Научные картины мира и их взаимодействие с опытом.




Научная картина мира – научная абстракция, выраженная в нестрогой форме, способ осмысления мира.

Два основных толкования:

1. Микешина: Научная картина мира – понятие, выражающее эволюцию обыденных научных и философских представлений в природе, обществе и человеке, его познаний в зависимости от конкретных исторических способов и форм познавательной деятельности и социальной практики в целом.

 

Это широкое понятие – осмысление образов мира, лежащих в основе жизнедеятельности человека, выделяя из многообразия сущности и частности.

2. Стёпин: «Научная картина мира образует фундаментальные понятия и фундаментальные принципы науки, система которых вводит целостный образ мира в его основных аспектах. Важной характеристикой картины мира является ее онтологический статус. Составляющие ее идеализации отождествляются с действительностью, и основанием для этого отождествления является содержащийся в них момент истинностного знания. Однако, это отождествление имеет свои границы, которые обнаруживаются тогда, когда наука открывает объекты и процессы, не укладывающие в рамки неявно содержащихся в картине мира допущений. В этом случае наука создает новую картину мира, учитывающую особенности новых типов объектов и взаимодействий»

 

Научная картина мира – особая часть знания, более высокая, чем научная теория (сходства с исследовательской теорией у Лакатоса). Есть философский смысл и конкретно-научное представление о мире в целом или его отдельной области.

Три типа научных картин мира:

1. Систематизированное знание, полученное в различных отраслях научного знания и синтезированное в некоторую целостность.

2. Естественно-научная картина мира (естественные науки) и общественно-научная картина мира (социальные науки).

3. Конкретно-научные картины мира (физическая, химическая, биологическая и т.д.). Основаны на данных одной области научного знания.

 

Картины мира отличаются от научной теории:

1. В научной картине мира подчеркнуто мировоззренческое философское содержание научных идей. Они помогают решать мировоззренческие проблемы.

2. Картины мира состоит из выводов и не включает процесс получения знания и его аргументации.

 

Картину мира образуют фундаментальные понятия и принципы науки, система которых описывает целостный образ мира в его основных существенных признаках.

В картину мира входит 4 типа представлений:

1. Представления о фундаментальных объектах, из которых строятся все другие объекты, изучаемые данной наукой.

2. О типологии и классификации этих объектов.

3. Представление об общих закономерностях взаимодействия объектов. Матер. философия: существуют законы развития, диалектики.

4. Представления о пространственно-временной структуре реальности. Матер. философия: понятие пространства и времени, социальное время.

 

Все эти представления составляют систему онтологических принципов, которые становятся основанием научных теорий данной дисциплины.

Пример. Картина физического мира в 17 веке называется механистической картиной мира, которая сводится к 3-м принципам:

• Мир состоит из неделимых “корпускул” (неделимые частицы материи).

• Их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой.

• Корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени.

 

В последней четверти 19 века произошел переход к электродинамической картине мира, а в 20 веке – к квантово-релятивисткой картине мира. При становлении квантово-релятивисткой

картины происходил отказ от принципов неделимости атома, существования абсолютного пространства времени, от принципов жесткого лапласовского детерминизма.

Любая конкретная историческая форма картины мира может реализовываться в разных модификациях. Кун: разные модификации одной и той же парадигмы.

Два вида модификаций:

1. Линии преемственности, исторические этапы развития одного и того же типа картины реальности.

2. Реализация в форме конкурирующих альтернативных друг другу представлений о физическом мире. В конечном счете, побеждает одно из представлений. Картина мира всегда обеспечивает систематизацию знаний.

 

Пример. В электродинамической картине мира – программа Ампера-Вебера и программа Фарадея-Максвелла.

Картина мира всегда обеспечивает систематизацию знаний в рамках некой науки. С ней связаны и частные научные теории, и опытные факты, с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности. Картину мира можно сопоставить с исследовательской программой Имра Лакатоса.

Прямое взаимодействие эмпирии и картины мира возможно, когда теория не создана. Важность картины мира проявляется в таких ситуациях, когда начинают изучать новые классы эмпирических объектов, когда теория для этих объектов еще не создана. Электродинамическая картина мира рассматривает происходящие процессы как колебания лучистой материи, возникает гипотеза о природе катодных лучей, их рассматривают как поток частиц или как разновидность излучения. В зависимости от этих гипотез разрабатывались планы экспериментов, которые позволят создать теоретический уровень катодных лучей. Направление экспериментальных исследований задается картиной мира, а сами исследования позволили скорректировать электродинамическую картину мира, были введены атомы электричества (электроны).

Идеальные объекты, образующие картину мира, отличаются от абстрактных объектов, образующих теоретическую схему или модель той или иной научной теории. Идеальные объекты в некотором смысле ближе к эмпирии, к непосредственному опыту. Например, идеальный объект - материальная точка – не существует в природе. При этом атомы всегда считались реально существующими. С природой обычно отождествляют упрощающие и схематизирующие ее абстракции, из которых складывается физическая картина мира. Картины реальности, развиваемые в отдельных научных дисциплинах, не могут быть изолированы и взаимодействуют между собой. Механистическая картина мира (Ньютон) прямо влияла на другие науки и картины мира. Например, на биологию – неизменность видов живых существ в природе (Линней); также и в астрономии не допускалось развитие Солнечной системы (Коперник); также влияние наблюдалось и в экономике, геологии и т.д. Не существуют ли более широкие систематизации, чем картины мира? Такая форма обобщения существует – общая научная картина мира.

К таким обобщениям относят положения классической механики, представление о кварках и синергетических процессах, о генах, экосистемах, биосфере, ноосфере, концепция общества как целостной системы. Сначала эти идеи развивались в частных научных картин мира, а потом включались в общую картину мира. В общей научной картине мира представлены наиболее важные системные характеристики всей предметной области научного знания в целом на определенной ступени его исторического развития. Новым картинам реальности предшествуют гипотетические картины мира, которым необходимо пройти этап обоснования. При этом новая может долго сосуществовать рядом с прежней картиной реальности. Окончательно новая картина мира утверждается через формирование новых фундаментальных теорий. Возникает конкуренция разных картин мира.

Первой наукой, сформулировавшей целостную картину мира, была физика (классическая механика). Картина мира, на которую опирался Гильберт, включала в себя ряд ошибок аристотелевской философии. Ошибочное представление позволяет формулировать гипотезы, которые помогают добраться до истины. Гильберт ставит опыты, послужившие основой для гипотезы, что все электрические явления – это флюиды, которые должны задерживаться изоляторами. Опираясь на натурфилософское знания удалось разработать новую - механическую картину реальности. Она включала принцип единства мира, который отрицал разделение мира на земное и небесное. В новую картину мира теперь входит принцип причинности и закономерности природных процессов, принцип

экспериментального обоснования знания, установка на соединение экспериментального исследования природы с описанием ее законов на языке математики. Эти принципы стали философским обоснованием механической картины мира. Альтернативные модели реальности соперничают и предлагают свою постановку исследовательских задач и эмпирического опыта.

Номогенез – развитие на основе внутренних закономерностей.

Три типа восприятия по какому-то академику: чувственное, рациональное и интуитивное, в зависимости от них развиваются различные культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: