ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Ж.-.Б. СЭЯ и Т. МАЛЬТУСА




ПОСЛЕДОВАТЕЛИ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАННИХ КРИТИКОВ КАПИТАЛИЗМА

 

1. Экономическое учение Ж.-Б. Сэя и Т.Мальтуса.

2. Экономисты школы Д.Рикардо: Джеймс Милль, Дж.Мак-Куллох, Н.Сениор, Ф.Бастиа.

3. Экономические концепции ранних критиков капитализма

(− П.Прудон, К.Родбертус; С.Сисмонди;

− социалисты-утописты – К.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн;

− социалисты- рикардианцы)

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Костюк В.М. История экономических учений. М., 1998. Тема 2, с.35-37; тема 3, с.50 – 55;

тема 4; тема 5, с. 67 – 70

Березин И.Краткая история экономической мысли. М., 2000. Гл.4, с.77 – 88;

гл.5, с. 92 – 108 – 118.

Белоусов В., Ершова Т. История экономических учений. Р-н-Д, 1999. Тема 4, 5

Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений. М., 2001.

тема 1, § 4, 5 с.33 - 40

Сурин А.И. История экономики и экономических учений. М., 1999. тема 5, 6

Левита Р.Я. История экономических учений (полный курс в кратком изложении).

М., 2001. гл.4, 5

Агапова И.И. История экономической мысли. М., 1998. Лекция 4

Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 1998. гл. 6.2, 6.3; 7.1

История экономических учений ч. I под ред. Жамина В., Василевского Е.Г. М., 1989. Реуэль А.Л. История экономических учений (от древних мыслителей до К.Маркса и

Ф.Энгельса). М., 1972. гл. 6; 7 с. 221 – 255; гл.8

Аникин А.В. Юность науки: жизнь и идеи экономистов-мыслителей до Маркса. М.,1985.

гл.13 – 18

Всемирная история экономической мысли в 6-ти томах. М.,1987 – 1997. т.2, гл. 1 – 7, 9, 10,

13, 14

Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность). М.,1996. гл.1.9

Афанасьев В.С. Этапы развития буржуазной политэкономии. М.,1985. гл.4

Шухов Н.С. Ценность и стоимость в 2-х кн. М.,1994. кн.1, гл.6 § 1

История экономических учений под ред. В.Автономова. М.,2000. гл.3, 4

История экономических учений под ред. Рындиной М., Василевского Е.Г. гл.5; 6.1,2; 7

Утопический социализм. Хрестоматия. С.211- 342

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Ж.-.Б. СЭЯ и Т. МАЛЬТУСА

После выхода в свет работы А.Смита "Богатство народов" классическая политэкономия приобрела повсеместное распространение и к началу 19 в. насчитывала значительное число сторонников в развитых странах Европы и в США, провозгласивших независимость в один год с выходом книги А.Смита. В это время в экономике окончательно утверждаются капиталистические формы хозяйствования, а в политической сфере идет последняя фаза борьбы за власть между буржуазией и дворянами-землевладельцами, одновременно начинает проявляться противоречие между буржуазией, с одной стороны, и мелкими производителями и рабочими, с другой.
30м гг. 19 в. − начало кризиса классической школы Классическая школа политэкономии распадается на 3и течения, критикующих друг друга  
  буржуазное Ж.-Б. Сэй, Т.Мальтус; Н.Сениор, Ф.Бастиа.  
мелкобуржуазное П.Прудон, К.Родбертус; С.Сисмонди
социалистическое • социалисты-утописты К.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн; • социалисты- рикардианцы У.Томпсон, Т.Годскин, Джон Грэй, Джон Брэй
Сохраняя общие черты классической политэкономии (предмет – сфера производства, исходная категория – стоимость), они расходились по ряду вопросов (трактовка стоимости, доходов, проблемы реализации, экономической роли государства и т.д.). Кроме того, были отличия и в теориях отдельных экономистов. Но в целом это была дискуссия в рамках школы.

 

 

ЖАН – БАТИСТ СЭЙ (1767 – 1832)  
Основные работы Трактат политической экономии,или простое изложение способа, которым образуется, распределяется и потребляется богатство (1803) Катехизис политической экономии (1817) Полный курс практической политической экономии в 6ти тт. (1828 – 1830)

 

Ж.-Б.Сэй – один из первых и наиболее известных последователей А.Смита. В экономической политике Ж.-Б.Сэй выступал с позиций экономического либерализма. В "школу Сэя" входили французские экономисты: Фредерик Бастиа Мишель Шевалье Шарль Дюнуайе Жером Бланки (брат революционера, утопического коммуниста Луи Огюста Бланки)

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Методология Как и другие классики – признание объективного характера законов, необходимость теоретического их оформления в виде категорий. Впервые именно Ж.-Б.Сэй четко определил политэкономию как науку о производстве, распределении и потреблении богатства, т.е. осуществил систематизацию всей совокупности производственных отношений. Впоследствии такое понимание предмета политэкономии было развито Дж.С.Миллем и другими экономистами. В понятие "богатство", кроме материальных ценностей, включает природные или приобретенные таланты.  
2. Теория стоимости отход от классиков отошел от трудовой теории стоимости и отчасти стал предшественником неоклассической теории цены, объединив понятия полезности, издержек, соотношения спроса и предложения. Производство создает полезность, которая придает предметам ценность. Это означает, что стоимость (ценность) зависит от следующих факторов: − полезность товара, − издержки производства, − спрос (прямая зависимость) и предложение (обратная зависимость).  
3. Теория 3х факторов производства и доходов Впервыечетко высказал мысль о равноправном участии факторов производства (труда, капитала, земли) в создании стоимости продукта, заложив основы факторного анализа и метода производственной функции. ПФ Кобба-Дугласа – это осовремененная и математизированная версия идеи Ж.-Б. Сэя. Однако сам Ж.-Б.Сэй не смог объяснить механизм определения доли стоимости продукта, создаваемой каждым фактором производства. Первая попытка факторного анализа была предпринята в конце 19 в. американским экономистом Дж.Б.Кларком (кембриджская школа). За участие в создании продукта каждый фактор получает соответствующий доход – заработная плата, прибыль, рента.
Сравним трактовку этого вопроса у Смита-Рикардо и Ж.-Б. Сэя.  
Смит - Рикардо 1 (один) источник стоимости – труд
    заработная плата Труд → стоимость → доходы прибыль рента  
прибыль и рента – вычеты из продукта труда рабочего
Ж.-Б.Сэй 3 (три) источника стоимости – труд, капитал, земля
  труд заработная плата   капитал стоимость прибыль земля рента  
каждый фактор имеет свой собственный доход
       

 

Социально-политическая трактовка теории Д.Рикардо и Ж.-Б.Сэя  
теория Д.Рикардо теория "классовых раздоров"  
теория Ж.-Б. Сэя каждый участник оказывает определенные услуги при создании продукта и получает свою долю в общественном продукте, а доходы – это факториальные издержки. Из этого следовал вывод о гармоничности капиталистического общества как общества социального партнерства (позже эту идею разовьет Ф.Бастиа).  
4. Трактовка прибыли уже во времена Ж.-Б. Сэя было известно, что прибыль распадается на 2е части • ссудный процент, присваиваемый капиталистом как собственником капитала
• предпринимательский доход, присваиваемый капиталистом как руководителем предприятия
Для Ж.-Б. Сэя предпринимательский доход не просто род заработной платы, которую мог бы получать и наемный управляющий. Это – вознаграждение за особую и очень важную общественную функцию – рациональное соединение трех факторов производства. " Доходы предпринимателя – это вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство". Именно Ж.-Б. Сэй ввел в экономическую науку понятие "предприниматель", функцией которого является "привлечение лежащего втуне капитала под риск привлечения другого (бόльшего) капитала в будущем".
Эта идея Ж.-Б. Сэя получила развитие у экономистов 20 в. • А.Маршалл объясняет предпринимательский доход организующей ролью предпринимателя
• Й.Шумпетер подчеркивает роль предпринимателя как новатора, носителя технического прогресса
• Ф.Найт отмечает, что предприниматель несет "бремя неопределенности", т.е. риска, за что должен быть особо вознагражден (намек на это также есть у Ж.-Б. Сэя.)
В 20 в. функция предпринимательства выделяется в самостоятельный вид деятельности – 4ый фактор производства – с доходом в виде предпринимательской прибыли.
5. Теория компенсации   уже в 19 в. вытеснение рабочих машинами стало довольно распространенным явлением. По мнению Ж.-Б. Сэя, такая ситуация является врéменной: в конечном счете внедрение машин "компенсирует" эти неприятности: • расширение производства и увеличение занятости, • удешевление производства предметов потребления.
           

 

 

6. "Закон Сэя" (теория реализации) эта фраза принадлежит Дж.М.Кейнсу   "Продукты обмениваются на продукты" или "Товары покупаются за товары" – это означает, что продажа одновременно является и покупкой, а каждый продавец является в то же время и покупателем. Другими словами, предложение создает свой собственный спрос,и AS = AD всегда, общий кризис сбыта невозможен. Возможны лишь врéменные и частичные диспропорции. "Чем больше в стране производителей и... многочисленнее производства, тем легче сбыт. Каждый заинтересован в благополучии всех: процветание одного производства благоприятно для всех остальных".
Допущения "закона Сэя":   • абсолютная гибкость цен и заработной платы как гарантия саморегулирования; • пассивная роль денег: деньги являются мерой стоимости и средством обращения, посредником в обмене Т – Д − Т. Таким образом, Ж.-Б.Сэй – сторонник ранней КТД: признание принципа нейтральности денег в долгом периоде.
вывод из "закона Сэя" капитализм может развиваться на собственной основе без "3их лиц", т.к. расширение производства ведет к росту внутреннего рынка.
    По выражению Дж.Гэлбрейта вокруг "закона Сэя" развернулась бурная дискуссия. В ней приняли участие крупнейшие ученые-экономисты той эпохи, в том числе Д. Рикардо, С. Сисмонди, Т. Мальтус и Джеймс Милль, Дж.С.Милль. "принятие или неприятие..."закона Сэя" было до 30х гг. 20 в. основным признаком, по которому экономисты отличались от дураков".  
7. Производительный труд отличие от А.Смита более широкая трактовка сферы производительного труда: не только сфера материального производства, но и сфера услуг
8. Капитал трактует как запас материальных ценностей (как А.Смит);
9. Роль государства в экономике • сторонник концепции "экономического либерализма", • сферы действия государства: − создание инфраструктуры; − финансирование науки, образования; – правовая защита свободной конкуренции  
           

 

 


 

 

ТОМАС МАЛЬТУС (1766 – 1834)  
Основные работы Опыт о законе народонаселения (1798) Принципы политической экономии (1820) Исследование о природе и возрастании ренты (1815)  
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Методология особенность в целом соответствует принципам классической школы   в центре внимания не только сфера производства (предложение), но и спрос (сфера обращения)
2. Закон народонаселения население удваивается каждые 25 лет и при отсутствии препятствий увеличивается в геометрической прогрессии: 1 2 4 8 16 32...256... 4096...∞ (через 200 лет) (через 300 лет) а средства существования в силу действия закона убывающего плодородия почвы растут в арифметической прогрессии: 1 2 3 4...9... 13 (через 200 лет) (через 300 лет)
Вывод:причина бедности не в плохом правлении или неравномерном распределении богатства, а в диспропорции между возможностями (скудостью) природы и чрезмерно быстрым размножением человеческого рода. Поэтому часть населения неизбежно обречена на нищету, голод, вымирание.  
Меры, противодействующие росту населения предупредительные – "нравственное обуздание": безбрачие, вдовство, поздние бездетные браки, воздержание от браков неимущих, сексуальная воздержанность, строго нравственное поведение; а также повышение образовательного и культурного уровня населения; • " разрушительные" – "репрессивное обуздание": пороки и несчастья – войны, эпидемии, стихийные бедствия, тяжелый и вредный труд, нездоровые условия жизни, детоубийства, убийства стариков и т.п.
Проблема чрезмерного роста населения может быть решеначерез изменение заработной платы,котораяавтоматически стремится к "физическому минимуму":этот вывод получил название "железного закона зарплаты". Позиция (и аргументация) Т.Мальтуса полностью совпадает с мнением Д.Рикардо: • против уравнительного распределения доходов, • против частной благотворительности, • против законов о бедных (отмененных в 1834 г.). Интересно: до Т.Мальтуса (А.Смит) рост населения воспринимался как положительное явление, как рост числа производителей, увеличивающих богатство страны. Т.Мальтус впервыеобратил внимание на то, что люди – не только производители, но и потребители, поэтому спрос является самостоятельной экономической проблемой.
       
Неточности и ошибки   •расчеты изменения численности населения строились на основе данных статистики о народонаселении США в 16 – 18 вв. Но рост населения в этот период происходил в бόльшей степени за счет иммиграции европейцев, чем за счет естественного прироста; • еще А.Смит установил, что с повышением уровня жизни рождаемость имеет тенденцию самопроизвольного снижения; • научные открытия и технические изобретения, способные резко повысить экономическое плодородие почвы, будут сделаны только в конце 19 – середине 20 вв.  
Заслуга постановка проблемы влияния численности и темпов прироста населения на благосостояние общества. Ее актуальность в современных условиях очевидна
со второй половины 20 в. начался демографический взрыв: • рост мирового населения составлял 2 % в год; • удвоение численности мирового населения с 2.5 до 5 млрд. чел. произошло за 36 лет (вместо 95 лет для предыдущего удвоения); • в развитых странах численность населения стабилизировалась; • но в странах Азии и Африки прирост населения составляет 3 % в год, что соответствует 22 – 23 годам его удвоения. Последствия оказались ужасающими: • св. 700 млн. чел (каждый 9-й) голодает, • 1 млрд. чел. – неграмотные (за 20 лет с 750 млн. чел.); • св. 2 млрд. чел. живут в антисанитарных условиях (их число увеличилось в 2 раза). Порочный круг замкнулся.
Это редчайший случай в истории науки теория Т.Мальтуса, построенная на некорректных предпосылках, в целом оказалась верной.
3. Теория стоимости Т.Мальтус – сторонник теории издержек в определении стоимости продукта (количество труда, которое можно получить за товар, определяется издержками производства этого товара). Состав издержек: − затраты на труд; − затраты на средства производства; − прибыль на авансированный капитал. ПРИБЫЛЬв такой трактовке с самого начала выступала как надбавка к цене товара. Отделив прибыль от труда, Т.Мальтус приходит к выводу, что она получается в результате продажи товаров выше их стоимости.
4. Теория реализации   основана на "догме Смита" и собственной теории стоимости
В отличие от Ж.-Б.Сэя (противопоставлявшего AS и AD) Т.Мальтус выделяет отдельные группы покупателей.Однако рабочие, получающие "мизерную" заработную плату, и капиталисты, сберегающие часть дохода, не могут выкупить все произведенные продукты. Поэтому должна быть категория покупателей, которая только покупает, ничего не продавая: государственные чиновники, землевладельцы, армия и т.п. Существование "3их лиц " (непроизводительных потребителей) – гарантия против кризисов перепроизводства, они поддерживают "эффективный спрос", а недостаток спроса сдерживает рост капитала.  
Через 100 лет Дж.М.Кейнс высоко оценит эту идею Т.Мальтуса(тезис об отставании спроса в результате склонности к сбережению станет ключевым в теории Дж.М.Кейнса).  
Идею о невозможности реализации произведенного продукта без "3их лиц" Т.Мальтус заимствовал у С.Сисмонди (прославлявшего мелкое производство и тянувшего назад от капитализма). Т. Мальтус отстаивал такое развитие капитализма, которое не подрывает интересы лордов и духовенства.
возможные способы увеличения спроса • более равномерное распределение доходов; • развитие торговли, в т.ч. внешней, расширяет рынки сбыта; • потребление "3их лиц" способствует сбыту продукции производительных классов.
5. О производительном труде (также как А.Смит) производительным трудом считает труд в сфере материального производства. Вместе с тем труд за пределами сферы производства считает полезным, т.к. он увеличивает спрос, а значит, способствует реализации произведенных продуктов.  
         

 

2. Экономисты школы Рикардо:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: