Психологическая теория права Л. И. Петражицкого




 

В начале века крупным научным событием не только в русской, но и европейской литературе стало опубликование "Теории права и государства в связи с теорией нравственности" Льва Иосифовича Петражицкого (1867–1931). В гносеологическом и методологическом отношении он следовал началам позитивной философии, но при этом проявил большую самостоятельность и оригинальность в освещении правовых явлений и самой природы права.

Право определяется и исследуется Петражицким как явление нашей индивидуальной психики. Социальный момент в праве не игнорируется, но воспринимается под углом зрения психологически-правовых переживаний постольку, поскольку социальный элемент в этих переживаниях отражается. Петражицкий признает различия между правом и нравственностью, но главное различие между ними он видит и воспринимает как различие между чисто императивным характером нравственных импульсов (и соответствующих им норм) и императивно-атрибутивным характером права. "Императивность" в данном случае предстает в толковании Петражицкого индивидуально-личностным сознанием долга, обязанности, в то время как "атрибутивность" – это сознание "своего права", выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен императив и момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права основное сосредоточено в моменте атрибутивности, т. е. в непременном исполнении обязанности и в связанном с этим удовлетворением. Если в нравственном общении психика участников довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение обязанностей (в том числе правовых требований, подтвержденных судебным решением) вызывает гнев, влечет оправданные требования принудительного исполнения.

Решающее значение атрибутивных элементов в праве и правовом общении в несколько тяжеловесной, но логически согласованной форме получило такое обоснование: "Сообразно атрибутивной природе правовых эмоций импульс в пользу исполнения правового долга имеет характер давления в пользу того, чтобы другой стороне, управомоченному, было доставлено то, что ему причитается; что же касается поведения обязанного, то оно имеет значение не само по себе, а как способ и средство достижения этого результата на стороне управомоченного. Напротив, нравственный импульс имеет характер непосредственного и безотносительного давления в пользу определенного поведения как такового, а не как средства удовлетворения права другого" (Теория права и государства в связи с теорией нравственности. 2-е изд. 1909).

Одним из важных выводов теории стало положение о том, что с точки зрения социальных целеполаганий и достижения твердого порядка роль права в общественной жизни важнее роли нравственности, поскольку пассивная этическая мотивация в этом плане явно уступает активной этической мотивации (сознанию правомочности); в этом отношении "та и другая ветвь человеческой этики" исполняют не просто различные функции, они различны и в силе мотивации, во влиянии на поведение. Правовой психике, сообразно ее природе, свойственно двустороннее мотивационное действие – "наряду с пассивною этическою мотивациею (сознание долга) имеет место активная (сознание управомоченности), так что получается соответственно координированное индивидуальное и массовое поведение. При этом пассивно-правовая мотивация... оказывает более решительное и неуклонное влияние на поведение".

На стороне правового актива ("особенное и заслуживающее похвалы поведение") имеется не только поощрительно-санкционирующая мотивация в пользу осуществления права, но также стремление "добиваться причитающегося". Последнее осуществляется вне зависимости от усмотрения и воли обязанных – оно сопровождается требованием, домогательством, тенденцией заставлять обязанных подчиняться с помощью разных средств, в том числе насильственных, и кроме того – "тенденцией злостных, мстительных и вообще репрессивных реакций по адресу нарушителей". Все это оказывает добавочное мотивационное давление. "Вообще, указанные две тенденции, влияющие на поведение обеих сторон в пользу неуклонного осуществления требований права, придают упомянутой выше социальной координации поведения особенно крепкий, правильный и прочный характер".

В итоге действия указанных законов-тенденций правовой психики и ее развития получается прочная скоординированная система вызываемого правом социального поведения, прочный и точно определенный порядок. Недаром в психике публики и юристов имеется прочная ассоциация двух идей– "права" и "порядка", так что вместо слова "право" весьма часто применяют выражение "правопорядок". Для такой ассоциации существует и "научно-причинное объяснение".

В своем воздействии на социальное поведение особо заметными делаются такие специальные функции права, которые Петражицкий именует "распределительною" и "организационною". Так, в частности, дистрибутивная (распределительная) функция в области народного (и международного) хозяйства может отличаться от функции распределения частей плодородной почвы, средств и орудий производства, предметов потребления, вообще хозяйственных благ между индивидами и группами. Основной тип и главный базис распределения хозяйственных благ, а вместе с тем и основной базис экономической и социальной жизни вообще представляет явление собственности (в частнохозяйственном укладе, в условиях "капиталистического" социального строя – индивидуальной собственности, в условиях первобытного или другого коллективистского строя – коллективной).

К числу несомненных заслуг создателя психологической теории права относят обычно решительное и безусловное освобождение теории права от узкого юридического догматизма. В этом вопросе Петражицкий создал своеобразное учение о многообразии нормативных фактов и видов положительного права. Отказавшись от сложившихся вариантов догматического истолкования источников права и стремясь охватить все известные факты из истории права и современного, его состояния, Петражицкий насчитал целых 15 видов положительного права, неизвестных, по его оценке, современной науке или же не признаваемых ею.

Среди них он помимо официального права (законодательства) различает книжное право, для которого нормативным фактом служит авторитет книги, преимущественно юридического содержания (имеются в виду священные книги, сборники обычного права, научные трактаты и Свод законов Юстиниана); далее следует "право принятых в науке мнений", "право учений отдельных юристов или групп их", "право юридической экспертизы" (сюда же отнесены знаменитые "ответы" римских юристов); отдельно выделено "право изречений религиозно-этических авторитетов: основателей религий, пророков, апостолов, святых, отцов Церкви и т. д." и "право религиозно-авторитетных примеров, образцов поведения". Своеобразное семейство образуется из "договорного права", "права односторонних обещаний" (например, государственных органов и частных лиц), "программного права" (программное заявление органов государственной власти), "признанного права" (признание известных прав и обязанностей одной из сторон юридического отношения). "Прецедентное право" усматривается в деятельности государственных учреждений и в международном праве. Различается также "общенародное право, как везде существующее право" (нормативным фактом для него служат ссылки на то, что "так принято во всем мире", "у всех народов"). Отсюда становится понятным соседствующее с прецедентным и общенародным "право юридических поговорок и пословиц".

Сегодня теория Петражицкого воспринимается как предпосылка таких новейших течений, как правовой реализм, а также соответствующие ответвления бихевиоризма и феноменологии.

 

Психологическая теория права

Л. И. Петражицкого

Возникновение психологических концепций права было связано

с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли

знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки

заметно возрос на рубеже XIX—XX вв., когда в ней возобладали

экспериментальные методы исследований и начали складываться

крупные научные школы, разошедшиеся в трактовке психики человека

(рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.). Воспринятые

социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию

новых направлений в общественно-политической мысли.

Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев

Иосифович Петражицкий (1867—1931) — профессор юридического

факультета Петербургского университета, депутат I Государственной

думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно изложены

в книге "Теория права и государства в связи с теорией

нравственности" (1907 г.). После Октябрьской революции он переехал

в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского

университета.

Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике

индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет

отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между

людьми, в "социальной среде" и т. п., между тем как этот феномен

происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только

там". Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал

Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву

достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом

интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.

Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции

человека. Свою концепцию Петражицкий называл "эмоциональная

теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам

права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные

переживания в сознании индивидов.

Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элементом

психики. Именно они заставляют людей совершать поступки.

Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения

между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции

являются односторонними и связанными с осознанием человеком

своей обязанности, или долга. Нормы морали — это внутренние

императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приво-

514 История политических и правовых учений

дил пример Петражицкий, то у нас не возникает представлений,

что нищий вправе требовать какие-то деньги. Совершенно иное

дело — правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается

в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот.

"Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий

нам — как наше добро — долг другого лица". Правовые

эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые

нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обя-

зывающий) характер.

Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права.

Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные

с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петражицкий

относил к правовым нормам правила различных игр, в том

числе детских, правила вежливости, этикета и т. п. В его сочинениях

специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не

путем согласования эмоций участников общественных отношений,

а каждым индивидом в отдельности: "Переживания, которые имеются

в психике лишь одного индивида и не встречают признания со

стороны других, не перестают быть правом". На этом основании

Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными

предметами, животными и нереальными субъектами,

такими, как Бог или дьявол.

Приведенные высказывания вызвали резкую критику в отечественной

литературе. Юристы нередко обращали внимание на абсурдность

отдельных выражений Петражицкого, не замечая, что за

ними стоит теоретическая проблема. Петражицкий стремился найти

универсальную формулу права, которая охватывала бы различные

типы правопонимания, известные истории (включая договоры

с Богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Его концепция

явилась одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой,

проследить формирование юридических норм в правосознании.

Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами,

неизбежно вступают в противоречия друг с другом, указывал Петражицкий.

На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало

самоуправство, т. е. защита нарушенного права самим индивидом

или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая

защита и репрессия упорядочиваются: возникает система

фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов,

появляются учреждения общественной власти (суд, органы исполнения

наказаний и т. п.). Монополизируя функции принуждения,

государственная власть способствует "определенности права".

Однако развитие обычаев и законодательства не вытесняет полностью

индивидуальных правовых переживаний, утверждал Петражицкий.

В современных государствах наряду с официально

Гл. 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 515

признанным правом существует, по его мнению, множество систем

интуитивного права, как, например, право зажиточных слоев, мещанское

право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций.

Психологическая теория в этом отношении приближалась

к идеям правового плюрализма, однако право социальных классов

и групп в ней было истолковано индивидуалистически. "Интуитивных

прав столько, сколько индивидов", — подчеркивал Петражицкий.

Соотношение интуитивного и официального права, по теории

Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры,

состояния народной психики. Россия является "царством интуитивного

права по преимуществу". В ее состав входят народы,

стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных

правовых систем и религий. К тому же, полагал ученый, российское

законодательство находится в неудовлетворительном состоянии,

а его применение сплошь и рядом подменяется официальным

действием интуитивно-правовых убеждений. Петражицкий ратовал

за проведение в стране унификации позитивного права, создание

полного свода российских законов. Передовое законодательство,

по его словам, ускоряет развитие менее культурных слоев

общества.

Одновременно Петражицкий подчеркивал недопустимость возведения

интуитивного права далее наиболее образованных социальных

классов в масштаб для оценки действующих законов. Реформы

законодательства, как он полагал, необходимо проводить на

основе научных знаний. В связи с этим им выдвигался проект создания

особой научной дисциплины — политики права. С точки

зрения Петражицкого, философия права распадается на две самостоятельные

науки: теорию права и политику права. Теория права

должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма

и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина

призвана соединить знания о праве с общественным идеалом, т. е.

представить научное решение проблемы, составлявшей содержание

прежних естественно-правовых учений.

Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно

практического осуществления политики права. Свою задачу он

видел в том, чтобы наметить отправные принципы новой юридической

науки, обосновать ее необходимость. Вполне ясно ему было

одно: главенствующее положение в правовой политике государства

должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного

и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь

с помощью таких механизмов официальное право способно направить

развитие народной психики к общему благу.

Общественно-политические идеалы Петражицкого были близки

к этическому социализму, получившему распространение в России

516 История политических и правовых учений

на рубеже XIX—XX вв. Для современной эпохи, отмечал он, характерны

процессы "социализации производства", замены "деспотического

режима системой государственного и общинного самоуправления".

В будущем право изживет себя и уступит место нормам

нравственного поведения. "Вообще право существует из-за невоспитанности,

дефектности человеческой психики, и его задача состоит

в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным".

Учение Петражицкого пользовалось большой популярностью

среди сторонников партии кадетов. Под влиянием его идей происходило

формирование взглядов многих представителей немарксистского

социализма в России того времени (Г. Д. Гурвич, П. А. Сорокин

и др.). Сближению психологической концепции права с марксизмом

способствовал М. А. Рейснер, один из первых советских правоведов.

Восприятие марксистами учения Петражицкого о воспитательной

роли права облегчалось тем, что в документах российской социал-

демократии и в Конституции РСФСР 1918 г. социализм определялся

как безгосударственный строй (с утверждением сталинизма и теории

советского социалистического государства последователи Рей-

снера были подвергнуты идеологическому шельмованию за пропаганду

надклассовой этики).

Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов

к проблемам нормативной природы и структуры правосознания,

стимулировала исследования в области юридической психологии.

 

Нормативизм Г. Кельзена

Политико-правовое учение нормативизма своими корнями восходит

к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сложилось

на основе принципов, выработанных в юридическом позитивизме,

и представляет собой реакцию на распространение в современном

западном правоведении социологических, психологических

и новейших этико-философских концепций.

Родоначальником и крупнейшим представителем нормативи-

стской школы был австрийский юрист Ганс Келъзен (1881—1973).

Его теоретические взгляды окончательно сформировались в период,

последовавший за распадом Австро-Венгерской монархии. В то

время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался

активной политической деятельностью, выступая в роли советника

по юридическим вопросам первого республиканского правительства.

По поручению К. Реннера', главы кабинета, Кельзен возглавил

подготовку проекта Конституции 1920 г., юридически оформившей

образование Австрийской республики (с некоторыми изменениями

эта Конституция действует и в настоящее время). После аншлюса

Австрии нацистской Германией ученый эмигрировал в США.

Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории

права и государства, по конституционному и международному праву,

а также несколько сочинений, посвященных опровержению марксизма.

Самая известная его работа — "Чистая теория права" (в

546 История политических и правовых учений

заголовок вынесено авторское название нормативизма; книга вышла

в 1934 г.).

Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой

устранены все элементы, чуждые юридической науке. Современные

юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и

психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением

своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридическая

наука призвана заниматься не социальными предпосылками

или нравственными основаниями правовых установлений, как доказывают

приверженцы соответствующих концепций, а специфически

юридическим (нормативным) содержанием права.

При обосновании этой позиции Кельзен опирался на философию

неокантианства, сторонники которой разграничили две области

теоретических знаний — науки о сущем и науки о должном. К

первой группе наук, согласно взглядам Кельзена, относятся естественные

науки, история, социология и другие дисциплины, изучающие

явления природы и общественной жизни с точки зрения причинно-

следственных связей. Вторую группу — науки о должном —

образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно

обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы социальной

регламентации поведения людей. В науках о сущем главным

постулатом выступает принцип объективной причинности, в

науках о должном — принцип вменения.

В соответствии с этим учением нормативисты призывали освободить

юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных

из других областей познания. Как подчеркивал Кельзен,

чистая теория "не отрицает того, что содержание любого позитивного

юридического порядка, будь то право международное или национальное,

обусловлено историческими, экономическими, моральными

и политическими факторами, однако она стремится познать

право с внутренней стороны, в его специфически нормативном значении".

Чистота теории права предполагает также исключение из нее

идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу

деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки

о праве и государстве. Согласно его воззрениям подлинная

наука носит релятивистский характер, так как признает возможность

существования в обществе множества систем идеологии и

отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. "Чистая

теория стремится преодолеть идеологические тенденции и

описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием

или критикой".

Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществляемых

в принудительном порядке (данное определение в концеп-

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 547

ции используется для отличия права от других нормативных систем,

таких, как религия и мораль).

По учению Кельзена, право старше государства. Оно возникло

еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам

совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях

и запретив — в других, установило монополию на применение

силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии

правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения

осуществляются централизованным путем, т. е. специально

созданными органами власти. С образованием таких органов децентрализованные

способы принуждения сохраняются лишь за рамками

государства — в области международных отношений. Современное

ему право Кельзен рассматривает как совокупность государственных

правопорядков и децентрализованного международного

права.

В национальных правовых системах нормы согласованы между

собой и располагаются по ступеням, образуя строгую иерархию в

виде пирамиды (среди последователей теоретика такое описание

получило название ступенчатой концепции права). На вершине этой

пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют "общие

нормы", установленные в законодательном порядке или путем обычая.

И, наконец, последнюю ступень составляют так называемые

индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными

органами при решении конкретных дел. В изображении Кельзена

и его учеников внутригосударственное право выступает замкнутой

регулятивной системой, где каждая норма приобретает обязательность

благодаря тому, что она соответствует норме более

высокой ступени.

Источником единства правовой системы Кельзен называет основную

норму — трансцендентально-логическое понятие ("мысленное

допущение"), которое дается нашим сознанием для обоснования

всего государственного правопорядка в целом. Основная норма

непосредственно связана с конституцией, принятой в государстве,

и может быть представлена в виде следующего высказывания: "Должно

вести себя так, как предписывает конституция". Такое высказывание

не содержит нормативных предписаний в собственном смысле

слова. Его назначение в том, чтобы придать нашим представлениям

о легитимности существующего правопорядка логически завершенную

форму. "Согласно основной норме государственного правопорядка

эффективное правительство, которое на основании действенной

конституции создает действенные общие и индивидуальные

нормы, есть легитимное правительство этого государства", — писал

Кельзен.

Нормативистское учение существенно отличалось от предшествующих

концепций формально-догматической юриспруденции.

548 История политических и правовых учений

Кельзен модифицировал юридический позитивизм, включив в него

теоретические конструкции, выдвинутые представителями социологического

правоведения и философии неокантианства.

С теоретиками социологической ориентации нормативистов сближает

трактовка права как эффективно действующего, динамичного

правопорядка. В теории Кельзена понятие права охватывает не

только общеобязательные нормы, установленные государственной

властью, но и процесс их реализации на практике. Весьма показательно,

что применение общих норм судебными и административными

органами было истолковано им как продолжение правотворческой

деятельности государства, как создание индивидуальных

нормативных предписаний. "Применение права есть также и

создание права", — указывал Кельзен. В этой части его доктрины

методы юридического позитивизма сочетаются с принципами функционального

подхода к исследованию нормативных систем.

Политическое учение Кельзена построено на отождествлении

государства и права. Как организация принуждения государство

идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. Аргументируя

свою позицию, Кельзен пришел к выводу, что любое

государство, включая авторитарное, является государством правовым.

"Порядок Республики Советов следует понимать как правовой

порядок точно так же, как порядок фашистской Италии или демократической

капиталистической Франции". Этот вывод резко контрастировал

с доктринами либеральной демократии середины XX в.,

в которых правовое государство рассматривалось как альтернатива

тоталитарным политическим режимам.

В противовес этим доктринам Кельзен делил государства на

демократические и недемократические. Согласно его учению демократия

не сводится к утверждению законов большинством голосов

и формально-юридическим способам решения социальных конфликтов.

По своей сути демократия есть поиск компромисса, она предполагает

уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов

меньшинства. "Движущим принципом всякой демократии в действительности

служит не экономическая свобода либерализма, как иногда

утверждали (ибо демократия может быть как либеральной, так и

социалистической), а, скорее, духовная свобода — свобода высказывать

свое мнение, свобода совести и убеждений, принцип терпимости

и, особенно, свобода науки", — утверждал Кельзен. В признании

им идеи социалистической демократии сказалась его близость

к теоретикам австромарксизма.

В своих работах по международному праву Кельзен выдвинул

проект установления мирового правопорядка на основе добровольного

подчинения суверенных государств органам международной

юрисдикции. Он различал предписания международного права и

его основную норму, разрабатывал мысль о том, что основные нор-

Гл. 25. Современ. политико-правовые учения в Зап. Европе и США 549

мы и конституции государств необходимо привести в соответствие

с демократическими принципами (основной нормой) международного

правопорядка.

Учение Кельзена оказало глубокое воздействие на теоретические

представления и юридическую практику в странах Запада. Под

влиянием нормативизма правоведы стали больше уделять внимания

противоречиям в праве, формированию стройной системы законодательства.

С концепциями нормативизма связано также широкое

распространение в современном мире идей верховенства международного

права над законодательством государств, учреждение

институтов конституционного контроля (создание специального органа

конституционной юстиции впервые было предусмотрено в Конституции

Австрии 1920 г., которую отредактировал Кельзен).

Нормативизм шел навстречу запросам современной юридической

науки, отвечал потребности в формализации права, вызванной

развитием автоматизированных способов обработки нормативного

материала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: