Обязанность уведомить заказчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ. 3 глава




Договор перевозки груза, имеющий конструкцию реального, считается заключенным с момента вручения отправителем груза перевозчику. При перевозке груза морским, автомобильным, внутренним водным транспортом момент заключения договора зависит от его юридической конструкции. Если такой договор перевозки груза конструируется как консенсуальный, он считаются заключенным между отправителем и перевозчиком с момента достижения между ними соглашения по всем существенным условиям договора. В этом случае перевозчик обязуется доставить груз, который ему передаст отправитель в будущем <1>. При реальной конструкции заключенного договора он считается заключенным с момента вручения отправителем груза перевозчику.

--------------------------------

<1> Например, по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт) (п. 1 ст. 115 КТМ).

 

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК, ст. 25 УЖТ, ст. 105 Воздушного кодекса, ст. 67 КВВТ, ст. ст. 117, 143 КТМ, ст. 8 УАТ). В подтверждение заключения договора перевозки груза отправителю выдается копия транспортной накладной, при перевозке железнодорожным транспортом - квитанция о приеме груза (ст. 25 УЖТ). Договор перевозки груза морским транспортом должен быть заключен в письменной форме (п. 1 ст. 117 КТМ). Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами (ст. 117 КТМ).

Требования к оформлению и содержанию транспортных документов устанавливаются в транспортных уставах и кодексах, а также в соответствующих правилах перевозок грузов различными видами транспорта общего пользования.

5. Существенное условие договора перевозки груза - условие о предмете договора, это транспортные услуги перевозчика по доставке определенным видом транспорта вверенного отправителем груза в пункт назначения, с последующей его выдачей управомоченному на получение груза лицу (получателю) (п. 1 ст. 785 ГК). Характер оказываемых транспортных услуг и их объем зависят от вида договора перевозки груза. Услуги по перевозке груза в своем комплексе могут включать погрузочно-разгрузочные работы, пломбирование транспортных средств, контейнеров, услуги по хранению груза и иные виды услуг, обеспечивающих исполнение договора перевозки груза (ст. 9 УЖТ, ст. ст. 11 - 13 УАТ, ст. ст. 69, 72 КВВТ, ст. 150 КТМ).

Условие договора о цене услуг по перевозке груза: за перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК). Плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК). Договор перевозки груза может содержать условие о цене работ и иных услуг, которые обеспечивают его исполнение.

Как и в любом возмездном договоре, стороны предусматривают условие о порядке, форме и сроках расчетов за оказанные услуги по перевозке груза.

В консенсуальных договорах перевозки груза стороны согласуют условие о сроках и порядке предоставления транспортных средств, контейнеров под погрузку для последующей перевозки грузов (п. 1 ст. 791 ГК, п. 1 ст. 9 УАТ, ст. 73 КВВТ, ст. ст. 126, 129 КТМ), а также условие о порядке и сроках предъявления грузов к перевозке. При заключении реальных договоров перевозки грузов такие условия предусматриваются в разовой заявке на принятие груза к перевозке, направляемой отправителем перевозчику и впоследствии принятой им к исполнению, либо в заявке, которую предварительно должен представить отправитель перевозчику в соответствии с условиями долгосрочного договора об организации перевозок (п. 1 ст. 791 ГК).

В договоре перевозки груза стороны могут согласовать условие о порядке и о сроках его погрузки (выгрузки), с соблюдением положений, предусмотренных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (ст. 791 ГК).

По договору перевозки условия о сроках доставки груза получателю определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 33 УЖТ, ст. 14 УАТ, ст. 109 Воздушного кодекса, ст. 76 КВВТ, ст. 152 КТМ), а при отсутствии таких сроков доставка осуществляется в разумный срок (ст. 792 ГК).

6. Объем прав и обязанностей перевозчика и отправителя по договору перевозки груза зависит от особенностей юридической конструкции заключаемого договора.

По реальному договору основная обязанность перевозчика - доставка вверенного ему отправителем груза в пункт назначения и выдача его управомоченному на получение груза лицу (получателю) (п. 1 ст. 785 ГК). По консенсуальному договору, в частности при морской перевозке груза, перевозчик обязан доставить груз, который ему передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю) (п. 1 ст. 115 КТМ).

В зависимости от вида транспорта, на котором будет осуществлена перевозка груза, обязанности по погрузке, размещению, креплению груза и последующей его выгрузке распределяются между отправителем и перевозчиком в соответствии с нормами, установленными транспортными уставами, кодексами и соответствующими правилами перевозок, в частности с соблюдением технических норм (см., например, ст. 23 УЖТ). В зависимости от технических возможностей грузоотправителя и грузоперевозчика такие обязанности могут устанавливаться на основании соглашения сторон договора перевозки груза.

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 33 УЖТ, ст. 14 УАТ, ст. 109 Воздушного кодекса, ст. 76 КВВТ, ст. 152 КТМ), а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст. 792 ГК).

Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки (ст. 25 УЖТ, ст. 103 Воздушного кодекса, ст. 67 КВВТ, ст. 150 КТМ).

При консенсуальной конструкции договора грузоотправитель обязан своевременно предъявить груз к перевозке. Во всех остальных случаях права и обязанности грузоотправителя не зависят от конструкции договора. Грузоотправитель обязан поместить груз в требуемую тару, осуществить его маркировку, указать в отгрузочных документах необходимые сведения о грузе, в том числе объявить о его цене. Грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату и иные необходимые платежи, как правило, до момента отправления груза, если иное не установлено транспортными уставами или кодексами, правилами перевозки или договором с перевозчиком. На отправителя груза может быть возложена обязанность по его погрузке.

В зависимости от вида подвижного состава и перевозимого в нем груза стороны договора перевозки могут иметь и иные права и обязанности, которые предусмотрены транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки грузов.

7. Ответственность сторон по договору перевозки груза (регламентируется ст. ст. 794, 796 ГК, ст. ст. 95 - 106 УЖТ, ст. ст. 34 - 36 УАТ, ст. ст. 116, 118 - 121 Воздушного кодекса, ст. ст. 66 - 120 КВВТ, ст. ст. 166, 169, 170 КТМ).

8. В ст. 797 ГК содержатся правила предъявления претензий и исков по перевозкам грузов. Установлен претензионный порядок урегулирования споров, возникающих из перевозки грузов. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК, ст. ст. 120, 122 УЖТ, ст. 39 УАТ, ст. 124 Воздушного кодекса, ст. 162 КВВТ, ст. ст. 403, 405 КТМ).

Следует иметь в виду, что сроки предъявления претензий, указанные в транспортных уставах и кодексах, не действуют, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 797 ГК к ведению транспортных уставов и кодексов отнесено регулирование только порядка предъявления претензий из перевозок грузов. Гражданский кодекс не установил сроков на предъявление претензий и не предоставил такую возможность транспортным уставам и кодексам. По действующему законодательству достаточно, чтобы претензия была предъявлена перевозчику в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом и в пределах установленного срока исковой давности. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Следовательно, такой срок исковой давности исчисляется по правилам, установленным транспортными уставами и кодексами для соответствующего вида перевозки груза. Поэтому иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок, но в пределах действия срока исковой давности - один год.

 

§ 4. Транспортные организационные договоры,

обеспечивающие заключение и исполнение

договоров перевозки груза <1>

 

--------------------------------

<1> В научной литературе предложено различать транспортные договоры, направленные на организацию разовых перевозок, рамочные организационные договоры между грузоотправителями (грузовладельцами) и перевозчиками, рамочные организационные договоры между транспортными организациями (см.: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. С. 171 - 347).

 

1. Транспортные организационные договоры можно разделить на две группы.

Во-первых, договоры, обеспечивающие заключение договоров перевозки груза. К таким договорам могут быть отнесены договоры о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке (п. 1 ст. 791 ГК), долгосрочные договоры об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК).

Во-вторых, договоры, обеспечивающие исполнение договоров перевозки груза. Таковыми могут считаться договоры между различными транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (соглашения о прямом сообщении, о прямом смешанном сообщении, узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) (ст. ст. 788, 799 ГК). Могут заключаться и иные, не поименованные в ГК организационные договоры <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М., 2011.

 

2. Договоры, обеспечивающие заключение договоров перевозки груза: порядок и сроки предъявления грузов и необходимых для их перевозки транспортных средств должны быть заранее определены и согласованы участниками будущего договора перевозки груза. Договору перевозки грузов, имеющему конструкцию реального договора, всегда предшествуют действия организационного характера: подача перевозчиком транспортных средств под погрузку (п. 1 ст. 791 ГК) <1>. Такие действия обязан совершить перевозчик во исполнение обязательств, возникающих из принятой им от отправителя заявки (заказа), договора перевозки груза или договора об организации перевозок грузов (п. 1 ст. 791 ГК).

--------------------------------

<1> В консенсуальном договоре перевозки грузов стороны согласуют условия об объемах, о сроках и порядке предоставления транспортных средств (их видов), контейнеров под погрузку для последующей перевозки грузов (п. 1 ст. 791 ГК, п. 1 ст. 9 УАТ, ст. 73 КВВТ, ст. ст. 126, 129 КТМ), а также условие о порядке и сроках предъявления грузов к перевозке.

 

3. Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке - соглашение, в силу которого перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), исправные транспортные средства (указанные в заявке) в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК).

Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке является организационным, его специфика проявляется в следующем. Подача грузоотправителем заявки <1> на перевозку груза выполняет функцию оферты, поскольку содержит условия о сроках и порядке предоставления транспортных средств (их видов), контейнеров под погрузку для последующей перевозки грузов (ст. 11 УЖТ, п. 5 ст. 8 УАТ, ст. 66 КВВТ). Принятие перевозчиком заявки к исполнению (ее акцепт) свидетельствует о заключении самостоятельного договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке. Такой договор считается заключенным с момента принятия перевозчиком заявки грузоотправителя и регулирует отношения, предшествующие заключению реального договора перевозки грузов. Существенное условие договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке - условия о наименовании транспортных средств, их количестве и сроках их предоставления отправителю для предъявления грузов к перевозке.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право" (том 2) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

 

<1> По вопросу об особенностях заключения договора перевозки грузов путем принятия заказа к исполнению, о правовой природе заявки на принятие груза к перевозке см.: Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. М., 1958. С. 60; Алексеев С.С. Гражданская ответственность за невыполнение плана железнодорожной перевозки грузов. Екатеринбург, 2008. С. 27; Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации. М., 1998. С. 28, 29; Витрянский В.В. Указ. соч. С. 679, 680; Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. С. 171 - 180.

 

Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке является публичным, консенсуальным, взаимным и безвозмездным.

На основании договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке возникает обязательство, в силу которого перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), исправные транспортные средства (указанные в заявке) в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК), а грузоотправитель обязан предъявить соответствующие грузы к перевозке. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств только в случае, если они не пригодны для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК, ст. 94 УЖТ).

Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке регулируется в соответствии с положениями ст. 794 ГК, ст. 115 КВВТ.

4. Договор об организации перевозок грузов - соглашение, в силу которого перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК, ст. 10 УЖТ, п. 5 ст. 8 УАТ, ст. ст. 66, 68 КВВТ, ст. 118 КТМ) <1>. Названный договор определяется законодателем как долгосрочный, заключается, как правило, на неопределенный срок, поскольку перевозчик осуществляет систематические перевозки грузов (ст. 798 ГК).

--------------------------------

<1> См. подробнее: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. С. 207 - 237.

 

Следует отметить, что заключение конкретных договоров перевозки грузов не имеет своим последствием прекращение договора об организации перевозок, он продолжает действовать наряду с договором перевозки груза <1>. Такой договор является организационным. Его цель - организация перевозок грузов, предъявленных перевозчику отправителем. Заключение договора об организации перевозок груза является основанием для возникновения в будущем между перевозчиком и отправителем обязательства по возмездному оказанию услуг по перевозке грузов.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Кирсанов К.А. К вопросу о правовых формах и соотношении предварительного договора и договора об организации перевозок // Российский юридический журнал. 2004. N 4. С. 61.

 

Договор об организации перевозок является консенсуальным, взаимным и безвозмездным.

Существенное условие договора об организации перевозок грузов - условие о предмете договора - объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке (ст. 798 ГК). К несущественным условиям относятся условия о порядке расчетов и иные условия организации перевозки (ст. 798 ГК).

К договорам, обеспечивающим исполнение договоров перевозки груза, относятся договоры между транспортными организациями при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 788), об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) (ст. 799 ГК), договоры между владельцами транспортных инфраструктур, направленные на организацию договора на оказание услуг по использованию транспортной инфраструктуры <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. С. 324 - 347.

 

§ 5. Договор перевозки пассажира и багажа

 

1. Договор перевозки пассажира и багажа - соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, ст. 19 УАТ, ст. 103 Воздушного кодекса, ст. 97 КВВТ, ст. 177 КТМ) <1>. Обязательство по перевозке багажа является факультативным, охватывается содержанием договора перевозки пассажира и не образует отдельного договора по перевозке багажа <2>.

--------------------------------

<1> Помимо ГК, транспортных уставов и кодексов, иных федеральных законов, отношения по перевозке грузов и багажа регулируются специальными правилами (см. Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте; Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82; Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства от 14 февраля 2009 г. N 112; Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72, и иные правовые акты).

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта" (книга 4) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2003.

 

<2> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. 5-е изд., стереотип. М., 2011. Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. С. 324.

 

2. Договор перевозки пассажира и багажа является взаимным, возмездным, публичным (ст. ст. 789, 426 ГК). По способу заключения такой договор относится к договорам присоединения, поскольку пассажир присоединяется к опубликованным в правилах условиям перевозки. В зависимости от видов пассажирского транспорта и пределов его действия договор перевозки пассажира и багажа может иметь конструкцию консенсуального или реального. Например, при перевозках в пределах населенных пунктов автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом заключается реальный договор путем конклюдентных действий со стороны пассажира (акцепт), откликнувшегося на публичную оферту перевозчика, остановившего транспорт на остановочном пункте. При предварительной продаже билетов <1> договор перевозки пассажира будет иметь конструкцию консенсуального.

--------------------------------

<1> В указанном случае речь также идет о приобретении месячного либо на иной срок абонементного билета, жетона, пластиковой карты. Договор авиаперевозки пассажира может быть заключен путем оформления билета в электронной форме.

 

3. Стороны договора перевозки пассажира и багажа - перевозчик - владелец транспорта общего пользования, осуществляющий регулярные перевозки, и пассажир - физическое лицо, имеющее правовой статус потребителя <1>.

--------------------------------

<1> На отношения между перевозчиком и пассажиром дополнительно действуют нормы Закона о защите прав потребителей; см. также: Постановление Пленума ВС РФ N 17.

 

4. Существенное условие договора перевозки пассажира и багажа - условие о предмете договора - транспортные услуги перевозчика по перевозке определенным видом транспорта пассажира и сданного им багажа в пункт назначения, с последующей выдачей багажа управомоченному на получение лицу (получателю) (п. 1 ст. 786 ГК). В предмет договора также входят транспортные услуги по перевозке ручной клади пассажира, каютного багажа при морской перевозке (ст. 180 КТМ) (бесплатно или за дополнительную плату, в зависимости от установленных правил перевозки отдельными видами транспорта). Характер оказываемых транспортных услуг и их объем зависят от вида договора перевозки пассажира и багажа.

Существенным условием рассматриваемого договора служит условие о цене (об оплате проезда) оказываемой перевозчиком услуги по перевозке в пункт назначения пассажира, багажа и ручной клади за плату.

В зависимости от вида транспорта и иных характеристик перевозки пассажира и багажа договор может иметь дополнительные условия.

5. Форма договора - устная. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК). Провоз пассажиром ручной клади за плату удостоверяется соответствующей квитанцией (ст. 20 УАТ). Билет, багажная квитанция и квитанция на провоз ручной клади содержат условия договора. Следует отметить, что в некоторых случаях билет не содержит перечень существенных условий договора, например при перевозках в пределах населенных пунктов автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом. Форма билета, багажной квитанции и квитанции на провоз ручной клади устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, ст. 20 УАТ, ст. 105 Воздушного кодекса, ст. 97 КВВТ, ст. 179 КТМ).

6. Пассажир вправе требовать от перевозчика доставки его и багажа в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст. 792 ГК). Пассажир имеет право требовать предоставления в транспортном средстве конкретного места для сидения либо спального места, если это предусмотрено соответствующими правилами перевозки пассажиров и условиями договора (указано в проездных документах), например при междугородних перевозках, перевозках пассажиров поездами дальнего следования. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом, перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (п. 3 ст. 786 ГК). Пассажир вправе предъявлять к перевозчику требования о предоставлении достоверной информации об оказываемой услуге и иные требования, предусмотренные Законом о защите прав потребителей. Транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта пассажиру могут быть предоставлены и иные права. У перевозчика, соответственно, возникают корреспондирующие с правами пассажира обязанности.

Пассажир обязан уплатить перевозчику установленную на основании тарифов плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК, ст. 790 ГК, ст. 82 УЖТ, ст. 24 УАТ, п. 2 ст. 103 Воздушного кодекса).

Перевозчики всех видов транспорта обязаны застраховать жизнь и здоровье пассажиров (ст. 936 ГК) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Закон об обязательном страховании ответственности перевозчика за вред, причиненный при перевозках пассажиров метрополитеном.

 

7. Ответственность сторон по договору перевозки пассажира и багажа. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, Законом о защите прав потребителей, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793, ст. ст. 795, 796, 800, 1084 - 1094 ГК, ст. ст. 107 - 113 УЖТ, ст. ст. 34 - 36 УАТ, ст. ст. 116 - 121 Воздушного кодекса, ст. ст. 103.1, 116 КВВТ, ст. ст. 186 - 196 КТМ).

 

§ 6. Договор транспортной экспедиции

 

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК).

Договор транспортной экспедиции является двусторонне обязывающим (взаимным), возмездным и публичным. Последняя из характеристик обусловлена субъектным составом данного договорного правоотношения, одной из сторон которого всегда является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг клиентам - физическим и юридическим лицам для удовлетворения различных, как связанных, так и не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, потребностей последних.

Дискуссионен вопрос о том, является договор реальным или консенсуальным. Представляется, что договор транспортной экспедиции является консенсуальным, так как все совершаемые экспедитором юридические и фактические действия осуществляются им во исполнение ранее достигнутого сторонами соглашения об их совершении.

Договору транспортной экспедиции, обслуживающему сложный перевозочный процесс, присущи черты различных гражданско-правовых договоров, распространенных в различных сферах предпринимательской деятельности. Так, с одной стороны, данному договору присущи черты таких договоров, как договоры поручения, комиссии и агентирования; с другой стороны, договору транспортной экспедиции присущи черты договоров перевозки, хранения и подряда.

Договор неразрывно связан, даже зависим от договора перевозки грузов, в целях организации надлежащего исполнения которого он и заключается. Именно потребность в квалифицированной и оперативной организации перевозки побуждает клиента к заключению договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции может быть заключен как на разовое экспедиционное обслуживание (организация однократной перевозки груза), так и на продолжительный период (например, на один год или пять лет), в течение которого экспедитор обязуется регулярно оказывать клиенту экспедиторские услуги по заявкам последнего.

2. Значение договора в том, что при организации перевозок требуется выбор вида транспорта, перевозчика (или даже нескольких перевозчиков), оптимального маршрута перевозки; погрузка груза в пункте его отправления и выгрузка в пункте назначения и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: