестровязаными. - Комбинированные переплетения путем сочетания переплетений различных видов. Одними из наиболее распространенных комбинированных осново-вязаных малорастяжимых переплетений являются цепочка-сукно, цепочка-шарме, трико-сукно и т. д. Из комбинированных поперечновязаных переплетений наибольшее распространение в производстве верхнего трикотажа получило переплетение пике, представляющее собой сочетание неполного ластика и неполной глади.
24. Основные хар-ки структуры трикот полотен и методы их определения Структуру характеризуют: -переплетение -толщина нити - плотность вязания - показатели заполнения и пористости -длина нити в петле Далее практикум стр 61-63:     Про способы определения (всё что могла порезала. Это проще прочитать и понять суть. Из практикама поэтому приходится вставлять картинками, это всё не перепечатать): определить лицевую и изнаночную строну:  
25. Показатели заполнения наполнения пористости и объёмной массы. Их влияние на эксплуатационные св-ва текст полотен -Поверхностное заполнение характеризуется отношением площади ткани, заполненной проекциями основных и уточных нитей, ко всей площади ткани. Так как, переплетаясь между собой, нити основы и утка накладываются одна на другую, площадь их проекции меньше площади, занимаемой каждой системой нитей в отдельности. Зная поверхностное заполнение ткани, можно определить ее поверхностную пористость -Поверхностное наполнение В.- П. Склянников характеризует отношением условно-минимальной площади Smin, которую могла бы занимать ткань при ее условно-максимальной уплотненности, к фактической площади 5факт, занимаемой данной тканью: -Объемное заполнение показывает, какую часть объема ткани Vt составляет объем нитей основы и утка V„, %: объемное заполнение может быть выражено как отношение объемной массы ткани к объемной массе нитей.Заполнение по массе показывает, какую часть составляет масса ткани от массы, которую мог бы иметь материал при условии полного отсутствия пор как между нитями, так и внутри нитей между волокнами, % - Общая пористость ткани характеризуется объемом материала, не заполненного волокнами, %: Ориентировочные показатели объемной массы и пористости тканей
Волокнистый состав ткани Объемная масса, г/см3 Общая пористость,
Хлопчатобумажная 0,25—0,50 65—80
Льняная 0,40—0,70 50—70
Шерстяная 0,15—0,40 60—85

ВЛИЯЕТ НА:

- массу

- толщину

- теплозащитные свойства

- воздухопроницаемость.

С увеличением заполнения и наполнения ткани возрастает связь между нитями и волокнами в пряже, вследствие чего ткани приобретают большую прочность и устойчивость к деформациям, поэтому одежда из них лучше сохраняет форму и не сминается. Вследствие большей упругости плотные ткани труднее разутюживаются и сутюживаются, на придание формы изделию из таких тканей утюгом или прессом требуется больше времени. Компактное расположение нитей обеспечивает их лучшее закрепление в общей структуре ткани и повышает ее износостойкость— прочность к истиранию и выносливость к многократным растяжениям. При слишком высоком наполнении напряженность нитей и волокон возрастает, ткань становится жесткой, затрудняется ее моделирование, она теряет способность хорошо драпироваться.

26.Крашение и печатание текст полотен. Виды примен красителей 1. Крашение — процесс нанесения красителя на текстильный материал; в результате крашения материал изменяет свой цвет.Процесс крашения состоит из трех стадий: адсорбции, диффузии, фиксации красителя на волокне. В период погружения текстильного материала в раствор красителя отдельные молекулы или ионы красителя адсорбируются на внешней поверхности волокон. Затем одновременно с адсорбцией-медленная диффузия красителя внутрь волокон и фиксация его на внутренней их поверхности. Чем меньше размер частиц красителя и чем больше набухает волокно, тем скорее частицы красителя проникают внутрь волокна.Зависит от: структуры материала, вида волокна, диффузионной способности красителя, добавок электролита, температуры красильной ванны и др. Текстильные материалы окрашиваются главным образом синтетическими красителями, которые обеспечивают сочную, глубокую и прочную окраску, безвредны для человека, не ухудшают свойств волокон. 2. Виды красителей следующие группы красителей. - Кислотные красители. Растворимые в воде, окрашивают белковые и полиамидные волокна. Обеспечивают яркую, сочную, но не устойчивую к свету, стирке и трению окраску. - Кислотно-протравные (хромовые) красители. Растворимые в воде, окрашивают белковые и полиамидные волокна. Устойчивость окраски получается значительно выше, чем при кислотном крашении, однако прочность волокон несколько снижается. - Прямые красители. Растворимые в воде, окрашивают целлюлозные, полиамидные и белковые волокна. Обеспечивают яркую, сочную, но неустойчивую к мокрым обработкам и свету окраску. Для повышения устойчивости окраски применяется обработка закрепителями (ДЦУ, ДЦМ и др.). - Кубовые красители. Нерастворимые в воде. Путем восстановления их переводят в водорастворимые натриевые соли лейкосоединений, которые легко усваиваются волокнистым материалом. Далее лейкосоединение под действием кислорода, воздуха или другого окислителя непосредственно на волокне переходит в исходный краситель. Окрашивают целлюлозные волокна, получая широкую гамму цветов и оттенков. Окраска устойчивая, яркая. - Сернистые красители. Нерастворимые в воде. Так же как и кубовые, их восстанавливают в натриевую соль лейкосоедине-ния, которая хорошо выбирается волокном. После окисления на волокне она переходит в нерастворимое исходное состояние. Сернистыми красителями окрашивают целлюлозные волокна. Цвет окраски тусклый, устойчивость невысокая. При длительном хранении ткани,несколько теряют прочность вследствие распада красителя и образования серной кислоты. - Азокрасители. Нерастворимые в воде. Окрашивание производится синтезом красителя непосредственно на волокне. Окрашивают целлюлозные волокна. Устойчива к мокрым обработкам - Чёрный анилин. Окрашивает хб ткани в чёрный цвет. Редко, т к трудно получать краситель, при крашении выделяет токсичные вещеста. 3. Печатание-нанесение и закрепление красителя на отдельных участках материала. Для печатания используются рассмотренные выше красители, приготовленные особым способом и имеющие густую, вязкую консистенцию. 4 вида печати: - прямая наносят непосредственно на ткань. В зависимости от площади, занимаемой рисунком, различают ткани: белоземельные, в которых цветной рисунок занимает до 40% площади ткани; полугрунтовые—] 40—60%; грунтовые — более 60% площади ткани. - накладная - вытравная позволяет получать рисунки путем нанесения на гладкокрашеную ткань вытравки — вещества, разрушающего краситель и таким образом обесцвечивающего ткань на заданном участке. Применяют также цветные вытравки — вещества, в состав которых, кроме вытравки, входит краситель, устойчивый к действию вытравки. - резервная состоит в том, что на ткань перед гладким крашением наносят вещество — резерв, предохраняющий ее на определенных участках от окраски при крашении.   Печатают различными способами - При ручном способе с помощью клише (дер доска с рельефным узором)-только для платков и скатерией. - На цилиндрических печатных машинах (одноцветные и многоцветные)Печатает медный цилиндр на поверхности которого выгравирован рисунок. Бывают одновальные и многовальные (до 16 валов) - Аэрографный способ. При печатании этим способом па ткань накладывают картонный шаблон с вырезами в виде определенного рисунка. С помощью пульверизатора через вырезы в шаблоне на ткань наносят краситель. Меняя положение пульверизатора и время обработки, получают окраску любой интенсивности. Аэрографным способом печатания можно создавать рисунки с плавными переходами от одного тона к другому. Данный способ печатания применяется для шелковых и ворсо вых тканей. - Печатание сетчатыми шаблонами (фотофильмпечать). Основной рабочий инструмент-шаблон, представляющий собой раму с натянутой на нее тонкой сеткой (капроновой или медной). При изготовлении шаблона сетку на определенных участках покрывают пленкой, непроницаемой для краски, с таким расчетом, чтобы не закрытые пленкой участки образовывали определенный, заранее заданный рисунок.При печатании на ткань накладывают шаблон и с помощью резиновой пластинки (ракли) протирают краску. Для получения многоцветных рисунков требуется применять столько шаблонов, сколько цветов имеется в рисунке. Трудоемкий и малопроизводительный. Но этим способом возможно воспроизводить на ткани самые сложные рисунки с фотографической точностью, его широко применяют для печатания креповых шелковых тканей. - печатные машины с сетчатыми шаблонами цилиндрическими. Перфорированный никилиевый цилиндр, на кот формохим способом получен опред рисунок. - переводная термопечать. Печать рисунка на бумаге потом пернос рисунка на ткань. (эффект сублимации, если что подробно уч стр 122)
27. Отделка текст полотен. Заключит и спец виды отделкиСуровые текстильные материалы (ткани, снятые с ткацкого станка, трикотажные полотна, снятые с трикотажной машины) содержат различные примеси и загрязнения, их структура и внешний вид не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Такие материалы не пригодны для изготовления швейных изделий и нуждаются в отделке. При отделке текстильный материал приобретает стандартную структуру и внешний вид,соответствующий его назначению. Выравнивая по ширине и устраняя перекосы, материал подготавливают к раскрою в швейном производстве. В отдельных случаях путем специализированной обработки материалу придают особые свойства (несминаемость, безусадочность, водонепроницаемость, огнестойкость и др.). Технология отделки суровых текстильных материалов слагается из многочисленных химических и физико-механических обработок. В зависимости от природы волокнистого сырья, вида материала и его назначения характер и условия обработки при отделке могут меняться. Однако общая схема состоит из стадий: 1) очистка и подготовка материала; 2) крашение; 3) печатание; 4) заключительная отделка. Заключительная отделка – заверш этап обработки текст материалов. Цель – придать материалу красивый внешний вид, нек спец св-ва, разгладить его, облегчить дальнейшее провед операций раскроя и пошива. Х/Б, Лён(улучшение внешнего вида, необходимые потреб св-ва:: - Аппретирование – нанесение на ткань аппрета, сод в своём составе клеящее вещ-во, мягчитель, антисептик. После нанесения ткань гладкая плотная, приобрет жёсткость или мягкость - Ширение – выравнивание ткани по ширине, устранение перекосов, распр изогнутых линий утка. Наиб эффект – во влажном состоянии. - Каландрирование – для разглаживание поверхности материала, прид матового или глянцевого блеска нанесение муаровых и других эффектов. Ткань проходит между стальными и наборными валами прижатыми друг к другу. При слабом прижатии – эффект разглаживания – больше- блеск. Усиливается если стально вал нагрет. Нек ткани подверг глажению на серебристых каландрах (повышенный шелковистый блеск, но неустойчив, пропадает после стирки) СПЕЦ ВИДЫОТДЕЛКИ: -для эффекта аппретирования-обраб несмываемыми аппретами-сохран хорошего внешнего вида, повыш носкости -пропитка раствором метилолмеламина(перед каландиров)- блеск, неизмен после стирки -спец отделки против усадки и сминаемости, пропитка спец составом -гидрофобная отделка-водооталкив св-ва(плёнка или слой) -тиснение – получ рельефного узора на ткани. Пропитка составом потом тиснение на каландре потом термообработка(140-1500) -для отделки «шинц»-на ткани раствором печ опред рисунок, потом сушат, потом на каландре. Блеск остаётся только там где наносили рисунок. -печать «бр


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: