Механизмы для мониторинга и оценки программы (приложение, 11)




7.1.1. Университет проводит постоянный мониторинг качества образования для выявления степени и полноты реализации образовательных стандартов, соответствие оперативных целей деятельности ВУЗа стратегическим требованиям, предъявляемым к специалисту рынком труда, уровню возможности преподавателей к подготовке конкурентоспособного специалиста.

Для оценки образовательных программ (ОП) в вузе применяются внешние и внутренние и механизмы. К внешним механизмам относятся:

- сертификационный аудит СМК;

- надзорный аудит СМК;

- независимая аттестация выпускников;

- асессмент EFQM;

- аттестация вуза;

- институциональная и специализированная аккредитация;

- постлицензионный контроль.

К внутренним относятся:

- самооценка подразделений;

- самооценка Университета;

- внутренний аудит структурных подразделений;

- внутрикафедральный контроль;

- рейтинг сотрудников;

- рейтинг обучающихся;

- текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся

Каждый этап и уровень в системе обеспечения качества регламентирован соответствующими нормативно-правовыми и нормативно-регламентирующими документами.

Внешняя оценка качества образовательных программ

Университет периодически проходит процедуры внешней оценки обеспечения качества в вузе, об этом свидетельствует следующее:

- с 2007 года Университет трижды сертифицирован на соответствие международным стандартам ИСО 9000 версий 2000 и 2008;

o в 2012 году внедрена система менеджмента информационной безопасности на основе международного стандарта ISO/IEC 27001:2005;

o в 2012 году внедрен Международный стандарт IС ISR 26000:2011 «Cоциальная ответственность организации. Требования»;

o в 2013 году Испытательная лаборатория при ИРБИ АО «МУА» аккредитована Центром Национальной аккредитации РК на соответствие СТ РК ИСО/МЭК 17025, по подтверждению компетентности и соответствия испытательной лаборатории ИРБИ требованиям стандарта, на основании чего результаты испытаний, сертификаты соответствий на продукцию автоматически будут признаваться в странах-подписантов Международной кооперации по аккредитации лабораторий (International Laboratory Accreditation Cooperation, ILAC) и Организации Тихоокеанского сотрудничества по аккредитации, РАС;

- в 2013 году внедрена система риск-менеджмента МС ISO 31000;

o в 2011 году Университет успешно прошел валидацию на соответствие критериям и концепциям Модели Совершенства EFQM на уровне «Стремление к совершенству», в ноябре 2012 года – ассессмент на соответствие уровня совершенства Модели EFQM «Признанное совершенство» - 4 звезды, а 23-24 декабря 2013 года вуз получил сертификат, удостоверяющий, что система управления организации соответствует фундаментальным концепциям и критериям Модели Совершенства EFQM – 2013, на уровне «Признанное совершенство» - 5 звезд;

o в 2013 году в г. Бангкок, Тайланд, АО «МУА» был удостоен Азиатской награды за совершенство и лучшую практику в области менеджмента качества на Конгрессе ANQ-2013 Азиатской организации качества, темой которого была определена «Качество для развития Азии». Сертификат Азиатской Организации Качества выдвинул АО «МУА» на новый уровень совершенства, подтвердив тем самым тот факт, что наш Университет один из ведущих вузов в Республике Казахстан, где обеспечение качества образования и оказываемые услуги полностью соответствуют всем международным стандартам и требованиям;

o Университет первым среди медицинских вузов в 2010 и 2013 годах успешно прошел национальную институциональную аккредитацию (НАЦ МОН РК в 2010г., НКАОКО в 2013г.);

o в 2014 году на основании результатов комплексной оценки деятельности, Университет признан прошедшим государственную аттестацию на соответствие требованиям ГОСО РК, квалификационным требованиям, предъявляемым при лицензировании образовательной деятельности и требованиям нормативных правовых актов в области образования, и аттестован сроком на пять лет (МОН РК и МЗ РК, апрель 2014г.);

o в мировом рейтинге университетских интернет-сайтов Ranking Web of Universities (Webometrics) АО «МУА» занимает 8 404 место, в континентальном рейтинге 1731 место, в стране 20 место (https://www.webometrics.info/en/Asia/Kazakstan), что подтверждает развитие сайта АО «МУА», отражает качество информационной инфраструктуры Университета и качество менеджмента Университета;

o по результатам генерального рейтинга лучших вузов Казахстана за последние три года, АО «МУА» среди медицинских вузов устойчиво занимает лидирующую позицию. По ранжированию образовательных программ бакалавриата вузов Казахстана среди медицинских вузов РК успехи в рейтинге были следующие:

- в 2010 году –2 место по специальности «Общая медицина»;

- в 2011 году – 1 место по специальности «Общая медицина»;

- в 2012 году – 3 место по специальности «Общая медицина»;

- в 2013 году – 2 место по 5 специальностям, в т.ч. по специальности «Общая медицина»;

o в 2014 году внедрены международные стандарты: ISO 14001:2004, «Система экологического менеджмента» (СЭМ), OHSAS 18001:2007, «Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья (СМПБиЗ), ISO 50001:2011, «Система энергетического менеджмента»;

в 2015, 2016 годах университет прошел внешний аудит по итогам которого впервые был сертифицирован на соответствие требованиям СТ РК ИСО 14001-2006 «Система экологического менеджмента», СТ РК OHSAS 18001-2008 «Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья», СТ РК ИСО 50001-2012 «Система энергетического менеджмента», а также прошел инспекционный контроль сертифицированной системы менеджмента качества АО «МУА», ИСО 9001:2008 «Система менеджмента качества

Система контроля качества в ВУЗе успешно функционирует в соответствии с разработанными документами ИСМ: Руководством по обеспечению качества образования в АО «Медицинский университет Астана», Стандартами университета «Общие требования к разработке учебно-методического комплекса дисциплин», «Организация учебного процесса по кредитной технологии», «Итоговая аттестация обучающихся», «Мониторинг обратной связи», «Мониторинг развития обучающегося», «Профессиональная практика», «Мониторинг выпускника», «Компетентностная модель выпускника по специальности «Общая медицина»», «Организация экзамена методом тестирования», Положениями «О проведении текущего, промежуточного, итогового контроля знаний обучающихся», «О самостоятельной работе обучающихся», «О рейтинговой системе оценки учебных достижений обучающихся», «О формировании Портфолио обучающегося», Рабочей инструкцией «По организации и проведению внутрикафедрального контроля и взаимопосещения занятий» и др.

Согласно внутреннему документу СУ-МУА «Мониторинг обратной связи» отдел менеджмента качества (далее – ОМК) проводит мониторинг и анализ удовлетворенности и восприятия основными потребителями (обучающиеся, работодатели, ППС, АУП).

С целью мониторинга качества образовательной услуги и ее улучшения, для выявления потребностей заинтересованных сторон проводятся анкетирования обучающихся и работодателей. Процедура анкетирования проводится систематически в течение всего периода обучения.

Для мониторинга и периодической оценки своих образовательных программ в качестве внутривузовского контроля Университетом применяются следующие методы: аттестация текущей успеваемости обучающихся, итоговая аттестация, аттестация всех видов практики, проверка состояния методического обеспечения учебного процесса, сбор и анализ данных об удовлетворенности потребителей, внутренние аудиты. Ежегодно учебно-методическим центром Университета проводится проверка состояния методического обеспечения всех кафедр, в результате которой составляются акты проверки. Результаты мониторинга докладываются на заседании учебно-методического совета вуза, принимаются конкретные меры по каждой кафедре. Необходимое условие качественной подготовки студентов – это периодический контроль знаний, умений и навыков, приобретенных ими в процессе обучения, который проводится согласно расписания занятий и анализируется деканатами. Контроль качества знаний обучающихся проводится в виде текущей аттестации, учитывающей работу обучающегося в течение семестра, промежуточной аттестации осуществляемой в форме сдачи курсовых экзаменов и зачетов, а также итоговой государственной аттестации.

Совершенствованием образовательных программ в Университете занимается отдел инновационных технологий и мониторинга качества обучения. Отдел обеспечивает понимание, изучение потребностей и ожиданий основных стейкхолдеров, развитие основных компетентностей преподавателей вуза, повышение инновационной компетентности ППС. Проводимые отделом плановые проверки (например, проверка качества чтения лекций с использованием программы электронного голосования «Sanvote» (кликинг-система)) дают основания для оценки о проводимых лекционных занятий и право для принятия рекомендаций и определенных решений.

7.1.2 На основании приказа МОН РК №198 «О внесении изменений и дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 "Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения" и согласно стратегической цели Университета «Совершенствование образовательных программ» в Университете внедряется модульное обучение по всем специальностям. Учебно-методическим центром разработан Стандарт Университета «Модульное обучение в АО Медицинский Университет Астана», который устанавливает требования по формированию модульных образовательных программ и предназначен для обеспечения единого подхода при построении образовательных программ специальности по модульной технологии и реализации требований Болонского процесса по обеспечению качества высшего образования в соответствии с Дублинскими дескрипторами. С начала нового учебного года вводятся модульные образовательные программы с учетом всех компетенций и навыков, с отраженными конечными результатами обучения в виде Дублинских дискрипторов, которыми должен овладеть выпускник всех уровней образования.

В ВУЗе внедрены траектории обучения по всем специальностям. С учетом мнения работодателей, потребностей практического здравоохранения на УМС утверждены траектории обучения по специальности «Общая медицина»: Внутренние болезни, Врач общей практики, Хирургические болезни, Акушерство и гинекология, Педиатрия.

На основании Постановления Правительства № 292 от 13 мая 2016 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования"» в образовательную программу по специальности «Общая медицина» введены изменения по объему часов общеобразовательных, базовых и профильных дисциплин (увеличены часы компонента по выбору), таким образом более гибкая к изменениям образовательная программа даст возможность детальней осваивать траектории обучения, рекомендованные работодателями. Гибкость образовательных программ через увеличение компонентов по выбору позволяет обеспечить ориентацию на потребности общества, приоритеты национальной системы здравоохранения, своевременно реагировать на достижения науки и образования.

7.1.3 Отделом профориентации и психологической адаптации обучающихся совместно с отделом компьютерного тестирования проводится тестирование обучающихся, направленное на оценку «выживаемости» знаний студентов по программам дисциплин предшествующего курса. Целью указанной работы является усиление мотивации к более прочному и качественному освоению материала, а также выявление наиболее проблемных разделов в программах преподавания дисциплин и разделов образовательных программ, их последующей коррекции. Анализ выживаемости знаний по дисциплинам итоговой государственной аттестации среди интернов 6 курса заслушивается на совете факультете, ученом совете. В результате были вынесены решения: повысить ответственность и усилить трудовую, учебную и исполнительскую дисциплину среди ППС кафедр с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг, повысить заинтересованность кафедр по проведению контроля выживаемости знаний среди студентов по преподаваемым дисциплинам, обеспечить кафедрам технические и организационные возможности осуществления контроля выживаемости знаний студентов по дисциплинам через определенное время после проведения итогового контроля (через семестр), внести в рейтинг ППС результаты выживаемости знаний по дисциплинам для определения мер морального и материального поощрения, повысить мотивацию студентов при прохождении выживаемости знаний (награждение, поощрение студентов, получивших наилучшие результаты.)

7.1.4 Результаты мониторингов рассматриваются на Учебно-методическом совете, Советах факультетов, заседаниях кафедр и обобщаются для рассмотрения на Ученом Совете, Правлении Университета. Университет работает в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами: в состав Ученого Совета, Учебно-методического совета, Комитетов по образовательным программам специальностей, Советов факультетов входят как представители практического здравоохранения, работодатели, так и обучающиеся. Задача вуза состоит в получении от каждого из них четко сформулированных требований к системе образования, преобразовании их в конкретные цели и задачи образовательной деятельности Университета.

Критерием качества подготовки выпускников специальности "Общая медицина" выступает профессиональная компетентность. В результате оценки образовательных программ в связи с требованиями работодателей пересмотрены компетенции выпускника АО Медицинский Университет Астана. Учебно-методическим центром Университета совместно с Комитетом по образовательным программам специальности «Общая медицина» (КОПС) разработан Стандарт Университета «Компетентностная модель выпускника по специальности «Общая медицина». Для формирования компетенций учитывались навыки, прописанные в ГОСО, мнения работодателей. Компетенции отражены в модульных образовательных программах, Рабочих программах, Портфолио обучающихся, которые реализуются в процессе обучения. Рабочие программы актуализируются в соответствии с достижениями науки и практики. Так, в рабочие программы дисциплин введены клинические протоколы, конечные результаты обучения в виде Дублинских дискрипторов (описание знаний умений и навыков, необходимых для достижения определенного уровня в процессе обучения), таким образом пересмотрены образовательные программы по каждой дисциплине.

Эффективность деятельности вуза определяется востребованностью и качеством предоставляемого им образования, а критериями эффективности являются соответствие компетенций выпускников требованиям работодателей и их конкурентоспособность на рынке труда. Выбор вузом направления своего развития, разработка стратегии, политики, целей и задач в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельностях также, в значительной степени, зависят от востребованности направлений подготовки и конкурентоспособности выпускников. Эти обстоятельства обусловливают необходимость определения востребованности выпускников и как критерия в оценке качества образования, получаемого выпускниками вуза, и как индикатора предпочтений рынка труда. Показатель востребованности выпускников, их успешности в трудоустройстве применяется как показатель соответствия подготовки выпускников социальному заказу и ожиданиям общества, как показатель социальной защищенности и гарантии адаптации выпускников в новых социально-экономических условиях. Механизмом анализа и оценки востребованности выпускников служит мониторинг на основе социологических и статистических методов. Ежегодно в Университете проводится мониторинг востребованности выпускников Университета и удовлетворенности работодателей качеством профессиональной подготовки специалистов. Мониторинг включает в себя отслеживание занятости выпускников в течение нескольких лет после окончания обучения в Университете, поэтому решающее значение имеет поддержание связи с выпускниками и установление контактов с работодателями. Востребованность в выпускниках (бакалавриат, интерны, резиденты) по специальности «Общая медицина» высокая, так трудоустройство в 2014 году составило - 95%, в 2015 году – 96,5%, в 2016 году – 96%

Удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников составила 87%. Отрицательных рекламаций в адрес Университета не поступало.

После процедуры анализа заинтересованных сторон или мониторинга контроля выносятся предложения для улучшения результативности образовательной программы. Так, учитывая рекомендации внешних экспертных комиссии государственной аттестации и аккредитации на заседании Учебно-методического совета утвержден план издания учебно-методической литературы по актуальным специальностям на государственном языке, разработано положение о рейтинговой оценке деятельности ППС, положение о рейтинговой оценке деятельности заведующих кафедр, активизируется внедрение инновационных методов обучения. Для внедрения в обучающий процесс новых образовательных технологий в АО «МУА» для сотрудников кафедр проводились семинары по инновационным методам обучения (PBL,CBL,TBL).Так, преподаватели кафедр проходили подготовку по инновационным методам обучения, на республиканских межвузовских семинарах в городах Астана и Караганды.

После проведения очередной аттестации на Правлении и на расширенном заседании Ученого Совета Университета анализируются замечания и рекомендации членов государственной аттестационной комиссии по совершенствованию образовательных программ, при необходимости составляется план корректирующих действий, назначаются ответственные за выполнение мероприятий плана.

7.2. Обратная связь преподавателя и студента

7.2.1 С целью изучения потребностей и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон, повышения качества обучения и удовлетворенности потребителей Университета в университете разработан стандарт «Мониторинг обратной связи». Для определения показателей удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон разработаны анкеты с соответствующими критериями. («Удовлетворенность студентов качеством реализации образовательной программы», «Преподаватель глазами студента» и др.). Сотрудник, проводящий анкетирование, составляет график проведения опроса, т.е. осуществляет выбор потоков или групп, участвующих в мониторинге обратной связи в зависимости от учебного расписания/распорядка рабочего времени. Руководители подразделений получают необходимую информацию по проведению исследования, разъясняются цели мониторинга обратной связи. Опросы проводится дважды в год – по окончании осеннего и весеннего семестров, соответственно. Начало опроса приурочивается к последней учебной неделе перед сессией – когда большая часть занятий уже закончилась, а впечатления о прослушанных курсах у студентов ещё достаточно свежи. Процесс анкетирования был автоматизирован для удобства и оперативности сбора информации на учебно-образовательном портале «Сириус» - edu.amu.kz, создан модуль «Анкетирование», благодаря которому возможен полный охват контингента студентов, электронный подсчет и рассылка результатов опроса студентам. Анкетирование регулярно проводится на всех кафедрах факультета. Информирование студентов о начале опроса проводится путём: рассылки сообщений электронной почты всем студентам по электронным адресам соответствующих групп и размещения информации о начале опроса и напоминаний на странице новостей кафедры на сайте Университета, а также доведения информации об опросе через кураторов студенческих групп. Опросы проводятся в электронном виде на анонимной основе.

В сообщении указываются цели проведения опроса и приводится ссылка на веб-страницу опроса. Целевая аудитория - студенты факультета ОМ. В опрос включаются вопросы, призванные помочь определить уровень удовлетворённости студентов образовательным процессом. На заполнение анкеты у студента должно уходить не более 5-7 минут. Анкеты удовлетворенности (качество обучения, условия труда, качество преподавания) оцениваются соответственно обучающимся/персоналом по десятибалльной шкале по каждому критерию, установленному в первом столбце анкеты. По окончании установленного срока опросов проводится статистическая обработка анкет офисными программами MS-Office и Excel в отделе менеджмента качества, составляются отчеты и анализируются на заседаниях кафедры и советах факультетов.

7.2.2 Кроме анкетирования, все письменные и устные обращения и претензии потребителей фиксируются, обобщаются и анализируются. Письменные обращения, поступающие в Университет, распределяются на рассмотрение подразделениям и должностным лицам. В университете функционирует процедура приема потребителей непосредственно в помещениях организации, а также блог ректора Университета. По результатам отчетного периода персоналом формируется отчет-анализ по динамике изменения числа поступивших письменных и устных обращений, а также динамике изменения числа обращений, признанных обоснованными.

По результатам анкетирования, интервьюирования, поступивших предложений и жалоб разрабатываются планы корректирующих действий по выполнению предложений и устранению жалоб и претензий и размещаются на корпоративном сайте (www.amu.kz).

По данным результатов анкетирования студентов за последние 5 лет прослеживается положительная динамика в удовлетворенности студентов качеством образовательной программы и в оценке профессиональных качеств, норм поведения и этики ППС

В результате анкетирования студентов «Преподаватель глазами студента» были отмечены профессионализм, ораторские навыки, творческий подход, внеучебная работа со студентами, личные качества ППС. Целостная оценка качества преподавания была дана студентами по десятибалльной шкале. Студенты на одинаково высоком уровне оценивают индивидуальные качества преподавателя, как личности, так и его методические способности как вузовского педагога. Из методических способностей преподавателей, являющихся неотъемлемыми составляющими элементами успешности учебного процесса, студенты наиболее высоко оценивают ясное и доступное изложение материала, ориентированность на использование изучаемого материала в будущей профессиональной и общественной деятельности, что подтверждает наличие методического мастерства преподавателя, и заинтересованность обучающихся в данном вопросе. Из индивидуальных качеств преподавателя как личности самые высокие оценки даются проявлению качеств требовательного наставника, доброжелательности и такта по отношению к студентам, проявлению уважительного отношения к студентам. В этом вопросе большинство студентов характеризует преподавателей явно позитивно, что демонстрирует наличие и поддерживание корпоративной культуры вуза. Удовлетворенность компетентностью преподавателей и качеством преподавания является важным показателем, для устойчивого развития вуза. АО «МУА» для поддержания данного показателя на высоком уровне стремится к постоянному качественному улучшению состава ППС вуза, совершенствованию кредитной технологии обучения студентов и всего образовательного процесса в целом.

Для стимулирования участия преподавателей и заведующих кафедр в деятельности по проведению оценки программы и последующем ее улучшении в университете разработаны Положение о рейтинговой оценке деятельности профессорско-преподавательского состава и Положение о рейтинговой оценке заведующего кафедрой. Положения обеспечивают объективную оценку и самооценку уровня исполнения профессиональных обязанностей ППС для определения путей дальнейшего совершенствования педагогического мастерства и мотивации, творческой активности ППС путем дифференцированной оплаты труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: