Психологическая характеристика деятельности.




Человек отличается от других животных тем, что он способен к деятельности. Для развития человека как личности ему необходима деятельность. В деятельности человек проявляет себя как личность.

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

От деятельности следует отличать поведение для которого характерно преобладание ситуационной активности.

Исходным моментом активности являются потребности конкретного человека, которые по мере осознания и оценки возможностей их реализации трансформируются в цели деятельности. Преобразованию идеальной цели деятельности в конкретный результат способствует мотив как осознанное побуждение.

Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок — действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень — уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий — уровень операций, и наконец, самый низкий — уровень психофизиологических функций.

Действие — основная единица анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на достижение цели. Действия могут быть умственными и практическими.

Действия состоят их психологических актов (акт зрительного восприятия, акт переключения внимания, двигательный акт и т.д.), которые отличаются от действия отсутствием собственной цели (они подчинены цели действия).

 
 


Основные виды деятельности

 
 


труд  
учеба  

игра
игра учеба труд

 

 

Деятельность может осуществляться на двух уровнях: репродуктивном и творческом.

В процессе деятельности у человека формируются психические образования, включающие знания, умения, навыки. В знаниях заключена полученная информация. При соединении знания с практикой формируются умения. При многократном выполнении действий происходит их автоматизация, превращение в навыки. При сформированном навыке человек выполняет данное действие практически без контроля сознанием. Так, например, мы ходим, бегаем, пишем не думая о том, как мы это делаем.

Чем больше мы тренируемся, упражняемся, тем выше уровень профессионального мастерства.

В процессе деятельности осуществляется трата энергетических ресурсов человека. При длительной работе возникает утомление. Это ведет к снижению работоспособности психики и результативности деятельности, к появлению ошибок. Изменяется продуктивность деятельности и в процессе рабочего дня, рабочей смены и даже за время школьного урока. Типичный характер этих изменений представлен на графике.

 

                       
 
           
 


эффективность

этап этап этап этап конечный

врабаты- оптималь- полной неполной порыв

ваемости ной эффек- компенсации компенсации утомление

тивности

время

 

Оценку продуктивности (результативности) деятельности обычно принято осуществлять по таким ведущим показателям как общая производительность, количество допускаемых ошибок и время реагирования.

Темперамент.

Психологи давно заметили, что одни люди бывают вспыльчивыми, другие - спокойными, третьи - уравновешенными, четвертые - инертными. Это означает, что у них разные темпераменты. Впервые описал виды темпераментов древнегреческий врач Гиппократ, но, к сожалению, он связывал различия в поведении с преобладанием в организме у конкретного человека различных жидкостей: крови, лимфы и желчи, что не подтвердилось наукой.

С преобладанием крови – сангвинический темперамент; смешение с преобладанием лимфы – флегматический; с преобладанием желтой желчи – холерический; с преобладанием черной желчи – меланхолический. Гуморальные теории. Немецкий философ И.Кант (18 век) считал, что природной основой организма являются индивидуальные особенности крови. Русский педагог, врач и анатом П.Ф. Лесгафт (19-20 в.в.) считал, что в основе темперамента лежат свойства кровообращения (форма сердца, толщина стенок и диаметр кровеносных сосудов; от быстроты и силы кровотока зависит возбудимость организма и продолжительность реакций). Немецкий психиатр Э.Кречмер (20 в.) постулировал, что психический склад индивида соответствует телосложению, и вновь эта связь объяснялась химическим составом крови, гормонами, которые выделяют железы внутренней секреции.

Все это нельзя полностью отрицать, однако во всех этих теориях в стороне оставался главный орган психики – мозг.

Именно в функциональных особенностях, его коры и подкорки, современная психофизиология видит причины индивидуальных различий по темпераменту.

И.П.Павлов связал темперамент с проявлением в психической жизни типа нервной системы и, в частности, соотношения таких свойств процессов возбуждения и торможения как сила, уравновешенность и подвижность.

Сила процессов возбуждения и торможения проявляется в работоспособности нервной системы.

Уравновешенность процессов возбуждения и торможения проявляется при сравнении их силы.

Подвижность нервных процессов проявляется в скорости смены одного процесса другим.

Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности обусловлены не одним каким-то свойством, а их совокупностью. Эти три свойства образуют различные сочетания. Наиболее часто встречающиеся сочетания легли в основу классификации основных типов ВНД, созданной И.П.Павловым.

Тип высшей нервной деятельности является физиологической основой темпераментов.

Темперамент - это свойство личности, которое определяет динамические особенности (темп, скорость, интенсивность) психики.

Лучше понять сущность разных видов темперамента позволяет следующая схема.

Тип нервной системы особенности нервных процессов (возбуждения и торможения) Тип темперамента
сила уравновешенность подвижность
сильный сильные уравновешенные подвижные Сангвиник
безудержный сильные неуравновешенные подвижные Холерик
спокойный сильные уравновешенные малоподвижные Флегматик
слабый слабые неуравновешенные малоподвижные Меланхолик

Учение И.П.Павлова было продолжено школой исследователей. Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным были открыты новые свойства:

динамичность – от нее зависит скорость образования временных связей в коре;

мобильность – от нее зависит скорость возникновения и прекращения нервных процессов (быстрота смены одного процесса другим).

В реальной жизни практически не бывает ярко выраженных “чистых” видов темперамента. Так, например, человек может быть на 20% холериком и на 80% сангвиником.

Как уже отмечалось, рассмотренные четыре основных вида темперамента не могут исчерпать все многообразие индивидуальных форм. Между ними располагаются промежуточные формы и переходные типы. К тому же нужно помнить, что особенности проявлений психики зависят не только от присущего данной личности типа, но и от мотивов, от складывающихся обстоятельств и воздействий, от состояний личности и организма.

Как следует из приведенных выше характеристик, каждому виду темперамента присущи свои достоинства и недостатки и нельзя делить темпераменты на хорошие и плохие. Просто для каждого темперамента нужно найти отведенную ему природой нишу.

Поэтому правильнее будет ставить вопрос так: “ Какой вид темперамента предпочтителен для летчика? Для педагога? Для оператора ЭВМ?

Следует помнить также, что свойства нервной системы практически не меняются в процессе жизни человека. Но так как темперамент - это ограненные социальными условиями свойства нервной системы, то тренировкой и воспитанием можно корректировать (в известных пределах) его внешние проявления. Так, например, вспыльчивый холерик может научиться сдерживать себя, привыкнуть к самодисциплине, соблюдению режима дня и т.д.

Свойства темперамента, придавая своеобразие манере и стилю деятельности, не предопределяют самих умственных способностей человека. особенности темперамента обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений. Однако, в свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента.

Характер.

“В тиши зреет интеллект,

в бурях жизни формируется характер.” И.-В. Гёте.

Слово “характер” в переводе с греческого означает “черта”, “вмятина на монете”. А так как вмятины на монетах имеют свойство сохраняться длительное время, то и термин “характер” относится не ко всяким, а лишь к устойчиво сохраняющимся проявлениям психики личности.

Характер - это свойство личности, определяющее её поведение и представляющее собой сочетание устойчивых черт, проявляющихся в типичных отношениях конкретного человека к другим людям, к себе, к труду и к окружающему миру.

Так, например, по отношению к другим людям характер человека может быть добрым, общительным, требовательным, заботливым...

По отношению к самому себе - эгоистичным, альтруистичным...

По отношению к труду - трудолюбивым, ленивым...

По отношению к окружающему миру - бережливым, скупым...

Характер может также быть: поустойчивости - постоянным или непостоянным, по силе - сильным или слабым и т.д.

Вариативность черт проявляется не только в их качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает акцентуация характера. В последнее время часто говорят об акцентуированных характерах (от слова акцент), т.е. о ярких разновидностях проявлений характера. Рассмотрим некоторые из них.

Гипертимный (сверхактивный) характер:

- инициативный, доброжелательный, восторженно общительный, оптимистичный, беззлобный, незлопамятный, жизнерадостный;

- вместе с тем необязательный, ветреный, не терпит однообразия, зачастую не доводит дело до конца.

Гипертимов лучше всего использовать в сфере контактов с людьми для создания доброжелательной атмосферы в коллективе.

Аутистический характер (auto - замкнутый в себя):

- хорошие специалисты, нацелены на работу и учебу, тактичны, самостоятельны, постоянны в дружбе, ненавязчивы, не выставляют напоказ свой внутренний мир, рады встрече с себе подобными;

- вместе с тем трудно входят в коллектив, трудно знакомятся с новыми людьми, чувствительны к обидам (но стараются это не показывать), малообщительны.

Аутисты - прекрасные подчиненные и специалисты, нуждающиеся в деликатном стиле руководства и общения.

Лабильный характер (labilis - нестойкий):

- в хорошем доброжелательном коллективе и при хорошем интеллигентном начальнике такие люди являются прекрасными и преданными подчиненными, надежными друзьями;

- однако при грубоватом, скупом на похвалу и слабо знающем психологию начальнике у лабилов расцветает уязвимость, повышенная чувствительность к грубости, напряженность, преобладание плохого настроения, плаксивость, раздражительность. От прямолинейного “разноса” женщины - лабилы будут рыдать, а мужчины могут подать заявление на увольнение.

Лабилам необходимо учиться оберегать свою слабую психику от дезорганизующих воздействий. Их желательно использовать в коллективах, которые славятся благоприятным психологическим климатом и во главе которых стоят опытные и тактичные начальники.

Демонстративный характер:

- это “актер”, любящий играть значимых людей, человек с низкой самокритичностью, ярким воображением, общительный и пользующийся популярностью, стремящийся к успеху и признанию своих способностей у окружающих. Быстро понимает требования конкретной ситуации и легко подстраивается к ним;

- если такой человек плохо воспитан, то он может стать авантюристом. Если он играет аморального типа, то он может навредить себе. При непризнании претензий на особое положение он начинает вести себя демонстративно (отсюда название типа): разыгрывает сцены, привлекает внимание к своей персоне, жалуется на черствость коллег и руководства.

Демонстративный тип хорош в рекламном бизнесе, в искус-стве. В жизни очень важно, чтобы он играл роли положительных героев. Поэтому ему важно иметь при себе хорошего режиссера.

Психастенический характер (астения - слабость, вялость):

- добросовестный, пунктуальный, стремящийся к рационализму, к анализу ситуации, тщательнейшему учету всех “за” и “против”;

- недостатки психастеника связаны с его повышенной озабоченностью состоянием собственного здоровья. Отсюда нерешительность, мнительность, угнетенность, отсутствие твердой позиции, застенчивость, слабая эмоциональность.

Психастенику, как утлому суденышку, неплохо иметь впереди себя мощный ледокол. Таким людям противопоказана административная работа. Они часто выбирают путь научных поисков в тиши кабинетов и библиотек.

Застревающий характер (противоположен лабильному):

- волевой, пробивной, неторопливый в мыслях и действиях, предельно аккуратный, склонный к наведению порядка, целеустремленный, все помнящий;

- вместе с тем деспотичный в работе с людьми, властолюбивый, злопамятный (правда, не по умыслу, а по инерции), невосприимчив к новому, склонен к детализации, тугодум, медлительный в движениях. Может злоупотреблять властью, обидеть подчиненного, пренебречь критикой. При повторяющихся неприятностях может стать агрессивным, а при достижении хороших результатов возможно “головокружение от успехов”.

Застревающий тип трудно поддается перевоспитанию, так как его недостатки являются следствием малой подвижности нервных процессов. Коллеги и подчиненные должны понимать это и набраться терпеливости и снисходительности.

Конформный * характер:

- хорош тем, что его хозяин сознательно избегает ссор и конфликтов на работе и в семье (поддерживая тем самым здоровую, благоприятную обстановку), старается особо не выделяться на фоне других сослуживцев (ориентируясь на среднестатистические ценности), предпочитает регламентацию своих обязанностей;[1]

- конформность превращается в недостаток, когда уступчивость касается принципиальных политических и нравственных ценностей.

Конформисты обычно лучше всего справляются с должностью заместителя начальника. Им противопоказана работа с самостоятельным принятием ответственных решений.

Циклоидный характер (от слова цикл, период):

- в фазе подъема - они творят чудеса;

- в фазе спада - они пассивны, медлительны, неуверены в себе.

Длительность периодов спада и подъема может составлять от нескольких дней до месяца и более.

Циклоида не следует привлекать к работам, требующим равномерного темпа деятельности (например, на конвейере).

Внимание!

Всегда следует избегать навешивания “ярлыков”. Для точного определения разновидности своего или чужого характера необходимо время и использование нескольких проверенных методик.

Как и темперамент, характер детерминируется физиологическими особенностями человека, типом нервной системы. Характер не дан человеку фатально, от рождения. Любой характер можно изменить через самовоспитание. Характер – прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений и тем самым обретающей свою индивидуальность.

 

Посеешь поступок - пожнешь привычку,

посеешь привычку - пожнешь характер,

посеешь характер - пожнешь судьбу.

Народная пословица.

Способности.

Каждый молодой человек стремится избежать ошибочного решения при поступлении в институт, при выборе профессии. Для оказания помощи абитуриентам существует психологическая служба профессиональной ориентации, выявляющая склонности претендентов. Об этом уже шла речь при изучении направленности личности.

Вместе с тем, предприятия и ВУЗы также заинтересованы в привлечении наиболее способных юношей и девушек. Решить эту задачу призвана служба профессионального отбора.

Термином “ профотбор ” обычно обозначают процесс выбора одного или нескольких лучших для данного вида деятельности претендентов из значительно большего количества желающих.

К решению задачи профотбора могут привлекаться разные специалисты: медики, физиологи, педагоги, психологи.

Когда выбор лучшего осуществляется на основе учета психологического мира личности каждого из претендентов, то такой профотбор называют психологическим.

 

 

 
 

 


 

 

Способности - это свойство личности, проявляющееся в скорости, результативности и качественном своеобразии (оригинальности) освоения деятельности и ее выполнения при минимальныхэнергетическихзатратах.

 

Актуализация способностей осуществляется с помощью трех психологических механизмов:

- мотивационный механизм. Без мотива, без желания трудиться способности не будут реализованы;

 

- операционный механизм представляет собой набор операций (способов), с помощью которых осуществляется реализация цели деятельности в результат. Можно предположить, что само понятие “способности” происходит от термина “способ”;

 

- функциональный (процессуальный) механизм обеспечивается качеством психических процессов, с помощью которых осуществляется функционирование операций (лучшими способностями обладают те люди, у которых лучше развиты память, мышление, воображение и другие психические процессы).

 

 

 


 

Общие способности - это способности ко многим, разнообразным профессиям и видам деятельности.

Видовые (специальные) способности - это способности в специальных видах деятельности.

Специфические способности - это способности в узкой, специфичной, не похожей на другие деятельности.

Способности проявляются в деятельности и развиваются в процессе деятельности.

Качественная характеристика способностей - сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающих успех деятельности.

Количественная характеристика способностей – тесты умственной одаренности. самый верный путь определения способностей – выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.

 

По уровню развития способностей различают: одаренность, талант и гениальность.

Талант – это высшая ступень развития способностей, дающая человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-нибудь сложную трудовую деятельность.

Предпосылкой формирования способностей являются задатки. Задатки - это анатомо-физиологические особенности человека (его мозга, нервной системы, анализаторов, особенностей кровоснабжения и т.д.), которые сформировались у него к моменту рождения. В конкретных социальных условиях задатки развиваются в способности.

Для оценки способностей необходимо длительное изучение скорости совершенствования обследуемого в исследуемой сфере деятельности.

 

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ по «Общей психологии»

1. Отличительное место психологии в развитии общества. Специфика предмета психологии.

2. Мышление.

3. Рефлекторный характер психики (учение И.М.Сеченова). Учение Павлова И.П. о двух сигнальных системах.

4. Биохимические теории памяти. Запоминание – определение, виды.

5. ЦНС.

6. Память и механизмы сна, фазы сна, способы управления памятью.

7. Становление психологии как самостоятельной науки. Связь психологии с другими науками.

8. Внимание.

9. Биховиоризм и фрейдизм.

10. Методы исследования в психологии.

11. Отрасли психологии.

12. Освоение деятельности и навыки, умения.

13. Ощущения.

14. Законы индукции (Павлов) и доминанты (Ухтомский).

15. Анализатор и его устройство.

16. Темперамент.

17. Рефлекторная дуга и ее составляющие. Основные гипотезы, объясняющие принцип отбора в ощущениях.

18. Логические формы мышления.

19. Чувствительность и ее измерение. Пороги различия. Закон Вебера-Фехнера.

20. Типы ВНД, связь с темпераментом.

21. Взаимодействие ощущений, общая закономерность, сенсибилизация и синестезия.

22. Воображение.

23. Восприятие, отличие от ощущений.

24. Профессиональные требования и темперамент, индивидуальный стиль деятельности.

25. Микро- и макро- уровни восприятия. Апперцепция. Опыты А.Эймса.

26. Детерминизация мышления как процесс. Причинность решения задачи.

27. Учение Павлова И.П. о типах ВНД. Свойства ВНД.

28. Восприятие.

29. Проблемная ситуация и задача.

30. Характер. Акцентуация.

31. Память.

32. Психологические теории памяти.

33. Характер и внешность человека – теории. Поступок и привычки.

34. Физиологические теории памяти, физическая теория памяти.

35. Способности. Природные предпосылки.

36. Сенсорная депривация на Земле и в Космосе.

37. Талант.

38. Чувства.

39. Воля. Иерархия мотивов. Звенья волевого акта. Абулия. Апраксия.

 

 

ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО КУРСУ "ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ"

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА"

А 1. Психология как наука - предмет, отличительные особенно­сти от других наук, отрасли психологической науки.

Б 2. Рефлекторный характер психики. Мозг и психика. Сознание.

 

В 3. Современная психология и её место в системе наук. Основные принципы отечественной психологии.

Г 4. Основные методы психологии.

Д 5. Развитие психики и сознания.

Е 6. Деятельность (потребности, цели, структура, интериоризация

и экстериоризация, навыки, упражнения, основные виды).

Ж 7. Общение (понятие, функции, речь и её виды, общение как взаимодействие).

3 8. Внимание (формы, виды, физиологический механизм).
И 9. Внимание (структура, управление вниманием).

К 10. Ощущения (понятие, психофизиологический механизм,

гипотезы).
Л 11. Ощущения (понятие, классификация ощущений, общие

закономерности).

М 12. Восприятие (определение и характеристика процесса).
Н 13. Восприятие пространства, времени и движения. Иллюзии.

О 14. Память (определение, основные теории)

П 15. Память (виды, воспроизведение, забывание и сохранение,

индивидуальные различия).
Р 16. Мышление (общая характеристика)

С 17. Мышление (виды).

Т 18. Воображение (понятие, основные виды и процессы)

У 19. Воображение (психологические и физиологические основы,

роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых).

Ф 20. Чувства (определение, физиологические основы).

X 21. Чувства (формы переживания, основные эмоциональные

состояния и их внешнее выражение, чувства и личность).

Ц 22. Воля (понятие, структура волевого акта).

Ч 23. Волевые качества человека и их формирование.

Ш 24. Темперамент (общее понятие, история развития теорий о

темпераменте)

Щ 25. Тип высшей нервной деятельности и темперамент.

Свойства темперамента.

Э 26. Роль темперамента в деятельности.

Ю 27. Характер (понятие, характер как направленность личности.

акцентуация характера).

Я 28. Природа и проявление характера

 

Литература:

Основная:

1. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М., 1998.

2. Общая психология. /Под ред. проф. А.В.Петровского. – М., 1986.

Дополнительная:

3. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности.– М.:Наука, 1973.

4. Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. - Л., 1977.

5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. - М.: Воронеж, 1996.

6. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – Москва-Воронеж, 1996.

7. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности в двух томах. – СПб.: Алетейя, 1999.

8. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М., 1964.

9. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983.

10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.–М., 1968.

11. Брунер Дж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977.

12. Брушлинский А.В. О субъекте психологии. – М., 1995.

13. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

14. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984.

15. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1-3. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974-1981.

16. Воронин Л.Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология. – М.: Просвещение, 1977.

17. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. – М., 1982.

18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.Курс лекций.–М., 1988.

19. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М.: Мир, 1992.

20. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1984.

21. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2000.

22. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1996.

23. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. - М., 1986.

24. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

25. Иваницкий А.Т. Педагогика профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России. – СПб., 1998.

26. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.–М., 1990.

27. Изард К. Психология эмоций. – СПб., 2000.

28. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. – Киев, Вища школа, 1998.

29. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000.

30. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1988.

31. Китов А.И. Психология управления. – М.: Академия МВД СССР, 1979.

32. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1969.

33. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1997.

34. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т.1, Характер. –Л.: Изд-во ЛГУ, 1957.

35. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.

36. Кокс Т. Стресс. – М., 1981.

37. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.

38. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

39. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб., 1997.

40. Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Прес, 2000.

41. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1989.

42. Левитов Н.Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969.

43. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971.

44. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.

45. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

46. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – Москва – Воронеж, 1996.

47. Луков Г.Д., Платонов К.К. Психология.. – М.: Военное изд-во МО, 1964.

48. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы в 2-х томах. – М., 1970.

49. Маклаков Г.Н. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

50. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.

51. Мерлин В.С. Очерк психологии личности. - Пермь: Пермское книжное изд-во, 1959.

52. Муздыбаев К. Психология ответственности. – М.: Наука, 1983.

53. Мышление: процесс, деятельность, общение /Под ред. А.В.Брушлинского. – М.: Наука, 1982.

54. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М., 1976.

55. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. – Л., 1983.

56. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1989.

57. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1998.

58. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. – М.: Просвещение,1969.

59. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986.

60. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – СПб., 2000.

61. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. - Казань, 1994.

62. Психические состояния /Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова. – СПб., 2000.

63. Психологический словарь. – М.: 1996.

64. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников ОВД./ Под ред. А.Ф.Дунаева, А.С.Батышева. – М., 1993.

65. Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ГЕРО, 2000.

66. Психология личности в трудах отечественных психологов (сост. Л.В.Кузминов). – СПб., 1999.

67. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х томах. – Самара, 1999.

68. Психология личности. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

69. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. – М., 1999.

70. Психология памяти. Хрестоматия. – М., 2000.

71. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия. – Минск, 1999.

72. Рейнвальд Н.И. Психология личности. – М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1987.

73. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1, 2. – М., 1989.

74. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979.

75. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Адольфу Адлеру. – СПб., 2000.

76. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: Наука, 1984.

77. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. – М., 1972.

78. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 2000.

79. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

80. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1997.

81. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.

82. Сухарев В.А. Психология интеллекта. – Донецк: Сталкер, 1997.

83. Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е.В.Шороховой. – М.: Наука 1974.

84. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

85. Ухтомский А.А. Доминанта. – Л.,1966.

86. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М.: Педагогика, 1986.

87. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1999.

88. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

89. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997.

90. Чугунова Э.С. Психология инженерного творчества. – Л., 1990.

91. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994.

92. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. - М.: Наука, 1971.

93. Юнг К. Психологические типы. – М., 1992.

 


[1] Конформность - внешняя уступчивость, публичное согласие с точкой зрения других людей при сохранении собственного (не высказываемого) мнения по обсуждаемому вопросу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: