Занятие 5. Организационные и методические основы исследования.




Планы семинарских занятий по дисциплине «Логика и методология науки»

Часов / 6 занятий

Занятие 1. Введение. Предмет логики и методологии научного познания.

Методологические основы познания.

1) Предмет и задачи логики и методологии науки.

2) Специфика познавательного отношения человека к миру.

3) Чувственное познание и его специфика.

4) Рациональное познание и его специфика.

5) Типология познавательной деятельности.

6) Специфика научного познания.

7) Знание и реальность.

Темы докладов и рефератов:

1) Предмет изучения логики и методологии научного познания.

2) Соотношение логики и методологии научного познания с философией, наукой и историей науки.

3) Причины существования разных образов науки в логике и методологии научного познания.

4) Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру.

5) Основные формы чувственного и рационального познания.

6) Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

7) Проблема субъекта и объекта познания.

8) Философское учение об истине и ее альтернативах.

9) Познание как деятельность. Практика и познание.

10) Знание и вера. Гносеологический статус сомнения.

11) Понятие личностного знания. Знание явное и неявное.

12) Соотношение научных и ненаучных форм познания.

13) Понятие интуиции.

Занятие 2. Наука как социокультурный феномен.

1) Проблема генезиса науки.

2) Понятие науки, ее основные функции и пределы автономии в обществе.

3) Наука как система знания.

4) Наука как специфическая деятельность.

5) Наука как социальный институт.

6) Наука как производительная сила и как форма общественного сознания.

7) Основные нормы научной этики и цель науки.

8) Основные концепции развития науки.

9) Феномен квазинауки.

10) Проблема демаркации.

Темы докладов и рефератов:

1) Наука, вера и суеверие.

2) Наука в системе социальных ценностей.

3) Творческая свобода и социальная ответственность ученого

4) Этика ученого: теория и практика.

5) Развитие науки: проблема пределов роста.

6) Соотношение науки с другими видами духовной деятельности.

7) Современное понимание науки как особого вида деятельности.

8) Историческое развитие науки.

9) Классификация наук.

10) Смысл проблемы демаркации.

11) Критерии научности.

12) Понятие научно-технического прогресса.

13) Нормы научной деятельности.

14) В чем выражается прогресс в развитии науки.

15) Возрастает ли наше знание о мире в процессе развития науки.

Занятие 3. Предметные элементы научного исследования.

1) Объект и предмет исследования.

2) Цели и задачи научного исследования.

3) Специфика понятия проблема.

4) Содержание научной проблемы.

5) Специфифика условий научного исследования.

6) Средства и методы исследования.

7) Методы эмпирического и теоретического исследования.

8) Результат исследования.

Темы докладов и рефератов:

1) Разделение научного знания и научных методов на два уровня:теоретический и эмпирический.

2) Эмпирический уровень как уровень науки, который имеет дело с чувственно воспринимаемыми вещами и явлениями.

3) Наблюдение как наиболее простой и фундаментальный метод эмпирического познания.

4) Измерение как метод познания.

5) Эксперимент – важнейшее средство эмпирического познания.

6) Структура эксперимента и ее элементы.

7) Понятие метода и методологии.

8) Сенсуализм и рационализм в теории познания.

9) Соотношение понятий «объективная реальность» и «объективная истина».

Занятие 4. Процессуальные элементы научного исслдедования.

1) Специфика понятия «тема».

2) Формулировка проблемы исследования.

3) Уточнение целей и задач исследования и выдвижение гипотезы.

4) Объект и методы исследования.

5) Накопление новой информации и концептуализация знания.

6) Представление и аргументация результата исследования.

Темы докладов и рефератов:

1) Проблема исследования как структурная единица научного направления.

2) Тема исследования как структурная единица научного направления.

3) Уровни и алгоритмы научного исследования.

4) Гипотезы и их роль в научном исследовании.

5) Понятие научная теория и ее роль в научном исследовании.

6) Научная теория: принципы построения, структура, классификация.

7) Роль эксперимента в научном познании.

8) Доказательное рассуждение: структура и основные правила доказательств.

9) Принципы и закономерности научного поиска.

10) Понятие и цели аргументации.

11) Логические основы аргументации.

Занятие 5. Организационные и методические основы исследования.

1) Вопросы управления наукой и подготовка научных кадров.

2) Устные источники научной информации.

3) Понятие доклада, тезиса, выступления.

4) Информационное обеспечение научных исследований.

5) Структура и техника оформления научного документа.

Темы докладов и рефератов:

1) Научно-исследовательская работа студентов: основные цели и задачи.

2) Понятие об информационной базе.

3) Классификация источников научных исследований.

4) Поиск и отбор информации.

5) Диалектика и психология спора: принципы, правила, требования.

6) Виды и формы устных представлений научной информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: