Раздел 4. Основные характеристики движения транспортных потоков




4.1 На пропускную способность влияет большое количество факторов, зависящих от технических параметров автомобильной дороги и автомобилей. Поэтому для получения надежных данных о пропускной способности должны быть учтены показатели, характеризующие взаимодействие между автомобилями в потоке в различных дорожных условиях.

4.2 Транспортные потоки характеризуются: интенсивностью, составом и скоростью движения, интервалами между автомобилями и плотностью потока. Вследствие взаимодействия автомобилей в потоке все эти характеристики функционально связаны друг с другом.

4.3 Интенсивность движения и состав транспортного потока в конкретном поперечном сечении дороги могут быть определены на основе автоматизированного учета движения путем натурного наблюдения или рассчитаны с использованием различных методов моделирования. Данные об интенсивности движения (фактические или расчетные) могут быть представлены как в физических единицах, так и в приведенных к легковому автомобилю (на ледовых переправах к грузовому автомобилю грузоподъемностью 3 т).

Фактическая интенсивность, устанавливаемая на основе данных учета движения, подразделяется с учетом продолжительности времени её регистрации на: часовую интенсивность, авт/ч; суточную интенсивность, авт/сут; интенсивность за месяц, авт/месяц и годовую интенсивность, авт/год. Расчетная интенсивность подразделяется на расчетную часовую, авт/ч; расчетную среднесуточную, авт/сут и расчётную среднегодовую суточную, авт/сут.

Расчетную интенсивность движения определяют по нормам проектирования дорог. Фактическую и расчетную интенсивность движения следует принимать суммарно в обоих направлениях.

4.4 При отсутствии данных автоматизированного учета интенсивности движения ориентировочную оценку среднегодовой суточной интенсивности движения для автомобильных дорог федерального значения возможно выполнять на основе замеров максимальных часовых интенсивности движения ("час пик")

(4.1)

4.5 Разрабатывая мероприятия, повышающие пропускную способность отдельных элементов дорог, необходимо учитывать неравномерность движения в течение суток, дней недели, месяцев и года.

4.6 При разработке мероприятий по организации движения рекомендуется учитывать неравномерность движения по направлениям. Коэффициент неравномерности распределения интенсивности движения по направлениям в среднем рекомендуется принимать равным 0,6 или по данным учета движения. Тогда расчетная часовая интенсивность движения составит:

     
в прямом направлении (4.2)
в обратном направлении (4.3)

4.7 При планировании мероприятий, повышающих пропускную способность, и обосновании оптимальных уровней загрузки дороги движением рекомендуется устанавливать динамику изменения интенсивности движения по годам.

4.8 Состав движения существенно влияет на пропускную способность и выбор мероприятий по повышению пропускной способности. Его необходимо учитывать при всех расчетах, связанных с оценкой уровня обслуживания движения и пропускной способности. Состав движения на дороге определяют на основе данных автоматизированного или визуального учета движения, анализа народнохозяйственного значения района приложения дороги и перспектив его социального и промышленного развития, анализа парка автомобилей в организациях, расположенных в зоне влияния дороги, уровень автомобилизации населения.

4.9 Различают следующие скорости движения: расчетную, мгновенную, эксплуатационную, техническую и скорость свободного движения.

На расчетную скорость рассчитываются все геометрические элементы автомобильной дороги при разработке проекта строительства или реконструкции.

Мгновенные скорости различают 15, 50 и 85% обеспеченности. Скорость 15% обеспеченности показывает скорость медленно движущихся автомобилей. Скорость 50% обеспеченности соответствует средней мгновенной скорости всех автомобилей в транспортном потоке. Скорость 85% обеспеченности показывает скорость, которую не превышает основная часть потока автомобилей. Эта скорость обычно используется при выборе средств организации движения и введении ограничения скоростей.

4.10 Скорости движения могут быть установлены путем их измерения на выделенных створах (мгновенные скорости) или путем проезда дорожной диагностической лаборатории в составе транспортного потока на характерных участках дороги.

4.11 Как во времени, так и по расстоянию интервалы между автомобилями являются характеристиками, от которых зависит пропускная способность полосы движения. На величину интервалов между автомобилями влияют скорость и интенсивность движения. Существенное перераспределение интервалов между автомобилями наблюдается при появлении в потоке грузовых автомобилей или автобусов, имеющих низкие скорости движения.

4.12 Интервалы между автомобилями измеряют между передними бамперами переднего и заднего автомобилей.

4.13 При оценке максимальной пропускной способности пересечений в одном уровне и участков переплетения и слияния рассматривают интервалы между автомобилями во времени и размер граничного интервала, который принимается большинством водителей при выполнении маневров.

Интервалы, принимаемые водителями при:

   
пересечении потоков, с 9-14 (в среднем 12)
слиянии потоков, с 3,5-6 (в среднем 5)
переплетении потоков, с 2-6 (в среднем 4)

4.14 Плотность движения связана с основными характеристиками движения потока автомобилей

, (4.4)

где - интенсивность движения, авт/ч;

- скорость, км/ч;

- плотность потока, авт/км.

4.15 Понятие о плотности движения используют при оценке пропускной способности дорог в различных дорожных условиях.

4.16 Различают два вида практической пропускной способности: максимальную, наблюдаемую на эталонном участке, и практическую в конкретных дорожных условиях.

4.17 Максимальная практическая пропускная способность устанавливается на эталонном участке при благоприятных погодно-климатических условиях и транспортном потоке, состоящем только из легковых автомобилей.

4.18 Практическая (фактическая) пропускная способность соответствует пропускной способности участков дорог, имеющих худшие условия по сравнению с эталонным участком, имеющим сухое, шероховатое дорожное покрытие с высоким показателем ровности.

4.19 Основными характеристиками уровней обслуживания являются: коэффициент (уровень) загрузки дороги движением, коэффициент скорости, коэффициент насыщения движением.

Коэффициент загрузки определяется отношением фактической интенсивности движения к практической пропускной способности участка дороги:

, (4.5)

где - интенсивность движения, авт/ч;

- практическая пропускная способность участка дороги (см. формулу 5.1), авт/ч.

При оценке коэффициента загрузки на участках эксплуатируемых автомобильных дорог, приведение среднесуточной среднегодовой интенсивности движения к часовой осуществляют в соответствии с Приложением 1.

Изменение скорости движения при различных загрузках дорог оценивает коэффициент скорости движения:

, (4.6)

где - средняя скорость движения при рассматриваемом уровне удобства, км/ч;

- скорость движения в свободных условиях при уровне удобства, км/ч.

Плотность транспортных потоков оценивает коэффициент насыщения движением:

, (4.7)

где - средняя плотность движения, авт/км;

- максимальная плотность движения, авт/км.

Интенсивность транспортных потоков определяется на основе данных визуального или автоматизированного учета движения, а для вновь проектируемых дорог расчетными методами, в соответствии с действующим нормативно-техническим документом.

4.20 Различают шесть уровней обслуживания движения на дорогах, характеристика которых приведена в табл.4.1.


Таблица 4.1 Характеристика уровней обслуживания движения

                 
Уровень обслу- живания движения       Характеристика потока автомобилей Состояние потока Эмоцио- нальная загрузка водителя Удобство работы водителя Экономическая эффективность работы дороги
  <0,2 >0,9 <0,1 Автомобили движутся в свободных условиях, взаимодействие между автомобилями отсутствует Свободное движение одиночных автомобилей с большой скоростью Низкая Удобно Неэффективная
  0,2-0,45 0,7-0,9 0,1-0,3 Автомобили движутся группами, совершается много обгонов Движение автомобилей малыми группами (2-5 шт.). Обгоны возможны Нормаль- ная Мало удобно Мало эффективная
  0,45-0,7 0,55-0,7 0,3-0,7 В потоке еще существуют большие интервалы между автомобилями, обгоны запрещены Движение автомобилей большими группами (5-14 шт.). Обгоны затруднены Высокая Неудобно Эффективная
  0,7-0,9 0,4-0,55 0,7-1,0 Сплошной поток автомобилей, движущихся с малыми скоростями Колонное движение автомобилей с малой скоростью. Обгоны невозможны Очень высокая Очень неудобно Неэффективная
  0,9-1,0 <0,4 1,0 Поток движется с остановками, возникают заторы, режим пропускной способности Плотное Очень высокая Очень неудобно Неэффективная
  >1,0 0,3 1,0 Полная остановка движения, заторы Сверх плотное Крайне высокая Крайне неудобно Неэффективная


Примечание. К участкам автомобильной дороги, обслуживающих движение в режиме перегрузки, относятся участки автомобильной дороги с уровнем обслуживания, или.

4.21 Уровень обслуживания соответствует условиям, при которых отсутствует взаимодействие между автомобилями. Максимальная интенсивность движения не превышает 20% от пропускной способности. Водители свободны в выборе скоростей. Скорость практически не снижается с ростом интенсивности движения. По мере увеличения загрузки число дорожно-транспортных происшествий несколько уменьшается, но практически все они имеют тяжелые последствия.

4.22 При уровне обслуживания проявляется взаимодействие между автомобилями, возникают отдельные группы автомобилей, увеличивается число обгонов. При верхней границе обслуживания число обгонов наибольшее. Максимальная скорость на горизонтальном участке составляет примерно 80% от скорости в свободных условиях, максимальная интенсивность - 50% от пропускной способности. Скорости движения быстро снижаются по мере роста интенсивности. Число дорожно-транспортных происшествий увеличивается с ростом интенсивности движения.

4.23 При уровне обслуживания происходит дальнейший рост интенсивности движения, что приводит к появлению колонн автомобилей. Максимальная интенсивность составляет 75% от пропускной способности. Число обгонов сокращается по мере приближения интенсивности к предельной для данного уровня. Максимальная скорость на горизонтальном участке составляет 70% от скорости в свободных условиях; отмечаются колебания интенсивности движения в течение часа. С ростом интенсивности движения скорости снижаются незначительно. Общее число дорожно-транспортных происшествий увеличивается с ростом интенсивности движения.

4.24 При уровне обслуживания скорость начинает уменьшаться с увеличением загрузки дороги движением, плотность движения резко возрастает. Свобода маневрирования автомобилей ограничена, и водители ощущают снижение физического и психологического уровня комфорта. Даже при небольших дорожно-транспортных происшествиях возникают заторы, связанные с отсутствием возможности объезда мест совершения ДТП.

4.25 При уровне обслуживания формируется колонное движение с небольшими разрывами между колоннами. Обгоны отсутствуют. Между проходами автомобилей в потоке преобладают интервалы меньше 2 с. Наибольшая скорость составляет 50-55% от скорости движения в свободных условиях. Скорости движения с ростом интенсивности меняются незначительно. Число дорожно-транспортных происшествий непрерывно увеличивается и начинает несколько снижаться при интенсивности движения, близкой к пропускной способности.

4.26 При уровне обслуживания автомобильная дорога работает в режиме пропускной способности, автомобили движутся непрерывной колонной с частыми остановками; скорость в периоды их движения составляет 35-40% от скорости в свободных условиях, а при заторах равна нулю. Интенсивность меняется от нуля при возникновении "пробок" и заторов до интенсивности, равной пропускной способности.

Число дорожно-транспортных происшествий снижается по сравнению с другими уровнями загрузки, снижаются тяжесть и величина потерь от ДТП. Могут иметь место цепные дорожно-транспортные происшествия с участием более 5 автомобилей.

4.27 При уровне обслуживания наличие участков слияния и переплетения транспортных потоков; интенсивность в час пик превышает пропускную способность дороги, возникает полная остановка движения транспортного потока и заторы. Наблюдаются большие очереди автомобилей перед участками заторов и полной остановки движения. Полная остановка потока автомобилей происходит, как правило, из-за возникновения дорожно-транспортных происшествий, когда количество автомобилей, прибывающих к месту ДТП, значительно превышает количество автомобилей способных проехать место ДТП. Следует отметить, что во всех указанных выше случаях остановки движения коэффициент загрузки превышает 1,0.

4.28 При расчетах оптимального уровня обслуживания средние скорости и коэффициент относительной аварийности следует вычислять с учетом рекомендаций табл.4.2.

Таблица 4.2 Рекомендации по расчету средних скоростей и коэффициента относительной аварийности

     
Число полос движения (в оба направления), шт. Средние скорости движения потока автомобилей, км/ч Коэффициент относительной аварийности, число дорожно-транспортных происшествий на 1 млн. авт. км
 
 
 
 


Примечание. Приведенные в табл.4.2 формулы применены при >0,8; - доля легковых автомобилей в потоке, %; - интенсивность движения в обоих направлениях, авт/ч.


Более детальный расчет скоростей и других характеристик транспортных потоков может быть выполнен на основе имитационного моделирования движения транспортных потоков или с помощью специальных программ расчета скоростей движения (Приложение 15 и 16).

4.29 Уровни обслуживания, характеризующие изменение взаимодействия автомобилей в транспортном потоке, следует использовать:

- для обоснования числа полос движения, как на всей дороге, так и на ее отдельных участках (в первую очередь на тех, где в дальнейшем будет затруднена реконструкция: большие мосты, участки, проходящие через плотную застройку; участки с высокими насыпями и эстакадами и др.);

- для обоснования ширины полосы отвода; при разработке стадийных мероприятий по повышению пропускной способности;

- для выбора средств регулирования движения;

- при установлении предельной интенсивности для рассматриваемой категории дорог с учетом района ее проложения и движения на ней.

4.30 Уровень обслуживания движения может меняться по длине дороги и для каждого участка в течение суток, месяца, года. Расчеты следует проводить на оптимальный уровень обслуживания (средний для всей дороги или ее участка).

4.31 По данным о фактическом состоянии элементов и параметров дорог необходимо в установленном порядке проводить расчеты по выявлению участков с необеспеченной пропускной способностью ("узкие места"). Требуется принятие решения по реконструкции участков дорог, на которых коэффициент загрузки их движением превышает значения, приведенные в табл.4.3 [а].

Таблица 4.3 Рекомендуемый уровень обслуживания при реконструкции дорог

         
       
Тип автомобильной дороги новое проекти- рование рекон- струкция Рекомендуемый уровень обслуживания Критерий определения
Подъезды к аэропортам, морским и речным причалам 0,2 0,5 , Минимизация времени сообщения
Внегородские автомагистрали (дороги I категории) 0,45 0,6   Минимум приведенных затрат
Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов 0,55 0,65    
Автомобильные дороги II-IV категорий 0,65 0,7    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: