Методические рекомендации по подготовке к зачету




Совершенно очевидно, что изучение истории политических и правовых учений нельзя откладывать до начала экзаменационной сессии. Усвоить материал курса за пять-восемь дней – дело безнадежное. Отдельные студенты, пытавшиеся это сделать, жаловались преподавателям: «все перепуталось». Студенты же, регулярно и систематически работавшие над изучением курса в межсессионный период, сдавали зачет без особых затруднений. Практика показала, что студенты, изучавшие в межсессионный период хотя бы одну-две главы учебника в неделю и систематически готовившиеся к семинарским занятиям, без особого напряжения усваивали сложный и интересный материал курса.

При изучении курса нужно не механически заучивать текст учебника, а неторопливо продумывать прочитанное, определяя главные, основные идеи политико-правовых доктрин.

Приведем примеры ответов, основанных на бессмысленной, механической зубрежке и поэтому не признанных удовлетворительными: «Десницкий был профессором Московского университета. Год его рождения неизвестен, умер он в 1789 году. Он был за создание адвокатуры и за преобразование Сената в выборное учреждение. Десницкий одобрял государственное покровительство промышленности и торговли. Вот все, что я знаю».

В этом ответе воспроизведен ряд фактов, изложенных в учебнике, однако информация, содержащаяся в таком ответе, явно недостаточна с точки зрения предмета истории политических и правовых учений (не объяснено, каковы взгляды Десницкого на происхождение и развитие государства, эволюцию его форм, на принцип «разделения властей», на сущность и задачи права и т.д.)

Другой студент, в общем, правильно перечислил софистов и пересказал их идеи, но не смог объяснить, в какой стране и в каком веке, в связи с какими событиями и по каким причинам они эти идеи высказывали, каковы оценки этих идей.

Наконец, один из студентов рассказал, когда и в какой стране жил Монтескье, сказал, что он враждебно относился к деспотизму, был сторонником равенства всех перед законом, что его идеалом была конституционная монархия. Однако студент не смог объяснить, что именно Монтескье считал фактором, определяющим «дух закона» и государственное устройство, в чем суть его теории разделения властей, как обосновывалась эта теория и какова ее историческая судьба. Иными словами, из ответа выпало все теоретическое обоснование политической программы и, по существу, общая оценка учения. Такой ответ, естественно, не может быть признан удовлетворительным.

По вопросу о том, надо ли заучивать даты жизни и биографии политических мыслителей, надо сделать специальное пояснение. Авторами политико-правовых доктрин выступают, как правило, отдельные мыслители, деятельность которых протекала в определенной стране, в конкретной исторической обстановке, в хронологически ограниченный период. Для ориентации студента во времени в учебнике указаны даты жизни мыслителей прошлого.

Но история политических и правовых учений изучает не «жизнь замечательных людей», а развитие специфической формы общественного сознания, политико-правовых доктрин, теоретических концепций государства и права. С точки зрения предмета истории политических и правовых учений нет никакого смысла досконально изучать биографии политических мыслителей и заучивать даты их жизни в ущерб постижению логики развития политико-правовых доктрин.

Однако отдельные факты биографии тех политических мыслителей, которые принимали активное участие в политической жизни своей эпохи, помогают уяснить и глубже понять смысл разработанных ими политико-правовых доктрин. Так, для общей оценки учения Гоббса немаловажно обратить внимание на эволюцию взглядов Гоббса, особенно его отношение к правительству Кромвеля, на мотивы возвращения Гоббса в Англию после восстановления там стабильного правительства и гражданского порядка. На формирование и развитие учения Платона о государстве и законах существенное влияние оказали судебный процесс над его учителем Сократом и его казнь, длительные поездки в Египет, в Сицилию, знакомство с сиракузским правителем Дионисием, основание Академии. При изучении политических и правовых взглядов Вольтера суть этих взглядов поможет глубже понять многолетняя борьба Вольтера за реабилитацию Каласов, Сирвенов, Де Ла Бара, репрессированных по указанию господствующей церкви. С присущими Вольтеру надеждами на реформы «просвещенного монарха» связаны его дружба с Фридрихом II Прусским и переписка с Екатериной II. Наконец, особенности взглядов Вольтера на будущее общество и государство, соответствующее настроениям определенных социальных групп, нашли яркое выражение в выпадах по адресу радикального теоретика Руссо.

Но, повторяем, заучивать биографии всех мыслителей подряд незачем. Не нужно запоминать и рассказывать на зачете факты из жизни хотя бы и видных представителей политической мысли прошлого, которые никак не связаны с содержанием политико-правовых доктрин. Так, никакой пользы не принесет студенту знание того, что первого крупного представителя теории естественного права Гроция, заточенного в тюрьму, его жена и служанка вынесли оттуда в ящике из-под книг. Содержание знаменитой «Утопии» Мора никак не связано с блистательной политической карьерой ее автора, а затем его трагической судьбой.

Даты жизни мыслителей обозначены в учебниках и лекциях для того, чтобы студент знал, к какой эпохе относится деятельность автора той или иной политико-правовой доктрины. Заучивать все эти даты не нужно. Но необходимо точно знать, в каком веке создана анализируемая политико-правовая доктрина. Если же век сложен и богат событиями, следует обязательно определить, о какой части века идет речь. Разумеется, незнание некоторых дат (1688, 1789-1794, 1825, 1861г.г. и т.п.), свидетельствующее о совсем недостаточной подготовке по истории, не может не отразиться на оценке знаний студента по истории политических и правовых учений.

4.2.Учебная литература и источники

К использованию рекомендуются следующие учебники:

История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2001. В учебнике освещаются основные политико-правовые теории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени; дается общая характеристика современных политико-правовых концепций; значительное место уделено истории политических и правовых учений России. Каждый период развития государственно-правовой мысли предваряется введением, дающим общую характеристику эпохи, в которой развивались анализируемые взгляды и общую оценку рассматриваемых учений. Объем учебника – 727 страниц.

История политических и правовых учений / Под ред. О.В. Мартышина. М., 2006. В учебнике дается анализ основных направлений политической и правовой мысли от древности до наших дней в России, странах Запада и Востока. При этом более полно, чем в предыдущих учебных пособиях, представлена политико-правовая мысль России. В учебнике выделяются консервативное, либеральное, социалистическое направления в политических и правовых учениях. Используется хронологический и страноведческий принцип изложения материала, поэтому затруднен анализ различных типов правопонимания в их развитии. Объем учебника – 900 страниц.

В.П. Малахов. История политических и правовых учений. М., 2003. В учебнике представлены только западно-европейские и российские государственно-правовые доктрины. Пособие содержит обобщения и выводы по каждой главе. Объем – 623 страницы.

История государственно-правовых учений / Под ред. В.В. Лазарева. М.:Спарк, 2006. В данном учебнике хронологический подход не имеет такого доминирующего значения, какое ему придается в другой учебной литературе.

При изложении материала используется сочетание хронологического, страноведческого, портретного и проблемно-теоретического подходов; при этом каждый из них является основным в разных главах. По замыслу автора, студент должен получить представление о развитии политико-правовой мысли а) в наиболее развитых странах, б) в учениях классиков, в) в отдельных направлениях и школах. Объем пособия – 672 страницы.

Для углубленного изучения отдельных вопросов истории политических и правовых учений желательно использовать цикл монографий, вышедших под редакцией В.С. Нерсесянца:

История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985.

История политических пи правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.

История политических и правовых учений. 17-18 в.в. М., 1989.

История политических и правовых учений. 19в. М., 1993.

История политических и правовых учений. 20в. М., 1995.

При наличии соответствующей возможности желательно обращение к лучшим пособиям дореволюционной поры:

Чичерин Б.Н. История политических учений. СПб., 1869-1901 (в 5 т.)

Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1898.

Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права // Новгородцев П.И. М., 1995.

Шершеневич Г.Ф. История философии права. Казань, 1896.

Список научной литературы указан как в планах семинарских занятий, так и в библиографическом списке по всем темам изучаемого курса.

Изучение первоисточников безоговорочно рекомендуется студентам и всем, интересующимся историей политических и правовых учений. Ряд источников не велик по объему и вполне доступен для восприятия читателю, не имеющему специальной подготовки. Таковы, например, известный трактат Макиавелли «Князь» (в иных переводах – «Государь»), «Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, книга Руссо «Об общественном договоре», «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и другие источники, а также «Манифест коммунистической партии» Маркса и Энгельса, книга Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (глава IX), работа Бакунина «Государство и анархия» и др. Здесь (а также в рекомендациях литературы по учебной программе), названы те произведения, которые много раз издавались и переиздавались и поэтому доступны студентам. При изучении произведений больших (например, Монтескье «О духе законов») или сложных для восприятия (например, «Философия права» Гегеля) полезно проконсультироваться у преподавателя.

Существенным подспорьем при изучении источников является многотомная «Антология мировой правовой мысли» и хрестоматии по истории политических и правовых учений (например, хрестоматия, составленная В.П. Малаховым и изданная в 2000 году в издательстве Академический Проект).

Перечень источников указан как в планах семинарских занятий, так и в библиографическом списке применительно к каждой теме данного курса.

Понятно, что в течение одного семестра студент вряд ли сможет ознакомиться со всеми этими источниками; обязательным является изучение одного источника в процессе подготовки к каждому семинарскому занятию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: