Билет 11 ТП Политическая власть, ее механизм, источники, основания, ресурсы. Соотношения политической и государственной власти




Пол. власть — это особое общественное отношение, которое проявляется в способности одного или нескольких лиц эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам —от убеждения до принуждения и проводить свою волю. По своей сущности власть есть принуждение. Обращение к проблеме ресурсов и механизмов валсти —это попытка выявить природу властного воздействия, понять первичные истоки власти отношений и непосредственные средства, используемые для достижения поставленных целей. Власть по определению есть способность субъекта проводить собственную волю вопреки сопротивлению других, поэтому ее реализация предполагает использование определенных методов и средств. В политической теории средства властного воздействия делят на реальные, т.е. используемые властью в конкретный период (их называют основаниями власти), и потенциальные, т.е. те, которые могут быть использованы, но пока не используются (их называют ресурсами власти). Гос. власть составляет ядро пол. власти, но не исчерпывает полностью ее содержание. Пол. власть включает в себя также власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров ит.д. Пол. и гос. власть, во многом совпадая, не тождественны.

Билет12. ТП Легальность и легитимность политической власти. М. Вебер о типологии легитимности власти. Эффективность и легитимность власти. Легитимность власти и ее источники.– легитимностью, это способность власти обеспечивать себе поддержку населения сформировать уважение и желание подчениться. Если власть опирается только на принуждение (фи., материальное, псих-ое), то возможности ее достаточно ограниченны. Легитимность представляет псих-ую характеристику.. Термин легальность пол. власти означает законность (юр. основания) считать данную пол. власть легальной. Типы: традиционный- основывалась на глубокой вере в священный характер традиции и легитимность тех, кто пришел к власти благодаря этой традиции. Учреждаются правила престолонаследия для властителей, правила рекрутирования элиты, раздачи земель, сословные кодексы чести, которые опирались на божественный характер власти монарха. Харизматическое господство, характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку власть в лице лидера наделяется выдающимися, а подчас и сверхъестественными качествами. Легально-рациональный тип легитимности власти основан на вере в справедливость формальных правил и процедур. Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в короткие сроки с меньшими издержками. Эффективность власти зависит от ее легитимности.

Билет13.Демократия как форма политической жизни: понятие, теории, принципы, институты, модели и условия. Демократические начала политической жизни Республики Беларусь. «власть народа.» Во-первых- общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида. Во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть В-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Либеральная ТД рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либ. модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия 2. Теория прямой (или идеититарной) Д., одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо, отрицает принцип представительности. 3.Сторонники т. плюралистической д. отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти4.Последователи элитарной ТД - следует идти не от идеала демократии, а, наоборот, от признания в качестве нормы лишь того, что проверено на практике. 8 принципов демократии. это: - Признание источником власти народа или его определенной части- Выборность представительных органов власти- Постоянное воздействие общества на гос. власть,- Равноправие граждан с относительного участия в пол.й жизни- Верховенство закона и равенство всех перед законом- Покорение меньшинства большинству при принятии решений и признании интересов и защита прав меньшинства- Пол. плюрализм,- Право граждан на независимую информацию. В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.1. Прямая демократия- (референдумы и инициативные движения).2. Представительная д..-воля народа выражается через институт посредников,

Билет14.Системный подход к анализу политики. Политическая система: понятие, элементы, структура и функции. Модель функционирования политической системы по Д. Истону. «Политическая система» включает совокупность институтов по осуществлению политической власти все формы коммуникации между субъектами и объектами управления. Ф ункции: конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения; адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей. охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов; внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами; консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп; распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей; Элементы: 1.организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты — парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.; 2.нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции; 3.коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;4.культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология. политическая система, по Д. Истону, есть совокупность политических взаимодействий в данном обществе. Основное назначение ее состоит в распределении ресурсов и побуждении к принятию этого распределения в качестве обязательного для большинства членов общества. Будучи «открытой» и приспосабливающейся системой поведения, политическая система испытывает на себе влияние внешней среды. При помощи регулирующих механизмов она вырабатывает ответные реакции, регулирует свое поведение, преобразует и изменяет свою внешнюю структуру, приспосабливаясь к внешним условиям. Обмен и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа-выхода». Роль «входа»(требования и поддержка) заключается в воздействии окружающей среды на систему, в результате чего возникает реакция на «выходе», т.е. авторитетные решения по распределению ценностей.

Билет15. Политический режим и его критерии. Особенности политического режима в Республике Беларусь. Политический режим —это конкретные формы и методы реализации власти, посредством определенной структуры и властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти. Тоталитарный, означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто. Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношении власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии. допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции. Д емократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т.д. общераспространенная законность, конкурирующая политика. наличие политических партий, гражданские, политические и социальные права..В РБ идет активный процесс становления демократического режима. Соответсвует принципам демократии.(верховенство закона, разделение властей, и тд)

Билет №16

Отп. Основные концепции правопонимания.Общая теория права выделяет три вида правопонимания: нормативное, социологическое и нравственное. Согласно нормативной точке зрения, право представляет собой систему юридических норм, изданных государством и взятых под его защиту. Сторонники этого подхода в большинстве случаев отождествляют право и закон. Нормативное правопонимание основано на представлении, что право - это нормы, изложенные в законах и подзаконных актах. При таком подходе различие между правом как системой норм и законом как формой права проводится формально, а не по существу. Представители социологического направления под правом понимают правоотношения или право в действии. Юристы-социологи обращаются к процессу реализации норм права и выдвигают лозунг "право в действии — живое право". По Муромцеву, право представляет собой "совокупность правовых отношений (правовой порядок) Современные сторонники социологического подхода утверждают, что "право выступает в первую очередь как определенный порядок в обществе" Законы, по их мнению, представляют собой только часть права. Действующее право существует не в виде законов, а как система общественных отношений.

Билет № 17

17. Понятие социальных норм общества, их признаки и виды.

Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений. Степень и характер регулирующего влияния на общественные отношения позволяет выделить в системе нормативного регурования наряду с правом следующие группы норм.Виды социальных норм: - обычаи (нравы, традиции, обыкновения, обряды, ритуалы)- религиозные нормы- корпоративные нормы- мораль (нравственность). Социальные нормы:- представляют определенный стандарт- определяют границы должного и возможного возможного ориентиром в выборе социально одобряемого поведения- имеют общую цель – обеспечение организованности в общественных отношениях. Признаки1. Социальные нормы являются правилами поведения людей 2. Социальные нормы - это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). 3. Социальные нормы - это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе

БИЛЕТ №18



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: