Для участия в дискуссии практических занятий и промежуточного контроля




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание I. Перечислите и проанализируйте основные научные проблемы, разрабатываемые современной криминологией.

Задание 2. Проанализируйте существующее в настоящее время криминолого-профилактическое нормотворчество в виде федеральных программ и законов о противодействии преступности и коррупции в настоящее время.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Составьте сравнительную таблицу следующих теорий: а) теория уголовной политики Ф. Листа; б) социологическая теория аномии Э. Дюркгейма; в) теория дифференциальной связи Э. Сатерленда; г) концепция контроля преступности; д) теория врожденного преступника Ч. Ломброзо.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Разработайте методику проведения криминологической экспертизы нормативных актов.

Задание 2.

1. В городе в течение года были зарегистрированы следующие преступления: убийства 30; причинение тяжкого вреда здоровью - 100; изнасилования - 5; кражи - 20; разбои 40; мошенничества 15. Проанализируйте эти данные и сделайте выводы.

2. В программе криминологического исследования выделяют методическую и процедурную части. В чем сущность каждой части программы?

3. Раскройте понятие и виды научной гипотезы криминологического исследования.

4. Объясните, в каких случаях и как используются такие методы опроса как анкетирование и интервьюирование?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Составьте программу криминологического исследования по одной из проблем:

Программа проведения исследования:

а) подготовительный этап – формулирование проблемы и задач исследования; постановка научной гипотезы, определение основных направлений исследования; разработка методики исследования (определение объема информации, способы ее получения);

б) рабочий этап – разработка инструментария (подготовка анкет), статистическая обработка полученной информации; обобщение и анализ полученной информации;

в) заключительный этап формулирование выводов, составление отчетов, разработка конкретных предложений и рекомендаций по результатам исследования, определение форм внедрения исследований в практику. Образец:

Этап исследования I.

Одной из актуальных проблем криминологии является, например, преступность несовершеннолетних; преступность рецидивная; коррупция; терроризм; недоверие населения правоохранительным органам и др.

Задачами исследования являются:

- изучение научных основ по исследуемой проблеме....;

- изучение международного опыта разрешения проблемы...;

- анализ статистических данных...;

- изучение и анализ уголовных дел...

Научной гипотезой исследования является предположение о том, что разрешение данной проблемы возможно следующим способом...................................... …

Основными направлениями исследования являются а) изучение теоретических разработок по данной проблеме...; б) анализ статистических данных за период....; в) исследование опыта противодействия преступности на примере…; г) разработка рекомендаций в следующих областях...

Основными методами исследования являются, например, анкетирование, экспертная оценка....

Этап исследования 2.

Составление анкеты (не менее 10 вопросов).

Например, по теме: «Доверие населения правоохранительным органам».

1. Становились ли Вы когда-либо жертвой преступления?

2. Если да, то какого преступления?

3. Обращались ли Вы, соответственно, в правоохранительные органы?

4. Если нет, то почему?

- испытываю недоверие;

- нехватка времени;

- незначительность ущерба;

- испытываю страх перед местью преступников;

- боюсь огласки;

- другое.

5. Если обратились, то какой результат получили?

- положительный;

- отрицательный;

- иное.

6. Определите основные проблемы в деятельности правоохранительных органов:

- кадровые;

- финансовые;

- ресурсные;

- другие.

7. Знаете ли Вы случаи, при которых сотрудники правоохранительных органов проявили себя с положительной стороны в своей деятельности?

Этап исследования 3.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы по исследуемой проблеме....

Разработаны рекомендации по противодействию....; составлен отчет...; подготовлен законопроект; внесены изменения в законодательство...; вынесена проблема на обсуждение круглого стола с привлечением представителей...и др.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте в данных ситуациях личность преступника. Какие криминогенные качества лежат в основе совершенных преступлений? Назовите основные причины и условия преступления?

Ситуация 1. Подростки Иванов и Петров постоянно ссорились и дрались. Однажды в результате очередной ссоры началась драка. Сильным ударом кулака Иванов сбил Перова с ног. Тот упал на асфальт и ударился головой. От полученной травмы Петров скончался.

Ситуация 2. Хрюшкин и Свинкин ненавидят лиц кавказской национальности. Они долгое время следили за передвижениями одного из представителей другой нации и, однажды, поздним вечером в сквере окружили его с целью поиздеваться. В течение двух часов они избивали его, наслаждаясь страданиями, заставляли ползать и есть траву. Устав, они оставили жертву лежать на земле и ушли с мыслью: «как бы хорошо истребить всех нерусских».

Ситуация 3. Васильев после значительного употребления алкоголя любил покататься на своем автомобиле. В очередной раз, вечером, сев за руль в нетрезвом состоянии, он сбил пешехода, причинив ему тяжкий вред здоровью.

Ситуация 4. Должностное лицо Чернова постоянно брала взятки в крупном размере за принятие положительных решений в пользу взяткодателей. Свое поведение она для себя объясняла тем, что государство не оплачивает ее труд в соответствии с ее способностями и возможностями.

Ситуация 5. Сожитель гражданки Ивановой Хмырев, в ее отсутствие совершал в отношении ее десятилетней дочери Маши развратные действия, а также демонстрировал девочке порнографические рисунки. Однажды Иванова раньше вернулась домой и застала такую картину. Иванова обратилась в милицию. На следствии Хмырев пояснил, что обучал девочку искусству любви и если бы он так не делал, го какие-нибудь подонки испортили бы ее.

Ситуация 6. Подростки Мерзоев и Гнуснин однажды вечером употребляли спиртные напитки. Вскоре алкоголь закончился и денег тоже не было. Тогда они, будучи в состоянии алкогольного опьянения, пошли на улицу. Увидев женщину, они подошли и попросили денег. Однако женщина отказалась дать им денег со словами: «Совсем молодежь обнаглела». Петров достал перочинный ножик и пригрозил женщине, в это время Гнуснин, не долго думая, вырвал из ее рук сумочку, и они убежали.

Задание 2. Составьте справку-характеристику на осужденного, используя следующую схему и определите влияние личностной характеристики преступника на определение (размер и вид) уголовного наказания.

Социально-демографическая характеристика:

1. Ф.И.О. подсудимого; 2. Пол; 3. Возраст; 4. Социальное положение; 5. Образование; 6. Гражданство; 7. Национальность; 8. Психическое и физическое здоровье. Состоит ли на учете психиатрической и наркологической служб; 9. Иные данные, имеющие значение для характеристики преступника.

Социально-ролевая характеристика:

1.Как преступника: а) был ли ранее судимым; б) если ранее судим, то сколько имеет судимостей; в) освобождался ли ранее от уголовной ответственности и наказания; г) если ранее освобождался от уголовной ответственности и наказания, то по каким основаниям; д) был ли признан рецидив преступления; е) подвергался ли принудительным мерам воспитательного или психиатрического характера; ж) данное преступление совершено индивидуально либо в соучастии; з) признал вину полностью, частично, либо не признал.

2. Как работающего или учащегося: а) имел ли поощрения, положительные характеристики; б) имел ли взыскания.

3. Как члена семьи: а) супруг (супруга); б) родитель; в) сын, дочь; г) сестра, брат.

4. Досуговая роль: а) отношения с друзьями; б) соседские взаимоотношения; в) занятия спортом; г) хобби.

Социально-психологическая характеристика:

1. Правовая психология: а) отношение к содеянному преступлению; б) отношения к правоохранительным органам; в) отношение к уголовному закону; г) поведение в процессе осуществления предварительного следствия и суда.

2. Трудовая психология: а) отношение к работе и учебе; б) основные характеристики (трудолюбие, лень).

3. Нравственная психология (принципы, взгляды, убеждения, ориентиры).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Классифицируйте детерминанты на причины преступлений, условия преступности (преступлений) и факторы преступности:

- бедность, нищета; - нарушение принципа неотвратимости уголовной ответственности; - миграция населения; - корысть, жадность; - недостачи воспитания в семье; - ревность; - ссоры, скандалы в семье; - низкий уровень культуры и образования населения; - изменения уголовного законодательства; - коррупция; - личные неприязненные отношения.

Задание 2. Определите детерминанты (причины и условия) в следующих преступлениях: - убийство; - причинение вреда здоровью; - побои; - похищение человека; - изнасилование; - злостное уклонение от уплаты алиментов; - кража; - разбой; - мошенничество; - вымогательство; - взяточничество; - автотранспортное преступление; - посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание I. Придумайте криминальную ситуацию, в которой выделите элементы механизма преступного поведения: потребности, интересы, мотивы, цели преступления и условия, способствующие совершению корыстных преступлений. Сформулируйте роль ситуации в преступном поведении.

Образец:

Криминальная ситуация: Компания подростков в составе пяти человек (три юноши и две девушки), отмечая день рождения своего друга Чижова, распивали спиртные напитки. После того, как именинник принял приличную дозу алкоголя, он пригласил одну из присутствующих девушек на танец. Во время танца он начал приставать к ней и поволок ее в спальню. Девушка Света смеялась и игриво сопротивлялась. Петренко восприняв это как согласие на близкие отношения, повалил ее на пол и стал срывать одежду. Девушка не ожидала такой реакции, желая только пофлиртовать с Чижовым, она начала вырываться и просить оставить ее в покое. Однако именинник не мог остановиться и начал грубо ее насиловать. Света стала кричать и вырываться, но ничего не помогало. Остальные подростки, сделав музыку погромче, делали вид, что не замечают происходящего. На следующий день Света подала заявление в милицию.

Анализ криминальной ситуации: В данной ситуации изнасилования можно выделить следующие элементы преступного поведения: потребности - физиологические, связанные с удовлетворением сексуальных желаний; интересы - половая свобода девушки; мотивы - желание самоутверждения в группе подростков. На данную ситуацию оказали влияние следующие внешние условия: алкогольное опьянение; легкомысленное поведение жертвы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Составьте список профилактических рекомендаций потенциальным жертвам по одному из предложенных преступлений:

а) убийство; б) побои; в) изнасилование; г) вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений; д) кража; е) мошенничество; ж) разбой; з) террористический акт.

Задание 2. Подготовьте рекомендации родителям «Как уменьшить виктимность детей».

Задание 3. Разработать рекомендации помощи жертвам насилия в семье.

Задание 4. Проанализируйте высказывания по вопросам предотвращения насилия в отношении женщин и определите, что можно отнести к мифам или стереотипам мышления, а что к фактам?

1. Основной мотив изнасилования – это секс.

2. Женщины подвергаются сексуальному насилию, потому что своим поведением, внешним видом или иным образом провоцируют его.

3. Приличная женщина не может быть изнасилована.

4. Женщина может предупредить изнасилование, оказывая сопротивление насильнику.

5. Мужчины не могут подвергнуться сексуальному насилию.

6. Многие изнасилования совершаются лицами, известными жертве.

7. О большинстве изнасилований не заявляется в полицию.

8. Большинство женщин, пострадавших от сексуального насилия, обращаются в полицию, чтобы получить за это деньги.

9. Женщины втайне хотят, чтобы их изнасиловали.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Составьте проект закона «О предупреждении

а) насилия в семье;

б) правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

в) алкоголизма и пьянства;

г) употребления наркотических и психотропных средств.

Задание 2. Прочтите описание преступного поведения. Возможно ли было предотвращение его путем своевременной профилактики?

Ситуация 1. В семье Муськиных постоянно не хватало денег, мужу задерживали зарплату. Жена же находилась в очередном декрете. Жили они крайне бедно: трое детей, однокомнатная квартира, маленькая зарплата. Однажды мужу предложили большую сумму за совершение одного противозаконного дела. Он согласился. Сначала одна взятка, потом другая, третья... Материальное положение в семье значительно улучшилось.

Ситуация 2. Муж Ласкин после очередного запоя начинал «воспитывать» свою жену, чтобы слушалась. Такие ссоры и скандалы продолжались лет пять. Жена после очередных побоев поплачет, приговаривая «бьет, значит любит». Однажды жена, не выдержав очередную пьянку, начала избивать мужа скалкой по голове. Один удар пришелся в височную область, отчего муж скончался.

Ситуация 3. Девятиклассник Цепков воспитывался одной матерью, которая давно «махнула на него рукой». Он же постоянно прогуливал уроки, целыми днями ничем не занимался. По вечерам в компании своих друзей пил водку или курил анашу. Однажды в компании подростков появился «крутой» дядя, имевший несколько «ходок». Этот дядя начал обучать подростков ремеслу воровства. Цепкову это занятие очень понравилось, ведь теперь у него всегда были средства для развлечений и хорошего проведения времени.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Подготовьте презентацию по одной из предложенных тем:

1 Имущественное расслоение общества как фактор экономической преступности. 2) Криминальные последствия приватизации в России. 3) Преступность и налоги.

Задание 2. Составьте план изучения личности преступника на предварительном следствии в следующих ситуациях:

Ситуация 1. Пенсионерка Грачева торговала несертифицированной китайской продукцией.

Ситуация 2. Рецидивист Смирнов изготавливал поддельные банковские билеты Российской Федерации.

Ситуация 3. Краморов перемещал через таможенную границу наркотические средства.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Подготовьте презентацию по одной из предложенных тем: 1) Американская организованная преступность. 2) Японская организованная преступность. 3) Итальянская организованная преступность. 4) Китайская организованная преступность.

Задание 2. Письменно проанализируйте одно из высказываний: «Организованная преступность не причиняет вреда простым людям», «Организованная преступность в советское время не существовала», «Государству выгоднее сотрудничать с организованной преступностью, чем бороться против нее».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Подготовьте презентацию по одной из предложенных тем:1) Взяточничество в системе высшего образования. 2) Проблема коррупции в органах власти и управления. 3) Коррупция и преступность.

Задание 2. Составьте план изучения личности преступника на предварительном следствии в следующих ситуациях:

Ситуация 1. Шишкин, нарушив правила дорожного движения, был остановлен сотрудниками ДПС. Он передал им взятку.

Ситуация 2. Отец Пушкина дал взятку сотрудникам военкомата с целью решения вопроса об освобождении его сына от службы в армии.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Подготовьте презентацию по одной из предложенных тем: 1) «Деятельность населения по предотвращению терроризма», 2) «Политика СМИ во время актов терроризма», 3) «Террорист - борец за идею?».

Задание 2. Определите основные мотивы, которыми руководствуются террористы.

Задание 3. Назовите основные принципы Федерального Закона «О борьбе с терроризмом».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Раскройте отличие понятия «криминологический», «уголовно-правовой» и «пенитенциарный» рецидив.

Задание 2. Определите связь первичной и рецидивной преступности.

Задание 3. Сформулируйте отличие рецидивной преступности от профессиональной.

Задание 4. Назовите виды криминальных специализаций.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Разработайте проект антинаркотической программы в регионе.

Задание 2. Составьте план изучения личности преступника на предварительном следствии в следующих ситуациях:

Ситуация 1. Чернов склонил несовершеннолетнего к потреблению наркотических средств.

Ситуация 2. Суслов незаконно приобрел наркотические средства с целью сбыта.

Ситуация 3. Иванов похитил ночью из аптеки препарат, в котором содержится наркотическое вещество.

Ситуация 4. Чиж организовала притон для потребления наркотических средств.

Ситуация 5. Выхов в очередной раз употребил дозу кокаина.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Назвать и проанализировать нормативные акты, регламентирующие вопросы противодействия преступности несовершеннолетних.

Задание 2. Определите особенности мотивации преступлений несовершеннолетних?

Задание 3. Назвать и классифицировать субъектов предупреждения преступности несовершеннолетних.

Примерные вопросы для промежуточного контроля

 

1. Понятие, предмет, метод и задачи криминологии.

2. Развитие и современное состояние криминологии.

3. Криминологические теории.

4. Развитие отечественной криминологии.

5. Развитие зарубежной криминологии.

6. Понятие преступности. Ее криминологическая сущность.

7. Качественные (объем (состояние) преступности; интенсивность (уровень) преступности; динамика преступности) и количественные (общественно опасный характер; структура преступности; территория распространения преступности). Показатели преступности

8. Понятие причин и условий преступности. Виды детерминации.

9. Классификация причин и условий преступности

10. Социально-психологический механизм поведения личности преступника.

11. Соотношение социального и биологического в причинах конкретного преступления.

12. Классификации акцентуаций характера как основание преступного поведения.

13. Личность преступника.

14. Методика криминологических исследований.

15. Механизм совершения конкретного преступления.

16. Предупреждение преступности.

17. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности.

18. Криминологическая характеристика и предупреждение экономической преступности.

19. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности террористической направленности.

20. Криминологическая характеристика и предупреждение преступного оборота наркотиков.

21. Криминологическая характеристика и предупреждение коррупционной преступности.

22. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности.

23. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних.

24. Криминологическая характеристика и предупреждение неосторожной преступности.

25. Преступность, ее причины и предупреждение в зарубежных странах.

26. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: Общие и специальные принципы международного права.

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: