Сегодня с именем Фомы Аквинского связано влиятельное идейное течение – томизм и его новейшая интерпретация – неотомизм. 9 глава




25. Политико-правовые учения в России во второй половине 19-нач. 20 в.

В 19 веке в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее основные направления и течения: - Либерализм, ориентирующийся на идеологические принципы западных учений и выражающий интересы зарождающейся буржуазии (Сперанский, Чаадаев); политико-правовой либерализм середины - конца 19 века. - На рубеже 30-40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения - славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др. Идеологами западников - историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др. они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения Радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, обосновывающий и использующий революционные методы борьбы. - Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику..Консерватизм, он отражал интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции, отстаивал самобытный путь развития России; проимператорское направление - в него входили Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев). Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М.В. Петрашевский создал "Проект об освобождении крестьян", предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала. Консервативное направление. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII-XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом.

 

26. Учение о государстве и праве Джона Локка

Провозглашенная в Англии после казни короля республика просуществовала до реставрации монархии в 1660 г. Реакционная политика Стюартов вызывала широкое недовольство. В 1688 г. Стюарты были свергнуты; в 1689 г. был принят "Билль о правах", закреплявший государственно-правовые гарантии законности и правопорядка. Переворот1688 г., вошедший в историю под названием "Славная революция", оформил становление в Англии конституционной монархии.

Политико-правовые итоги "Славной революции" получили теоретическое обоснование в трудах Джона Локка (1632 1704).

Джон Локк — английский философ и политический мыслитель. Он преподавал в Оксфордском университете, затем был на дипломатической службе. Сблизившись с видным политическим деятелем лордом Эшли (графом Шефтсбери), возглавляющим оппозиционную королю партию вигов, Локк втянулся в политическую деятельность, временами занимал высокие государственные должности, но в результате королевской опалы был вынужден отправиться в эмиграцию. В Англию Локк вернулся после "Славной революции", философские произведения Локка ("Опыт о человеческом разумении" и др.) внесли существенный вклад в теорию познания.

В произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.; в иных переводах — "Два трактата о государственном правлении", "Два трактата о правительстве") Локк дал критику теологическо-патри-архальной теории Фильмера и изложил свою концепцию естественного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положения его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.

Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходил из представления о "естественном состоянии". Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, — "состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью", "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого".

К естественным правам относится собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет "мое", "твое" от общей собственности; собственность — нечто, неразрывно связанное с личностью: "То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает это своей собственностью".

Обоснование частной собственности направлялось как против уравнительных теорий (коль скоро люди не равны по трудолюбию, способностям, бережливости — собственность не может быть равной), так и еще более против феодального произвола, посягательств абсолютной монархии на имущество подданных (произвольные налоги, поборы, конфискации).

В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это — состояние мира и доброжелательности. Закон природы, отмечал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей — каждый обладает властью охранять "свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество".

Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотвратимость наказания. В естественном состоянии эта гарантия недостаточно надежна, ибо неупорядоченное использование каждым своей власти наказывать нарушителей закона природы то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение безнаказанным. К тому же происходили споры из-за понимания и толкования конкретного содержания естественных законов, ибо "закон природы не является писаным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей".

Для создания гарантий естественных прав и законов, полагал Локк, люди.отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.

В духе юридического мировоззрения Локк рассуждал об основаниях распространения власти на тех, кто не участвовал в заключении первоначального соглашения (дети и иностранцы), о праве народа пересмотреть первоначальное соглашение в случае тиранического правления, нарушения естественных прав или их гарантий. Наиболее важны те положения теории Локка, в которых категории естественного права соединяются с теоретически осмысленным опытом английской революции.

Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий.

"Свобода людей в условиях существования системы правления, — подчеркивал Локк, — заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека".

Согласно теории Локка абсолютная монархия — один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Монархия противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону.

Абсолютная монархия — всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Вообще же, считал Локк, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такому человеку в естественном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может защитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного. Отсюда — одно из основных положений теории Локка: "Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества".

Пределы власти государства при всех формах правления — естественные права подданных. Государственная власть, писал Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять право подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу этого народа.

Но главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей периода английской революции.

Локк различал законодательную, исполнительную и союзную (федеративную) власти.

Гарантия и воплощение свободы — равный для всех, общеобязательный, незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк — сторонник представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу всегда принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. К правам законодательной власти Локк относил также назначение судей; в этом сказалась особенность английского права, одним из источников которого является судебная практика.

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами использовать политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных.

Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не должен заседать постоянно — слишком велик соблазн для депутатов узурпировать власть целиком, создать для себя привилегии, править тиранически. К тому же принять закон — недолгое дело; постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильности законов; определенные права депутатов, данные им на время заседания парламента, не должны превращаться в привилегии, выводящие их из-под власти законов. В этих рассуждениях Локка, аналогичных некоторым идеям левеллеров, был выражен опыт времен революции, осуждение попыток "Долгого парламента" сосредоточить в своих руках всю полноту власти в интересах только какой-либо из политических группировок.

Не менее опасно, заявлял Локк, наделение законодательной властью монарха и правительства — их политические привилегии неизбежно направляются против естественных прав подданных. Законодательная власть — высшая власть в том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и судей. Монарх — глава исполнительной власти — имеет так называемые прерогативы: право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной инициативы, даже право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства.

Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента. Одним из частных случаев тиранического правления, давшего народу право на восстание, Локк называет взятый из английской истории пример, когда исполнительная власть препятствовала созыву и работе законодательного органа.

Идею разделения властей Локк теоретически обосновывал такими чертами природы человека, как способность создавать общие правила и руководствоваться ими (отсюда законодательная власть), способность своими силами выполнять эти решения, прилагать общие правила к конкретным ситуациям (отсюда суд, исполнительная власть), наконец, способность определять свои отношения с другими людьми (этим обусловливается так называемая союзная, или федеративная, власть, ведающая международными отношениями). Вместе с тем из слабости человеческой природы, склонности к искушениям теоретически выводилась необходимость специальных гарантий законности и прав граждан (в том числе разделения властей, недопустимости политических привилегий).

Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующее развитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституций оказала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивал Монтескье и другие теоретики.

Обоснование естественных прав, выражавших основные принципы гражданского общества в области права (свобода, равенство, собственность), принесло Локку славу основателя либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола власти, обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков парламентаризма; наконец, стремление ограничить деятельность государства охранительными функциями кладет начало идеям правового государства.

Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк назвал мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Однако в XVII в. важнее всего было добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались и попирались феодально-абсолютистскими государствами. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень формальных прав и свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но фундаментально-генетического основания.

 

 

27. Политико-правовое учение Платона

447 – 347 годы до н.э. – годы жизни Платона (настоящее имя – Аристокл). Сократ прозвал его Платоном (широкоплечий, большой). Большое влияние на его мировоззрение оказал учитель Сократ, который ничего не публиковал, но публично выступал и имел много учеников и последователей. Основной идеей Сократа было – познай себя. Сократ был противником демократии, он говорл, что демократия переродится в олигархию (что и произошло).

Смерть Сократа сильно повлияла на Платона и он отправился путешествовать. Во время путешествия Италии у Платона был конфликт с родственником местного тирана, в результате чего он был обращён в рабство. Тогда его друзья собрали 30 мин и выкупили его из плена. Деньги он по возвращении пытался вернуть, но их не взяли и тогда на них он купил рощу Академ, где 1000 лет существовала Платоновская академия.

До нас дошло 5 подлинных работ. «Государство», «Законы» - наиболее значимые для нас работы. Свои полит и философские взгляды он выражает в форме диалогов. Платон был объективным идеалистом – в основе развития лежит идея, которая составляет истинное бытие, особый мир, существующий отдельно от мира вещей. Истинное познание – познание мира идей, которое принадлежит лишь мудрецам и философам, толпе же не пристало быть философами. Правители должны быть философами и мудрецами. Культ правления мудрецов. Аристократии духа. Идеальное гос-во – это реализация идей в полисе. «Гос-во» впоследствии был назван первым коммунистическим трактатом – в ней он моделирует идеальное гос-во, за основу он берёт идею справедливости – справедливый человек и справедливое гос-во похожи между собой. Гос-во – это человек, но только большого размера. 3 начала человеческой души – разумное, яростное и вожделеющее схожи 3м началам в гос-ве – совещательное, защитное и деловое соответственно. Из этих 3х гос начал в гос-ве образуются 3 сословия: правители, воины, ремесленники. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела другого, то есть соответствующая иерархическая подчинённость этих начал во имя целого. Правители и воины управляют вожделеющим началом, по своей природе жаждущим богатства. Правильная организация сословий приводит к справедливости. Чтобы обосновать иерархию сословий придумывает миф, что, создавая людей, он каждому добавил золота, серебра, меди или железа. И лишь в случае, когда от золота родится серебро,а от серебра родится медное или железное начало, возможен переход одного сословия в другое. Гос-во погибнет, если его будет охранять железный или медный страж (если власть будет осуществлять вожделеющее начало). Жизнь стражей строится на началах солидарности, общности, солидарности и коллективизма. Исключается частная собственность, вводится общность жён и детей – общий отказ от всех этих благ ради служения гос-ву. Спаривание мужчин и женщин, цель чего – рождение нового человека- стража, сочетающего физические и умственные качества (сторонник евгеники – совершенному гос-ву нужен совершенный человек, физ здоровье от родителей, духовное воспитание – от гос-ва). Родители и дети не должны знать друг друга. Каждый младший должен почитать старшего как возможного отца. Духовному воспитанию должно уделяться особое внимание, оно должно быть идеологически правильным, возможно введение цензуры на лит-ру, «поэты могут распространять не знание, а мнение». Особенно опасны наиболее талантливые поэты, Гомер не нужен («воины похожи на собак – лают на чужих и ласкаются к своим» – это сравнение Гомера может быть вредно юношам). Жизнь этих стражей проходит в сеситиях –общинах сотрапезников, в которых они получают всё необходимое от гос-ва – нет частнособственнических интересов, стражи занимаются только охраной гос-ва. Быт ремесленников Платона не очень волнует, он оставляет его на распоряжение гос-ва. Эта работа была названа первым коммунистическим трактатом.

Идеальное гос-во – правление мудрых, благородных. Данный тип гос устройства может быть двояко организован – монархия (правит один) и аристократия (правят много). Этому типу противопоставляет 4 формы правления, располагая их в порядке прогрессирующей порчи государственности. Одна из причин деформации правления мудрецов –частная собственность: обращение свободных в рабов, вместо разумного начала в гос-ве утверждается яростный дух (тимократия – критско-спартанское гос устройство). Тимократия основана на власти честолюбцев «там побоятся ставить мудрых людей на гос должности, потому что там уже нет простосердечных и прямых людей, есть люди смешанного типа, они будут склоняться в сторону тех, кто яростен духом, ведь это гос-во будет вечно воевать». Постоянные войны – типичная черта данной фп. В период войны происходит скопление большого богатства у частных лиц и устанавливается олигархия. Это строй основанный на гос цензе, у власти – богатые «если кормчих на кораблях назначать согласно имущественному цензу, а бедняка, будь он более способным, к управлению не допускать, то какое же это будет кораблевождение». «Дорвавшиеся до власти олигархи не являются правителями, они – растратчики готового, олигарх – человек стяжающий». Именно при олигархической фп у бедных зреет ненависть против богаты, поэтому олигархия – очень благоприятная почва для установления демократия. Демократия расценивается как «строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления, ибо равенство при демократии уравнивает равных и неравных».

Демократия объявляется свободой в неразбавленном виде из неё вырастает её противоположность – тирания. Тиран добивается власти как ставленник народа. Чтобы встретиться с Дионисием старшим Платон прибыл в Сиракуда, чтобы убедить первого смягчить режим правления «Задача правителя – сделать из подданных хороших людей». «Ничего не стоит справедливый суд, ибо справедливые судьи в тираническом гос-ве подобны портным, дело которых чинить порванное платье» (чинить огрехи тиранического правления). «Тиран –это самый боязливый на свете человек, потому что он должен трепетать даже перед бритвой цирюльника, боясь быть зарезанным». Характеристики тирании: беззаконие, уничтожение выдающихся людей, постоянное инспирирование нужды в предводителе на фоне постоянный войн, подозрение в вольных мыслях, очищение гос-ва от тех, кто мужественен, великодушен, разумен или богат. Это господство наихудшего, окружённого толпой негодяя.

Смена форм правления происходит по критерию изменения человеческой натуры. Последующая эволюция полит взглядов Платона происходит в работе «Законы»: действие происходит на острове Крит. Произведение в форме диалога 3 мудрецов об идеальном гос-ве. Платон сразу же оговаривает условия для создания идеального гос-ва: гос-во должно быть удалено от моря, так как там развита торговля, ведущая к богатству и развращающая нравы. В итоге эти люди не хотят трудиться. Лучше, чтобы гос-во было в гористой местности и люди должны трудиться. Число граждан должно быть строго определено: 5040. Число граждан должно быть строго ограничено, дети сверх нормы отдаются либо в бездетные семьи, либо излишек населения должен отправляться на новые острова. В гос-ве т.о., строгий контроль рождения. Граждане гос-ва должны хорошо знать друг друга. Эти 5040 жителей по жребию получают земельный участок и дом на праве владения, передаваемый по наследству одному из детей. По величине имущества люди делятся на 4 класса (контроль гос-ва за доходами граждан). Предусматривается закон о пределах бедности и богатства. В число 5040 не входят рабы и иностранцы. «Граждане будут снабжены достаточным кол-вом рабов». Принцип равенства – потребительское равенство. Система органов власти и управлдения: представительная демократия и непосредственная демократия. Во главе гос-ва стоит 37 правителей, избираемых путём многоступенчатых выборов. Избираются граждане, которые носят оружие или воевали. Срок пребывания во власти – не более 20 лет. Возраст – от 50 до 70 лет. Основная функция правителей – охрана закона. 360 членов – выборный совет (по 90 от каждого класса). Народное собрание – как орган непосредственной демократии, обязателен для 1 и 2 классов, для 3,4 – не обязательно. Институт докимасии- своеобразная проверка правомерности претендента на выборную должность. Кроме гос органов, упоминается о ночном собрании, состоящем из 10 мудрых правителей (экс-стражей), решающих судьбу гос-ва. «я вижу близкую гибель того гос-ва, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью, там же, где закон – владыка над правителями, а они –его рабы, я усматриваю спасение гос-ва и все те блага, которые могут даровать людям Боги». «истинные и справедливые законы – это определение разума. Законы устанавливаются ради общего блага всего гос-ва, а не какой-либо группы, захватившей власть. Если же речь идёт об интересах нескольких человек, то речь идёт не о гос устройстве, а только о внутренних распрях». Основная ставка – на суровые, детальные законы, регламентирующие публичную, частную жизнь, определяют распорядок дня и ночи. Большое внимание – идеологической обработке населения. Внушается идея о незыблемости установленных законов и порядках, о суровых загробных карах. Цель – внушение единомыслия граждан. Полицейское гос-во, где господствует полиция нравственности. Чувства единства и коллективизма на основе подчинения законов. Наказание – не только за совершённое преступление, но и за инакомыслие. Предлагается очищение гос-ва от неугодных, инакомыслящих. Идеал общего блага. Общего интереса как основа полит объединения.

Основные идеи: Мысль о частной собственности как о причине соц конфликтов. Чёткое представление форм правления и постоянный круговорот. Признание законности как важного атрибута гос-ва. Идеализация кастовости, аристократического правления. Регламентация всех сторон жизни общества.

 

28. Юридический позитивизм: сущность, особенности

Юридический позитивизм – методология познания права, сложившаяся в XIX веке и составившая теоретическую платформу школы юридического пози­тивизма, представителями которой были Дж. Остин, К. Бергбом, А. Эсмен, Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов и др. Юридический позитивизм сформировалась в результате восприятия его создателями идей позитивной философии О. Конта.

Характерной особенностью позитивистского подхода к праву является отождествление права с действующим законодательством. Сторонники юриди­ческий позитивизма ограничивают задачи юридической науки изучением дей­ствующего в данный момент позитивного права. Право рассматривается пред­ставителями юридического позитивизма как приказ власти, поддержанный санкцией принуждения.

В качестве предмета исследования юридический позитивизм полагает существующее позитивное право. Суть позитивистского подхода в понимании права выражается в утверждении «закон есть закон».

Этот подход характеризуется негативным отношением к любым умозри­тельным концепциям права, создатели которых утверждают, что помимо ре­ально существующего и воспринимаемого государства и связанного с ним мас­сива законодательства существует некое идеальное право и связанное с ним идеальное государство. Подобный негативизм юридический позитивизм рас­пространяет на концепции естественных и неотчуждаемых прав человека, а также на концепцию «духа народа» как источника права. Острие своей кри­тики, таким образом, он направляет на историческую школу права и юснатура­лизм. Сущность права признается юридическим позитивизмом непознаваемой, он концентрирует внимание на существовании права в его фактологически данной конкретике. Таким образом, предметом исследования позитивизма вы­ступают существующие правовые нормы, акты и.т.д. В результате право пред­стает как относительно определенная и легко обозреваемая совокупность пра­вил (норм), принципов и типологических делений.

Позитивистский метод изучения права опирается на формально-логиче­ское исследование юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе. Эмпирическое познание права осуществляется на ос­нове чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а так же от его социально-политических характеристик. Юридический позити­визм в качестве эталона знания выдвигает принципы ясности, строгости, оче­видности. Задача юридической науки, в видении представителей юридического позитивизма, заключается в упорядочении всего массива непрерывно изме­няющегося и разрастающегося законодательства.


Предшественником юридического позитивизма по праву может быть на­зван английский правовед Иеремия Бентам (1748 -1832 гг.), выдвинувший идею, согласно которой предметом юридических исследований должно быть не абст­рактное, отвлеченное естественное право, но реально существующее, законода­тельно оформленное право.

Основателем школы юридического позитивизма является английский правовед Джон Остин (1790–1859 гг.), который в 20-х гг. XIX в. возглавил пер­вую кафедру юриспруденции в Лондонском университете, став первым про­фессором права этого университета.

Правовые взгляды Остина нашли отражение в работе «Определение предмета юриспруденции», а также в посмертно опубликованном труде «Лек­ции о юриспруденции, или философии позитивного закона». Остин испытал влияния утилитаризма И. Бентама и Дж. Ст. Милля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: