V. Основные мероприятия по реализации программы




Подпрограмма

«Социально – психологического сопровождение»

(2004-2010гг.)

I. Введение

Социально-психологическое сопровождение разработано в соответствии со следующими документами: Конституцией РФ; Конвенцией ООН о правах ребенка; Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка РФ”; Законом РФ “Об образовании”.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития социально-психологическое сопровождение определяет содержание, основные пути развития социально-психологической поддержки учащихся, направленной на оптимизацию условий жизни, воспитания, обеспечения благополучия и здоровья несовершеннолетних, и усилий, необходимых для достижения этих целей.

Социально-психологическое сопровождение представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области социально-психологической поддержки.

Для реализации социально-психологического сопровождения требуется объединение усилий всех социальных институтов.

Социально- психологическое сопровождение опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступно для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций.

II. Содержание проблемы

И необходимость её решения программными методами

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения человека в его собственных интересах, а также в интересах общества и государства требует четких критериев его эффективности и качества. Одним из таких критериев является степень выраженности развивающего компонента в образовании. Отсюда следует, что в системе образования должна присутствовать структура, основной миссией которой является обеспечение развивающего характера образования.

Миссия социально-психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающих психологическое благополучие участников образовательного процесса, сохранение их психического и психологического здоровья, предполагающего полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах.

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у учащихся потребность в самоизменении, заинтересованность в знаниях-трансформациях, психологических знаниях, знаниях-инструменте, которые позволят определить этнокультурную идентичность и эмоционально-нравственное отношение к жизни. Ключевыми задачами выступают ценностные ориентации, направленные не только на мотивы конкретно-экономического порядка, но и учитывающие в качестве приоритетных мотивы гуманистического характера (человеческая личность, духовные ценности, творческая самореализация и т.д.).

Сформирован комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения программы реализации социально-педагогического сопровождения школьной образовательной программы.

Основные направления социально-психологического сопровождения: социализация учащихся лицея № 1; социально-психологическое обеспечение программы социализации учащихся лицея № 1; социально-педагогическое сопровождение образовательной программы; психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы.

III. Цели и задачи

Основные цели программы развития социально-психологического сопровождения школьной образовательной программы:

· создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребенка как субъекта социальной жизни;

· создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка;

· удовлетворение потребностей ребёнка с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

· защита прав личности обучающегося, обеспечение его социальной, психологической и физической безопасности, социально-психологическая поддержка и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

· квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка;

· реализация программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы социально-психологического сопровождения в разработке образовательных программ адекватных возможностям и особенностям учащихся;

· социально-психологическая помощь семьям детей групп особого внимания;

· развитие социально-личностных, личностно-адаптивных и психолого-педагогических компетентностей учащихся, родителей, педагогов.

IV. Этапы реализации

1. Организационный (2004 – 2005 гг.):

· Изучение пакета нормативных документов, анализ состояния социально-психологического сопровождения в городе.

· Изучение проблемы и составление программы “Социализации учащихся в лицее № 1».

· Подбор диагностико-коррекционных материалов по проблеме социализации учащихся.

· Корректировка программы социально-психологического сопровождения лицея.

2. Технологический (2005 – 2008 гг.):

Основные направления в деятельности социально-психологической службы: профилактическая работа, диагностическая работа, консультативная работа, коррекционно-развивающая работа.

Профилактическая работа: задачи данного направления определяются необходимостью формировать у учащихся потребность в специальных психологических, валеологических знаниях, создавать условия для полноценного психофизического развития на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности, интеллекта, а также межличностного общения и взаимодействия.

В русле профилактического направления специалисты службы осуществляют следующие конкретные мероприятия:

1. Проведение работы по адаптации школьника первой ступени к обучению в школе и школьника второй ступени к предметному обучению, учащихся старших классов к профильному обучению. Конкретные рекомендации родителям, педагогам по оказанию помощи детям в адаптационный период.

2. Ведение работы по предупреждению психофизической перегрузки, связанной с условиями жизни учащихся, их воспитания и обучения.

3. Психолого-социальное сопровождение детей “группы риска”.

4. Организация медико-психолого-валеологических условий по сохранению здоровья учащихся.

5. Организация работы по сохранению благоприятного психологического климата в лицее.

Диагностическая работа: направление определяется ориентацией службы на углубленное психологическое, физическое изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в лицее, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в обучении, воспитании, развитии. Диагностическая работа может проводиться с отдельными детьми и группами детей.

В русле диагностического направления специалисты службы решают следующие конкретные задачи:

1. Изучение медико-психологических и возрастных особенностей, выявление позитивного и негативного влияния условий жизни на обучение и воспитание учащихся.

2. Диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей. Отслеживание влияния инновационных программ на развитие учащихся.

3. Выявление актуальных для лицея запросов по психологическому, социальному, валеологическому сопровождению.

4. Мониторинговые исследования “Формирование психологической культуры учащихся и педагогов лицея”, “Влияние образовательной среды лицея на социализацию учащихся”

Консультативная работа предполагает индивидуально-ориентированный подход психолога, социального педагога, валеолога, медработника к личности ребенка. Задачи определяются ориентацией службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь кураторам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становлении личности.

В русле консультативного направления специалисты службы решают следующие конкретные задачи:

1. Формировать ответственность за соблюдение в лицее условий, необходимых для полноценного психологического, физического и личностного развития учащихся, посредством проведения консультаций, участия в педсоветах, МО, общешкольных и классных родительских собраниях.

2. Проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми и родителями по вопросам здорового образа жизни.

3. Проведение индивидуального и группового консультирования детей и родителей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, самовоспитани.

4. Проведение консультирования учителей по вопросам обучения, воспитания, оказания первой медицинской помощи детям с ослабленным здоровьем.

Коррекционно-развивающая работа предполагает индивидуально-ориентированный подход психолога и социального педагога к развитию личности ребенка. Активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте, сохранение ее индивидуальности.

В русле коррекционно-развивающего направления специалисты службы решают следующие конкретные задачи:

1. Активное развитие интеллектуальных способностей учащихся, формирование мотивации к обучению у подростов и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников.

2. Коррекция нестабильности эмоциональной сферы, межличностных отношений и социальных контактов, связанных с межличностными и внутриличностными отношениями.

3. Оказание психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении учащихся.

Ожидаемые результаты:

· Повышение социально-психологической, медико-валеологической культуры учащихся и родителей;

· снижение числа учащихся с вредными привычками;

· увеличение числа учащихся, приобщающихся к здоровому образу жизни;

· повышение мотивации лицеистов к обучению, а также активным занятиям самовоспитанием, самосовершенствованием.

· совершенствование системы сопровождения детей, требующих особого педагогического внимания;

· психолого-социальное сопровождение учащихся в периоды адаптации;

· создание эмоционально комфортной атмосферы в образовательной среде лицея;

· корректировка системы социально-психологического сопровождения по результатам мониторинговых исследований.

Рефлексивно-обобщающий этап (2009 – 2010 гг.):

· Проблемный анализ состояния социально-психологического сопровождения в лицее: роль образовательной среды в процессе социализации учащихся; роль родительского сообщества в формировании образовательной среды лицея:

· Анализ состояния психолого-педагогической поддержки семей, имеющих опекаемых детей, детей-инвалидов, детей с проблемами в развитии.

· Обобщение результатов реализации программы.

· Разработка методических рекомендаций по совершенствованию социально-психологического сопровождения.

· Обобщение опыта лицея по совершенствованию социально-психологического сопровождения.

Оценка эффективности реализации подпрограммы развития социально-психологического сопровождения школьной образовательной программы осуществляется на основе обобщённых оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Реализация подпрограммы развития социально-педагогического сопровождения школьной образовательной программы в тесной взаимосвязи с социальными институтами должна способствовать воспитанию социальной коммуникабельности, конкурентоспособности, ответственного отношения к самому себе, окружающим людям и природе, формированию развитой, свободной и позитивно настроенной личности.

Конечным результатом реализации подпрограммы развития социально-психологического сопровождения школьной образовательной программы должно стать формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

V. Основные мероприятия по реализации программы

Этапы Мероприятия Срок Ответственные
2005 - 2008 г. Профилактическая работа 1. Проведение работы по адаптации школьника первой ступени к обучению в школе и школьника второй ступени к предметному обучению, учащихся старших классов к профильному обучению. 2. Конкретные рекомендации родителям, педагогам по оказанию помощи детям в адаптационный период. 3. Организация работы по сохранению благоприятного психологического климата в лицее. 4. Психолого-социальное сопровождение детей “группы риска» (анкетирование учащихся “группы риска”, стоящих на внутришкольном учете с целью выяснения интересов и увлечений и организации занятости их в кружках и секциях лицея; привлечение к участию в культурно-массовой и спортивной работе и учёт их личностных достижений; организация контроля за проведением свободного времени; трудоустройство на период летних каникул, профессиональная ориентация) 5. Ведение работы по предупреждению психофизической перегрузки, связанной с условиями жизни учащихся, их воспитания и обучения. 6. Организация медико-психологических условий по сохранению здоровья учащихся. 7. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей, поступающих в школу (профилактика школьной дезадаптации). 8. Профилактика отклоняющегося поведения подростков: информирование родителей об особенностях протекания подросткового кризиса и возрастных новообразованиях подростков. 9. Профилактическая и просветительская работа с учащимися старших классов и их родителями по индивидуально-психологическим особенностям формирования Я-концепции старших школьников. 10.Индивидуальная и групповая просветительская работа с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания по правовому воспитанию совместно с инспектором ПДН. Диагностическая работа: 1.Психолого-педагогическая диагностика готовности школьников к обучению и их адаптации в 1 классе. 2. Психолого-педагогическая диагностика готовности школьников к обучению и их адаптации в 5 классе. 3. Психолого-педагогическая диагностика готовности школьников к обучению и их адаптации в профильных классах (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационная) 4.Индивидуально-психологические особенности познавательной сферы учащихся 4-5- классов (проблема преемственности в обучении и воспитании). 5. Индивидуально-личностные характеристики учащихся 6-7-8- классов (по запросам родителей и педагогов; по плану психологической службы). 6. Диагностика профессиональных интересов, способностей, склонностей учащихся 9 классов (определение дальнейшего образовательного маршрута учащихся). 7. Индивидуально-личностные характеристики учащихся 10-11 классов, формирование Я-концепции учащихся. 8. Мониторинговое исследование динамики развития учащихся, изменение их восприятия и отношения к определенным объектами социальным явлениям. 9. Мониторинговое исследование мотивации учебной деятельности учащихся. 10. Исследование психологической культуры педагогов и учащихся (оптимизация образовательной среды лицея). 11. Изучение влияния образовательной среды лицея на развитие познавательной, эмоциональной, жизненной сфер учащихся. 12. Изучение влияние детско-родительских отношений на обучение и воспитание. 13. Диагностика причин неуспеваемости, недисциплинированности, конфликтов в общении, нарушений межличностных отношений детей, требующих повышенного педагогического внимания с взрослыми и сверстниками.   Консультативная работа: 1.Формировать ответственность за соблюдение в лицее условий, необходимых для полноценного психологического, физического и личностного развития учащихся, посредством проведения консультаций, участия в педсоветах, МО, общешкольных и классных родительских собраниях. 2. Проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми и родителями по вопросам здорового образа жизни. 3. Проведение индивидуального и группового консультирования детей и родителей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, самовоспитания и т. п. 4. Проведение консультирования учителей по вопросам обучения, воспитания, оказания первой медицинской помощи детям с ослабленным здоровьем. Коррекционно-развивающая работа: 1. Активное развитие интеллектуальных способностей учащихся, формирование мотивации к обучению у подростов и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников. 2. Групповая коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности в адаптации к школе (проведение развивающих занятий по программе “Профессия школьник”) 3. Коррекция нестабильности эмоциональной сферы, межличностных отношений и социальных контактов учащихся, связанных с ростом межличностных и внутриличностных отношений. 4.Оказание психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении учащихся. 5.Разработка мероприятий социально-психологической коррекции неуспеваемости, недисциплинированности, конфликтов в общении, нарушений межличностных отношений детей, требующих повышенного педагогического внимания с взрослыми и сверстниками. ежегодно   ежегодно     ежегодно     ежегодно   ежегодно   ежегодно   ежегодно     ежегодно   ежегодно     ежегодно     ежегодно     ежегодно   ежегодно   ежегодно   ежегодно   ежегодно     сентябрь-ноябрь 2006 г.     март-апрель 2006 г. май сентябрь 2006 г.   сентябрь-ноябрь 2007 г   январь-февраль 2007 г.   ежегодно     ежегодно     ежегодно     ежегодно   ежегодно     ежегодно   ежегодно     ежегодно   педагоги-психологи,социальные педагоги, классные руководители, замдиректора по УВР, ВР.   РК группа «Психолого-педагогическое сопровождение»     валеологическая лаборатория Центра образования №1 кафедра педиатрии детей и подростков ОГМА     кафедра социальной психологии ОГУ   преподаватели кафедры социальной психологии ОГУ   Центр образования №1     педагоги-психологи,социальные педагоги, классные руководители, замдиректора по УВР, ВР, НМР     замдиректора по УВР, ВР, НМР, педагоги-психологи, социальные педагоги, преподаватели и студенты кафедры социальной психологии ОГУ   педагоги-психологи, социальные педагоги, администрация лицея, преподаватели кафедры социальной психологии ОГУ, кафедры профилактики и гигиены детей подростков ОГМА   педагоги-психологи, сотрудники Центра образования №1
2008 г. 2010 г. 1. Проблемный анализ состояния социально-психологического сопровождения в лицее: роль образовательной среды в процессе социализации учащихся; роль родительского сообщества в формировании образовательной среды лицея. 2.Анализ состояния психолого-педагогической поддержки семей, имеющих опекаемых детей, детей-инвалидов, детей с проблемами в развитии. 3.Обобщение результатов реализации программы: анализ полученных результатов, решение стратегических и частно-конкретных задач. 4.Разработка методических рекомендаций по совершенствованию социально-психологического сопровождения; 5.Обобщение опыта лицея по совершенствованию социально-психологического сопровождения. сентябрь-декабрь 2008 г.     ежегодно   сентябрь-ноябрь 2009 г.   январь-февраль 2009 г.     администрация лицея, социальные педагоги, педагоги-психологи, зав. кафедрой социальной психологии ОГУ, члены РК.

 


               
 
Диагностика интеллектуальной, личностной и профессиональной сфер личности учащихся
 
Развитие и коррекция личности учащихся
 
Психологическое просвещение родителей, педагогов и учащихся
 
Психологическая профилактика отклоняющегося поведения учащихся
 
 


               
   
   
   
 
 

 
 

 


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальные компетентности лицеистов:

осознание себя членом общества; умение отвечать на вызовы времени; социальная адаптация и социальный оптимизм; социальная ответственность; безопасность социального поведения; социальная толерантность; выбор социального

профессионально-личностного статуса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: