Методы ценообразования некоммерческих организаций




Вопросы для второй контрольной работы по дисциплине «Управление некоммерческими организациями» (письменная часть)

1. Маркетинговое планирование

Маркетинговое планирование – это процесс обдумывания изменений маркетинговых действий, активов и ресурсов, которые будут нужны в будущем для поддержки выручки компании и уровня прибыльности, с учетом прогноза изменений на рынке.

Маркетинг является одним из ведущих инструментов менеджмента в некоммерческих организациях. С помощью маркетинга некоммерческие организации решают различные задачи своей деятельности – социальные, благотворительные, культурно-просветительские, научно-исследовательские, привлекая для этого разнообразные формы общественной и государственной поддержки.

Различные цели деятельности некоммерческих организаций требуют выделения отдельных направлений их маркетингового планирования. Некоммерческие организации ориентируют свою работу не только на потребителей, но и на лиц, оказывающих им различные виды поддержки. Согласно рис. 4.1.1, работа с посетителями, контрактниками, заинтересованными лицами, а также средствами массовой информации необходима для оправдания миссии некоммерческой организации и создания ее репутации. Отношения с попечителями, спонсорами, фондами, государственными и местными властями направлены в некоммерческой организации на получение денежной, материальной, организационной поддержки и выделяются в отдельное направление маркетингового планирования.

1.1) Направления маркетингового планирования НКО

Необходимо отметить, что разные области маркетингового планирования в некоммерческой сфере сильно взаимосвязаны. Внимание прессы, создание собственного уникального имиджа и прочной репутации позволяет привлечь интерес частных, корпоративных и государственных вкладчиков. Все это позволяет определить маркетинг в некоммерческой сфере как совокупность взаимосвязанных мер, направленных на удовлетворение потребностей потребителей и получение внешней поддержки. НКО + СОЗДАНИЕ РЕПУТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ + ПОЛУЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОДДЕРЖКИ.

 

2. Фандрейзинговое планирование некоммерческих организаций

В настоящее время в российской НК сфере все большую популярность приобретает стратегия фандрейзинга. Фандрейзинг представляет собой методику поиска источников финансирования, т.е. объединяет деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования.

В некоммерческой сфере фандрейзинг направлен на выполнение социальных задач, таких как проведение просветительской работы; улучшение здоровья населения; изучение, сохранение и защита музейных коллекций, памятников архитектуры и т.д.

Организация фандрейзинговой кампании является сложным процессом, который можно разделить на четыре этапа. Первый этап заключается в планировании финансовой кампании, второй этап состоит в реализации фандрейзинга, третий этап включает осуществление контроля за ходом реализации фандрейзинга, а четвертый этап сводится к оценке результатов проведенной фандрейзинговой кампании.

Этапы фандрейзинга Составляющие этапа
1. Планирование · Разработка содержательной программы привлечения средств; · Определение расходов некоммерческой организации на предстоящий период; – Выбор видов фандрейзинга.
2. Реализация · Выбор методов проведения фандрейзинга; · Установление ответственности за проведение фандрейзинга; – Выделение средств на реализацию фандрейзинга.
3. Контроль · Осуществление контроля за ходом реализации фандрейзинга; · Корректировка планов с учетом произошедших изменений.
4. Анализ · Определение эффективности этапа планирования; · Анализ эффективности этапа реализации; – Оценка эффективности конечных результатов.

Для оценки эффективности конечных результатов фандрейзинга используются коэффициент окупаемости расходов на фандрейзинг (Kобор) и коэффициент рентабельности фандрейзинга (Rф).

Коэффициент окупаемости расходов на фандрейзинг показывает, сколько раз за выбранный период расходы на фандрейзинг окупаются за счет привлеченных в ходе фандрейзинга средств.

Коэффициент рентабельности фандрейзинга показывает, сколько прибыли (разница между привлеченными средствами и расходами на фандрейзинг) приходится на единицу привлеченных от фандрейзинга средств.

Для каждого вида фандрейзинга можно выделить частные показатели эффективности. Так, для проектного фандрейзинга актуальными будут показатели доходности проекта, расходы на проект и др. Для оперативного фандрейзинга целесообразно применять коэффициенты покрытия различных видов расходов (коммунальных расходов, расходов на заработную плату и др.).

Фандрейзинговая политика некоммерческих организаций, как эффективная форма привлечения финансирования в рыночных условиях, приобретает в российских условиях большое значение. Сложное финансовое положение отечественных некоммерческих организаций заставляет последних заниматься поиском новых источников доходов.

Российский опыт применения фандрейзинга не является полным дублированием американского опыта. В нем нашли отражение такие факторы, как национальная специфика функционирования некоммерческой сферы, направления развития отечественной благотворительности и др., что привело к формированию особенностей отечественного фандрейзинга.

 

3. Бизнес-планирование.

Бизнес-планирование – это отдельный вид планирования, нацеленный в большинстве случаев на привлечение финансирования со стороны инвестора (финансово-кредитных учреждений, компаний, государства) для реализации проекта (программы), создания или развития новых направлений деятельности организации. Некоммерческие организации активно используют бизнес-планирование для развития основных и предпринимательских направлений деятельности. Так, некоммерческие организации осуществляют бизнес-планирование для проведения выставок, конференций, семинаров, фестивалей, а также для развития производственной и торговой деятельности (услуг общественного питания, издательской деятельности, консультирования) и др.

Внутрифирменные функции бизнес–планирования.

Функции бизнес-планирования Их содержание
1.Оценка деятельности организации Анализ ресурсного потенциала организации, выявление и оценка резервов. Анализ финансового состояния организации.
2. Стратегическое планирование Разработка стратегии развития организации, постановка целей деятельности, определение методов достижения поставленных целей.
3. Прогнозирование Прогнозирование результатов реализации проекта (финансовых, производственных показателей).
4. Организация и управление Разработка организационной структуры управления, системы оплаты труда, системы контроля за результатами деятельности.

Внешние функции бизнес – планирования

Функции бизнес-планирования Их содержание
1. Анализ макросреды Определение влияния экономических, политических, демографических, социально-культурных, научно-технических, природных факторов на деятельность организации.
2. Анализ внешней микросреды Оценка влияния потребителей, конкурентов, поставщиков, партнеров, контактных аудиторий на деятельность организации.
3. Привлечение финансирования Привлечение заемного капитала, государственных средств на безвозвратной основе, спонсорских средств, инвестиций со стороны частных лиц и организаций.
4.Расширение деловых контактов и сфер влияния. Проведение переговоров, PR-мероприятий.

Неотъемлемой частью бизнес-планирования является составление бизнес-плана.

Бизнес–план – это документ, подробно описывающий будущий проект, анализирующий проблемы, которые могут иметь место, и определяющий способы их решения.

Бизнес–план предполагает решение различных задач, в частности:

1. Оценку организационно-экономического состояния предприятия.

2. Выявление потенциальных возможностей предприятия на основе анализа макро– и микросреды.

3. Анализ финансовой привлекательности проекта.

Бизнес – план имеет два основных направления:

· Внутреннее. Подготовить программу реализации проекта с оценкой результатов на каждом этапе его реализации.

· Внешнее. Информировать внешнего инвестора и других заинтересованных лиц о технических, организационно-экономических, финансовых и прочих преимуществах проекта.

 

4. Ценовая политика некоммерческих организаций

В силу экономических особенностей деятельности НКОсистема ценообразования данных организаций имеет ярко выраженную специфику. Согласно эффекту «Болезни Баумоля», расходы некоммерческих организаций растут быстрее их доходов, следовательно, цены на некоммерческие услуги отстают от среднего уровня цен в экономике.

Кроме того, на формирование цен в некоммерческой сфере часто оказывает влияние наличие локальной (естественной) монополии на рынке некоммерческих услуг. В провинциальных городах, как правило, экономически не оправдано создание нескольких художественных музеев, театров, высших учебных заведений и т.д. Следовательно, можно говорить о наличии определенного барьера для входа новых производителей на локальный рынок некоммерческих услуг.

Кроме того, уникальные некоммерческие объекты (Эрмитаж, Санкт-Петербургский государственный университет, Благотворительный фонд «Санкт-Петербург» и др.) также не испытывают значительного влияния конкуренции на их деятельность. Они в данном случае предстают естественными монополистами на рынке некоммерческих услуг. Как результат, некоммерческие организации, не испытывая конкуренции со стороны других производителей, имеют большую свободу в установлении цен на свою продукцию.

НКО могут устанавливать дифференцированные цены на входные билеты по возрастному признаку (дети, школьники, студенты, пенсионеры), по отдельным категориям потребителей (участники войны, ветераны труда, инвалиды, иностранные и российские граждане; а также отдельные лица и группы) и уровню дохода (российские и иностранные граждане). Уровень цены также может формироваться в зависимости от времени посещения некоммерческой организации (день-вечер, открытые–закрытые часы работы), популярности, уникальности услуг и т.д. Кроме того, некоммерческие организации активно разрабатывают привилегии для спонсоров, друзей и т.д.

Однако на формирование цен в НКО оказывают влияние не только данные факторы, но и национальные особенности ценообразования, а также расходы, связанные с введением системы цен (привлечение дополнительных служащих, организация пропускной системы на входе, увеличение административных расходов и т.д.) В некоторых случаях такие расходы оказываются настолько велики, что применение той или иной ценовой политики является не целесообразным.

Методы ценообразования некоммерческих организаций

К методам ценообразования относятся методы определения цен:

–на основе торговых наценок,

–расчета точки безубыточности и получения целевой прибыли;

–ценностной значимости товара для потребителя;

–цен конкурентов;

–тендерного ценообразования и др.

 

5. Методы ценообразования некоммерческих организаций

Суть этого метода расчета цен проста и состоит в следующем: к себестоимости изделия начисляется стандартная надбавка. Чаще всего этим методом пользуются посредники для расчета конечной цены товара и определения размеров своего вознаграждения. Так, оптовые и розничные продавцы при определении своих цен исходят из затрат, связанных с приобретением товаров (оптовыми продавцами — у производителя, розничными — у оптовых продавцов или непосредственно у производителя), и наценок (оптовых, розничных), которые устанавливаются продавцами по их усмотрению и должны обеспечить покрытие затрат, связанных с их деятельностью и получением желаемой прибыли.

Размер наценок зависит от многих факторов: от характера товара, объемов его продаж, положения продавцов на рынке, сложившихся на рынке величин наценок, желаний продавцов, государственного вмешательства в ценообразование и т.д.

 

6. Ценовая дискриминация некоммерческой организации

Ценовая дискриминация – это установление различных цен на один и тот же товар или услугу в зависимости от ряда признаков.

Наиболее распространенными примерами ценовой дискриминации в некоммерческой сфере являются различная входная плата в музеи, разные тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг и др. Однако, если различие в ценах связано с качеством самого товара или уровнем обслуживания (например, более высокая входная плата в музей дает возможность посещения дополнительных выставок или отделений музея), то такие цены не являются дискриминационными. В этом случае разные цены обусловлены разными затратами на выпуск товара или услуги.

К необходимым условиям проведения ценовой дискриминации можно отнести следующие:

Затраты на выпуск и реализацию товара или услуги являются постоянными. Иными словами, себестоимость продукции является фиксированной величиной и не меняется в течение определенного отрезка времени.

Товары и услуги, реализуемые на рынке по разным ценам, не могут перепродаваться. Таким образом, исключается возможность перепродажи продукции, купленной по низким ценам, а также возможность случайной покупки по льготному тарифу. На практике данное ограничение может реализовываться с помощью дополнительных форм контроля (предъявление документов, дающих право на льготные тарифы; идентификационные карты, смарт–карты и т.д.)

Различают три основные вида ценовой дискриминации.

Потребительская ценовая дискриминация или дискриминация первого вида. Особенностью потребительской ценовой дискриминации является то, что разные цены на товары и услуги обусловлены различными характеристиками покупателей. В качестве потребительских характеристик чаще всего выступает уровень доходов, а также социальный статус, образование, профессия, возраст потребителей и т.д. Например, медицинские услуги могут оказываться по различным ценам для обеспеченных и малообеспеченных потребителей; для детей, студентов, пенсионеров, инвалидов; для медицинских и других работников. На сегодняшний день потребительская ценовая дискриминация является самой распространенной в некоммерческой сфере.

Количественная ценовая дискриминация или дискриминация второго вида. Спецификой количественной ценовой дискриминации выступает то, что цена на товар или услугу прямо зависит от количества приобретаемой продукции. Чем больше товаров приобретается покупателем, тем дешевле он будет для него стоить. Ярким примером количественной ценовой дискриминации в некоммерческой сфере может являться продажа абонементов в театр или концертные организации. При приобретении абонемента цена одного посещения театра или концертной организации будет обходиться дешевле, чем покупка отдельных входных билетов на все представления. Абонементная торговля имеет некоторые аналогии с оптовой торговлей в коммерческой сфере. При приобретении большей партии товаров, цена за единицу изделия будет ниже.

Индивидуальная ценовая дискриминация или дискриминация третьего вида. Отличительной характеристикой индивидуальной ценовой дискриминации является возможность установления цен для каждого покупателя индивидуально. Данный вид ценовой дискриминации принято называть совершенной, так как каждый потребитель платит максимально возможную для него цену в зависимости от уровня его доходов, социального статуса и т.д. Однако на практике использовать в полной мере индивидуальную ценовую дискриминацию не представляется возможным. Поэтому ее применяют чаще всего в некоммерческой сфере при обслуживании VIP–клиентов. К примеру, театры могут устанавливать так называемые именные ложи, лечебные учреждения – VIP–палаты.

 

7. Классификация налогов

Согласно части первой Налогового Кодекса РФ, все налоги и сборы, действующие на территории Российской Федерации, делятся на три группы:

· федеральные налоги и сборы,

· налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы),

· местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы являются обязательными к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

 

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

 

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

 

8. Налоговые льготы некоммерческих организаций

С принятием части второй Налогового кодекса РФ число налоговых льгот для некоммерческих организаций значительно сократилось. Наиболее существенной стала отмена льгот по уплате налога на прибыль для некоммерческих организаций.

Налог на прибыль

Согласно главе 25 Налогового кодекса, вступившей в действие с 1 января 2002 г., все некоммерческие организации являются плательщиками налога на прибыль независимо от того, ведут они предпринимательскую деятельность или нет. Налоговая ставка составляет 24 процента от суммы налогооблагаемой прибыли. Для целей налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (услуг, работ), имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Однако в ст. 251 Налогового кодекса определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. Для некоммерческих организаций это преимущественно целевые поступления (см. табл. 6.2.1). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные и членские взносы (отметим, что данные взносы могут собираться только некоммерческими организациями, основанными на системе членства – общественными организациями, ассоциациями (союзами), некоммерческими партнерствами), целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Необходимо заметить, что такие некоммерческие организации, как государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации не вправе получать пожертвования, согласно ст. 582 части второй ГК РФ. Это связано с тем, часть вторая ГК РФ была принята до принятия Закона РФ «О некоммерческих организациях», который предусматривал новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций, не нашедшие отражения в ГК РФ.

2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

4) средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;

5) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;

6) имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

7) средства в виде полученных от физических лиц, некоммерческих организаций (в том числе иностранных и международных организаций и объединений по перечню таких организаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.02 № 923) грантов на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: