Б) общности или совпадения интересов, идеалов,




Система взаимодействия власти и общества

 

• Институты политического опосредования: понятие и явление • Лоббизм и его место в системе взаимодействия власти и общества • Основные направления и методы взаимодействия, изучения и совершенствования практики

Система взаимодействия государственного аппарата с гражданским обществом — необходимый компонент системы государственного управления в демократическом правовом государстве. Ее правовой основой является конституционное определение того, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст. 3, ч. 1).

Система взаимодействия функционирует как различные институты государства и общества, реально реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и пр. Субъектно-субъектные отношения составляют сущностную характеристику этой системы. Социальный менеджмент (по западной технологии) — вовлечение в процесс реформирования всех социальных групп и слоев, учет и согласование интересов всех действующих субъектов — стратегия демократизации и гуманистическая технология рыночных преобразований. Общество формирует главным образом содержание взаимодействия, выступающее как диалектическое сочетание потребностей, интересов общества и возможностей государства. Требования и поддержка различных слоев, групп общества, адресованные системе управления, должны быть реальными, ресурсная поддержка достаточной — политика и управление, как уже отмечалось, есть искусство возможного.

Институты политического опосредования

 

Требования и ожидания общества, отдельных его слоев, групп выражают различные институты гражданского общества. Выступающие посредниками между властью и населением, они могут быть охарактеризованы как институты политического опосредования.

Институты политического опосредования — это пограничный и наиболее подвижный уровень отношений гражданского общества и власти. Так, в историческом процессе церковь, отмирая как государственная структура, сохраняется как образование гражданского общества. А парламент, возникший в Средние века в Европе как институт гражданского общества, представительства его голоса, мнения (говорильня) в противовес абсолютизму государственной власти, сейчас стал повсеместно ключевым элементом политической системы и госуправления.

Именно через институты политического опосредования происходит воздействие гражданского общества на аппарат госуправления, это — каналы влияния общественной среды на управляющую систему. При этом можно выделить два вида коммуникаций,

-взаимодействия,

- влияния общественной среды на систему госуправления.

Основной вид воздействия общества на государственное управление — через легитимно функционирующую политическую систему, участников политического процесса, имеющих правовое признание в государстве и использующих правовые средства воздействия.

Другой вид воздействия общества на госуправление — через неформальные организации, специально созданные группы для давления на власть, лоббирования и достижения своих интересов. Эти группы оказывают воздействие как на парламент, фракции, депутатов в процессе принятия политических решений, так и на госаппарат, служащих, которые не только решают задачи, поставленные перед ними политиками, но и осмысливают в своем нормотворчестве, истолковывают эти задачи, в том числе под непосредственным влиянием групп, лиц гражданского общества, заинтересованных в конкретных госадминистративных решениях.

Изучение такого воздействия составляет особый интерес государствоведов, управленцев, позволяет понять, каким образом, способом запросы общества, его отдельных групп влияют на характер отношений между органами госуправления и сам процесс принятия управленческих решений.

Среди институтов политического опосредования ведущая роль в системе взаимодействия общества и власти принадлежит

--политическим партиям,

-группам интересов,

-группам давления.

Не вторгаясь глубоко в сферу политологии, отметим некоторые методологически важные для нас положения.

Партии — неотъемлемая часть политической системы современного демократического общества.

Партия — это политическая организация, объединяющая людей на основе:

А) добровольности,

б) общности или совпадения интересов, идеалов,

в) желания, стремления отстаивать свои интересы, идеалы. Сущностным признаком политической партии является ее связь с властью — участие во власти, борьба за участие во власти, борьба за власть, свержение существующей власти.

Партия как устойчивое объединение единомышленников свою легитимность подтверждает и во власти, и в обществе. Программа и устав партии проверяются на предмет соответствия духу и букве Конституции Российской Федерации, Закону «Об общественных объединениях»(1995 г.) и регистрируются Министерством юстиции России. Партии опираются на поддержку граждан, ищут связи с другими политическими группировками (общественно-политическими движениями, клубами, ассоциациями и т.п.), стремятся к созданию своих местных (низовых) территориальных организаций. Главные функции политических партий — представительство социальных институтов, обеспечение политической социализации, создание идеологических доктрин, программ развития общества, подготовка, выдвижение и продвижение через выборы Своей элиты, лидеров и тем самым их легитимация.

В России партийная система (совокупность и взаимодействие партий в политической жизни страны) находится в процессе формирования. Особенностью его является преобладание радикальных партий вождистского типа, отсутствие у них широкой социальной базы, неспособность представить (или отстоять свою) конструктивную программу общественного развития, объединить на ее основе избирателей и существование поэтому за рамками парламентской жизни.

Политические партии артикулируют и агрегируют интересы, но далеко не всех социальных слоев общества. Восполняют этот пробел различные группы интересов.

«Группы давления » — это организации (ассоциации) разнообразной направленности: профсоюзные, крестьянские, предпринимательские, молодежные, женские, ветеранские, семейные.Они объединяют людей на основе общих интересов, потребностей в сфере труда, быта, культурной, духовной жизни, имеют определенные ресурсы влияния: количественный состав, организационную сплоченность, информационное обеспечение, профессиональные кадры, финансы и др. Их отличие от партий в том, что все они не претендуют на политическую и административную власть, а пытаются влиять на нее в целях обеспечения специфических интересов.

В последние годы в России общественные науки используют термин «группы давления» для обозначения различных заинтересованных групп, порой неустойчивого, спорадически возникающего интереса и объединения на этой почве людей (например, группы беженцев, бастующие рабочие и т.д.)1, в других случаях устойчивого интереса, но официально неоформленных, непризнанных — в любом случае групп, не стремящихся к овладению властью и ограничивающихся воздействием на нее, давлением на нее с целью принятия конкретных решений в свою пользу. Чаще всего группы давления имеют не прямые, регулярные, отлаженные, юридически установленные каналы взаимодействия с органами власти, а используют косвенное воздействие (влияние) через механизм экономических, финансовых, персональных связей. Деятельность институтов политического опосредования часто квалифицируют как лоббизм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: