конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,




Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.При этом должно соблюдаться условие, что никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Судьями являются лица, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статус судьи определяется следующими принципиальными положениями:

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

2. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

3. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей.

4. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет.

5. Судья неприкосновенен. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Порядок назначения судей определяется Конституцией РФ (ст. 128):

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

 


Порядок наделения полномочиями судей

┌───────────┬─────────────────────┐

КтоКто подает

назначаетпредставление о

│ │ назначении

┌─────────────────────────────────────┼───────────┴─────────────────────┤

│Председатель Конституционного Суда│Избираются судьями│

│РФ, его заместитель, судья-секретарь│Конституционного Суда РФ из│

│Конституционного Суда РФ │своего состава │

├─────────────────────────────────────┼───────────┬─────────────────────┤

│Председатели Верховного Суда РФ и ВАС│Совет │Президент РФ │

│РФ │Федерации │ │

├─────────────────────────────────────┤ │ │

│Заместители Председателей Верховного│ │ │

Суда РФ и ВАС РФ │ │ │

├─────────────────────────────────────┼───────────┼─────────────────────┤

│Председатели, заместители│Президент │Председатель │

│председателей верховных судов│РФ │Верховного Суда РФ │

│республик, краевых, областных судов,│ │ │

│судов городов федеральною значения,│ │ │

│суда автономной области, судов│ │ │

│автономных округов, военных судов │ │ │

├─────────────────────────────────────┤ │ │

│Председатели, заместители│ │ │

│председателей районных судов │ │ │

├─────────────────────────────────────┤ ├─────────────────────┤

│Председатели, заместители│ │Председатель ВАС РФ │

│председателей арбитражных судов│ │ │

│(кроме ВАС РФ) │ │ │

├─────────────────────────────────────┼───────────┼─────────────────────┤

│Судьи Конституционного Суда РФ │Совет │Президент РФ │

├─────────────────────────────────────┤Федерации │ │

│Судьи Верховного Суда РФ и ВАС РФ │ │ │

├─────────────────────────────────────┼───────────┼─────────────────────┤

│Судьи федеральных арбитражных судов│Президент │Председатель │

│округов │РФ │Верховного Суда РФ и│

├─────────────────────────────────────┤ │Председатель ВАС РФ в│

│Судьи других федеральных судов общей│ │соответствии с│

│юрисдикции и арбитражных судов │ │юрисдикцией │

├─────────────────────────────────────┼───────────┴─────────────────────┤

│Председатели, заместители│Назначаются на должность в│

│председателей, судьи конституционных│порядке, определяемом законами│

│(уставных) судов субъектов РФ │соответствующих субъектов РФ │

├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤

│Мировые судьи │Назначаются на должность│

│ │(избираются) в порядке,│

│ │установленном законом субъекта РФ│

└─────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘

 

Назначение кандидатов на должности судей (кроме кандидатов на должность

судей Конституционного Суда РФ) производится только при наличии

положительного заключения квалификационной коллегии судей

 


Срок полномочий судей

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│* Полномочия судей федеральных судов в большинстве случаев не│

│ ограничены определенным сроком до достижения судьей возраста 65 лет│

│ (для судей Конституционного Суда РФ предельный возраст 70 лет│

│ предусмотрен только с 01.01.05). Полномочия судей ограничены сроками│

│ в следующих случаях: │

│ - судьи федерального суда (за исключением судей Конституционного Суда│

│ РФ, Верховного Суда РФ и ВАС РФ) в первый раз назначаются на│

│ должность на 3 года, по истечении которых могут быть назначены на ту│

│ же должность без ограничения срока полномочий до достижения ими 65│

│ лет │

│ - судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность на 15 лет и│

│ назначение на должность на второй срок не допускается │

│ - председатели и заместители председателей федеральных судов│

│ назначаются на должность сроком на 6 лет, повторное назначение│

│ возможно только один раз │

│* Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок,│

│ установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем│

│ на 5 лет. По истечении данного срока лицо, занимавшее должность│

│ мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для│

│ назначения (избрания) на данную должность │

│* Срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ│

│ устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами│

│ субъектов РФ │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

 

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Суды общей юрисдикции │─┐

└────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

Высшее звено │ │

│┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐│ │

││ Верховный суд РФ ││ │

││- высший судебный орган по гражданским, уголовным,││─┤

││административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции││ │

││Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по││ │

││отношению к судам среднего звена ││ │

│└──────────────────────────────────────────────────────────────────┘│ │

│ * Рассматривает дела в качестве суда: │ │

│- первой инстанции: уголовные дела в отношении депутатов ГД РФ и│ │

│ членов Совета Федерации по их ходатайству; гражданские дела об│ │

│ оспариваний правовых актов федеральных органов государственной│ │

│ власти, о приостановлении деятельности или ликвидации политических│ │

│ партий и общероссийских и международных общественных организаций,│ │

│ находящихся на территории двух и более субъектов РФ, об│ │

│ обжаловании решений Центризбиркома РФ, по разрешению споров между│ │

│ федеральными органами государственной власти и органами власти│ │

│ субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ,│ │

│ переданных Верховному Суду РФ на рассмотрение Президентом РФ │ │

│- второй инстанции: кассационные жалобы на решения судов среднего│ │

│ звена │ │

│* Рассматривает дела в порядке надзора │ │

│* Дает разъяснения по вопросам судебной практики │ │

└────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

Среднее звено судов общей юрисдикции:

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│- верховные суды республик │

│- краевые и областные суды │

│- суды городов федерального значения │

│- суды автономной области и автономных округов │

│Являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по│

│отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего│

│субъекта РФ │

│* Рассматривают дела в качестве суда: │

│- первой инстанции: уголовные дела о наиболее опасных преступлениях, за│

│ совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения│

│ свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или│

│ смертной казни, некоторые преступления против правосудия, порядка│

│ управления, мира и безопасности человечества; гражданские дела│

│ связанные с государственной тайной, об оспариваний нормативных│

│ правовых актов субъектов РФ о приостановлении деятельности или│

│ ликвидации политических партий, общественных организаций, средств│

│ массовой информации, находящихся в пределах одного субъекта РФ, об│

│ оспариваний решений избирательных комиссий субъекта РФ │

│- второй инстанции: рассмотрение кассационных жалоб на решения│

│ районного суда и на вступившие в силу решения мировых судей │

│* Рассматривает дела в порядке надзора │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 


Низшее звено судов общей юрисдикции:

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Районный суд

│Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к│

│мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного│

│района │

│* Рассматривает дела в качестве суда: │

│- первой инстанции: все гражданские и уголовные дела, за исключением│

│ дел, подсудных вышестоящим судам и мировым судьям; административные│

│ дела, подсудные районным судам (как правило дела о правонарушениях,│

│ влекущих за собой административное наказание, которое вправе│

│ назначить только судья, производство по которым осуществляется в│

│ форме административного расследования; дела, влекущие│

│ административное выдворение за пределы РФ; дела, переданные в суд│

│ органами и должностными лицами, к которым дело поступило); дела о│

│ восстановлении на работе │

│- второй инстанции: апелляционные жалобы на решения мировых судей, не│

│ вступившие в законную силу │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Мировой судья

│* Рассматривает в первой инстанции │

│- уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть│

│ назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения│

│ свободы │

│- гражданские дела о выдаче судебного приказа, о расторжении брака (при│

│ отсутствии спора о детях), иные дела, возникающие из семейно-правовых│

│ отношений, за исключением дел об оспариваний отцовства (материнства),│

│ установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении│

│ (удочерении) ребенка │

│- дела по имущественным спорам при цене иска не более 500 МРОТ - дела,│

│ возникающие из трудовых отношений, за исключением восстановления на│

│ работе │

│- дела об определении порядка пользования недвижимым имуществом │

│- дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции│

│ судов и не подсудные районным и арбитражным судам │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

 


5. Федеральные арбитражные суды в РФ

 

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

6. Конституционный Суд РФ и органы конституционного контроля субъектов РФ

┌──────────────────── Суды конституционной юрисдикции

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Конституционный Суд РФ │

│ │ │

│ │- является судебным органом конституционного контроля,│

│ │ самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть│

│ │ посредством конституционного производства (полномочия, порядок│

│ │ образования и деятельности установлены ФКЗ "О конституционном суде│

│ │ РФ") │

│ │* Разрешает дела о соответствии Конституции РФ: │

│ │ - федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета│

│ │ Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ │

│ │ - конституций республик, уставов, а также законов и иных│

│ │ нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам,│

│ │ относящимся к ведению органов государственной власти РФ и│

├ │ совместному ведению органов государственной власти РФ и│

│ │ субъектов РФ │

│ │ - договоров между органами государственной власти РФ и органов│

│ │ государственной власти субъектов РФ, договоров между органами│

│ │ государственной власти субъектов РФ │

│ │ - не вступивших в силу международных договоров РФ │

│ │* Разрешает споры о компетенции между федеральными органами│

│ │ государственной власти, между органами государственной власти РФ и│

│ │ субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ│

│ │* По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по│

│ │ запросам судов проверяет конституционность закона, примененного│

│ │ или подлежащего применению в конкретном деле │

│ │* Осуществляет иные полномочия, предоставленные Конституцией РФ│

│ │ (в частности, дает толкование Конституции РФ, дает заключение│

│ │ о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в│

│ │ государственной измене или совершения иного тяжкого преступления) │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Конституционный (уставный) суд субъекта РФ │

│ │ │

│ │* Рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке,│

│ │ установленном законом субъекта РФ │

└ │Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в│

│пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом │

└────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Компетенция Конституционного суда:

- Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

- Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

- Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

- Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

- Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.


 

7. Прокуратура РФ

Организация и осуществление прокурорского надзора органически взаимосвязаны и практически неразделимы. Поэтому они имеют единую систему принципов.

Основные принципы закреплены в ст. 129 Конституции РФ и в ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ». Систему принципов организации и деятельности прокуратуры РФ составляют:

1. принцип законности;

2. принцип централизации;

3. принцип единства;

4. принцип независимости;

5. принцип гласности;

6. принцип деполитизации.

В литературе можно встретить также выделение принципа публичности и принципа обязательности исполнения требований прокуроров. В то же время отдельные исследователи (Винокуров Ю.Е.) не признают за требованием деполитизации значения основополагающего принципа и считают его только одним из проявлений принципа независимости.

В системе принципов прокурорского надзора четко различаются общеправовые и специальные принципы. Последние можно также подразделить на организационные и функциональные Подобная классификация способствует более обстоятельному уяснению сущности рассматриваемого явления, позволяет определить как общее положение прокуратуры, так и особенности ее деятельности, а также правовой статус прокуроров.

 

Деятельность прокуратуры организована по следующим основным направлениям:

1. обеспечение общего надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов;

2. осуществление уголовного преследования и поддержание государственного обвинения в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

3. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

4. участие в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел, обжалованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

5. рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан;

6. участие прокуратуры в правотворческой деятельности;

7. участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, законодательных и исполнительных органах субъектов федерации, органов местного самоуправления;

8. организация издания специальной литературы;

9. обеспечение прямых связей в пределах предоставленной компетенции с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничество с ними, заключение соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке международных договоров РФ;

10. осуществление деятельности по подготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных кадров.

 


Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

5) обеспечение охраны общественного порядка;

6) обеспечение безопасности дорожного движения;

7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;

9) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности.

Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных федеральными законами.

Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Задачами милиции являются:

1. обеспечение безопасности личности;

2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3. выявление и раскрытие преступлений;

4. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

5. защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

6. оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом «О милиции».

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами:

1. уважения прав и свобод человека и гражданина,

2. законности,

3. гуманизма,

4. гласности.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

Основными задачами криминальной милиции являются:

1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно,

2. организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются:

1. обеспечение безопасности личности,

2. обеспечение общественной безопасности,

3. охрана собственности,

4. охрана общественного порядка,

5. выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений,

6. раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно,

7. розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.

Криминальная милиция и милиция общественной безопасности являются органами дознания.

Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.

Сотрудник милиции на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан:

- оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни;

- в случае обращения к нему граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.

На службу в милицию имеют право поступать:

1. граждане Российской Федерации,

2. не моложе 18 лет и не старше 35 лет,

3. имеющие образо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: