Данное пособие является базовым. Приобрести его можно в ЦДО (корпус «Г», киоск на 1 этаже).




Памятка

для студентов направлений: 080100 «Экономика»

 

По изучению дисциплины «ЛОГИКА»

 

Составил Белоусов Николай Александрович Зав. кафедрой В.Ю. Инговатов

Цель изучения дисциплины «Логика» - развитие общекультурных компетенций, в соответствии с которыми студент должен быть способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, должен обладать способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики и владеть культурой мышления.

Для достижения данной цели студент должен овладеть знаниями, умениями и навыками, определяемыми программой курса «Логика». Логика изучается один семестр. Курс состоит из трёх модулей.

Содержание дисциплины

Лекции Практические занятия СРС Результаты освоения дисциплины. Обучающийся должен
Модуль 1 «Понятие» – 0,5 ЗЕТ. Форма оценки - тестирование
1. Предмет и значение логики – 2 часа 1. Познание, его уровни и формы. 2. Логическая культура. Значение логики. 3. Когда и почему возникла логика и что она собою представляет. Литература: [1] 2. Понятие – 2 часа 1. Понятие как форма мышления. 2. Логические характеристики понятия: содержание и объём. 3. Виды понятий. 4. Отношения между понятиями. Литература: [1,2] 3. Логические операции с понятиями – 2 часа 1. Операции обобщения и ограничения; 2. Операция деления и её правила; 3. Определение понятий. Литература: [1] 1. Предмет и значение логики. Организационно-методическое занятие - 2 часа 1. Что такое логика и зачем её надо изучать? 2. Значение логической культуры. 3. История возникновения логики. Литература: [1] 2. Понятие – 4 часа 1. Понятие как форма мышления. 2. Логические характеристики понятия: содержание и объём. 3. Виды понятий. 4. Отношения между понятиями. Литература: [1] 3. Тестирование по материалу модуля 1. Понятие Литература: [1] Подготовка к практическому занятию: 1) прочитать 1 главу; 2) ответить на контрольные вопросы (стр.21); 3) выполнить задания (стр. 22-25). Литература: [1] Подготовка к практическому занятию: 1) прочитать 2 главу; 2) ответить на контрольные вопросы (стр.44); 3) выполнить задания (стр. 45-48). Литература: [1] Подготовка к тестированию: 1) прочитать 1-3 главы; 2) ответить на контрольные вопросы (стр. 21 44, 67); 3) выполнить задания (стр. 22-25, 45-48, 67-71). Литература: [1] Знать: - предмет классической логики, отличие её от других наук, изучающих человеческое мышление; - структуру человеческого мышления; - основные формы мышления; - сущность, основные характеристики понятия как основной формы мышления; - основные логические характеристики понятий; - виды понятий; - логические отношения между понятиями. Уметь: - сознательно пользоваться основными формами мышления в любой сфере интеллектуальной деятельности; - определять тип отношений между понятиями и отображать эти отношения на кругах Эйлера; - правильно пользоваться логическими операциями ограничения, обобщения, определения и классификации понятий. Владеть: - навыками сведения сложных форм мышления и выражения мыслей к простым и ясным; - правилами оценки основных форм мышления на соответствие их нормам культуры мышления.
         

 

Модуль 2 «Суждение» – 0,5 ЗЕТ. Форма оценки – тестирование
4. Простые суждения – 2 часа 1. Суждение как форма мышления. 2. Суждение и предложение. 3. Виды суждений. 4. Распределённость терминов. Литература: [1] 5. Сложные суждения – 2 часа 1. Характеристика сложных суждений. 2. Виды сложных суждений. 3. Некоторые условия истинности сложных суждений. Таблицы истинности. Литература: [1] 4. Суждение – 2 часа 1. Суждение как форма мышления. 2. Виды суждений. Категорические суждения. 3. Распределённость терминов в суждениях. Литература: [1] 5. Тестирование по материалу 2 модуля «Суждение». Литература: [1] Подготовка к практическому занятию: 1) прочитать 4 главу; 2) ответить на контрольные во просы (стр.92); 3) выполнить задания (стр.93-96) Литература: [1] Подготовка к тестированию: 1) прочитать текст 4-5 глав; 2) ответить на контрольные вопросы (стр. 92, 117); 3) выполнить задания (стр. 93-96, 118-121). Литература: [1] Знать: специфику суждения как формы мышления и способы его вербального выражения; - основные типы суждений; - основные типы отношений между простыми категорическими суждениями и их выражение логическим квадратом; - таблицу истинности, правила её составления и пользования Уметь: - правильно выделять простые категорические суждения в языковых формах; - записывать сложные суждения символически; - проверять матричным (табличным) способом истинность сложных суждений; - делать правильные выводы по логическому квадрату. Владеть: - навыками сведения сложных форм мышления и выражения мыслей к простым и ясным; - правилами оценки форм мышления на соответствие их нормам культуры мышления.
Модуль 3 «Умозаключение. Доказательство. Спор» – 1,0 ЗЕТ. Форма оценки – тестирование
6. Общая характеристика умозаключений. Типы умозаключений – 2 часа 1. Характеристика умозаключений. 2. Типы умозаключений: дедукция, индукция, традукция. Литература: [1] 7. Опосредованные умозаключения – 2 часа 1. ПКС, его структура и виды. 2. Способы проверки правильности силлогизмов. 3. Энтимемы. 4. Умозаключения из сложных суждений. Литература: [1] 8.. Выводы из сложных суждений – 2 часа 1. Условные умозаключения; 2. Разделительные умозаключения; 3. Условно - разделительные умозаключения. Литература: [1] 9. Логические основы теории спора – 2 часа 1. Доказательство и опровержение. 2. Правила доказательства и возможные логические ошибки. 3. Спор, его основные принципы и правила. 4. Уловки в споре. Литература: [1,2] 6. Непосредственные умозаключения и их виды – 2 часа 1. Превращение. 2. Обращение. 3. Противопоставление предикату. 4. Умозаключения по «логическому квадрату». Литература: [1]   7. Простой категорический силлогизм – 2 часа 1. Структура ПКС. 2. Фигуры и модусы силлогизма. 3. Основные способы проверки правильности ПКС. 4. Энтимема: восстановление до полного умозаключения. Литература: [1] 8. Выводы из сложных суждений – 2 часа 1. Условные умозаключения; 2. Разделительные умозаключения; 3. Условно - разделительные умозаключения. Литература: [1] 9. Итоговое тестирование Литература: [1] Подготовка к практическому занятию: 1) прочитать 6 главу; 2) ответить на контрольные вопросы (с.143); 3) выполнить задания (с. 144-147). Литература: [1] Подготовка к практическому занятию: 1) прочитать параграфы 7.1, 7.2, 7.4; 2) ответить на контрольные вопросы (с.172); 3) выполнить задания (с. 173-177). Литература: [1] Подготовка к практическому занятию: 1) прочитать параграф 7.3; 2) ответить на контрольные вопросы (с.172); 3) выполнить задания (с. 176). Литература: [1] Подготовка к итоговому тестированию: 1) прочитать 6-8 главы; 2) ответить на контрольные вопросы (стр. 209-210); 3) выполнить задания (с. 144-147; 173-177; 202-206). Литература: [1] Знать: - основные типы умозаключений, их основные характеристики, структуру и правила и методы пользования ими; - непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату; - простой категорический силлогизм (ПКС), виды ПКС, правила его построения и проверки; - основные виды сложных умозаключений и правила их построения и проверки; - энтимемы и технологию их восстановления до полного и правильно построенного умозаключения; - виды доказательства, структуру доказательства и основные правила, предъявляемые к аргументам, тезису и демонстрации; - основные принципы спора, допустимые и недопустимые способы спора; - различные приёмы софистического мышления и способы противодействия им. Уметь: - делать правильные выводы по логическому квадрату и правильно осуществлять непосредственные умозаключения; - выявлять категорические силлогизмы в сложных словесных формах, правильно их записывать и проверять на соответствие правилам умозаключений; - правильно восстанавливать энтимемы до полного силлогизма и оценивать их; - обнаруживать ошибки в доказательствах; - обнаруживать софистические приёмы в спорах и защищаться от них. Владеть: - правилами оценки основных форм мышления на соответствие их нормам культуры мышления; - навыками правильного выражения своих мыслей; - способностью вскрывать ошибки в своих рассуждениях и рассуждениях любого человека; - способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
         

Литература и учебно-методические материалы

Основная литература

1. Белоусов Н. А. Логика: учеб. пособие / Н. А. Белоусов; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. - 222 с. – 19 экз.

Данное пособие является базовым. Приобрести его можно в ЦДО (корпус «Г», киоск на 1 этаже).

Электронная версия учебного пособия имеется в электронной библиотеке АлтГТУ и на портале АлтГТУ по ссылке https://elib.altstu.ru/elib/eum/filos/Logika-Belousov.pdf.

Дополнительная литература

2. Гетманова А. Д. Учебник логики со сборником задач / А. Д. Гетманова. - М.: КНОРУС, 2010. – 365 с. – 1 экз.

3. Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. – 1990. - № 3. – С. 103-188.

4. Хоменко И. В. Логика. Теория и практика аргументации: учебник: [для вузов] / И. В. Хоменко. - М.: Юрайт, 2010. - 314 с. – 1 экз.

График контроля

Модуль Контрольное испытание Время проведения Вес в итоговом рейтинге Примечания
  Тестирование №1 7 неделя 0,25  
  Тестирование №2 11 неделя 0,25  
  Зачётное тестирование 17 неделя 0,5  

 

Примечания

1. Первая внутрисеместровая аттестация выставляется по итогам первого контрольного тестирования, вторая аттестация – по совокупным итогам первого и второго тестирования.

2. Контрольное тестирование, текущий рейтинг (аттестации) и итоговый рейтинг студента рассчитывается по 100-бальной шкале.

3. Зачёт выставляется по положительным (не ниже 25 баллов) результатам каждого из трёх (два - текущих и один – итоговый) контрольных тестирований.

4. При нескольких попытках сдачи контрольных испытаний в зачёт студенту по каждому из них идёт среднеарифметическая от суммы баллов за каждую попытку.

5. Для успешного освоения дисциплины «Логика» студент обязан посещать и активно работать на каждом лекционном и практическом занятии.

Итоговый рейтинг с учётом посещаемости занятий рассчитывается по формуле: 100 баллов Х 0,9 + баллы за посещаемость (50%<П≤60% = 2 балла; 60%<П≤70% = балла; 70%<П≤80% = 6 баллов; 80%<П≤90% = 8 баллов; 90%<П = 10 баллов).

6. Студент имеет возможность поднять свой семестровый рейтинг по дисциплине.

За написание и защиту реферативной работы добавляются к семестровому рейтингу следующие баллы: «отличный» реферат повышает семестровый рейтинг на 10 баллов, «хороший» - на 6 баллов, «удовлетворительный» - на 2 балла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: