Пассивное сальдо торгового баланса (внешнеторговый дефицит, дефицит торгового баланса)




Глоссарий

 

к разделу «Микроэкономика»:

активы (assets) — средства, обеспечивающие денежные поступления их владельцу в форме как прямых выплат (прибыль, дивиденды, рента и т. д.), так и скрытых выплат (увеличение стоимости фирмы, недвижимости, акций и т. д.).

альтернативные (вмененные) издержки (opportunity cost) — издержки, отражающие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. альтернативные издержки часто характеризуются как ценность упущенных возможностей: издержки одно--го блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать для получения первого блага.

арендная плата (rental) – сумма, которую арендатор платит земельному собственнику, включающая ренту, амортизацию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал.

асимметрия информации (information asymmetry) – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет.

блага (goods) – средства, удовлетворяющие потребности.

бюджетное ограничение, линия цен, прямая расходов (budget constraint) – все комбинации товаров, которые потребитель имеет возможность купить на данный доход при данных ценах этих товаров, характеризуют совокупность допустимых вариантов выбора набора товаров потребителем при условии полного расходования им имеющегося дохода.

валовая (бухгалтерская) прибыль (profit) – прибыль, равная разнице между совокупной выручкой от продажи товаров (или услуг) и затратами, связанными с их производством и реализацией.

валовые инвестиции (gross investment) – общее увеличение запаса капитала.

валовой доход (total revenue, tr) – показатель суммарного дохода делового предприятия по итогам года от всех видов его экономической деятельности, состоит из валовой выручки от реализованных товаров (услуг) и сальдо платежного баланса, учитывающего внереализационную деятельность предприятия. понятие "валовой доход" используется как показатель дохода, полученного от продажи данного продукта (или нескольких продуктов).

взаимодополняемость благ (complementarity of goods) – свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом.

взаимозаменяемость благ (substitution of goods) – свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга.

внешние (явные) издержки (explicit costs) – затраты факторов производства, которые не принадлежат фирме и покупаются ею.

внешние эффекты, экстерналии (externalities) – издержки или выгоды от рыночных сделок (производства), выпадающие на долю третьих лиц и не получившие полного отражения в ценах.

внутренние (неявные) издержки (implicit costs) – альтернативная стоимость принадлежащих фирме факторов производства.

внутренняя норма окупаемости инвестиций (внутренняя норма отдачи) (internal rate of return, irr) – показатель эффективности инвестиционного проекта. равна ставке дисконтирования (ставке процента), обращающей чистую текущую ценность инвестиционного проекта в ноль. экономический смысл для фирмы следующий: внутренняя норма отдачи равна максимальной цене капитала, которую фирма может уплатить, чтобы при этом инвестиционный проект остался эффективным (что показывает неотрицательная величина чистой текущей ценности инвестиционного проекта).

экономия от масштаба (increasing economy of scale) — увеличение объема продукции более быстрыми темпами, чем увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов. например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает на 30%.

вторая теорема экономики благосостояния (the second theorem of welfare economics) — утверждает, что всякое парето-оптимальное состояние является равновесным для некоторого первоначального распределения вкладов факторов производства.

выпуск (output) — любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи.

выручка (revenue) — см. совокупный доход.

граница производственных возможностей (production possibilities frontiers) — график, на котором представлены различные комбинации результатов функционирования экономики при данных факторах производства и его технологии.

двусторонняя монополия (bilateral monopoly) — рыночная структура, при которой монополисту противостоит монопсо-нист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).

дедукция (от лат. "выведение") — метод познания от общего к частному.

диверсификация (diversification) — метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.

диверсификация портфеля (portfolio diversification) — метод, направленный на снижение риска путем распределения инвестиций между несколькими рисковыми активами.

«дилемма заключенного» (prisoner's dilemma) — описывает ситуацию, когда двое заключенных должны не сговариваясь выбрать линию своего поведения на следствии (признаваться или не признаваться), причем от этого зависит возможность минимизировать свой срок наказания.

дисконтирование (discounting) — приведение экономических показателей (выручки, издержек) будущих лет к сегодняшней ценности (present value) согласно формуле. в качестве ставки дисконтирования может служить ставка банковского, процента или иной показатель.

долгосрочный или длительный период (long-run) — отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства.

дуговая эластичность (arc elasticity) — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке.

дуополия (duopoly) — рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимоотношения которых определяет объем производства в отрасли и рыночную цену.

естественная монополия (natural monopoly) — возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек.

закон предложения (law of supply) — прямая связь между ценой и количеством продаваемого товара.

закон спроса (law of demand) — обратная связь между ценой и количеством покупаемого продукта.

закон убывающей предельной производительности (law of diminishing marginal returns) — закон, утверждающий, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.

закон энгеля (engel law) — положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньше единицы (0 < ejd< 1), должно существовать благо с е > 1 для конкретного потребителя.

затраты (costs) — все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата.

земельная рента (land rent) — плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.

земля, естественные ресурсы (land, natural resources) — природные условия, необходимые для производства товаров и услуг.

игра с нулевой суммой (zero-sum game) — игра, в ходе которой происходит перераспределение благ между участниками, причем выигрыш одних возникает исключительно из проигрыша других игроков.

излишек (выигрыш) потребителя (consumer surplus) — разница между ценой, за которую потребитель готов купить товар, и ценой, которую он в действительности платит.

излишек (выигрыш) производителя (producer surplus) — это разница между валовыми доходами и полными издержками производителя.

изокванта (isoquant) — кривая, представляющая все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции; кривая равного выпуска.

изокоста (isocost line) — линия, объединяющая все возможные сочетания ресурсов, которые имеют одинаковую суммарную стоимость.

имплицитный контракт – неявный контракт, не закрепленный в нормативных документах.

инвестирование (investment) — процесс пополнения и увеличения капитальных фондов, приток нового капитала в фирму в данном году. валовые (совокупные) инвестиции(gross investments) представляют собой сумму амортизации (depreciation) — возмещения затраченных в текущем году капитальных средств — и чистых инвестиций (net investments) — увеличения объема использования капитала. сумма амортизации рассчитывается исходя из стоимости основного капитала фирмы (капитальных фондов) и полезного срока службы основного капитала — числа лет, в течение которых капитальные активы будут приносить фирме доходы или сокращать ее издержки. для расчета суммы амортизации необходимо знать норму амортизации.

индекс Лернера (lerner index) –

где il — лернеровский индекс монопольной власти; рт — монопольная цена; мс — предельные издержки; е — эластичность спроса на продукцию.

в условиях совершенной конкуренции мс = р. следовательно, il = 0. если il представляет из себя положительную величину (il > 0), то фирма обладает монопольной властью. чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

индекс Херфиндаля—Хиршмана (herfindahl—hirsh-тап index, 1нн) — показатель, определяющий степень концентрации рынка. при его расчете используется удельный вес продукции фирмы в отрасли. предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем выше потенциальные возможности для возникновения монополии. все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

где iнн — индексхерфиндаля-—хиршмана;

s1 — удельный вес самой крупной фирмы;

s2 — удельный вес следующей по величине фирмы;

sn — удельный вес наименьшей фирмы.

если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то s1 = 100%, а iнн = 10 000: если в отрасли 100 одинаковых фирм, то s = 1%, а iнн = 100.

институты – законы и правила, традиции, ограничения и запрещения, а также механизмы контроля над их соблюдением, которые прямо или косвенно влияют на экономическое поведение и его результаты.

институционализм (institutionalism) — экономическая теория об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ.

интерспецифические ресурсы (interspecific resources) — взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее.

капитал (capital), как ресурс — ресурсы длительного пользования, используемые для производства товаров и услуг.

капитал (capital), вообще – все активы (деньги, ценные бумаги, ресурсы и т.д.), используемые для получения дохода.

картель (cartel) — рыночная ситуация, при которой фирмы образуют сговор (соглашение) относительно цен и/или объема производства с целью максимизации совокупной прибыли картеля.

кейнсианство (keynesian economics) — экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса.

классический либерализм (либертаризм) (classical liberalism) — течение экономической теории, которое исходит из приоритета интересов личности. согласно данной теории каждый человек готов к активной автономной деятельности, способен сам наиболее эффективно реализовать свои таланты и способности.

командная экономика (command economy) — система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

комплементарные блага (complementary goods) — блага, дополняющие друг друга в потреблении.

корректирующая субсидия (corrective subsidy) — субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

корректирующий налог (corrective tax) — налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных; направлен на корректировку ценовых диспропорций, вызванных влиянием "провалов" рынка.

корпорация (corporation) — фирма, имеющая форму юридического лица и принадлежащая группе акционеров, причем имущество и собственность этой фирмы отделены от имущества и ответственности ее совладельцев (ответственность каждого акционера ограничена его вкладом).

коэффициент Джини (gini coefficient) — коэффициент, показывающий уровень неравенства в распределении доходов между квинтилями – пятью 20-ти% группами населения с различным уровнем доходов.

краткосрочный или короткий период (short-run) в деятельности фирмы — отрезок времени, в течение которого невозможно изменить хотя бы один производственный фактор.

кривая безразличия (indifference curve) — линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя (постоянной полезности) от потребления различных наборов благ.

кривая «доход-потребление» (income-consumption curve) — кривая, каждая точка которой — оптимальное количество потребляемых благ при разном уровне дохода (но постоянном соотношении цен).

кривая Лоренца (lorenz curve) — кривая на графике, отражающая фактическое распределение доходов между квинтилями – пятью 20-ти% группами населения с различным уровнем доходов.

кривая предложения (supply curve) — графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и количествами этого блага, которое готовы продать производители в данный момент времени.

кривая (граница) производственных возможностей (production possibilities curve (frontier)) — кривая, демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании данного объема ресурсов и данной технологии.

кривая спроса (demand curve) — графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и количеством этого блага, которое готовы купить потребители в данный момент времени.

кривая «цена-потребление» (price-consumption curve) — кривая, соединяющая ряд равновесных точек, образующихся при постепенном повороте бюджетной прямой (при изменении цены одного товара и неизменном доходе).

кривая Энгеля (engel curve) — кривая, показывающая зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя. в зависимости от реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три категории товаров: ценные, малоценные и обычные.

лоббизм (lobbying) — попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения.

мгновенный период (immediate period) — период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых факторов остается постоянным.

мертвый груз монополии (чистые издержки монополии) (deadweight loss) — разница между потенциально возможным объемом производства в отрасли без монополии и реальным объемом выпуска монополиста.

микроэкономика (microeconomics) — раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

модель (model) — абстрактная теоретическая конструкция, логическая структура которой определяется как свойствами объекта, так и целями, характером исследования.

монетаризм (monetarism) — неоклассическая экономическая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль в процессе изменения экономической конъюнктуры.

монополия (monopoly) — см. чистая монополия.

монополистическая конкуренция (monopolistic competition) — тип рыночной структуры, возникающий в результате дифференциации товаров и услуг. монополистическая конкуренция — случай, когда "много конкуренции и мало монополии", монополистическая власть на рынке относительно невелика.

монопсония (monopsony) — монополия со стороны покупателя.

неизбирательность в потреблении (nonrivality inconsumption) — означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

неисключаемость в потреблении (nonexclusivity in consumption) — означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

номинальная заработная плата (nominal wage rate) — цена, выплачиваемая за использование труда в денежном выражении.

номинальная ставка процента (nominal rate of interest) — ставка процента, выраженная в деньгах (рублях, долларах, франках) по их текущему курсу.

норма амортизации (rate of depreciation) — доля основного капитала, подлежащая амортизации (списанию) в текущем году.

нормальная прибыль (normal profit), нулевая экономическая прибыль (zero profit) — альтернативная стоимость использования предпринимательской способности. когда фирма получает только нормальную прибыль, то ее доход полностью расходуется на покрытие всех затрат фирмы.

нормативная экономическая наука (normative economics) — наука, изучающая условия достижения индивидами, фирмами или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельности институтов.

общее равновесие (general equilibrium) — равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цену и объемы продаж на всех рынках. общие издержки (total costs, тс) — совокупность всех j затрат предприятия на производство и реализацию какого-либо продукта или экономического блага, включающая в себя переменные издержки и постоянные издержки.

общие ресурсы (common resources) — это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.

обычный товар (normal good) — товар, спрос на который при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости).

объединение риска (risk pooling) — метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.

олигополия (oligopoly) — рыночная структура, когда на рынке действует ограниченное число фирм, выпускающих однородный продукт и обладающих неполной рыночной властью над ценами, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

оппортунистическое поведение (opportunist behavior) — поведение индивида, уклоняющегося от соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров.

отрицательный внешний эффект (negative externality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объёме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

парадокс голосования (paradox of voting) — противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Парето-эффективное распределение благ, или парето-оптимум (pareto-optimality) — такое распределение благ, при котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние (посредством перераспределения) без ущерба для благосостояния другого лица.

Парето-эффективное размещение ресурсов (pareto-optimal resource allocation) — такое размещение ресурсов, при котором нельзя увеличить выпуск одного товара, не сократив выпуск другого.

партнерство (partnership) — фирма, которая принадлежит двум или более лицам, которые совместно владеют и управляют предприятием, получают часть прибыли и несут неограниченную ответственность за деятельность фирмы.

паутинообразная модель (cobweb model) — простейшая динамическая модель, показывающая различные виды колебаний, в результате которых формируется (или не формируется) равновесие. она показывает образование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства (например, в сельском хозяйстве), когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем.

первая теорема экономики благосостояния (the first theorem of welfare economics) — гласит, что, если соблюдаются все восемь исходных положений, то тогда полученное конкурентное рыночное равновесие является парето-оптимальным.

перекрестная эластичность (cross elasticity) — эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.

переменные издержки (variable costs, vc) — издержки, которые изменяются с изменением объема выпуска продукции.

переменные факторы производства (variable factorsof production) — факторы, затраты которых зависят от уровня выпуска продукции.

плата за выбросы — плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов.

позитивная экономическая наука (positive economics) — наука, изучающая развитие объективно складывающихся экономических явлений и процессов.

поиск политической ренты (political rent seeking) — стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса.

полезность блага (utility of good) — способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

политическая экономия (political economy) — фундаментальная экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. в различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета политической экономии: меркантилизм: наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами); классическая политэкономия: наука о богатстве; марксистская политэкономия: наука о производственных отношениях — отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ на разных этапах развития человеческого общества; маржинализм: экономическая наука о деятельности людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных производственных ресурсов; историческая школа: наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах.

положительный внешний эффект (positive externality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

постоянная экономия от масштаба (constant economy of scale) — увеличение объема продукции теми же темпами, что и увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов. например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства также возрастает на 20%.

постоянные (фиксированные) издержки (fixed costs, fc) — издержки, которые фирма несет независимо от объема выпуска продукции.

постоянные факторы производства (fixed factors of production) — факторы, затраты которых не зависят от уровня выпуска продукции.

потребительский выбор (consumer choice) — выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

потребности (needs) — внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. интенсивность потребностей наряду с редкостью определяет ценность экономических благ.

права собственности (property rights) — совокупность властных прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ (право владения, право использования, право управления, право на передачу имущества в наследство и т.п.).

предельная норма замещения, субституции (marginal rate of substitution, mrs) — количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

предельная норма технического (или технологического) замещения капитала трудом (marginal rate of technical substution of capital for labour, mrtslk) — мера количества капитала, которую может заменить дополнительная единица труда без увеличения или уменьшения выпуска продукции.

предельная норма трансформации (marginal rate of transformation, mrtx) — показывает минимальное количество товара y, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства товара x на единицу. представляет собой альтернативную ценность товара x. равна отношению предельных издержек производства товара x к предельным издержкам производства товара y.

предельная полезность (marginal utility, mu) — полезность последней единицы потребляемого блага.

предельная чистая окупаемость инвестиций (marginal net return of the investment) — разница между предельной внутренней окупаемостью инвестиций и ставкой ссудного процента: (r-i), где r — норма окупаемости, i — ссудный процент.

предельная эффективность капитала (marginal efficiency of capital) — такая норма процента, которая уравнивает издержки, связанные с инвестициями, и ожидаемую на них выручку.

предельные издержки (marginal costs, мс) — дополнительные издержки, связанные с увеличением производства данного товара на единицу.

предельные издержки на ресурс (marginal input cost) — дополнительные издержки на приобретение дополнительной единицы ресурса.

предельный доход (marginal revenue, mr) — приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска:

mr =

предельный продукт (marginal product, mp) — фактор производства — дополнительный выпуск товара, связанный с увеличением фактора производства на единицу при неизменности объема прочих используемых факторов производства. предельный продукт определяется как прирост выпуска товара, приходящийся на единицу прироста данного фактора.

предельный продукт ресурса в денежном выражении (marginal revenue product, mrp) — дополнительная выручка от реализации дополнительного объема продукции, полученной при увеличении использования ресурса на единицу.

предпринимательство, предпринимательская способность (entrepreneurial ability),управление (managerial skills) — способность рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы для производства экономических благ.

прибыль экономическая — определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) и совокупными издержками (total cost), включающими явные и неявные издержки: n = tr - тс.

проблема безбилетника, "зайца" (free-rider problem) — проблема, связанная с возникновением у потребителей желания обойтись без лишних выплат, получив выгоды от чисто общественного блага (которым обеспечиваются все потребители независимо от того, платят они за него или нет).

«провалы» (фиаско) государства (правительства) (government failures) — случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

«провалы» (фиаско) рынка (market failures) — ситуации, когда действие механизма конкурентных рынков не приводит к максимизации общественной полезности.

производный спрос (derived demand) — спрос на ресурсы, зависящий от спроса на конечные продукты, производимые на основе этих ресурсов.

производственная функция (production function) фирмы, производящей определенный товар q — показывает максимально возможный объем выпуска данного товара при использовании всех возможных комбинаций факторов производства: q=f(fj,f2,...fn). упрощенный вариант производственной функции — зависимость товара q от труда (l) и капитала (к): q = f(l, к).

производственные возможности (production capacity) — возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

противник риска (risk aversion) — человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет определенный, гарантированный результат ряду неопределенных, рисковых результатов.

профсоюз (trade union) — объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.

процент (interest) — см. ссудный процент.

равновесие производителя — предельная норма технической субституции факторов, которая равна соотношению цен этих факторов.

равновесная цена (equilibrium price) — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

распределение риска (risk spreading) — это метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.

рациональное неведение (rational ignorance) — ситуация, когда избиратели не видят пользы от участия в политическом процессе.

реальная заработная плата (real wage rate) — покупательная способность заработной платы, выраженная в количестве товаров и услуг, которые можно приобрести на полученную сумму (на номинальную заработную плату).

реальная ставка процента (real rate of interest) — ставка процента, скорректированная на инфляцию, т. е. выраженная в неизменных ценах.

ресурсы экономические (economic resources), факторы производства — необходимые для производства экономических благ элементы. основными видами ресурсов выступают: труд, земля, капитал, предпринимательские способности. часто к ним также добавляют информацию.

рисковые активы (risk assets) — активы, доход от которых частично зависит от случая.

роулзианский подход (ratals' view) — особая разновидность эгалитаризма, развитая в трудах современного философа дж. роулза. по роулзу, должна максимизироваться полезность наименее обеспеченных членов общества.

рынок (market) —институт и механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов. как механизм рынок – процесс приспособления спроса и предложения с помощью изменения цены; как институт – набор правил, условий, контрактов, законодательных ограничений деятельности покупателей и продавцов.

рыночная экономика (market economy) — система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

склонный к риску (risk preference) — человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату.

смешанная экономика (mixed economy) — тип общества, синтезирующий элементы рыночной и командной экономик, в котором механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

собственность – система отношений между людьми по поводу прав на имущественный объект; в юридическом аспекте эти права обычно включают право владения, использования, распоряжения.

совершенная конкуренция (perfect competition) — рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками: 1) большое число продавцов и покупателей товара; 2) однородность продукции; 3) абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее; 4) ни один экономический агент не обладает властью над ценами; 5) полная информированность участников о ценах и условиях производства.

совокупный доход, выручка (total revenue, tr) — сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага.

стратегическое поведение фирмы на рынке — поведение, при котором выбор фирмой варианта своей деятельности зависит от возможных ответных действий ее конкурентов.

субституты (substitutional goods) — блага, замещающие друг друга в потреблении.

текущая дисконтированная (приведенная) стоимость (present discount value — pdv) — это нынешняя стоимость 1 доллара, выплаченного через определенный период времени.

теорема Коуза (coase theorem) — если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода).

теория игр (дате theory) — наука, исследующая математическими методами поведение участников ситуаций (игроков), связанных с принятием решений.

теория общественного выбора (public choice theory) — теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

товар Гиффена (giffen good) — товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

трансакционные издержки (transaction costs) – издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности (издержки поиска информации, защиты контрактов и т.п.).

убывающая экономия от масштаба (decreasingeconomy of scale) — увеличение объема продукции более низкими темпами, чем увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов. например-, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает только на 10%.

условие равновесия производителя (producer equilibrium condition):

утилитаризм (utilitarism) — направление экономической теории, сторонники которого полагают, что общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных по-лезностей всех членов. такая "арифметика счастья" опирается на предпосылку о возможности сложения индивидуальных полезнос-тей. поэтому справедливость, по мнению утилитаристов, существует там и тогда, где и когда удается максимизировать совокупную полезность всех членов общества.

факторы производства (factors of production) — любой товар или услуга, использующиеся для производства товара.

фирма (firm) — экономический субъект, обладающий хозяйственной самостоятельностью и выполняющий три функции: он покупает ресурсы (факторы производства), использует их для производства продукта и продает продукт; под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.

функциональный спрос (functional demand) — спрос на товар, обусловленный качествами, присущим



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: