Наука эпохи Возрождения.




С 14 в. по 16 в. Европе зарождается капитализм. Начинается он в Италии (Генуя, Флоренция) — с первых мануфактур. Главная особенность — принцип разделения труда. Вытеснение других видов производства.

Изменение образа мышления. Усиливается реалистическая парадигма мышления — понимание мира таким, каким он есть сам по себе без всяких посторонних прибавлений. Изучение природы – необходимость. Появился новый инструментарий. Наличие особых представлений о человеке и природе. Человек должен стать активным началом, противостоять природной материи, изменять природные объекты путем воздействия на них. Это было прорывом в мышлении по сравнению со временем средних веков. Исследователь в средние века выпытывал тайны природы.

Возникло теоретическое естествознание, основанное на экспериментальном исследовании.

Произошли культурные сдвиги.

1. Возникновение гуманистического мировоззрения.

 

Понятие гуманизма в эпоху возрождения отличалось от современного, которое можно охарактеризовать как человеколюбие. Тогда гуманизм заключался в исследование человека как центра мира. При этом это не бело подготовкой к загробной жизни, как в средние века. Возникла новая идеология человека решающего, не требующего руководства, самостоятельно добивающегося цели.

Данте, Петрарка, Боккаччо - писатели возрождения.

2. Пантеистическая философия.

 

Николай Кузанский(1401-1464) — кардинал-зам Папы. Основной труд: «Об ученом незнании». Земля не является центром мира, мир безграничен. Человек не является ничтожным существом, человеческая природа помещена над всеми творениями бога. Природа человека заключает в себе микрокосм. Природа человека заключает в себе умственную и чувственную природу и стягивает в себе всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с полным основанием древние. Центральная проблема: как бог связан с миром? Не отказ от познания мира и бога, а невозможность выразить полноту познания методами схоластической формальной логики. Сложность и противоречивость познания мира. Нужно исходить из несоизмеримости бога и несовершенности наших понятий. Бог - это абсолютный максимум. Он единственен, потому что он все, в нем все, потому что он высший предел. Бог также абсолютный минимум. Потому что бог присутствует не только во вселенной, но и в каждой пылинке. Единство противоположностей. Бог совпадает с природой. Развит в природе. Бог=субстанция=природа. Мир возникает в результате развертывания из бога, которое в нем было заключено потенциально. Наименьшее и наибольшее тождественны, т.к. уводят в бесконечность.

3. Изменение в самом естествознании.

 

Леонардо да Винчи (1452-1519) сам себя характеризовал как военного инженера. Стремился к целостной картины мира через ощущения и эксперименты. Познание начинается с ощущений. Нерушимые законы природы,которые проявляются в необходимости. Познание мира должно проводится во взаимодействии науки и искусства.

Николай Коперник (1473-1543). Астрономия. «Об обращении небесных сфер»(1543). «Краткий комментарий»(1514) — основные положения гелиоцентрической системы мира. Заложена принципиальная ошибка в геоцентрической системе. Земля-одна из планет. Римский папа согласился с системой Коперника. А потом отвергли, в связи с возникновением протестантизма. Инструменталистская трактовка — условный метод для удобства астрономических расчетов. Почему планеты не падают на солнце? Не было объяснена сила тягонения. Кепплер — теория конических сечений — эллипс.

Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский монах. «О бесконечности вселенной и мирах», «О причине,начале иедином», «О героическом энтузиазме». Полностью разделяет подход Коперника и идет дальше. Существует бесчисленное множество планетных систем,подобно солнечной, Должны быть еще планеты в солнечной системе. Есть другие обитаемые миры. Вселенная не сотворялась богом,она существует вечно и исчезнуть не может — прямой еретизм. Развитие концепции пантеизма. Весь мир одушевлен.

Возрождение — переходная эпоха, формирование гуманизма,его развитие через науку и искусство.2. Начало формирование опытного экспериментального исследования. 3. Отказ ученых от антропоморфической парадигмы — отход от религии.

Наука в XVII веке.

Наука 17 в.

Формируется теоретическое естествознание. Сначала в механистической форме. Возникновение эволюционных идей — понятие о развитии мира. Механикой пытаются объяснить все явления природы. Развитие материализма.

Галилео Галилей (1564-1642) Пиза. Публично объявляет себя противником Аристотеля. Исследование ускорения свободного падения.

Наука наблюдающая,комментирующая,экспериментирующая.

В 16-17 в. развитие науки вытесняло схоластику из различных сфер. Главные открытия:

1. Изучение свободного падения тел. По Аристотелю: Скорость падения тел должна быть пропорциональна их весу. Было замечено несоответствие еще раньше. Галилей проводил опыты. Считает,что небольшая разница вызвана трением,но доказать не мог.

2. Четыре спутника Юпитера, пятна на Солнце и его вращение вокруг своей оси, открытие комет — идеологический конфликт-пересечение небесных сфер.

3. Создание телескопа. Первым его сделал Липперсгей из Мидельбурга. Галилей прочитал и сделал сам.

4. Воздух имеет вес. Галилей его измерил,но не точно.

5. Галилей описал движение маятника и брошенного тела.

6. Исследовал сопротивление тел, механику жидкостей и газов, распространение звука, магнитные явления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: