Средствами дисциплины «История политических и правовых учений» формируется такая общекультурная компетенция как способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3).
К профессиональным компетенциям, формируемым в процессе изучения дисциплины «История политических и правовых учений» относится способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11)
В результате освоения курса «Истории политических и правовых учений» студент должен:
знать
- эволюцию представлений о сущности государства и права
- особенности исторических типов правопонимания
уметь
- теоретически осмысливать современную практику государственного строительства в России
- анализировать различные правовые явления современной России
- оценивать современные юридические учения
владеть
- общей правовой культурой
- теоретическим арсеналом всей юридической науки
- развитым правосознанием и правовым мышлением
- умением проводить научные исследования в области права на высоком теоретическом уровне
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, трудоемкость экзамена составляет 36 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(Дневное обучение)
№ | наименование разделов, тем | Семестр | нед. | макс нагр | лек | сем. | сам. раб. | формы конт |
Введение | - | - | - | - | - | - | ||
1. | Учения о государстве и праве в странах Древнего Востока | тест | ||||||
Учения о государстве и праве в Древней Греции | тест | |||||||
Учения о государстве и праве в Древнем Риме | тест | |||||||
Средневековые учения о государстве и праве. Русская средневековая мысль о государстве и праве | тест | |||||||
Учения о государстве и праве в эпоху Просвещения. Русская мысль 17-18 веков о государстве и праве | тест | |||||||
Учения о государстве и праве в 19 веке | тест | |||||||
.Естественное правопонимание в западноевропейской и русской мысли | тест | |||||||
Позитивное правопонимание | тест | |||||||
Социологическая юриспруденция | тест | |||||||
Социалистические концепции государства и права | Тест | |||||||
КСР | ||||||||
Вид итогового семестрового контроля | экзамен | |||||||
Итого часов | ||||||||
Итого зачетных единиц |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Предмет истории политических и правовых учений. Методы ИППУ. Структура анализа политико-правовой доктрины. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Становление и развитие политико-правовой идеологии. Периодизация истории политических и правовых учений. Структура курса.
Тема 1. Учения о государстве и праве в странах древнего Востока
Политико-правовая мысль в мифах древних народов. Основнаятема мифов – божественный первоисточник сложившихся порядков. Египетская мифология: богиня Маат как олицетворение правды, справедливости и правосудия. Древнееврейская мифология: единый истинный бог находится в договорном отношении со всем еврейским народом, является его царем и судьей. Китайская мифология: император Китая является единственной точкой связи с Небом. Древнешумерские мифы: покровителем справедливости выступает бог Шамаш. Древнеперсидские мифы: государство должно быть воплощением небесного царства Ормузда.
Сущность мифического восприятия политики и права: торжество информативного и нормативного моментов. Мифическое восприятие политико-правовых явлений (теогония)
Важнейшие памятники политической и правовой мысли Индии. Веды: признание мирового закона (рта). Упанишады: представления о дхарме (законе, долге, обычае, правиле поведения). Законы Ману о правильном управлении страной («дандинити»). «Артхашастра»: усиление светских и рационалистических тенденций; практическая польза (артха) как цель политики; наказание (данда) как средство сохранения порядка, созданного богом. Буддизм: особенности толкования категории «дхарма» (вопрос о роли и масштабах наказания). Школа лакояты; представления о регулятивной роли «природы вещей» (светская концепция естественного права)
Учения о государстве и праве в Древнем Китае. Даосизм: консервативная утопия противопоставления «естественного» и «неестественного»; «дао» как естественная закономерность. Конфуцианство: обоснование патернализма и аристократизма; этико-правовой идеал конфуцианства. Моизм: договорная концепция происхождения государства и вытекающие из нее требования. Легизм: концепция управления, опирающегося на законы (фа); понимание закона как приказа, который может быть наполнен правителем любым содержанием.