Учение Гроция о государстве и праве




 

Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени.

Гроций создал более 90 произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и канонического права. Его основной труд – это фундаментальное произведение "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625).

Обосновывая свой юридический подход, Гроций подчеркивал, что предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза. Для того чтобы придать юриспруденции "научную форму", согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, "что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы", ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т. е. естественное право), тогда как то, что возникло путем установления (в частности, установление государства путем договора, волеустановленные формы права – божественное право, государственные законы, право народов), изменчиво во времени, различно в разных местах и, подобно всем остальным единичным вещам, лишено какой-либо научной системы. Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции следует различать "естественную, неизменную часть" и "то, что имеет своим источником волю". В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное.

 

Естественное право при этом определяется им как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

Естественное право, согласно Гроцию, – это и есть "право в собственном смысле слова", и "оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности". Источником этого права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность), "но не всякая общительность, а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными".

В соответствии с этой разумной социальной общительностью человеку присуща способность к знанию и деятельности согласно общим правилам. Такое соблюдение общих правил общежития и есть "источник так называемого права в собственном смысле: к нему относятся как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

На основе своей концепции естественного права (и соответствующего ему волеустановленного права) Гроций стремился создать такую нормативно значимую, аксиоматическую систему юриспруденции, общие начала и положения которой можно было бы легко применить к конкретным реальным ситуациям внутри отдельных государств и к отношениям между государствами.

Возражая против представлений о том, что справедливость – это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия и т. д., Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. "Так как, – писал он, – соблюдение договоров предписывается естественным правом (ибо ведь было необходимо, чтобы между людьми существовал какой-нибудь порядок взаимных обязательств, иного же способа, более согласного с природой, невозможно изобрести), то из этого источника проистекли внутригосударственные права. Ибо те, которые вступили в какое-нибудь сообщество или подчинялись одному либо многим, тем самым или дали словесное обещание, или же должно предположить, что в силу природы самой сделки они молчаливо обязались последовать тому, что постановит большинство членов сообщества или же те, кому была вручена власть".

 

Проблема соотношения права и силы – это в концепции Гроция прежде всего проблема связи естественного права (т. е. права в собственном, тесном смысле слова) с проистекающими из него волеустановленными формами права, образованными путем добровольного соглашения гражданскими властями и государственными институтами. И в этом смысле сила в принципе трактуется Гроцием в качестве средства практической реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении.

Присущая человеческой природе разумная общительность (представленная в естественном праве), а также проистекающее из требований естественного права сочетание в волеустановленных формах права справедливости и пользы (права и силы) находят свое необходимое выражение в государстве, которое в учении Гроция как бы дедуктивным путем выводится в качестве следствия из начал естественного права. "Государство же, – подчеркивал Гроций, – есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

Такое определение государства, находящееся под заметным влиянием идей Аристотеля (государство как высшая и совершенная форма общения свободных людей) и Цицерона (государство как правовое общение и форма защиты общей пользы), вместе с тем выражает концепцию договорного происхождения государства.

 

 

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В целом как внутренняя логика осуществления естественного права, так и внешне-событийная сторона развития естественного состояния привели к тому, что "люди объединились в государство", причем "не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть". Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческим установлением, хотя оно и было потом одобрено богом как благодетельное для человечества.

По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных, а не как "заговор богачей" (Т. Мор) против бедных и слабых.

 

Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (как "совершенный союз"), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц – сообразно законам и нравам того или иного народа. "Народы, подпавшие под господство другого народа, т. е. потерявшие свой суверенитет, – это, по оценке Гроция, – не государства сами по себе в современном смысле слова, но лишь подчиненные члены объемлющего их государства". Суверенитет, следовательно, составляет отличительный признак государства вообще.

 

Рассматривая классификацию форм правления, данную различными авторами (Аристотелем, Цицероном, Сенекой и др.), Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т. д. Форма правления, по его оценке, не имеет существенного значения: "народ может избрать любой образ правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки зрения осуществления в нем воли людей". Вместе с тем очевидны как его отрицательное отношение к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), так и предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления. Хотя по своим политическим убеждениям он был аристократически ориентированным буржуазным мыслителем и сторонником правления представителей торгово-промышленной верхушки голландского общества, однако он не отвергал и демократическую форму правления.

 

Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве подданных сопротивляться верховной власти или подчиненным органам, действующим по уполномочию верховной власти. В целом он считал, что собственные права и свободы подданных (во всяком случае те из них, которые связаны с действиями по сопротивлению властям) прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. При этом праву подданных на сопротивление властям он противопоставляет "закон о непротивлении ",отступления от которого допустимы лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.

Политико-правовое учение Гроция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Вслед за Тацитом Гроций считал, что "на самом деле наибольшую важность представляет вопрос о том, что предпочтительнее – свобода или мир". И, судя по позиции Гроция, несомненное предпочтение при конфликте этих ценностей он отдает миру. Показательна в этой связи и его ссылка на выразительное суждение Фавония о том, что "гражданская война хуже незаконного правления". Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. "Невозможно, – подчеркивал он, – не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, так соблюдая границы права и добросовестности".

 

Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: "по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки". Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение". К справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества.

Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций, "обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету". Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и за ее последствия. В целом для всего учения Гроция о войне и мире весьма характерен миротворческий пафос. Показательны в этой связи и его суждения о том, что "войны ведутся ради заключения мира" и что мир является "конечной целью войны".

Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.

 

Существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского "юридического мировоззрения" оказало учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права.

Обоснование "Славной революции" 1688 г.

в учении Дж. Локка о праве и государстве

Провозглашенная в Англии после казни короля республика просуществовала

до реставрации монархии в 1660 г. Реакционная политика

Стюартов вызывала широкое недовольство. В 1688 г. Стюарты

были свергнуты; в 1689 г. был принят "Билль о правах", закреплявший

государственно-правовые гарантии законности и правопорядка.

Переворот 1688 г., вошедший в историю под названием

"Славная революция", оформил становление в Англии конституционной

монархии.

Политико-правовые итоги "Славной революции" получили теоретическое

обоснование в трудах Джона Локка (1632—1704).

Джон Локк — английский философ и политический мыслитель.

Он преподавал в Оксфордском университете, затем был на дипломатической

службе. В результате королевской опалы Локк был

вынужден отправиться в эмиграцию. В Англию Локк вернулся после

"Славной революции". Философские произведения Локка ("Опыт

о человеческом разумении" и др.) внесли существенный вклад в

теорию познания.

В произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.; в иных

переводах — "Два трактата о государственном правлении", "Два

трактата о правительстве") Локк дал критику теологическо-патри-

архальной теории Фильмера и изложил свою концепцию естественного

права. Концепция Локка подводила итог предшествующему

развитию политико-правовой идеологии в области методологии и

содержания теории естественного права, а программные положения

его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые

принципы гражданского общества.

Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходил

из представления о "естественном состоянии". Важная особенность

учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и

свобод человека, существующих в догосударственном состоянии.

Естественное состояние, по Локку, — "состояние полной свободы в

отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью",

"состояние равенства, при котором всякая власть и всякое

право являются взаимными, никто не имеет больше другого".

К естественным правам относится собственность, которая трактовалась

широко: как право на собственную личность (индивидуаль-

204 История политических и правовых учений

ность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно

труд, по Локку, отделяет "мое", "твое" от общей собственности;

собственность — нечто, неразрывно связанное с личностью.

В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны,

имеют собственность (с появлением денег она стала неравной);

в основном это — состояние мира и доброжелательности. Закон

природы, отмечал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако

любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписывающий

мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не

обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей.

То же и естественные права людей — каждый обладает властью

охранять "свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество".

Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк,

обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени,

в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из

важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотвратимость

наказания. В естественном состоянии неупорядоченное использование

каждым своей власти наказывать нарушителей закона

природы то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение

безнаказанным. К тому же происходили споры из-за понимания и

толкования конкретного содержания естественных законов, ибо "закон

природы не является писаным законом и его нигде нельзя найти,

кроме как в умах людей".

Для создания гарантий естественных прав и законов, полагал

Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти

права и законы. В результате общественного соглашения гарантом

естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать

законы, снабженные санкциями, использовать силы общества

для применения этих законов, а также ведать отношениями с

другими государствами.

Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных

прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и

безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть

организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.

Главная опасность для естественных прав и законов проистекает

из привилегий, особенно из привилегий носителей властных

полномочий.

"Свобода людей в условиях существования системы правления,

— подчеркивал Локк, — заключается в том, чтобы жить в

соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом

обществе и установленным законодательной властью, созданной в

нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех

случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от

Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 205

непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого

человека".

Согласно теории Локка абсолютная монархия — один из случаев

изъятия носителя власти из-под власти законов. Монархия

противоречит общественному договору уже по той причине, что

суть последнего — в установлении людьми равного для всех суда и

закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья

в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному

праву и закону.

Абсолютная монархия — всегда тирания, так как нет никаких

гарантий естественных прав. Вообще же, считал Локк, когда кто-то

изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают

думать, что они находятся по отношению к такому человеку в естественном

состоянии, поскольку никто кроме них самих не может

защитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного.

Отсюда — одно из основных положений теории Локка:

"Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе,

не может быть сделано исключение из законов этого общества".

Локк считал правомерным и необходимым восстание народа

против тиранической власти, посягающей на естественные права и

свободу этого народа. Но главное в том, чтобы организация самой

власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и

беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Лок-

ком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей

периода английской революции.

Локк различал законодательную, исполнительную и союзную

(федеративную) власти.

Гарантия и воплощение свободы — равный для всех, общеобязательный,

незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть

является высшей властью в государстве, она основана на согласии

и доверии подданных. Локк — сторонник принятия законов представительным

учреждением, избираемым народом и ответственным

перед ним. К правам законодательной власти Локк относил

также назначение судей; в этом сказалась особенность английского

права, одним из источников которого является судебная практика.

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться

в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти

могут принимать выгодные только для них законы и исполнять

их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами

использовать политические привилегии в своих частных интересах,

к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных

прав подданных.

Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не

должен заседать постоянно — слишком велик соблазн для депутатов

узурпировать власть целиком, создать для себя привилегии,

206 История политических и правовых учений

править тиранически. К тому же принять закон — недолгое дело;

постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильности

законов; определенные права депутатов, данные им на время

заседания парламента, не должны превращаться в привилегии, выводящие

их из-под власти законов.

Не менее опасно, писал Локк, наделение законодательной властью

монарха и правительства — их политические привилегии неизбежно

направляются против естественных прав подданных. Законодательная

власть — высшая власть в том отношении, что законы

строго обязательны для правительства, чиновников и судей.

Монарх — глава исполнительной власти — имеет так называемые

прерогативы: право распускать и созывать парламент, право вето,

право законодательной инициативы, даже право в интересах общего

блага совершенствовать избирательную систему для более равного

и пропорционального представительства.

Но деятельность монарха и правительства должна быть строго

подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным

созывам парламента.

Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующее

развитие политической идеологии. Особенно широкое

распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав

человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками

американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию

прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на

развитие государственно-правовой идеологии и конституций оказала

также теория разделения властей, которую вслед за Локком

развивал Монтескье и другие теоретики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: