Формирование социально-гуманитарных наук.




Формирование социально-гуманитарных наук. Их начало было заложено в древности. Это теория государства Платона и Аристотеля. Но в строгом смысле слова эти науки конституцируются в 19 веке. В этот время техногенная цивилизаци достигает уровня развития при котором человеческие качества, социальные явления и процессы становятся объектом сознательного целенаправленного преобразования. Т.е. Человек становится объектом целенаправленного воздействия, так как уходят отношения личной зависимости на вещную зависимость. Товарно-денежные отношения доминируют в обществе. Человеческие качества превращаются в товары, имеющие денежный эквивалент. Гегель и Карл Маркс разрабатывают концепцию чуждения, о том что человек действует, но продуктами его труда распоряжается кто-то другой. Появляется концепция денег, ее изучает Зиммель (1858-1918). Он приходит к выводу, что деньги являются особым феноменом культуры и определяют отношения людей во всех действиях. Человека начинают рассматривать, как предмет, который надо исследовать и рационально регулировать. Происходят изменения по отношению к месту человека в обществе (человек, как управляемое и вычислимое существо). В это время появляется потребность появления наук о человеке. В этой науке возникает несколько школ.
Научная социология - ее создателем является Огюст Конт (1798-1857). Создал концепцию позитивизма и научной социологии. Он впервые предложил строить социологию по образцу естественных наук, используя методы механики, описывать закономерности и тд. Создает соц. статику (классы общества) и соц. динамику (концепцию развития общества). В рамках этой концепции он выделяет закон трех стадий - общество проходит три стадии:
Религиозная или теологическая
Метафизическая и отрицательно-разумная
Позитивная или положительно-разумная
на этих трех стадиях человек пытается решить все фундаментальные проблемы. Он считает, что на последней стадии проблема непознаваемости мира отходит на второй план. Считал что наука должна заниматься практическими вопросами, а не исследовать мировоззренческие проблемы.
У Конта были последователи Г. Спенсер и Д.С. Милль. Спенсер создает свою концепцию человеческого развития - согласно ей общество проходит три этапа развития: орда (человек не выделен из массы), милитаристское общество (человек выделяется, но это принудительное сотрудничество) и индустриальное общество (основано на свободном сотрудничество, где нет жесткой централизованной власти и общество в целом защищает индивидуальность отдельного человека). Эти этапы различаются по степени свободы человеческой личности. Считал что Социально-экономический прогресс должен сочетаться с интересами каждой личности.
Близкий к Конту последователь Габриэль Тард (1843-1904) создатель психологического направления в социологии. Он попытался рассмотреть социологию с точки зрения психологических процессов в обществе. Есть психология человека, а есть психология общества. Он вводит понятие социальных процессов. Три типа таких процессов: изобретение (любое появляющееся новшество - это материал для развития общества, но не все хорошо реагируют на появление чего-то нового), подражание (в виде моды, подражание низших слоев общества высшим) и оппозиция (конфликт, возникающий при появлении двух изобретений, например две системы демократическая и тоталитарная).
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) пытался обобщать социологические методы. Вывел три правила социологического метода:
Рассматривать социальные факты, как вещи
Систематически отмежевываться от всех врожденных идей (предрассудков, личных пристрастий)
Признание примата целостности над составляющими частями
В 19 веке возникают два подхода к социологии Карла Маркса и Макса Вебера.
Социологическая концепция Маркса
Материалистическое понимание истории.
До сер. 19 века было идеалистическое понимание истории, которое состояло в признании воли и сознания человека или фантастического сверхчеловеческого сознания конечной и определяющей причиной общественного развития. Те люди творят историю сообразно своим планам. Считалось, что история создается людьми. В сер. 19 века появилось более глубокое представление. Впервые начал разрабатывать Маркс идею исторического материализма. Считает что правовые нормы зависят от материальных интересов. Материальные жизненные интересы определяют все остальные происходящие в обществе процессы. Описывая общество, мы отталкиваемся от людей и их деятельности.
Маркс внедряет 4 момента формирования исторического процесса:
1) Удовлетворение человеком своих природных потребностей, причем определенным образом
2) Возникновение новых потребностей
3) Воспроизводство самих людей
4) Существование системы индивидуальных взаимодействий
Они существуют независимо от воли людей.
Однако, Маркс не понимал, что сознание и воля людей не зависят от материальных факторов.
После Маркса были споры относительно данной теории. Например, Даниэл Белл считал, что в обществе есть три параллельные системы: политический строй, технико-экономическая система и культура. Они не детерминируют, по Марксу же экономика детерминирует над другими.
Маркс также предложил классификацию ОЭФ:
Первобытное
Рабовладельческое
Феодальное
Капиталистическое
Коммунистическое
Критерием различия между этими этапами является способ организации производства.

По Беллу существуют доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.
Главный антипод Карла Маркса Макс Вебер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: