Классификации информационных систем
Классификация по архитектуре
По степени распределённости отличают:
- настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) находятся на одном компьютере;
- распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.
Распределённые ИС, в свою очередь, разделяют на:
- файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»);
- клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).
В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.
В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.
В свою очередь, клиент-серверные ИС разделяют на двухзвенные и многозвенные.
В двухзвенных (англ. two-tier) ИС всего два типа «звеньев»: сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД (back-end), и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (front-end). Клиентские приложения обращаются к СУБД напрямую.
В многозвенных (англ. multi-tier) ИС добавляются промежуточные «звенья»: серверы приложений (application servers). Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями. Типичный пример применения многозвенности — современные веб-приложения, использующие базы данных. В таких приложениях помимо звена СУБД и клиентского звена, выполняющегося в веб-браузере, имеется как минимум одно промежуточное звено — веб-сервер с соответствующим серверным программным обеспечением.
Классификация по степени автоматизации
По степени автоматизации ИС делятся на:
- автоматизированные: информационные системы, в которых автоматизация может быть неполной (то есть требуется постоянное вмешательство персонала);
- автоматические: информационные системы, в которых автоматизация является полной, то есть вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.
«Ручные ИС» («без компьютера») существовать не могут, поскольку существующие определения предписывают обязательное наличие в составе ИС аппаратно-программных средств. Вследствие этого понятия «автоматизированная информационная система», «компьютерная информационная система» и просто «информационная система» являются синонимами[4].
Классификация по характеру обработки данных
По характеру обработки данных ИС делятся на:
- информационно-справочные, или информационно-поисковые ИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;
- ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.
Классификация по сфере применения
Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы ИС:
- Экономическая информационная система — информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии.
- Медицинская информационная система — информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении.
- Географическая информационная система — информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).
Классификация по охвату задач (масштабности)
- Персональная ИС предназначена для решения некоторого круга задач одного человека.
- Групповая ИС ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.
- Корпоративная ИС в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безызбыточности и прозрачности. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.
Лекция № 1. Информационная система железнодорожного транспорта. Структура ИСИЖТ
Информационная система железнодорожного транспорта (ИСИЖТ) относится к классу больших корпоративных систем и предназначена для решения как информационных задач, так и задач управления отраслью. Главная цель ИСИЖТ состоит в повсеместном обеспечении информацией технологических процессов и сфер деятельности железнодорожного транспорта, в создании информационной основы для достижения максимальной эффективности его работы в условиях рыночной экономики. ИСИЖТ представляет собой схему в виде укрупнённой двухуровневой структуры.
Первый уровень - обеспечивающий, представлен информационной средой и инфраструктурой информатизации,
второй уровень - прикладной, реализуется путём формирования новых информационных технологий, использующих высокотехнологичные методы управления.
Информационная среда - информация, реализованная в системе баз данных и знаний, которая обеспечивает функционирование объектов, органов управления и отдельных пользователей, связанных с ж. д. транспортом. Информационная среда позволяет создать единое прозрачное информационное пространство, в котором все заинтересованные пользователи повсеместно обеспечены необходимой им и достоверной информацией в нужное время и в удобной форме.
Инфраструктура информатизации ж. д. транспорта включает в себя:
· Главный вычислительный центр (ГВЦ ОАО "РЖД"), объединяющий и поддерживающий информационные базы данных и хранилища информации для проведения общесетевой маркетинговой, финансовой и экономической деятельности и управления перевозочным процессом;
· информационный вычислительный железнодорожный транспорт
· информационно-вычислительные центры (ИВЦ) на дорогах, реализующие комплексы информационных услуг для управлений и отделений дорог;
· системы передачи денных, устройства автоматического съёма информации с подвижного состава, вычислительное, телекоммуникационное оборудование, обеспечивающее выполнение основных операций над информацией.
· Инфраструктура информации обеспечивает условия жизнедеятельности информационной среды и, в первую очередь, её физическую поддержку и сопровождение.
Новые информационные технологии связывают в единое целое новые высокотехнологичные и наукоёмкие методы управления ж. - д. транспортом с информационной средой и инфраструктурой информатизации:
· управление перевозочным процессом;
· управление маркетингом, экономикой и финансами;
· управление инфраструктурой ж. д. транспорта;
· управление непроизводственной сферы.
· Комплекс информационных технологии управления перевозочным процессом решает вопросы информационного сопровождения в области грузовых и пассажирских перевозок. Основными функциями по управлению грузовыми перевозками являются
· организация поездо- и грузопотоков на сети,
· диспетчерское управление поездной работой,
· управление локомотивными и вагонными парками,
· грузовой и коммерческой работой,
· обслуживание грузовой клиентуры,
· разработка графика движения поездов, норм эксплуатационной работы, планирование перевозок и прочее.
Информационные технологии управления пассажирскими перевозками обеспечивают организацию обслуживания пассажиров и информационно - справочный сервис, планирование пассажирских перевозок в международном и внутридорожном сообщении, управление нормативами, тарифами внутренних и международных перевозок, организацию эксплуатации и ремонта парка пассажирских вагонов, управление багажными и почтовыми перевозками, организацию билетно-кассовых операций и др.
В рамках комплекса функционируют:
Автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП);
Система резервирования и продажи билетов ("Экспресс - 2");
Единые центры диспетчерского управления (ЕЦДУ);
Система учета контроля дислокации, анализа использования и регулирования вагонного парка (ДИСПАРК);
Автоматизированная система контроля за использованием и продвижением контейнеров (ДИСКОН);
Автоматизированная система фирменного транспортного обслуживания (АКС ФТО);
автоматизированные системы управления сортировочными (АСУ СС), грузовыми (АСУ ГС)
станциями и контейнерными пунктами (АСУ КП) и др.
Начата эксплуатация Центра ситуационного управления ОАО "РЖД", осуществляющего мониторинг, оперативный анализ и оценку неблагоприятных изменений состояния отрасли и ситуации вокруг неё, поддержку принятия оперативных и стратегических решений по управлению ж. д. транспортом с возможно полным учетом состояния отрасли и её внешней среды.
Комплекс информационных технологий управления маркетингом, экономикой и финансами охватывает финансовую деятельность, бухгалтерский учет, маркетинговую деятельность и тарифную политику, управления развитием отрасли, технической политикой и научно - исследовательскими и опытно - конструкторскими работами, нормативно - правовую работу, управление эксплуатационными расходами и др. Информационные технологии этого комплекса ориентированы на формирование заказов, клиентуры, увеличение доходов, укрепление конъюнктурного положения за счет сохранения и увеличения доли ж. д. транспорта на транспортном рынке страны, на стабильное обеспечение денежных и платёжных ресурсов, минимизацию затрат, на совершенствование экономической работы и инвестиционной политики. В рамках комплекса функционируют и внедряются информационные технологии управления финансовой деятельностью, ресурсами, методы расчетов за грузовые перевозки, взаиморасчетов за пользование вагонами и др.
Комплекс информационных технологий управления инфраструктурой ж. д. транспорта представлен базовыми информационными технологиями, охватывающими управление эксплуатационной работой пассажирского хозяйства, хозяйств пути и сооружений, СЦБ, информатизации и связи, хозяйства энергоснабжения локомотивного и вагонного хозяйств, управление проектированием и капитальным строительством объектов инфраструктуры, управление ремонтно-восстановительными работами и работами в чрезвычайных условиях, управление ж. д. промышленностью, материально - техническим снабжением и т.д. В составе комплекса функционируют системы управления путевым хозяйством, устройствами энергоснабжения, сигнализации, информатизации и связи.
Комплекс информационных технологий управления непроизводственной сферой ж. д. транспорта представляет собой совокупность функций, обеспечивающих управление персоналом, учебными заведениями и т.д. На сети железных дорог России функционируют автоматизированная система АС Кадры.