Образец проверочной работы РПР для 8 класса
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА
Инструкция по выполнению работы
Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу.
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа состоит из 20 заданий.
Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно.
Внимательно читайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему.
Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Ответы записывайте в БЛАНК ОТВЕТА; старайтесь не допускать исправлений, поскольку это приводит к снижению баллов на 1 и более. Бланк подпишите под руководством учителя.
Ответ оформляйте согласно требованиям задания.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно
больше баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1–5.
(1)................................................................................................................................
......................(2)Некоторые виды луней окрашены в голубовато-пепельные цвета, так что издали в полёте они кажутся белёсыми.
(3)............................................ с ними, а не с луной, как думают некоторые, и сравнивают поседевшего, белоголового человека. (4)Лунь с загнутым клювом и с венцом перьев вокруг щёк и подбородка удивительно напоминает убелённого сединами бородатого старца.
[1] Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? Запишите его в текст.
Кто такой лунь?
Лунь – птица семейства ястребиных.
Коршун и лунь – хищные птицы.
Мы должны беречь и охранять редких животных.
Лунь и луна – однокоренные слова.
[2] Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Запишите его в текст.
Например,
Потому что
Именно
Или
Хотя
[3] Из четвёртого (4) предложения текста выпишите грамматическую основу.
[4] Запишите термин, верно характеризующий второе (2) предложение текста по количеству грамматических основ.
[5] Укажите, какой частью речи является слово ВОКРУГ из четвёртого (4) предложения текста.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 6–20.
(1)Если человек своим поведением грубо нарушает общественный порядок, проявляет явное неуважение к отдельным лицам или обществу в целом, уголовное право квалифицирует его как хулигана.
(2)Чтобы проследить историю возникновения этого слова, совершим экскурс в предместье Лондона конца XVIII века. (3)Жил там некто Хулигэн, содержатель постоялого двора, который с другими членами своего отнюдь не святого семейства наводил ужас на всю округу, замершую в страхе. (4)Необузданный буян и драчун настолько прославился нарушениями закона, что имя его пополнило разряд нарицательных существительных с негативной оценкой.
(5)В XIX веке англичане стали именовать хулиганами дерзких уличных озорников Лондона, а затем и грабителей, преступающих закон и нападающих на прохожих на неосвещённых улицах. (6)Распространению этого слова в немалой степени способствовала популярная комическая песенка, исполнявшаяся в Англии в 1880-1890-х годах, героем которой был знакомый нам Хулигэн. (7)Затем невольную рекламу создала одна из газет, сделав его персонажем множества пародий и шуток.
(8)О хулиганах заговорили уже не только на Британских островах, но и во всей Европе, а затем в Америке. (9)В начале XX века слово «хулиган» прочно утвердилось и в русском языке.
(По Э.А.Вартаньяну)
[6] Какова цель автора данного текста? Запишите свой ответ 1–2 предложениями.
[7] Какие предложения текста поясняют содержание того, о чём говорится во втором (2) предложении? Укажите номера этих предложений.
[8] По каким причинам слово «хулиган» быстро распространилось в Англии?
Запишите свой ответ 2-3 предложениями, которые представляли бы собой связное высказывание.
[9] Укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение написания Н и НН в словах текста.
1) ОБЩЕСТВЕННЫЙ (порядок) – -НН- пишется, потому что это суффикс прилагательного -ЕНН-.
2) ОБЩЕСТВЕННЫЙ (порядок) – -НН- пишется, потому что в
прилагательном одна Н относится к основе -обществен- а другая – к
суффиксу.
3) ОБЩЕСТВЕННЫЙ (порядок) – -НН- пишется, потому что это суффикс
-ЕНН- полного страдательного причастия настоящего времени.
4) НЕОСВЕЩЁННАЯ (улица)– -НН- пишется, потому что это краткое
страдательное причастие с приставкой.
5) НЕОСВЕЩЁННАЯ (улица) -НН- пишется, потому что это суффикс
отглагольного прилагательного –ЁНН-.
[10] Из предложений 2–4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
[11] Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от значения морфемы.
[12] В каком ряду при написании обоих слов следует применить правило «Правописание безударных личного окончания глагола и суффикса причастия зависит от спряжения глагола»? Выпишите этот ряд, дополнив его своим примером.
квалифицирует, наводивший, <…>
проявляет, замершую, <…>
нарушает, нападающих, <…>
утвердилось, исполнявшаяся, <…>
[13] Укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение слитного написания НЕ в словах текста.
1)НЕОБУЗДАННЫЙ (предложение 4) – причастие, нет зависимого слова.
2)НЕОБУЗДАННЫЙ (предложение 4) – имя прилагательное, есть синоним
без НЕ, например «дикий».
3) (в) НЕМАЛОЙ (степени) (предложение 6) – имя прилагательное, нет
зависимого слова.
4) (в) НЕМАЛОЙ (степени) (предложение 6) – имя прилагательное, слово без НЕ не употребляется.
5) (в) НЕМАЛОЙ (степени) (предложение 6) – имя прилагательное, есть
синоним без НЕ-, например «большой».
[14] Какие причастия и деепричастия образованы от глагола НАРУШАТЬ