Тема 2.2. Проверка действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.




План:

1. Порядок инвентаризации ОС; нормативно-правовое обеспечение инвентаризации ОС; случаи проведения инвентаризации ОС; составление отдельной описи при выявлении объектов ОС, непригодных к эксплуатации и неподлежащих восстановлению; учет недостачи ОС; составление бухгалтерских проводок по отражению инвентаризации ОС.

2. Порядок инвентаризации НМА; случаи проведения инвентаризации НМА; регулирование выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; отнесение недостачи НМА на виновных лиц; приемы списания убытков от недостач и порчи НМА и соответствующие проводки.

3. Порядок инвентаризации и переоценки МПЗ; составление описи ТМЦ на определенную дату; отражение в бухгалтерском учете излишков МПЗ.

4. Бухгалтерские проводки при выявлении фактов недостач, хищений и порчи материалов, характеристика счета 94; отражение утраченных в результате стихийных бедствий или иных форс-мажорных обстоятельств; проведение в конце года переоценки МПЗ; корреспонденция счета 14.

1. Нормативно-правовые акты, устанавливающие положения по инвентаризации (см. тема 2.1 (1 вопрос)) распространяют свое действие на все виды имущества и финансовых обязательств организации. Однако, приказ Минфина РФ от 13. 06. 1995 г. №49 устанавливает правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества. Так инвентаризации ОС посвящены пункты 3.1 -3.7. Также, следует обратить внимание на постановление Госкомстата РФ от 18. 08. 1998г. № 88, которым утверждены:

· инвентаризационная опись ОС (форма ИНВ – 1),

· указание по применению и заполнению инвентаризационной описи ОС.

Случаи проведения инвентаризации ОС можно разделить на:

· обязательные (пункт Минфина № 49),

· необязательные.

Одним из обязательных случаев является проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (срок после 1 октября отчетного года). Однако, в этом случае ОС могут инвентаризоваться раз в 3 года.

Процедура проведения инвентаризации следующая:

До начала инвентаризации нужно проверить:

1) наличие и состояние инвентаризационных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

2) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

3) наличие документов на ОС, сданные или принятие организацией в аренду и на ответственное хранение.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета и технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации ОС комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентаризационные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

При выявлении объектов, непринятых на учет, а так же объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указанны неправильные данные комиссия должна включить в опись правильные сведения. Оценка, выявленных неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен (акт оценки).

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению. Если комиссией установлено, что работы капитального характера или частичная ликвидация строений и сооружений не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о производственных изменениях.

Машины оборудования и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского номера по техническому паспорту, года выпуска, назначения, мощности и т. д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т. д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентаризационной карточке группового учета, в описях проводится по наименованию с указанием количества этих предметов.

ОС, которые в момент инвентаризации находились вне места нахождения организации, инвентаризируются до момента их прибытия.

На ОС, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению составляют отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.)

Одновременно с инвентаризацией собственных ОС проверяются ОС, находящиеся на ответственном хранении и арендованные (отдельная опись со ссылкой на документы подтверждающие хранение или аренду).

При обнаружении недостачи (хищения) ОС в ходе инвентаризации, в инвентаризационной описи и сличительной ведомости можно увидеть:

· наименование недостающего объекта,

· остаточную стоимость недостающего объекта.

На основании документов инвентаризации оформляется акт на списание ОС по форме ОС – 4 или ОС – 4а или ОС – 4б, который служит основанием для списания недостающего (похищенного) объекта.

Д 01 выб – К 01 – ПС

Д 02 – К 01 выб – амортизация

Д К

 

ПС амортизация

ОС

 

 

ПС – А = ОС

I: Д 91.2 – К 01 выб – МОЛ не несет ответственность

II: Д 94 – К 01 выб

Переоценка – изменение стоимости объектов ОС.

Виды переоценки:

1) обязательная

2) добровольная (назначается руководителем ежегодно).

Результат переоценки

 

дооценка уценка

ОС < РС ОС > РС

(восстановительная стоимость)

Методы переоценки

 


прямой пересчет цен коэффициентный

Пример применения коэффициентного метода.

ПС объекта – 120 000 р. Сумма амортизации 65 000 р. Коэффициент переоценки 1,2.

ОС (до оценки) - 120 000 – 65 000 = 55 000

ОС (после) - 55 000 ´ 1,2 = 66 000

ПС (после) - 120 000 ´ 1,2 = 144 000

Амортизация (после) - 66 000 ´ 1,2 = 78 000

Проверка: 144 000 – 78 000 = 66 000

Метод прямого пересчета цен. Условия.

ПС = 120 000, амортизация = 65 000.

По данным независимой оценки ОС объекта составляет 60 000 р.

показатель до после
ПС 120 000 130 909
А 65 000 70 909
ОС 55 000 60 000

 

Проверка: 13 909 – 70 909 = 60 000

Проводки дооценки:

ОС = Первоначальная (01) – Амортизация (02)

Д 01 – К 83 – дооценка

Д 83 – К 02 – дооценка

Уценка:

Д 91.2 – К 01

Д 02 – К 91.1

2. Из всех обязательных случаев к случаям проведения инвентаризации НМ А можно отнести:

1) при передаче НМА в аренду, при продаже, при образовании ГУП или МУП,

2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности,

3) в случае чрезвычайных ситуаций,

4) при ликвидации организации.

Порядок инвентаризации НМА определяется пунктом 3.8 приказом Минфина РФ № 49. В нем сказано, что при инвентаризации НМА необходимо проверить:

· наличие документов, подтверждающих права организации на их использование,

· правильность и своевременность отражения НМА в балансе.

В целом процедура проведения инвентаризации НМА проводится в соответствии с общим порядком инвентаризации имущества и финансовых обязательств и состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный. На этом этапе следует:

· Подготовить документы, подтверждающие право собственности на НМА,

· Издать приказ о проведение инвентаризации,

· Распечатка инвентаризационной описи ИНВ – 1а.

2. Собственно инвентаризация. Это процедура предусматривает сопоставление данных баланса и счета 04 с данными документов, подтверждающих права организации на НМА.

3. Выявления расхождений. На этом этапе на основании инвентаризационной описи составляется сличительная ведомость (форма ИНВ – 18). Особенностью ее заполнения является то что графы 3, 8 и 10 не заполняются.

4. Оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации. Однако, законодательно нигде не закреплено как оприходовать излишки НМА. Но, недостачи НМА учитываются в общем порядке: или за счет организации или за счет виновных лиц. При этом первоначальная стоимость (счет 04) и амортизация (счет 04 или 05) списываются в корреспонденции со счетом 94.

3. Инвентаризация МПЗ.

 

МПЗ

 


Сырье, материалы готовая продукция товары

 

производство торговля

 


Склад оптовая розничная

МПЗ классифицируются на:

· Сырье и материалы,

· Готовая продукция,

· Товары.

Первые 2 вида МПЗ чаще всего учитываются в бухгалтерском учете производственных предприятий. Их фактическое хранение обеспечивается на складах.

Товары, как правило, учитываются в организации оптовой или розничной торговли, а фактически хранятся: в рознице – в магазине; в опте – на складе.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что порядок учета МПЗ, хранящихся на складах отличается от порядка учета МПЗ, хранящихся в магазинах.

Особенности инвентаризации МПЗ определены пунктами 3.15 – 3.26 приказа Минфина РФ № 49.

При инвентаризации МПЗ комиссией составляется инвентаризационная опись по форме ИНВ – 3, а бухгалтерией сличительные ведомости по форме ИНВ – 19. Особенностью инвентаризации МПЗ в розничной торговле является составление формы ТОРГ 29 (утвержденной постановлением Госкомстата России от 25. 12. 98г. №132).

ТМЦ заносятся в опись (форма ИНВ – 3) по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества, артикула, сорта и др. Инвентаризация ТМЦ должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в помещении. При хранении ТМЦ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается и комиссия переходит для работы в следующие помещение.

Комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие ТМЦ путем их обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи, данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

ТМЦ, поступающие во время проведения инвентаризации принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Этим ТМЦ заносятся в отдельную опись, где указывается дата поступления, поставщик, реквизиты приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе председатель комиссии делает отметку «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера ТМЦ могут отпускаться материально ответственным лицом в присутствии членов комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись (записи аналогичны поступлению).

Инвентаризация ТМЦ, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Описи составляются отдельно на ТМЦ:

1) находящиеся в пути,

2) отгруженные,

3) неоплаченных в срок покупателями,

4) находящиеся на складах других организаций.

В описях на ТМЦ находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке указываются данные:

· наименование,

· количество и стоимость,

· дата отгрузки,

· перечень, номера документов.

В описях на ТМЦ отгруженные и неоплаченные в срок по каждой отдельной отгрузки указывается:

· наименования покупателя,

· наименования ТМЦ,

· сумма, дата отгрузки,

· номер документа.

ТМЦ, хранящиеся на складах других организаций заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях указывается:

· наименования ценностей,

· количество, сорт, стоимость,

· дата передачи груза на хранение,

· место хранения,

· номера и даты документов.

МБП, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и МОЛ. Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета.

В ходе инвентаризации МПЗ составляется форма ИНВ – 3. МЦ отражаются в описи по каждому наименованию отдельно. При этом:

1. При заполнении данных о номенклатурном номере можно воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг или разработать собственные коды.

2. В графе «единица измерения» проставляются данные в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения.

3. Все поля таблицы описи заполняются на подготовительном этапе инвентаризации (бухгалтерии), кроме графы 10.

4. Графу 10 «фактическое наличие» заполняет комиссия.

Если инвентаризация не ограничивается одним днем, то применяется форма ИНВ – 2, которая заполняется в одном экземпляре и хранится вместе с подсчитанными ценностями.

Информация об излишках заносится комиссией в инвентаризационную опись.

На выявленные негодные или испорченные ТМЦ составляется форма ТОРГ – 16 (неиспользуемые в дальнейшем), или форма ТОРГ – 15 (подлежащие уценке).

На ТМЦ, принятые на ответственное хранение составляется форма ИНВ – 5.

На ТМЦ в пути – ИНВ – 6.

На основании инвентаризационной описи бухгалтерией составляется аналитическая ведомость по форме ИНВ – 19.

4. Инвентаризация товаров розничной торговле. Счет 94. Переоценка МПЗ.

Инвентаризация в розничной торговле проводится в сроки, установленные руководителем, но не реже двух раз в год. Она должна проводиться внезапно. Запрещается доводить до сведения работников срок, намеченной инвентаризации товаров прежде, чем в эту организации придет рабочая инвентаризационная комиссия.

Перед началом инвентаризации необходимо закрыть помещение и прекратить все операции с ТМЦ и денежными средствами.

Перед началом инвентаризационная комиссия обязана:

1. Опечатать подсобные помещения, подвалы.

2. Проверить оснащенность магазина охранными системами и системами водоснабжения.

3. Убедиться в исправности работы антенных контуров, а так же наличие самоклеющихся бирок.

4. Снять остатки наличных денежных средств в кассе установить выручку текущего дня.

5. Получить последние кассовые отчеты с выведенными остатками.

6. Проверить правильность всех весоизмерительных приборов.

7. Получить у материально ответственного лица расписку о том, что все приходные и расходные документы включены и сданы в отчет и бухгалтерию.

Комиссия начинает инвентаризацию с подсобных помещений магазина. В это время бригада материально ответственного лица подбирает и группирует товары по наименованиям, содержанию, размерам и ценам, в порядке, удобном для пересчета.

Один экземпляр описи передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй остается у материально ответственного лица.

Отдельными описями оформляют выявленные при инвентаризации не ходовые и залежалые товары.

Если организация проводит переоценку МПЗ, то ее результат утверждается руководителем организации и списывается сразу на счет 91 «прочие доходы и расходы».

По дебету этого счета отражается сумма уценки, т. е. дебетуется счет 91 и кредитуется счет 10,а по кредиту этого счета указывается сумма до оценки. В аналитическом разрезе к счету 91 может быть открыт отдельный субсчет для отражения результатов переоценки. Соответственно сальдо счета 91 списывается на счет 99.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: