ТЕОРИИ КАТЕГОРИЗАЦИИ КУЛЬТУР
План лекции
1. Понятия категории и категоризации культуры
2. Теория «культурной грамматики» Э. Холла и ее применение в кросскультурных исследованиях
3. Теория культурных измерений Г. Хофштеде
4. Теория культурных кластеров Ронена и Шенкара
5. Теория культурной грамотности Э. Хирша
© Понятия категории и категоризации культуры
Категории – это общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания. В категориях конденсируется опыт познания и практической деятельности людей.
Категории культуры являются формами освоения и осмысления мира: природы, общества, человека и т. д.
Категоризация – это формирование своего рода «сетки», которая помогает человеку ориентироваться в социокультурном пространстве. Покажем на конкретных примерах, как разные исследователи проводили категоризацию культуры.
К наиболее известным теориям категоризации культуры в рамках межкультурной коммуникации относятся теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Холла, теория культурных измерений Г. Хофштеде, а также теория культурной грамотности Э. Хирша.
© Теория «культурной грамматики» Э. Холла и ее применение в кросскультурных исследованиях
Э. Холл предложил выделить 10 базовых категорий культуры (культурных систем), которые создают смысловую «сетку» данной культуры:
1) отношение ко времени;
2) отношение к территории (пространству);
3) общественная организация;
4) обеспечение физического существования;
5) половые отношения;
6) взаимодействие с окружающей средой;
7) учеба;
8) игра;
9) защита;
10) использование материалов.
Наиболее важные из них будут представлены ниже, для наглядности – в табличной форме. Часть из них была кратко упомянута в других наших лекциях. Так, например, в лекции о формах невербального общения была рассмотрена типология культур по их отношению к одной из важнейших базовых категорий – к пространству (территории).
I Контекстуальность культуры
Холлом была разработана общая типология культур по их отношению к контексту, т.е. информации, окружающей и сопровождающей то или иное культурное событие.
Согласно данной классификации, все культуры можно разделить на два вида по признаку «слабой» и «сильной» контекстуальной зависимости. Люди, которые пользуются плотной информационной сетью, относятся к культуре с «высоким контекстом», а индивиды с более свободной сетью связей в своем социальном окружении и с меньшим объемом обмена информацией относятся к культуре с «низким контекстом».
Таблица 8.1
Сравнительный анализ культур по признаку слабой и сильной контекстуальной зависимости
Сравнительный анализ культур по признаку «слабой» и «сильной» контекстуальной зависимости | ||
Виды культур | Высококонтекстуальные культуры | Низкоконтекстуальные культуры |
Особенности | Высокий контекст культуры является обязательным элементом успешного понимания того или иного события, поскольку высокая плотность информационных сетей предполагает тесные контакты между членами семьи, постоянные контакты с друзьями, коллегами, клиентами - межличностные отношения отличаются теснотой, глубиной и длительностью связи - данные культуры считаются однородными, т.к. с течением времени изменяются незначительно, что отражается в предсказуемости реакции их представителей при взаимодействии с инокультурным окружением - значительная часть информации передается через невербальные формы общения и неязыковой контекст, т.е. иерархию, статус, внешний вид собеседника, человека, манеры его поведения, условия проживания и т.д. - это способствует излишней избыточности информации, т.к. для общения достаточно изначальных фоновых знаний - манера речи отличается недомолвками, скрытостью, наличием многозначительных и многочисленных пауз- - отсутствует открытое выражение какого-либо недовольства или несогласия при любых условиях и результатах общения/переговоров. | В то же время в мире существует группа культур, в которых практически отсутствуют неформальные информационные сети. Эти культуры менее однородны, в них межличностные контакты строго разграничены, представители этих культур не смешивают личные отношения с работой и другими аспектами повседневной жизни - слабая информированность и большая потребность в дополнительной информации для понимания представителей других культур при общении. - большая часть информации содержится в словах, а не в контексте общения. - люди часто выражают свои желания словесно, не предполагая, что не будут поняты из ситуации общения. - наибольшее значение придается речи, а также обсуждению деталей, предпочтителен прямой и открытый стиль общения, когда вещи называют своими именами. • прямая и выразительная манера речи; • незначительная доля невербальных форм общения; • четкая и ясная оценка всех обсуждаемых тем и вопросов; • оценка недосказанности как недостаточной компетентности или слабой информированности собеседника; • открытое выражение недовольства. |
Примеры стран | Франция, Испания, Италия, страны Ближнего Востока, Япония и Россия | культуры Германии, Швейцарии, США, скандинавских и других североевропейских стран |
II Время
1) полихронные культуры, в которых в один и тот же отрезок времени производится несколько видов деятельности.
Полихронное восприятие времени противоположно монохронному — в нем многое происходит одновременно. Полихронное время понимается не как прямолинейный путь, а как некий узел переплетения многих проблем, поэтому оно менее ощутимо. Монохронное использование времени означает, что действия осуществляются последовательно, одно за другим в течение определенного времени. В соответствии с этим время представляется как прямолинейный путь, который ведет из прошлого в будущее.
Таблица 8.2
Сравнительный анализ культур по признаку отношения ко времени
Сравнительный анализ культур по признаку отношения ко времени | ||
Виды | Полихронные культуры | Монохронные культуры |
Особенности | - ведущую роль занимают межличностные отношения, нежели деловые контакты, план действий, расписание занятий или договоренности о встречах - мало придается значения пунктуальности, которая зависит от личных взаимоотношений, и распорядку дня - представители данных культур готовы часто менять свои планы, склонны устанавливать отношения с другими на всю жизнь и нередко смешивают личные и деловые контакты нередко в ущерб планомерному и своевременному выполнению рабочих обязанностей | - представители данных культур любят все тщательно планировать, с тем чтобы сконцентрироваться на чем-либо одном, что обусловлено их неготовностью совмещать в один отрезок времени разные виды деятельности - не любят смешивать личные и деловые контакты, четко разделяют время досуга и работы - времени приписывается вещественная стоимость: «время – деньги» – ведущий лозунг данных культур - представители данных культур отличаются пунктуальностью, ответственностью за соблюдение планов и договоренностей, планомерностью в работе - предпочитают поддерживать в основном краткосрочные межличностные отношения |
Примеры стран | культуры стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Средиземноморья, а также России | Германии, США, ряде североевропейских стран |
© Теория культурных измерений Г. Хофштеде
Результатом процесса формирования ощущений, мыслей и поведения являются так называемые ментальные программы, которые могут быть исследованы с помощью измерений культуры по четырем показателям:
• дистанция власти (от низкой до высокой);
• коллективизм — индивидуализм;
• маскулинность — феминность;
• избегание неопределенности (от сильной до слабой).
I Измерение по параметру «дистанция власти» означает сравнение культур по степени концентрации власти или распределения ее по различным уровням организации. Этот показатель позволяет установить, какое значение в разных культурах придается властным отношениям между людьми и как варьируются различные культуры по данному признаку.
Таблица 8.3
Сравнительный анализ культур по параметру «дистанция власти»
Сравнительный анализ культур по параметру «дистанция власти» | ||
Виды | Культурыс высокой дистанцией власти | Культуры с низкой дистанцией власти |
Особенности | - власть видится как некая данность, имеющая фундаментальные, даже божественные основы - носители власти воспринимают своих подчиненных как людей как людей другого «нижнего» сорта - доминируют принудительные формы власти, а также ценятся обязательность, исполнительность, конформное поведение, авторитарный стиль руководства - наличествует негласное убеждение, что в мире должно быть неравенство, в котором каждый имеет свое место. - начальникам и иным носителям властных полномочий демонстрируется подчеркнутое покорность и послушание до прямого подобострастия - выражение противоречий, критики или открытое противодействие действиям властей считается неуместным и не допускается - централизация власти, в области же контроля и проверки характерна большая численность персонала | - естественным считается стремление максимально минимизировать какие-либо проявления неравенства в обществе - иерархия воспринимается не более чем условным закреплением неравенства людей в обществе, в силу чего начинает цениться уважение к личности вне зависимости от ее статуса, равенство в отношениях и индивидуальная свобода - руководители воспринимают своих подчиненных в качестве таких же, как они сами, людей. - в силу этого и коммуникации между людьми разного ранга менее официальны и формальны, меньше внешних статусных проявлений неравенства собеседников, а стиль общения носит в большей мере консультативный характер |
Примеры стран | Турция, Индия | Швеция, Германия |
II Измерение культур по признаку индивидуализм — коллективизм призвано показать степень, до которой культура поощряет социальную связь в противоположность индивидуальной независимости и опоре на собственные силы, и тем самым объяснить различия в поведении представителей разных культур.
Таблица 8.4
Сравнительный анализ культур по признаку индивидуализм/коллективизм
Сравнительный анализ культур по признаку индивидуализм — коллективизм | ||
Виды | Коллективистская культура | Индивидуалистская культура |
Особенности | - групповые цели и интересы, семейные и общинные отношения и ценности оцениваются выше индивидуальных - коллективистский характер общества говорит не о власти государства над индивидом, а власти группы над ним, внутри которой ему гарантированы внимание и забота со стороны других членов группы в обмен на его безоговорочную лояльность - естественным является культурный этноцентризм в различных своих проявлениях, что поддерживается наличием жесткой социальной структуры, разделяющей «своих» от «чужих» - положение человека в обществе определяется не его личными качествами и талантами, а его местом в социальной иерархии - коллективист вынужден подчиняться многочисленным социально-экономическим и культурным ограничениям, но взамен его гарантирована надежная поддержка его группы или общины | - интересы личности оцениваются выше интересов группы - индивид предоставлен собственным усилиям и должен сам позаботиться о себе и своей семье, поэтому в индивидуалистских обществах, где мало развита социальная поддержка, социально незащищенные слои населения оказываются предоставлены сами себе - индивид одновременно принадлежит нескольким группам, поэтому его преданность им – низка. - кооперации и сотрудничеству предпочитают соревнование и конкуренцию - у индивидуалистов больше возможности для достижения материального благополучия, а также для выбора своего образа жизни и поведения, но в случае какого-либо несчастья он вынужден рассчитывать в основном на поддержку госструктур, а не родственников или соседей |
Примеры стран | большинство традиционных азиатских и африканских культур, а также католических стран Южной Европы и Латинской Америки | культуры Германии, США, Австралии, Великобритании, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии |
III Измерение по признаку маскулинность — феминность призвано характеризовать культуры по степени выраженности гендерных ролей в обществе.
Таблица 8.5
Мужские и женские ценности
Дихотомический анализ мужских и женских ценностей | ||
№ | Мужские ценности | Женские ценности |
Факты | Чувства | |
Логика | Интуиция | |
Соперничество | Сотрудничество | |
Рост | Развитие | |
Продукт | Отношение | |
Храбрость | Утонченность | |
Действия | Мысль | |
Результат | Решение | |
Прибыль | Репутация | |
Быстрые решения | Верные решения | |
Скорость | Своевременность | |
Материальный прогресс | Социальный прогресс | |
Индивидуальная карьера | Коллективный комфорт |
Считается, что признаки, отмеченные в левой колонке, преобладают в культурах, называемых мужскими или маскулинными культурами, в то же время признаки в правой колонке характеризуют женские или феминные культуры.
Также к признакам маскулинных культур относят следующие мужские черты: тщеславие, стремление к успеху и высокому достатку, признание личных достижений.
К признакам же феминных культур относят такие качества, которые принято приписывать женщинам, как: мягкость, стремление к пониманию, заботе об окружающих, чувственность и эмоциональность, значимость межличностных отношений и сотрудничества.
По мнению Ричарда Тарнаса для Запада настало время перехода от мужских ценностей, доминирующих на протяжении целых тысячелетий, к женским ценностям, которые находились под спудом долгие годы. Если судить по таблице (см. таблица), отражающей взгляды Г. Хофштеде,некоторые европейские страны (особенно североевропейские) данный переход уже хотя бы отчасти осуществили.
Таблица 8.6
Сравнительный анализ культур по признаку по признакумаскулинность/ феминность
Сравнительный анализ культур по признаку маскулинность/ феминность | ||
Виды культур | Маскулинные культуры | Феминные культуры |
Особенности | - предпочтение отдается тем ценностям, которые считаются мужскими: силе, настойчивости, независимости, материальному успеху, инициативности, открытости - роли полов четко очерчены в обществе: в мальчиках воспитывают настойчивость и решительность, а в девочках — заботливость и покладистый характер - в деятельности важен ее результат, поэтому и оплата формируется с учетом реального вклада в этот результат - во взаимоотношениях соревновательность превалирует над сотрудничеством (в т.ч. и в разрешении конфликтов), поэтому предпочтение отдается агрессивному коммуникативному стилю | - наиболее важными в общении считаются эмоциональные связи между людьми, умение и желание заботиться о других членах общества - не поощряется демонстративное подчеркивание гендерных различий между представителями разных полов – отсюда стремление к достижению реального равенства мужчин и женщин в разных сферах жизни (в семье, политике и т.п.) - развитая социальная политика, запрет на ущемление прав меньшинств - при воспитании будущих граждан стремятся развить в них чувства солидарности, толерантности и скромности, осуждается желание выделиться - при разрешении конфликтов предпочитают стили компромисса, сотрудничества или уступки - оплата за труд в основном происходит по принципу равенства, что отражается в уравнительном характере экономики |
Примеры стран | Австрия, Великобритания, Венесуэла, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Мексика, Швейцария, Филиппины, Япония | Дания, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Чили, Швеция |
IV Измерение культур по параметру избегание неопределенности подразумевает сравнительный анализ культур по степени допустимых отклонений от установленных ими норм и ценностей. Избеганием неопределенности представители тех или иных культур оберегают себя от возможных угроз или опасности из-за непонятной или неопределенной ситуации. В «процессе избегания» индивид также отстраняется от контактов с теми, общение с которыми чревато для него скрытой или же непосредственной опасностью.
.
Таблица 8.7
Сравнительный анализ культур по параметру избегание неопределенности
Сравнительный анализ культур по параметру избегание неопределенности | ||
Виды | Культуры с высоким уровнем избегания неопределенности | Культуры с низким уровнем избегания неопределенности |
Особенности | - ситуация неизвестности является стрессовым фактором, провоцирующим чувство страха и высокий уровень агрессивности, для нейтрализации которых служат формальные правила, неприятием отклонений от нормы в поведении и вера в некую абсолютную истину - к людям с поведением, отличающимся от общепринятых правил, относятся нетерпимо, болезненно относятся к изменениям, видя в них угрозу привычному и устоявшемуся складу жизни, опасаются будущего, избегают риска - их поведение характеризуется ярко выраженным внутригрупповым согласием - нуждаются в правилах и законах, инструкциях на все случаи жизни, благодаря которым будущее представляется размеренным, устойчивым и предсказуемым - предпочтение отдается четким целям, подробным заданиям, жестким графикам и планам работы и расписаниям действий | - испытывают склонность к риску, не боятся незнакомых условий, поэтому отличаются большей стрессоустойчивостью и менее подвержены страху новизны и изменений - в чрезмерной регламентации и организованности, обилии правил и инструкций видят препятствие для творческой деятельности, поэтому предпочтение отдается неординарным ситуациям, открывающих больше возможностей. - высоко ценится инициативность, готовность идти на риск, в непредсказуемости видится потенциал для дальнейших преобразований, нет страха и нетерпимости перед необычным, странным, новым |
Примеры стран | культуры Бельгии, Германии, Гватемалы, Греции, Перу, Португалии, Уругвая, Франции, Японии | культуры Дании, Индии, Ирландии, Нидерландов, Норвегии, Сингапура, США, Финляндии, Швеции |
Данная типология культур по параметру избегание неопределенности Г. Хофштеде, а также вышеописанная типология культур Холла по отношению ко времени (см. таблицу 8.3) была доработана и дополнена Ричардом Льюисом, который подразделяет всё многообразие культур в их отношении ко времени и деятельности не на две (как Холл и Г. Хофштеде), а на три категории (см. таблицу 8.8):
Таблица 8.8
Сравнительный анализ культур по признаку отношения ко времени и деятельности (по Р. Льюису)
Сравнительный анализ культур по признаку отношения ко времени (по Р. Льюису) | |||
Виды культур | Моноактивные | Полиактивные | Реактивные |
Особенности | - будущее четко, подробно и детально планируется - принято придерживаться четкого графика и расписания работы, прописывать все этапы и процедуры выполнения проекта - круг должностных обязанностей строго разделен, каждый отдел выполняет только свой функционал - опора на факты, а не эмоции и домыслы - покровительство запрещено, личная и деловая сфера четко разграничены и не пересекаются - в работе доминируют официальные отношения, ценится своевременность и точность в выполнении поручений; а также профессиональная компетентность | - будущее считается открытым и неконтролируемым, поэтому планирование происходит только в самых общих чертах - нет четкого срока выполнения должностных обязанностей, что связано с необязательностью расписания и непредсказуемостью графика -разные виды деятельности могут накладываться друг на друга - процесс важнее конечного результата, достижению которого могут мешать внешние привходящие обстоятельства, межличностные взаимоотношения и т.п. - сотрудники могут заниматься делами всех подразделений -принят протекционизм и семейственность в работе - большая роль неофициальных, неформальных контактов, информация ценится из первых рук - личное и профессиональное обычно не разделяют | -в деловой культуре сюда относят т.н. японский подход к работе - четкий график работы, но с возможностью его коррекции - готовность реагировать по ситуации, что связано с умением видеть картину происходящего в целом - пунктуальность, исполнительность иногда ценятся выше конечного результата работы, что может приводить к видимости «кипучей деятельности» - ценится преданность корпоративным интересам, иногда в ущерб личным - коллеги могут восприниматься некой «семьей», братством -не принято выражать прямое несогласие, стремятся любо ценой избежать конфронтации |
Примеры стран | Германия, Швеция, Голландия, Америка | Бразилия, Италия, Португалия, Испания, Латинская Америка, культуры исламского мира | Япония, Южная Корея |
Таблица 8.9
Общая характеристика трех типов культур по признаку отношения ко времени и деятельности (по Р. Льюису)
Виды культур по признаку отношения ко времени и деятельности | |||
№ | Моноактивные | Полиактивные | Реактивные |
Систематически планируют будущее | Планируют только в общих чертах | Сверяют только с общими принципами | |
В один отрезок времени делают только одно дело | Делают одновременно несколько дел | Реагируют по ситуации | |
Разбивают проекты на этапы | Дают проектам пересекаться | Рассматривают картину в целом | |
Строго придерживаются плана | Меняют планы | Вносят легкие коррективы | |
Бесстрастны | Эмоциональны | Ненавязчиво заботливы | |
В споре опираются на логику | Эмоциональны в споре | Избегают конфронтации | |
Редко перебивают | Часто перебивают | Не перебивают | |
Сдержанная жестикуляция и мимика | Эмоциональная жестикуляция и мимика | Едва уловимая жестикуляция и мимика |
© Теория культурных кластеров Ронена и Шенкара.
Существует еще одна типология многообразия культурных различий – не такая известная как типологии Холла или Г. Хофштеде, ноже интересная и имеющая определенный научный потенциал для будущих исследований в этой области. Речь идет о построении кластеров разных стран, где под кластером понимается совокупность отдельных стран (культур), которые обладают схожими свойствами и чертами. Одна из таких кластеризаций была предложена Роненом и Шенкаром. Ее описание можно увидеть в таблице ниже (см. таблицу 8.10):
Таблица 8.10
Классификация стран по их принадлежности к культурным кластерам
Названия кластеров | Страны, входящие в кластер |
Скандинавский кластер | Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания |
Германский кластер | Германия, Австрия, Швейцария |
Англоязычный кластер | США, Великобритания, Австралия, Южная Африка, Канада, Новая Зеландия, Ирландия |
Романский кластер | Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия |
Латиноамериканский кластер | Аргентина, Венесуэла, Мексика, Чили, Колумбия, Перу |
Дальневосточный кластер | Таиланд, Индонезия, Тайвань, Филиппины, Сингапур, Гонконг, Вьетнам |
Арабский кластер | Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия |
Ближневосточный кластер | Турция, Греция, Иран |
К недостаткам данной классификации исследователи относят:
1. Отсутствие отдельных (притом, довольно важных и значимых в культурно-политическом поле) стран в каком-либо кластере. Речь идет о таких странах как, например, Япония, Индия, Израиль, Бразилия.
2. Не вполне понятное и оправданное (с культурной точки зрения) помещение в один общий кластер таких стран как Турция и Греция, Бельгия и Португалия.
Впрочем, это не снижает познавательную ценность данной кластеризации, которая стать предпосылкой для будущих классификаций культур.
© Теория культурной грамотности Э. Хирша.
Необходимым условием эффективной межкультурной коммуникации является достаточный уровень культурной грамотности, который предусматривает понимание фоновых знаний, ценностных установок, психологической и социальной идентичности, характерных для данной культуры.
Компетенция в свою очередь не существует вне коммуникации. Именно в конкретных коммуникативных ситуациях выявляется уровень языковой и иных видов компетенции. Коммуникант не осознает своей некомпетентности в тех сферах общения, которые остаются для него закрытыми. В межкультурной коммуникации гармонично соединяются различные виды компетенции (языковая, культурная, коммуникативная). В зависимости от значения и роли того или иного вида в конкретных ситуациях общения Хирш выделяет разные уровни межкультурной компетенции:
• уровень, необходимый для выживания;
• уровень, достаточный для вхождения в чужую культуру;
• уровень, обеспечивающий полноценное существование в новой культуре — ее «присвоение»;
• уровень, позволяющий в полной мере реализовать идентичность языковой личности.
Работа над сокращением уровня неопределенности состоит из трех этапов: преконтакт, начальный контакт и завершение контакта.
1) Уровень преконтакта предполагает, что у собеседников складывается доконтактное впечатление друг о друге.
2) На стадии начального контакта, в первые минуты вербального взаимодействия, формируется первое впечатление о собеседнике. Существует мнение, что решение о продолжении или прекращении контакта мы принимаем в первые четыре минуты разговора. Уже в первые две минуты мы делаем выводы о том, нравится ли этот человек, понимает ли он меня и не трачу ли я зря время?
3) Завершение контакта связано с нашей потребностью в прекращении общения. При этом мы пытаемся охарактеризовать нашего собеседника по значимым для нас моделям. Если действия собеседника нравятся нам, мы считаем, что в их основе лежит позитивная мотивация. Отрицательные действия вызывают в нас негативные суждения о человеке. Во-вторых, если первое впечатление о человеке положительно, мы продолжаем приписывать ему положительные качества и при продолжении контакта. Если первое впечатление отрицательно, мы и дальше будем считать его плохим человеком. Иными словами, создается положительная либо отрицательная атмосфера контакта.
Для каждой культуры существуют единственно приемлемые стили общения. Например, в Саудовской Аравии для общения свойственно обилие комплиментов, знаков благодарности и внимания. Здесь никто не будет публично критиковать сотрудника по работе, иначе его обвинят в грубости и неуважении. Американцы довольно неформальны и переходят к сути дела сразу же, без лишних разговоров. Англичане обладают некой внутренней утонченностью, предпочитают взаимопонимание и контроль при общении с другими. Эти примеры доказывают, как важно знать и понимать межкультурный стиль общения тех людей, с которыми мы взаимодействуем.
Вопросы для самопроверки:
1. Ознакомившись с предложенными здесь теориями, постарайтесь отнести Россию к одной из пар категориальных противоположностей. Обоснуйте свой выбор.
2. Используя предложенную здесь классификацию Р.Льюиса, обоснуйте, к какой из триад культур, Вы бы отнесли Россию.
3. Со всеми ли вариантами распределения разных стран по различным категориям Вы согласны? Если да – то в чем именно, если нет, то почему?
4. Подумайте, какая из предложенных классификаций культур Вам представляется наиболее адекватной и корректно описывающей реальность.
5. Приведите примеры, когда именно межкультурные различия способствовали конфликтам и недоразумениям в общении и деловых контактах представителей разных культур.
6. Укажите, что Вы понимаете под культурной компетентностью. Из каких элементов она образуется?
7. Считаете ли Вы себя культурно компетентным? Какие навыки хотели бы у себя развить?
8. Приведите примеры возможных помех в деятельности государственного и/или муниципального служащего, обусловленных категориальным различием разных культур и отсутствием культурной компетентности.