ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ




Nном – номинальная мощность энергоблока, МВт.

Общее первичное регулирование должно обеспечивать устойчивую выдачу энергоблоком требуемой первичной регулирующей мощности с момента возникновения отклонения частоты и до возврата частоты к нормальному уровню (к входу отклонения частоты в заданную зону нечувствительности регуляторов) и не допускать нарушения технологической устойчивости оборудования энергоблока при аварийных отклонениях частоты.

Диапазон первичного регулирования должен обеспечиваться при любой исходной мощности энергоблока и должен быть ограничен лишь в целях предотвращения аварийного останова энергоблока.

2.7 Предусмотрены следующие режимы ограничения электрической мощности турбины от ЭГСР:

2.7.1 По тепловому состоянию ТА на основании информации от датчиков температуры фланца наружного корпуса ЦВД;

2.7.2 По механическому состоянию на основании информации от датчиков относительного расширения ротора ЦВД;

2.7.3 По температуре пара за СПП;

2.7.4 По командам оператора нажатием кнопки на пульте 2HY-69А;

2.7.5 По командам противоаварийной автоматики (ПА «длительная»).

2.8 Иерархия изменения задания по мощности. ЭГСР формирует задание по мощности, исходя из следующей иерархии команд:

2.8.1 Команды «ПА длительная»;

2.8.2 Команды на ограничение мощности типа «Стоп нагружение» по тепломеханическому состоянию турбины;

2.8.3 Команды оператора по дистанционному управлению турбиной.

2.9 В ЭГСР предусмотрен контроль тепломеханического состояния паровпуска ЦВД перед толчком турбины, в соответствии с которым ЭГСР реализует три программы полуавтоматического разворота:

2.9.1 Программа 1 - пуск из холодного состояния (температура паровпуска ЦВД менее 80,0 °C), при которой выдержка времени на промежуточной частоте вращения 600 об/мин составляет 15 минут, а на номинальной частоте вращения - 5 минут;

2.9.2 Программа 2 - пуск из неостывшего состояния (температура паровпуска ЦВД от 80,0 °С до 180 °C), при которой выдержка времени на промежуточной частоте вращения 600 об/мин составляет 10 минут, а на номинальной частоте вращения - 3 минуты;

2.9.3 Программа 3 - пуск из горячего состояния (температура паровпуска ЦВД более 180 °C), при которой выдержка времени на промежуточной и номинальной частоте вращения отсутствует.

2.10 ЭГСР реализует два вида разворота ТА:

2.10.1 Полуавтоматический разворот - осуществляется по команде оператора вначале нажатием кнопки «ИСХ» в ячейке «Разворот», затем, при наличии условий для толчка турбины (начальная мощность реактора не менее 30 % номинальной, давление пара перед ГПЗ не менее 60,0 кгс/см² (абс.), давление пара в конденсаторе турбины не более 0,14 кгс/см²), оператор открывает стопорные клапаны, после чего вводит на пульте 2HY-69А уставку «0 об/мин» нажатием кнопки «0» в ячейке «Разворот» для открытия регулирующих заслонок промперегрева. При вводе уставки «1500 об/мин» ЭГСР обеспечивает разворот турбины до 1500 об/мин по одной из трех программ разворота. При вводе уставки «600 об/мин» ЭГСР обеспечивает разворот турбины до 600 об/мин; выдержку времени и контроль за тепломеханическими параметрами ТА на промежуточной частоте вращения осуществляет оператор. Дальнейший набор частоты вращения производится после нажатия кнопки «1500». Возврат на «0 об/мин» или «600 об/мин» при отклонении тепломеханических параметров осуществляет оператор вводом уставки «0» или «600» на пульте 2HY-69А.

2.10.2 Ручной разворот - выполняется оператором нажатием на кнопки «Прибавить» или «Убавить» в ячейке «Ручное управление» на пульте 2HY-69А. Переход на ручное управление разворотом производится первым нажатием кнопки «Прибавить» или «Убавить». Отключение этого режима производится нажатием кнопки «Блокировка ручного» на пульте 2HY-69А.

Примечание – Полное описание режимов работы ЭГСР приведено в инструкции по эксплуатации «Электронная часть системы регулирования турбины К-1000-60/1500-2.
Энергоблок № 2 Ростовской атомной станции» (ИЭ.2.ЭЧСР.27.118).

2.11 Описание принципов работы АСРЗ.

2.11.1 Основой контура управления регулирующими клапанами и заслонками промперегрева каждого борта ТА является гидравлическая линия управления ГСМ, эту линию можно рассматривать в качестве сумматора командных сигналов и сигналов обратных связей. Данная линия работает по проточному принципу и имеет постоянное в статике давление масла, равное четвертой части давления масла в коллекторе «40,0 кгс/см²» после маслофильтров.

2.11.2 Построение гидравлической линии управления ГСМ для одного из бортов ТА показано в приложении В.

2.11.3 Контур управления РК и РЗ имеет командный орган (ЭГП, МТР-А, Б, в зависимости от режима, в котором работает АСРЗ), промежуточный гидроусилитель с внутренней отрицательной обратной связью (отсечной золотник с гидравлической пружиной щелевого типа, так называемые окна самовыключения), двусторонний беспружинный серводвигатель (ГСМ), механизм гидравлической обратной связи (гидравлическая обратная связь по положению ГСМ) и электрические датчики положения главных сервомоторов (электрическая обратная связь по положению ГСМ для ЭЧСР). Открытие и закрытие регулирующих заслонок ЦНД выполняется по командам отсечных золотников ГСМ; обратная связь по положению РЗ отсутствует, поэтому РЗ не могут устойчиво находиться в промежуточных положениях, занимая всегда только крайние положения: «Закрыто» или «Открыто» (за исключением режима расхаживания РЗ на часть хода).

2.11.4 Гидравлический баланс каждой линии управления ГСМ определяется постоянной подпиткой и сливом масла.

2.11.5 Подпитка маслом из коллектора «40,0 кгс/см²»:

– через регулируемый (при наладке) дроссель подпитки;

– через окна самовыключения отсечного золотника ГСМ.

2.11.6 Слив масла в сливной маслопровод турбины:

– через окна ЭГП;

– через окна МТР;

– через диафрагму механизма обратной связи главного сервомотора;

Примечание – Во всех стационарных состояниях при промежуточном (не на упорах) положении ГСМ сумма сечений слива масла в дренаж из линии управления ГСМ через МТР и через МОС ГСМ есть величина постоянная.

2.11.7 Для всех гидравлических линий АСРЗ соблюдается принцип «снижение давления масла может приводить только к закрытию органов парораспределения».

2.11.8 Для связи ЭГСП и системы защиты от разгона ротора ТА линии управления ГСМ подведены к защитным устройствам; таким образом обеспечивается закрытие органов парораспределения системы регулирования (РК и РЗ) при срабатывании системы защиты от разгона. Возможность обратного воздействия по гидравлическим каналам на систему защиты со стороны системы регулирования отсутствует.

2.12 Особенности работы АСРЗ в режиме «ЭГСР».

2.12.1 При работе в режиме «ЭГСР» реализуется полный объем функций АСРЗ согласно таблицы 1.1. Условно, последовательность взаимодействия механизмов при работе АСРЗ в режиме «ЭГСР» можно описать следующим образом (для каждой из линий управления ГСМ):

– при изменении тока управления ЭГП по команде АПК ЭГСР перемещается якорь соленоида ЭМП, который смещает из равновесного положения (минус 1 мм по линейной шкале указателя положения) золотник ЭГП;

– при изменении положения золотника ЭГП изменяется величина окон слива масла из линии управления ГСМ, нарушается баланс расходов масла через линию управления, и давление в этой линии изменяется;

– при изменении давления масла в линии управления ГСМ отсечной золотник главного сервомотора смещается из среднего положения «Отсечка» и восстанавливает равновесное давление в этой линии управления за счет работы собственных окон самовыключения (гидравлическая отрицательная обратная связь). Это смещение ОЗ изменяет величину подвода и слива масла в полости над и под поршнем главного сервомотора РК, и ГСМ перемещается в заданном направлении;

– при перемещении ГСМ работают одновременно два вида отрицательной обратной связи: гидравлическая обратная связь с помощью МОС изменяет слив масла из линии управления, что приводит к перемещению ОЗ обратно в положение «Отсечка», а электрическая обратная связь от датчиков положения ГСМ уменьшает ток управления ЭГП, частично возвращая золотник ЭГП в сторону равновесного положения;

– по факту отклонения тока управления ЭГП от равновесного (условно нулевого) значения регулятор токовой разгрузки (РТР) включает электродвигатель МТР, подвижная букса МТР перемещается, изменяя величину окон слива масла в дренаж из линии управления ГСМ;

– изменение баланса в линии управления ГСМ со стороны МТР приводит к дополнительному перемещению ГСМ в ту же сторону, смещение ГСМ происходит до тех пор, пока электрическая обратная связь от ДП ГСМ не восстановит равновесное значение тока управления ЭГП, после чего электродвигатель МТР по команде РТР останавливается.

2.12.2 Контур управления по завершении переходного процесса достигает нового стабильного состояния, при котором:

– ток управления равен равновесному значению (условно нулевой);

– положение золотника ЭГП равновесное (около минус 1 мм по механическому указателю);

– ОЗ находится в среднем положении «Отсечка»;

– МТР занял новое положение;

– ГСМ занял новое положение.

2.13 Особенности работы АСРЗ в режиме «ГСР».

2.13.1 При работе АСРЗ в режиме «ГСР» обеспечивается выполнение ограниченного объема функций АСРЗ (таблица 1.1), в частности – при работе АСРЗ в режиме «ГСР» не обеспечивается удержание мгновенного сброса электрической нагрузки до уровня собственных нужд. В этом случае турбоагрегат отключается технологической защитой с посадкой СК.

2.13.2 Условно, последовательность взаимодействия механизмов при работе АСРЗ в режиме «ГСР» можно описать следующим образом:

– при изменении положения командного органа (МТР-А,Б) изменяется расход масла из линий управления ГСМ и, как следствие, давление масла в этих линиях;

– при изменении давления масла в линиях управления ГСМ смещаются отсечные золотники главных сервомоторов, восстанавливая давление в этих линиях управления за счет работы собственных окон самовыключения; при этом изменяется подвод масла от ОЗ в полости главных сервомоторов РК, и ГСМ перемещаются в заданном направлении;

– при перемещении главных сервомоторов изменяется расход масла из линий управления ГСМ через механизмы обратной связи (МОС); давление масла в линиях управления вновь изменяется (в противоположном направлении), отсечные золотники возвращаются положение «Отсечка», а положение главных сервомоторов стабилизируется на новом уровне, соответствующем текущему открытию рабочих окон МТР-А, Б.

2.14 Описание процессов в АСРЗ при выполнении основных операций приведено в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Описание процессов в АСРЗ

Операция Условия нормального выполнения операций Изменение состояния АСРЗ Примечание
       
Пуск МНР и подача масла в систему SE «Взведены» МСУ. «Выбиты» ЗУ. Золотники АБ Появляется давление масла: – в импульсной линии защиты; – в камерах над поршнями ГСМ; В режиме «ЭГСР» (режим ЭГСР «исходное») золотники

 

Продолжение таблицы 2.4
       
(режим «ГСР») «Взведены» Вентиль 2SE61S40 Открыт Золотники ЭГП занимают «Среднее» положение (минус 1 мм). Отсечные золотники ГСМ занимают верхнее положение. Золотник ЭГП ЭАБ занимает положение (плюс 2 мм) ЭГП ЭГСР займут положение «минус 3 мм»
«Взведение» ЗУ и открытие стопорных клапанов и стопорных заслонок (режим «ЭГСР») МТР-А, Б (РС) находятся в положении «Убавить до упора»; РУ СК и СЗ выключены Мембраны ЗУ, выключателей СК закрывают сливы масла в дренаж из линий АСРЗ; Появляется давление масла: – в линиях защиты; – в сервомоторах СК; – в линиях управления ГСМ. Открываются СК-1–4, СЗ-1–2. Золотники ЭГП занимают положение «минус 3 мм» по команде ЭГСР «исходное» (для режима «ЭГСР») или остаются в среднем положении при работе АСРЗ в режиме «ГСР» После «взведения» ЗУ и открытия СК давление масла в коллекторах «40,0 кгс/см²» и «20,0 кгс/см²» увеличивается на (1,0‑2,0) кгс/см² по причине снижения расхода масла через систему SE
 
Открытие РЗ после ввода уставки ЭГСР «0 об/мин» (режим «ЭГСР») Работоспособность схемы РТР Золотники ЭГП перемещаются в среднее положение. МТР-А, Б по команде РТР включаются «На прибавить». Плавно увеличивается давление в линиях управления ГСМ. С момента достижения давления в линии управления (9,5‑10,0) кгс/см², отсечные золотники ГСМ начинают движение вниз от механического упора «Убавить» (событие внешне не контролируется). Появляется давление в линиях управления РЗ, и РЗ открываются при достижении отсечными золотниками ГСМ отметки не доходя 4,5 мм до положения «Отсечка». ОЗ достигают положения «Отсечка», после чего появляется давление под поршнями ГСМ, и ГСМ приоткрываются на (3,0 - 7,0) мм. МТР-А, Б останавливаются  
Разворот турбины до холостого хода после ввода уставки ЭГСР ЭГСР находится в режиме «Разворот» ГСМ дополнительно открываются до уровня (25,0-45,0) мм. МТР-А, Б в начальный период разворота перемещаются «На прибавить», отслеживая положение ГСМ.  
«1500 об/мин» (режим «ЭГСР»)   Частота вращения ротора ТА увеличиваются с заданным темпом. Давление на напоре импеллера увеличивается по мере роста частоты вращения ротора  
Нагружение ТГ до номинального уровня (режим ЭГСР находится в одном из эксплуатационных режимов ГСМ по команде ЭГСР открываются в соответствии с расходной характеристикой РК. МТР-А, Б перемещаются «На при-  
«ЭГСР») Устройства переключения скорости открытия РЗ находятся в положении «большая скорость» бавить», отслеживая положение ГСМ. Перепад давлений масла над и под поршнями ГСМ, определяющий усилие, с которым ГСМ поддерживают открытое состояние РК, меняется при прохождении зон критических нагрузок. Есть давление масла в линии управления устройствами переключения скорости открытия регулирующих заслонок  

 

2.15 Регулятор токовой разгрузки (РТР) предназначен для обеспечения готовности в любой момент времени к переключению АСРЗ из режима «ЭГСР» в режим «ГСР» (под управление МТР-А, Б) с минимальным изменением текущего значения открытия главных сервомоторов. Допустимая величина изменения положения ГСМ № 1, 2 при переходе «ЭГСР ® ГСР» составляет не более 10,0 мм, что соответствует изменению электрической мощности не более 50 МВт (при смещении на 10,0 мм обоих ГСМ). На вход регулятора токовой разгрузки поступают сигналы, пропорциональные токам управления ЭГП № 1, 2. Регулятор, воздействуя через исполнительный усилитель на электропривод МТР-А, Б, устанавливает при работе АСРЗ в режиме «ЭГСР» такие значения токов управления ЭГП № 1, 2 (индивидуально для каждого ЭГП), при которых переход «ЭГСР ® ГСР» происходит безударно, то есть с минимальным изменением текущего значения эл. мощности (не более 50,0 МВт) или частоты вращения ротора ТА. Конкретное значение равновесного тока управления каждого ЭГП определяется при наладочных работах и вводится в качестве уставки для работы регулятора токовой разгрузки. Включение МТР-А (Б) с подсвечиванием сообщения об этом на фрагменте EGSR монитора ИВС производится регулятором токовой разгрузки при выходе тока управления ЭГП № 1 (2) за пределы зоны нечувствительности. Зона нечувствительности установлена (± 20,0) мА относительно равновесного тока управления каждого ЭГП.

Примечание – Рассмотренные выше значения равновесного тока управления каждого ЭГП могут изменяться при новой настройке ЭГСП или замене ЭМП (например, после проведения ППР).

2.16 Схема переключения АСРЗ из режима «ЭГСР» в режим «ГСР» и обратно.

2.16.1 Схема переключения предназначена для обеспечения возможности переключения АСРЗ из режима «ЭГСР» в режим «ГСР» воздействием оператора на КУ «ЭГСР - ГСР» на БЩУ-2, а также автоматически в следующих случаях:

– при отказе двух из трех ДП ГСМ № 1 или № 2, при отказе ДУС ТА;

– в случае превышения по модулю тока управления одного из ЭГП значения 300 мА при условии, что ток управления другого ЭГП по модулю менее 300 мА;

– при потере питания ЭМП № 1 или № 2;

– при отказе ЭЧСР;

– при разнице степени открытия ГСМ № 1 и № 2 более 64,0 мм (более 20 % полного хода ГСМ);

– при наличии информации о значении текущей мощности (электрической) более 200,0 МВт и нахождении ЭГСР в режиме разворота.

2.16.2 Процесс переключения АСРЗ из режима «ЭГСР» в режим «ГСР» заключается в снятии напряжения подмагничивания (220 В) с обмоток подмагничивания ЭМП-А, Б. Контроль режима работы АСРЗ («ЭГСР» или «ГСР») выполняется по состоянию контактов токовых реле, установленных в цепях обмоток подмагничивания ЭМП.

2.16.3 Перевод АСРЗ в режим «ЭГСР» производится при воздействии оператора на КУ 2SE01S01 на БЩУ-2. В случае отказа ЭЧСР переход из режима «ГСР» в режим «ЭГСР» автоматически блокируется.

2.17 Описание механизмов ЭГСП.

2.17.1 Механизмы токовой разгрузки 2SE03S01,02 левого и правого бортов турбины предназначены для формирования командных импульсов в гидравлических линиях управления ГСМ № 1, 2 АСРЗ в статических режимах работы турбоустановки. Воздействие МТР на линию управления ГСМ заключается в изменении расхода масла из этой линии в дренаж.

2.17.2 МТР-А, Б установлены на передней опоре турбины с помощью специального короба, служащего для приема потоков сливающегося масла и направления этих потоков в переднюю опору.

2.17.3 МТР состоит из управляющей части, обеспечивающей передачу электрических команд через МЭО или от маховика управления по месту, и исполнительной части, преобразующей механическое перемещение штока и связанной с ним подвижной буксы в изменение размера окна слива масла из гидравлической линии управления ГСМ.

2.17.4 Управляющая часть МТР (привод) включает в себя МЭО, механический редуктор и блок с концевыми выключателями и датчиком положения подвижной буксы.

2.17.5 Рабочий ход штока и подвижной буксы МТР составляет 20,0 минус 1,0 мм. Ширина окон слива масла из линии управления – 6,0 мм (два окна слива в каждом МТР), высота этих окон 15,0 мм.

2.17.6 При работе АСРЗ в режиме «ЭГСР» каждый из двух МРТ-А, Б управляется индивидуально, перемещаясь на «Прибавить» или на «Убавить» при превышении тока управления соответствующего ЭГП (№ 1 или № 2) установленной зоны нечувствительности. Значение зоны нечувствительности выбирается при наладке ЭГСП из условия частоты включения МТР при работе ТА в стационарном режиме (допускается не более 5 включений в минуту).

2.17.7 При перемещении МТР-А или МТР-Б на фрагменте EGSR ИВС появляются сообщения «МТР-А "+"» (или "–"), «МТР Б "+"» (или "–").

2.17.8 Команды от ЭГСР на управление МТР-А, Б автоматически блокируются (с появлением сигнализации на панели 2HY-26 БЩУ-2 «Отказ МТР-А», «Отказ МТР-Б») в следующих случаях:

– при наличии сигнала «Потеря питания МТР»;

– при рассогласовании токов управления ЭГП № 1 и ЭГП № 2 более 200,0 мА по абсолютной величине;

– при превышении времени выдачи управляющего сигнала на МТР-А, МТР-Б более 110 секунд.

2.17.9 МТР-А, Б могут перемещаться оператором «на прибавить» или «на убавить» одновременно от КУ МТР на панели 2HY-65 БЩУ-2 (при положении ключа выбора режимов работы МТР на панели 2HY-65 «МТР-А, Б»), а также поочередно (при положении ключа выбора режимов работы МТР «МТР-А» или «МТР-Б»).

2.17.10 Воздействие на МТР от ключа управления следует выполнять подачей периодических кратковременных импульсов длительностью не более 0,5 секунды с паузой между импульсами длительностью не менее (2,0–3,0) секунды.

2.17.11 Изменение положения одного из двух МТР применяется в случае необходимости выровнять степень открытия главных сервомоторов левого и правого бортов ТА при работе АСРЗ в режиме «ГСР». При срабатывании концевых выключателей МТР‑А,Б на панели 2HY‑26 БЩУ-2 появляется сигнализация «МТР-А на упоре убавить», «МТР-Б на упоре убавить», «МТР-А на упоре прибавить», «МТР-Б на упоре прибавить».

2.17.12 Концевые выключатели, останавливающие электродвигатель МЭО в положении «Прибавить до упора» и «Убавить до упора», имеют привод от штока МТР и должны настраиваться после каждой разборки МТР.

2.18 Электрогидравлические преобразователи 2SE01,02S02, 2SE05,06S01 (ЭГП).

2.18.1 ЭГП - это устройства для передачи электрических команд управления гидравлическим линиям. АСРЗ имеет два ЭГП для передачи команд к гидроприводам органов парораспределения левой и правой сторон турбины от ЭЧСР, один ЭГП ЭАБ и один ЭГП ЭРС.

2.18.2 ЭГП состоит из электромеханического преобразователя и гидромеханического усилителя типа «сопло - заслонка».

2.18.3 ЭМП предназначен для передачи команд ЭЧСР гидроусилителю ЭГП и преобразует выходной электрический сигнал ЭГСР в механическое перемещение штока ЭМП. ЭМП развивает усилие на штоке 2,5 кгс. Механо-гидравлическая часть ЭГП преобразует перемещение штока ЭМП в перемещение золотника ЭГП, увеличивая с помощью следящей системы «сопло – заслонка» перестановочное усилие.

2.18.4 Золотники ЭГП ЭГСР и ЭГП ЭРС при стационарной работе ТА находятся положении минус 1,0 мм по механическому указателю положения, а золотник ЭГП ЭАБ в положении плюс 2 мм.

2.18.5 Воздействие ЭГП ЭГСР и ЭРС на линию управления ГСМ организовано по проточному принципу (ЭГП регулирует размер окна слива масла из линии управления). ЭГП АЭБ воздействует на импульсную линию защиты.

2.18.6 Перемещение золотника ЭГП ЭГСР и ЭРС от среднего положения «минус 1,0 мм» вверх уменьшает слив масла из линии управления ГСМ и, в ограниченных пределах, может приводить к дополнительному открытию главных сервомоторов (в аварийных режимах, при поступлении от ЭЧСР ошибочной команды на полное открытие клапанов парораспределения, ГСМ реально могут открыться от текущего положения не более 80,0 мм, что соответствует увеличению электрической мощности не более 400 МВт.

2.18.7 Перемещение золотника ЭГП ЭГСР и ЭРС от среднего положения «минус 1,0 мм» вниз увеличивает слив масла из линии управления ГСМ в широких пределах, при этом реализуются режимы максимальной скорости закрытия РК и РЗ, в том числе при отработке форсирующих команд на закрытие РК и РЗ при выполнении режима «Сброс нагрузки».

2.18.8 Золотник ЭГП 2SE01,02S02 управляет каждый одной линией управления ГСМ (левой или правой стороны турбины соответственно), силовое масло для гидроусилителя получает из коллектора «20,0 кгс/см²».

2.18.9 Перемещение золотника ЭГП АЭБ на 2,0 мм не приводит к изменению давления импульсной линии защиты и используется при выполнении проверки ЭАБ без воздействия на исполнительные органы (Режим «Проверка-2» золотник перемещается на 0,8 мм до срабатывания датчика положения золотника).

2.18.10 ЭГП (кроме ЭГП ЭРС) снабжены вентилями, позволяющими отключать механизм от маслосистемы. Любые действия с вентилями ЭГП при работающей турбине допускаются только по специальной программе, утвержденной главным инженером.

2.19 Гидропривод регулирующих клапанов 2SE11,12,13,14S02.

2.19.1 Гидропривод состоит из четырех сборочных единиц, выполненных одной группой:

– корпус бывшего переключающего устройства режимов «ЭГСР - ГСР», выполняющий функции транзита масла от коллектора «40,0 кгс/см²» к главным сервомоторам. Кроме этого, в нем расположен золотниковый дроссель подпитки линий управления ГСМ из коллектора «40,0 кгс/см²». С помощью этого дросселя устанавливается оптимальный уровень подпитки линий управления при наладочных работах на АСРЗ;

– отсечной золотник;

– главный сервомотор;

– механизм гидравлической обратной связи.

2.19.2 Система регулирования оснащена двумя гидроприводами РК – для левой и правой стороны паровпуска турбины. Каждый гидропривод перемещает по два регулирующих клапана 2SE11,12S02 и 2SE13,14S02 и управляет гидроприводами всех шести РЗ (2SE20,30,40S01,02).

2.19.3 Отсечной золотник усиливает и передает команды от ЭГП или от МТР-А, Б, на перемещение регулирующих клапанов (с помощью ГСМ) и регулирующих заслонок (с помощью ГРЗ). Командным параметром для ОЗ является давление в линии управления ГСМ. Отсечной золотник управляет перемещением РК, изменяя сечение подвода силового масла из коллектора «40,0 кгс/см²» к главному сервомотору, и перемещением РЗ, соединяя линию управления РЗ или с коллектором «20,0 кгс/см²», или с дренажом. ОЗ имеет ход 20,0 мм от верхнего упора («Убавить») до нижнего упора («Прибавить»). Ход ОЗ от верхнего упора до положения «отсечки» равен 15,0 мм. Открытие регулирующих заслонок происходит за (4,5 ± 0,5) мм до положения «Отсечка» при движении ОЗ на «Прибавить» из положения «Верхний упор». Отсечной золотник находится в равновесии под действием перепада давлений масла в верхней камере (Рупр) и в камере под верхней «бочкой» (Р40). Геометрические параметры ОЗ таковы, что равновесие ОЗ обеспечивается при соотношении давлений

 

РУПР = Р40: 4 (2)

 

2.19.4 Функции внутренней отрицательной обратной связи, необходимые для обеспечения устойчивой работы ОЗ, выполняют окна самовыключения (гидравлическая пружина), изменяющие при любом перемещении ОЗ подвод масла из коллектора «40,0 кгс/см²» в линию управления ГСМ и обеспечивающие ограничение перемещения ОЗ в любых режимах работы АСРЗ. Конструктивно ОЗ расположен рядом с главным сервомотором. В нижней части ОЗ размещен электрический датчик положения типа ДП-40, формирующий сигнал о положении ОЗ для регистрации ИВС.

2.19.5 Главный сервомотор – это силовой орган для перемещения регулирующих клапанов 2SE11,12,13,14S02. ГСМ двустороннего типа, без пружин. Механическое усилие на штоке ГСМ создается давлением масла, которое подводится отсечным золотником в камеры над и под поршнем ГСМ из коллектора «40,0 кгс/см²». Информация о положении ГСМ для ЭГСР (обратная связь) формируется тремя электрическими датчиками положения типа ДП-330, соединенными с выходным штоком ГСМ и для ЭРС (обратная связь) тремя электрическими датчиками положения типа ДП-330, соединенными с выходным штоком ГСМ.

2.19.6 Механизм гидравлической обратной связи обеспечивает передачу информации о положении ГСМ в суммирующую линию управления путем изменения сечения слива масла из этой линии по мере смещения ГСМ; таким образом обеспечивается отрицательная обратная связь по отношению к любым гидравлическим входным командам АСРЗ (от ЭГП, МТР, ЭРС) на перемещение ГСМ. Конструктивно МОС имеет связанный с консолью ГСМ стержень с клиновидными вставками, перемещающийся внутри диафрагмы, через которую проливается в дренаж масло из линии управления ГСМ.

2.19.7 Распредмеханизм служит для передачи усилия от ГСМ к штокам РК 2SE11,12,13,14S02 и обеспечения открытия РК по определенному закону. Распредмеханизм имеет кулачковый вал, приводимый главным сервомотором через реечную зубчатую передачу. На валу установлены два кулака, профиль которых определяет степень и закон открытия РК. Кулаки нажимают на рычаги, передающие усилие далее к штокам РК. Нормальное состояние распредмеханизма контролируется прежде всего по наличию нормативных зазоров (3,0-0,2) мм между кулаками и роликами рычагов привода РК при нахождении ГСМ в закрытом положении. Наличие данного зазора обеспечивает:

– надежное закрытие РК при нулевом открытии ГСМ;

– отсутствие ударных воздействий на кулачковый вал при быстрых закрытиях РК;

– нахождение РК в закрытом положении в предтолчковом состоянии ТА, после отработки ЭГСР введенной на пульте 2HY-69А уставки «Ноль» (здесь ГСМ открыты на (3,0 ‑ 7,0) мм, но РК находятся в закрытом состоянии, так как упомянутый выше зазор «выбирается» после перемещения ГСМ в сторону открытия не менее 10,0 мм).

2.20 Регулирующие клапаны 2SE11,12,13,14S02.

2.20.1 Регулирующие клапаны предназначены для изменения расхода пара в турбину, управляются главными сервомоторами.

2.20.2 РК является частью совмещенного стопорно-регулирующего клапана, имеет разгрузочный клапан с посадочным диаметром 130,0 мм и ходом 11,0 мм. Посадочный диаметр самого РК 482,0 мм, максимальный ход 125,0 мм.

2.20.3 Шток РК перемещается внутри штока стопорного клапана. Отсос протечек пара вдоль штоков организован совместно для РК и СК в виде лабиринтного уплотнения (три камеры).

2.20.4 РК открываются главным сервомотором, закрываются пружинами при переводе главным сервомотором кулаков распредвала на меньший радиус касания с роликом.

2.20.5 Конструкция РК предусматривает поддержание постоянного парового нагружения клапана в сторону закрытия во всем диапазоне хода за счет профильных вставок, изменяющих подвод пара в камеру над РК и создания таким образом постоянного перепада давлений на клапане (паровое нагружение).

Примечание – Превышение суммы «усилие от пружин РК плюс усилие от парового нагружения РК» над располагаемым значением усилий на штоке ГСМ в сторону открытия (максимально главный сервомотор при полном перепаде давлений масла под и над поршнем может развить усилие на штоке 28300 кгс) приводит к образованию состояния «паровой упор». В этом состоянии отсутствует возможность дальнейшего открытия РК турбины, то есть нагружения ТГ без применения специальных методов преодоления критических зон нагрузок, в которых наблюдается явление «парового упора».

2.20.6 Критические зоны электрических нагрузок, в которых возможно возникновение состояния «паровой упор», расположены в двух узких диапазонах:

– от 80 МВт до 120 МВт;

– от 450 МВт до 600 МВт.

2.20.7 Возникновение парового упора в зоне эл. нагрузок от 450 до 600 МВт значительно менее вероятно, чем в зоне от 80 до 120 МВт, но наличие повышенных усилий в приводе РК при возможной длительной работе на нагрузках от 450 до 600 МВт приводит к интенсивному износу деталей распредмеханизма привода РК.

2.21 Гидропривод регулирующей заслонки.

2.21.1 Гидропривод служит для перемещения РЗ 2SE20,30,40S01,02 - органа парораспределения на паровпуске ЦНД.

2.21.2 Количество ГРЗ - шесть штук, по два на каждый ЦНД. Каждый ГРЗ состоит из следующих механизмов:

– отсечной золотник ГРЗ;

– сервомотор ГРЗ;

– расхаживающее устройство РЗ на часть хода 2SE20,30,40S0З,04.

2.21.3 Группы ГРЗ левой и правой сторон (две группы по три ГРЗ) турбины имеют общие устройства переключения скорости открытия РЗ, расположенные на РЗ 2SE20S01,02 и состоящие из:

– золотникового управляющего устройства;

– золотника переключения скорости.

2.21.4 Отсечной золотник ГРЗ управляет подводом силового масла из коллектора «40,0 кгс/см²» к сервомотору ГРЗ. Входная команда на ОЗ ГРЗ поступает с помощью линии управления РЗ от отсечного золотника ГСМ соответствующего борта ТА.

2.21.5 ОЗ ГРЗ занимает одно из двух положений: верхнее, если линия управления РЗ находится под давлением 20,0 кгс/см² (пружина сжата) или нижнее, при отсутствии давления; первое соответствует открытому положению РЗ, второе закрытому.

2.21.6 Сервомотор ГРЗ служит для перемещения регулирующей заслонки. Сервомотор ГРЗ односторонний, пружинный, ход равен 190,0 мм.

2.21.7 Предварительное сжатие пружины сервомотора РЗ соответствует давлению в полости сервомотора (3,0 – 0,5) кгc/см² (страгивание сервомотора на открытие), усилие сжатой пружины вблизи упора на открытие соответствует давлению (7,0 ± 0,5) кгс/см².

2.21.8 Сервомотор может находиться в одном из двух положений: открыт или закрыт. При отработке АСРЗ динамических процессов (например, при реализации режима ЭГСР «Сброс нагрузки») возможны режимы с частичным открытием РЗ 2SE20,30,40,S01,02 на часть хода и последующим немедленным полным закрытием.

2.21.9 Расхаживающее устройство ГРЗ предназначено для расхаживания РЗ 2SE20,30,40S01,02, сервомотора ГРЗ и отсечного золотника ГРЗ. Расхаживание производится из открытого положения ГРЗ на часть хода, примерно 25 % полного перемещения.

2.21.10 Расхаживающее устройство золотникового типа соединяет полость сервомотора с дренажом и отсечным золотником ГРЗ. Величина смещения сервомотора задается расположением отверстия в стенке сервомотора, через которое при расхаживании масло сливается в дренаж.

2.21.11 Включение режима расхаживания РЗ производится вручную по месту нажатием на рычаг РУ (золотник РУ перемещается вверх и фиксируется в верхнем положении защелкой электромагнита); выключение режима расхаживания производится нажатием на кнопку электромагнита.

2.22 Устройства 2SE20S07,08 переключения скорости открытия регулирующих заслонок изменяют скорость открытия РЗ за счет ограничения расхода (дросселирования) силового масла на подводе к сервомотору ГРЗ из коллектора «20,0 кгс/см²». Управление устройством переключения скорости производится с помощью отдельного золотникового устройства, переключаемого по месту. Золотниковые устройства конструктивно идентичны расхаживающим устройствам РЗ. Все золотниковые устройства переключения скорости открытия РЗ должны находиться в положении «Малая скорость» (верхнее положение золотников) при отключенном выключателе НЕС-8 и в положении «Большая скорость» при включенном выключателе НЕС-8. Изменение скорости открытия РЗ выполняется по месту вручную.

2.23 Регулирующие заслонки 2SE20,30,40S01,02 поворотного типа, расположены на паровпуске ЦНД, предназначены для прекращения доступа пара из сепаратора-пароперегревателя в ЦНД, приводятся в движение сервомоторами ГРЗ через реечную зубчатую передачу. Корпус РЗ вварен непосредственно в паропровод; для осмотра внутренних полостей предусмотрены люки.

2.24 ЭГСП имеет следующие гидравлические линии:

– напорный коллектор «40,0 кгс/см²»;

– напорный коллектор «20,0 кгс/см²»;

– линия всаса импеллера - для подвода масла к насосу-импеллеру самотеком из демпферного бака 1SC20B01;

– линии управления ГСМ левого и правого бортов турбины - для передачи команд от ЭГП № 1, 2; МТР-А,Б к отсечным золотникам гидроприводов РК. Эти линии образованы из коллектора «40,0 кгс/см²» дросселированием масла через окна самовыключения ОЗ и через дроссели подпитки;

– линии управления регулирующими заслонками левого и правого бортов турбины - для передачи команд от отсечных золотников ГСМ к гидроприводам РЗ на открытие или закрытие РЗ. Эти линии образованы из коллектора «20,0 кгс/см²» через корпус ОЗ и, дополнительно, через дроссельные диафрагмы диаметром 3,0 мм;

– линия управления устройствами переключения скорости открытия РЗ - для построения схемы изменения скорости открытия РЗ образована из коллектора «20,0 кгс/см²» через дроссельную диафрагму диаметром 5,0 мм.

2.25 Система защиты от разгона ротора ТА.

2.25.1 Система защиты от разгона ротора ТА реализует, а при превышении определенного уровня частоты вращения сама формирует команды на быстрое прекращение поступления пара в проточную часть турбины путем одновременного закрытия органов парораспределения как системы защиты от разгона (стопорные клапаны и стопорные заслонки), так и системы регулирования (регулирующие клапаны и регулирующие заслонки).

2.25.2 Система защиты срабатывает в следующих случаях:

– при воздействии оператора на ключ «Останов турбины», ключ «Выбивание ЭАБ» или ключ «Защита от пожара» на панели 2HY-65 БЩУ-2, или при нажатии на кнопку любого защитного устройства 2SE63S01,02 по месту;

– при поступлении электрической команды от схем технологических защит энергоблока на защитные устройства 2SE63S01,02;

– автоматически, при достижении уровня частоты вращения диапазона от 1650 до 1680 об/мин, по команде от автомата безопасности;

– автоматически, при достижении уровня частоты вращения 1615 об/мин, по команде от электронного автомата безопасности;

– автоматически, при достижении уровня частоты вращения 1605 об/мин и ускорении ротора более 30 об/мин с по команде от электронного автомата безопасности;

– автоматиче



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: