Деятельностный (процессуальный) подход к политике. Понятие политдеятельности, политповедения и участия. Абсентеизм.




В соответствии с деятельностным подходом в структуре политдеятельности выд. след. осн. пары элементов: субъекты и объекты, цели и средства, условия и результаты, интересы и ценности, мотивы и установки.

Интерпретация избират. политики партии в период выб. Кампании с с этой т.зр.: политсубъект (партия), исходя их кол-ных интересов (контроль над властью), пытается воздействовать на политобъект (электорат) в предвыборной кампании, чтобы получить больше бюллетеней и голосов, сформировать многочисленную фракцию парламента и, в итоге, правительство (цели). Успех избир. борьбы также связан как с оптим. формами диалога с избирателями, так и с гибкой тактикой партии по отношению к др. субъектам партийной борьбы. Также она вкл. партийное противоборство и соревнование. Деятельностный цикл: условия в виде опредмеченной деятельности детерминируют деятельность каждого из субъектов, а разнонаправленная деятельность каждого из субъектов снимается их взаимодействием; взаимодействие опредмечивается, модиф-я условия; новые условия полагают новый акт взаимодействия субъектов и т. д.

Политдеятельность отражает все многообразие действий людей в сфере политики как в персонализированных, так и в инстит-ных формах. Понятие «политактивность» подчеркивает опр-й направленности полит деятельности - на соверш-ие или изменение соцо-эконом. и полит. порядка, полит. институтов. Полит. активность на инд. уровне - это совокупность тех форм жизнед. отдельного лица, в кот. проявляется ее стремление активно уч-ть в политпроцессах, отстаивать свои политправа и интересы.
П олитучастие не связано с проф-й политдеятельностью. Формы политучастия: участие в выборах, референд, митингах, демонстр и т.д. П олитповедение – любая форма участия в осущ. власти или противод. ее осуществлению. Политабсентеизм - уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д.

 

 

Билет 35 Понятие полит. (и управленческого) решения. Основания принятия, процесс выработки, модели принятия и формы закрепления политических решений.

Политрешение — это сознат. Выбор одного из не менее двух возможных полит действий.

Политрешения предшествуют политдействиям, дают им импульс. Если политдействие есть тип практ.деят-ти, направленный на закрепление или преобразование общ. отношений, то политрешения принадлежат к типу внепрактических действий.

Процесс выработки политрешений дает возможность выделить в содержании политпроцесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу.

Принятие политрешений — центральный элемент преобразования политтребований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования соцотношений, это технологическое преобразование политвласти в управление соцпроцессами. Типы политрешений: законы и постановления высших органов власти; решения местных органов власти; решения, принимаемые непосредственно гражданами; решения высших органов политпартий и общ.организаций.

Три основные модели принятия решений (А. Джордж): формальная, соревновательная и коллегиальная. Ф. м. предусматривает наличие четко построенной иерархии системы коммуникации и процедур прохождения информации. С. м. способствует выдвижению альтернативных инф. потоков и соотв. проектов решений. К. м. требует коллективного труда в поисках наиоптимальнейшего проекта решений.

Также бывают модели полит решений: модель рационального выбора (Э. Даунс) - уяснение существа проблемы, форм-ие цели на основе приемлемых предпочтений, выбор альтернативы, кот. с наименьшими издержками приведет намеченной цели; модель постепенного продвижения к цели (Ч Линдблом) – подбор из находящихся «под рукой» альтернатив наиболее подходящей, прагматичные небольшие шажки к цели; смешанно-сканирующая модель (А. Этциони) – сочетание обстоятельного анализа всех возможных эффективных вариантов решения и дальнейшее продвижение их, с постепенным продвижением их к цели, путем решения частных задач; организационно-бюрократическая модель (Г. Алдисон) – совокупность конкурирующих сил, соотношение между которыми постоянно меняется.

Каждое принятое политрешение должно быть обосновано, подкреплено убедительными док-ми того, что оно отвечает общественным интересам и подлежит удовл-ию. Зачастую с целью обосновать то или иное политрешение соцгруппы призывают к идеалам, ценностям и убеждениям. Однако это не всегда срабатывает. В иных случаях соцгруппы могут через СМИ пытаться менять идеалы, ценности и убеждения, чтобы обосновать противоречивые решения. Порой привлекают внимание к тем или иным решением рпотивоправными действиями.

Формами закрепл. Полит.решений являются такие док-ты как: Законодат, акты, приказы и указы, постонавления, резолюции, договоры, соглашения, пакты, конвенции, протоколы, хартии, манифесты.

Билет36. Политический процесс: понятие и структура. Стадии общего политического процесса и виды частичных политических процессов. Современные политические процессы в Республике Беларусь. Политический процесс представляет собой совокупность действий институциализированных и неинститу-циализированных субъектов политики, преследующих свои цели по обеспечению, формированию и изменению политического порядка. политический процесс выражает своего рода технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.Таким образом, сущность политического процесса заключается, с одной стороны, в производстве и воспроизводстве различных компонентов политической системы, человека политического, структур, институтов и средств политического властвования и политического участия, политической культуры и норм, а с другой стороны, в производстве посредством политической системы определенного социального порядка и социальных изменений. Структура политического процесса включает в себя три основных элемента: 1) субъект политики; 2) объект, который должен быть создан или достигнут как цель политического процесса; 3) средства, методы, ресурсы, исполнители процесса.

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные. Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы. Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: