ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Кооперативный метод обучения облегчает решение сложных педагогических задач




Педагогическая технология — это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответ­ствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития студентов. Наиболее часто используются диалоговые, игровые, проективные, исследовательские технологии.

Кооперативный метод обучения облегчает решение сложных педагогических задач. Задача делится между отдельными студентами и группами, которые потом обмениваются знаниями.

Педагогическая задача — это субъективный способ отражения педагогической ситуации в сознании педагога или воспитанника.

Педагогическая задача в этом значении — это осмысление сложившейся педагогической си­туации с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической деятельности. В технологическом отношении осознание ситуации как задачи происходит поэтапно:

· эмоционально-образное восприятие события, при котором у педагога (воспитанника) складывается образ педагогической ситуации;

· анализ обстоятельств, в результате которого выделяются существенные условия, вырабатывается модель педагогической ситуации;

· прогнозирование и оценка перспектив развития ситуации и возможных последствий этого процесса;

· выделение исходных данных и вопроса или противоречия, которое требуется разрешить;

· формулировка целевых установок в разрешении выделенного противоречия;

· разработка проекта деятельности по достижению сформулированных целей;

· отбор средств диагностики и коррекции достижения намеченного результата.

В этом отношении выделяются различные технологии решения педагогических задач:

· Репродуктивные технологии направлены на разрешение типовых педагогических задач, систематически повторяющихся в учебно-воспитательном процессе. Повторяющиеся действия педагога в повторяющихся педагогических ситуациях способствуют закреплению ритуалов в проведении урока и внеучебной работы, формируют у детей ощущение стабильности, снижают напряженность в педагогическом процессе. При этом репродуктивные технологии не подразумевают шаблона, «ритуального поведения» педагога — вариативность в его деятельности обусловлена адаптацией технологии к конкретным условиям ситуации, состоянию детей, профессиональному стилю педагога.

· Продуктивные технологии направлены на решение нетиповых (или вариативных) педагогических задач и требуют собственных поисковых действий педагога. Эти решения, в зависимости от субъективной новизны задачи, могут быть разного уровня: комбинации из известных технологий, дополнения собственными приемами и методами уже известных технологий или новаторские разработки, основанные на принципиально новых философских или психологических идеях.

· Алгоритмические технологии характеризуются тем, что они направлены на решение эвристических педагогических задач в принципиально непрогнозируемых ситуациях (например, организацию творчества детей). Такие технологии представляют собой не вариант решения задачи, а алгоритм эвристического поиска возможных решений, их сравнения, оценки и выбора. Алгоритмические технологии представляют собой алгоритм поиска эвристических задач, способ решения которых заранее неизвестен субъекту (Л. М. Фридман) или задач, вызы­вающих познавательную активность ребенка (П. И. Пидкасистый).

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

6.1. Условия допуска студентов к сдаче зачета.

К зачету допускаются студенты, посетившие не менее 75% семинарских и практических занятий, предоставившие конспекты лекций, написавшие итоговую контрольную работу на оценку не ниже «3», выполнившие предусмотренные СРС, что соответствует 40 баллам рейтинга. Если студент пропустил семинарское занятие, необходимо отработать его, написав конспект любых двух вопросов, представленных в плане семинарского занятия.

6.2. Условия получения зачета по текущей успеваемости («автоматом»).

Студенты, занимающиеся на «отлично» в межсессионный период, выступающие с докладами на семинарских занятиях, научном кружке, конференциях различного уровня и имеющие «отлично» по контрольным работам, получают оценку «отлично» по учебной дисциплине без сдачи экзамена.

6.3. Вопросы к зачету.

1. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «образование для всех».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы.

3. Программа «Школа России».

4. Программа «Гармония».

5. Программа «Школа 2000».

6. Программа «Школа 2100».

7. Программа «Начальная школа XXI века».

8. Программа «Классическая начальная школа».

9. Программа «Перспективная начальная школа».

10. Программа «Планета знаний».

11. Система Л.В.Занкова.

12. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

13. Начальное образование в странах западной Европы.

14. Начальное образование в США и Канаде.

15. Начальное образование в странах Африки и Азии.

6.4. Учебные рейтинговые модули.

Учебный модуль № 1

Учебные задания Оценки
Отл. Хор. Удов.
Баллы
1. Освоить теоретический раздел программы: -проблема программности воспитания и обучения детей начального школьного возраста в отечественной педагогике и практике; -традиционная система обучения в начальной школе; -развивающие системы обучения в начальной школе; -зарубежный опыт обучения в начальной школе за рубежом.     0,75 0,75 0,75 0,75   0,5 0,5 0,5 0,5
2. Разработайте беседу для родителей по проблемам семейного воспитания младших школьников.      
3. Проанализируйте на выбор образовательную программу для детей младшего школьного возраста.      
4. Выполнить программированный контроль.      
3. Написать мини-сочинение по теме: «Пути повышения качества начального школьного образования».      
Общее количество баллов      
Оценка посещаемости аудиторных занятий (общее количество аудиторных часов, модуль №1)
Часы                  
Баллы                  
Возможный максимум для модуля № 1 – 30 баллов (20 за успеваемость + 10 за посещаемость) – минимум 20 баллов Округление суммы баллов – до целых в пользу студента  
                           

 

6.5. Материалы тестового контроля знаний студентов.

РАЗДЕЛ 1. Проблема программности воспитания и обучения детей начального школьного возраста в отечественной педагогике и практике.

Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике.

1.Основная идея документа заключается в обязательном обеспе­чении интересов и прав детей, создании необходимых мер для вы­живания, развития, защиты и обеспечения активного участия под­растающего поколения в жизни общества.

А. Конвенция о правах ребенка» (1989).

Б. Декларация прав ребенка» (1959).

В. Всеобщая Декларация прав чело­века.

Г. Программа воспитания и обучения в детском саду.

2. Важнейший правовой принцип, утвержденный в документе - признание ребенка полно­ценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъек­та общества во всем комплексе гражданских, политических, эко­номических, социальных и культурных прав.

А. Конвенция о правах ребенка» (1989).

Б. Декларация прав ребенка» (1959).

В. Всеобщая Декларация прав чело­века.

Г. Программа воспитания и обучения в детском саду.

3. Основной ее тезис - «че­ловечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет».

А. Конвенция о правах ребенка» (1989).

Б. Декларация прав ребенка» (1959).

В. Всеобщая Декларация прав чело­века.

Г. Программа воспитания и обучения в детском саду.

4. Призывала родителей, неправительственные организации, местные власти, правительства, общественность стран стремиться обеспечить детям такие условия, которые позволяют им развиваться здоровыми людьми, свободными от любых форм насилия, с чув­ством собственного достоинства.

А. Конвенция о правах ребенка» (1989).

Б. Декларация прав ребенка» (1959).

В. Всеобщая Декларация прав чело­века.

Г. Программа воспитания и обучения в детском саду.

5. Документ, в котором не просто декларируются права детей, а на основе юридических норм предлагаются меры для защиты этих прав.

А. Конвенция о правах ребенка» (1989).

Б. Декларация прав ребенка» (1959).

В. Всеобщая Декларация прав чело­века.

Г. Программа воспитания и обучения в детском саду.

6. Важные идеи документа - гуманизация и деидеологизация дошкольного обра­зования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: доб­ра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

А. Конвенция о правах ребенка» (1989).

Б. Декларация прав ребенка» (1959).

В. Всеобщая Декларация прав чело­века.

Г. Программа воспитания и обучения в детском саду.

7. В утвержденном в 1991 г. постановлением Совмина РСФСР документе отмечалось, что программа, как обязательный документ для всех дошкольных учреждений, неизбежно приводит к единообра­зию форм, содержания и методов педагогического процесса, не учи­тывает индивидуальные особенности детей.

А. Конвенция о правах ребенка» (1989).

Б. Декларация прав ребенка» (1959).

В. Вре­менное положение о дошкольном учреждении.

Г. Программа воспитания и обучения в детском саду.

8. «Основными функциями дошкольного учреждения, - говорит­ся в документе, - являются:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;

забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

А. Конвенция о правах ребенка» (1989).

Б. Декларация прав ребенка» (1959).

В. Вре­менное положение о дошкольном учреждении.

Г. Программа воспитания и обучения в детском саду.

9. Государственная политика в области образования была отра­жена в документе

А. Конвенция о правах ребенка» (1989).

Б. Декларация прав ребенка» (1959).

В. Вре­менное положение о дошкольном учреждении.

Г. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1991).

10. С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. был подготовлен документ

А. Конвенция о правах ребенка» (1989).

Б. Методическое пись­мо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации».

В. Вре­менное положение о дошкольном учреждении.

Г. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1991).

РАЗДЕЛ 2. Традиционная система обучения в начальной школе.

1. Педагогическая работа в программе строится на основе теоре­тических позиций о ведущей роли деятельности в психическом раз­витии ребенка и становлении его личности.

А. Программа «Радуга».

Б. Программа «Детский сад – дом радости».

В. Программа «Развитие».

Г. Программа «Одаренный ребенок».

2. Существенным моментом в педагогической работе по этой программе является так­же создание у детей мотивации, побуждающей их овладевать тем, что взрослый хотел бы у детей сформировать.

А. Программа «Радуга».

Б. Программа «Детский сад – дом радости».

В. Программа «Развитие».

Г. Программа «Одаренный ребенок».

3. Авторы программы преследуют цель на протяжении дошколь­ного детства сформировать такие долго действующие качества лич­ности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения.

А. Программа «Радуга».

Б. Б. Программа «Детский сад – дом радости».

В. Программа «Развитие».

Г. Программа «Одаренный ребенок».

4. Авторы программы образно сравнивали ее с настоящей радугой — семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.

А. Программа «Радуга».

Б. Б. Программа «Детский сад – дом радости».

В. Программа «Развитие».

Г. Программа «Одаренный ребенок».

5. Основная цель этой научно-методической системы определяется авторами как содействие обогащению всесторонне­го развития неповторимой индивидуальности ребенка и его настав­ника.

А. Программа «Радуга».

Б. Программа «Детский сад – дом радости».

В. Программа «Развитие».

Г. Программа «Одаренный ребенок».

6. Название программы объясняется просто: «Дом» — место, где ребенок живет максимально активно, где он удовлетворяет свои потребности в самоутверждении, игре, позна­нии, общении, где каждого понимают, принимают его самобыт­ность, любят, уважают его интересы.

А. Программа «Радуга».

Б. Программа «Детский сад – дом радости».

В. Программа «Развитие».

Г. Программа «Одаренный ребенок».

7. В основу программы взяты два теоретических положения: теория А. В. Запорожца о самоценности дошколь­ного периода развития, перехода от утилитарного понимания до­школьного детства к его гуманистическому пониманию; концепция Л.А. Венгера о развитии способно­стей, которые понимаются как универсальные действия ориенти­ровки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач.

А. Программа «Радуга».

Б. Программа «Детский сад – дом радости».

В. Программа «Развитие».

Г. Программа «Одаренный ребенок».

8. В соответствии с данными теоретическими положениями основ­ными целями программы стали развитие умственных и художе­ственных способностей ребенка, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности.

А. Программа «Радуга».

Б. Программа «Детский сад – дом радости».

В. Программа «Развитие».

Г. Программа «Одаренный ребенок».

9. Она является вариантом программы «Развитие» и предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого годов жизни, обладающими высоким уровнем умственного развития.

А. Программа «Радуга».

Б. Программа «Детский сад – дом радости».

В. Программа «Развитие».

Г. Программа «Одаренный ребенок».

10. Основная задача образовательной работы авторами програм­мы видится в том, чтобы обеспечить совершенствование творчес­ких способностей.

А. Программа «Радуга».

Б. Программа «Детский сад – дом радости».

В. Программа «Развитие».

Г. Программа «Одаренный ребенок».

РАЗДЕЛ 3. Развивающие системы обучения в начальной школе.

1. Является альтернативной системой не­прерывного образования детей в возрасте от 3 до 12 лет.

А. Педагогика Марии Монтессори.

Б. Вальдорфская педагогика.

В. Пилотная школа.

Г. Шаг за шагом

2. Главное, что дает учащимся программа это гуманистическая ориен­тация и культура автономии; способность делать выбор, прини­мать решения и нести за них ответственность; умение самостоятель­но работать с учебной и справочной литературой, умение учиться.

А. Педагогика Марии Монтессори.

Б. Вальдорфская педагогика.

В. Пилотная школа.

Г. Шаг за шагом

3. Термин «образование » имеет свой смысл: образование не есть то, что делает с ребенком государство или учи­тель. Образование - это процесс самопостроения личности ребен­ка самим ребенком, исходя из собственного внутреннего потенци­ала.

А. Педагогика Марии Монтессори.

Б. Вальдорфская педагогика.

В. Пилотная школа.

Г. Шаг за шагом.

4. Отмечает, что ребенок обладает другой формой разума, отличной от разума взрослого и названной ею «впитывающим мышлением».

А. Педагогика Марии Монтессори.

Б. Вальдорфская педагогика.

В. Пилотная школа.

Г. Шаг за шагом.

5. Взрослый должен создать для ребен­ка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы по­зитивного социального поведения, способы рациональной деятель­ности с предметами.

А. Педагогика Марии Монтессори.

Б. Вальдорфская педагогика.

В. Пилотная школа.

Г. Шаг за шагом.

6. Сензитивные периоды служат для того, чтобы ребенок имел воз­можность приобрести необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д. Они проходят безвозвратно, независимо от того, был ли реализован его внутренний потенциал и использованы бла­гоприятные условия для развития определенных психических свойств и процессов.

А. Педагогика Марии Монтессори.

Б. Вальдорфская педагогика.

В. Пилотная школа.

Г. Шаг за шагом.

7. Возрастные рамки периодизации ограничены первыми 18 годами жизни человека, причем речь идет не о биоло­гическом, а о психологическом возрасте, которые могут не совпа­дать друг с другом.

А. Педагогика Марии Монтессори.

Б. Вальдорфская педагогика.

В. Пилотная школа.

Г. Шаг за шагом.

8. К основным функциям педагога относятся: посредническая функция, руководящая функция, обучающая функция, организующая функция, диагностическая функция и, наконец, защитная функция.

А. Педагогика Марии Монтессори.

Б. Вальдорфская педагогика.

В. Пилотная школа.

Г. Шаг за шагом.

9. Помощь саморазвитию ребенка в возрасте от 3 до 6 лет осуще­ствляется посредством дифференцированной системы материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнения в прак­тической жизни, развитие сенсорики, развитие речи, обучение пись­му и чтению, математика, а также раздел, посвященный так назы­ваемому космическому воспитанию — знакомству с окружающим миром и человеческой культурой.

А. Педагогика Марии Монтессори.

Б. Вальдорфская педагогика.

В. Пилотная школа.

Г. Шаг за шагом.

10. Первая свободная шко­ла была создана известным философом Рудольфом Штейнером в 1919 г. для детей работников сигаретной фабрики в Штутгарте.

А. Педагогика Марии Монтессори.

Б. Вальдорфская педагогика.

В. Пилотная школа.

Г. Шаг за шагом.

6.6. Тематика курсовых работ.

(не предусмотрено)

6.7. Содержание СРС с методическими рекомендациями для студентов (тема, план, контрольные вопросы и пр.).

1. Проанализируйте одну (на выбор) образовательную программу для детей дошкольного возраста по плану:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы;

· принципы построения программы; характеристика основных компонентов программы;

· определение приоритетных направлений и задач развития, воспитания и обучения детей в разных возрастных группах; стратегия работы по их реализации;

· содержание образовательной работы; построение образовательного процесса в ДОУ;

· формирование гуманного отношения педагогов и родителей к ребенку;

· особенности стиля взаимодействия взрослого с ребенком;

· создание атмосферы эмоционального комфорта в группе сверстников;

· организация детских видов дея­­тельности;

· возможности индивидуализации воспитания и обучения детей; развитие способностей и самобытности ребенка;

· развивающая предметная среда в дошкольном образовательном учреждении;

· использование помещений дошкольного учреждения;

· взаимодействие семьи и до­школьного учреждения в работе по изучаемой программе;

· оценка достижений детей в разных возрастных группах.

2. Подготовить мини-сочинение по теме: «Пути повышения качества начального школьного образования».

3. Подготовить текст выступления на родительском собрании на тему: «Организация подготовки детей к школе в семейных условиях».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: